Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Кондратов.   Погибшие цивилизации

Осирис-Христос и Мадонна-Исида

Осирис, согласно древнейшим египетским мифам, был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он был царем Египта, научившим людей земледелию и садоводству. Злой бог Сет, брат Осириса, предательски умертвил бога-царя и захватил его трон. Жена Осириса, богиня Исида, нашла тело своего мужа и стала оплакивать его. Осирис чудесным образом воскрес, но не пожелал оставаться на этом свете и отправился в подземное царство мертвых, чтобы быть там царем и вершителем судеб умерших.

Более пяти тысяч лет назад был создан в долине Нила миф о боге, страждущем и умирающем подобно человеку; о боге, в смерти своей над смертью восторжествовавшем и ожившем вновь; о боге, который после своего чудесного воскресения стал повелителем «царства мертвых», властелином «того света». Культ Осириса был близок и понятен простому народу Египта. В нем находил он утешение; в Осирисе, познавшем зло и скорбь жизни, прошедшем сквозь муку смерти, видел он своего защитника и покровителя.

Христианство распространялось в Римской империи первоначально среди рабов и бедноты: их привлекал «демократизм» учения Христа, обещание личного спасения, проповедь воскрешения и блаженной жизни после смерти в этом мире. Эти черты христианской религии имеют египетские корни. Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова — пасха. Совершая мистерии в честь чудесного воскрешения Осириса, торжественное шествие египтян отправлялось к Нилу в поисках мертвого тела бога, убитого злобным братом. Естественно, тело Осириса не находили и это означало, что бог-человек воскрес.

Крестный ход во время христианской пасхи, так же как в Египте десятки столетий назад, отправляется на поиски мертвого тела. И отсутствие этого тела, как и в мистерии Осириса, означает воскресение того, кто «смертью смерть попрал». Об этом чудесном воскрешении радостно извещает хор, возглашая: «Христос воскрес».

В христианской религии отразились представления, связанные и с божественной супругой Осириса — Исидой. В египетской мифологии она предстает прежде всего как женщина-мать, бесконечно любящая своего чудесно рожденного сына Гора (найдя тело Осириса, превратившаяся в соколицу Исида опустилась на труп своего мужа и чудесным образом зачала от него сына Гора). Материнская любовь, чувство глубоко человеческое, понятное всем, олицетворением которого была Исида, сделало ее заступницей всех египетских матерей. Культ Исиды был необыкновенно популярен в народе, ее почитали повсеместно.

В VI–V вв. до н. э. культ египетской богини-матери проникает в Грецию. В эллинских городах воздвигаются храмы Исиде. В 333 г. до н. э. египетским купцам было разрешено построить храм Исиды даже в Пирее, гавани Афин. Около II в. до н. э. через греческие колонии в Сицилии и Южной Италии культ Исиды проникает на территорию Римской республики. Храмы, часовни, святилища Исиды строятся и в самом Риме, и по всей Италии. Постепенно культ египетской богини-матери проникает в римские провинции. Развалины святилища Исиды были не так давно обнаружены на территории Венгрии. Богиня-мать была покровительницей селения Лютеция, ныне известного как великий и славный Париж.

Даже после того как Франция приняла христианство, статуя богини Исиды, объявленной христианской святой, вплоть до 1514 г. (!) стояла на южной стене аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Таким образом, в центре Франции Исида на добрую тысячу лет пережила свою популярность на родине, ибо ее культ в Египте угас в V в. н. э.

Образ Исиды был воспет и прославлен гениальным искусством Древнего Египта. Причем именно египетское искусство впервые в мире создало глубоко поэтичный символ материнства, изобразив женщину с ребенком на руках. В египетском искусстве Исида, как правило, предстает перед нами кормящей грудью своего сына Гора или держащей его на коленях.

Нет ничего удивительного в том, что сложившийся в Египте идеал женщины-матери оказал огромное влияние на иконографию христианской девы Марии, которую обычно изображают с младенцем Христом на руках.

В христианскую иконографию перешли и многие представления египтян о страшном суде. Осирис, так же как и Христос, после чудесного своего воскрешения не возвращается на землю людей, а уходит в мир иной, в царство мертвых. Там царь Осирис правит египетским раем — Полями Даров. В этом раю может воскреснуть каждый египтянин, воскреснуть для вечной жизни в стране, где нет ни бедных, ни богатых, где все равны и счастливы. Но для того чтобы попасть в землю обетованную, в поля блаженных, нужно иметь безгрешное сердце. Душа умершего человека обязана это доказать.

Представление о суде царя мертвых Осириса оказало огромное влияние на христианское осмысление страшного суда. Так, для того чтобы узнать, грешно ли сердце человека, боги Анубис и Гор взвешивали сердце его на весах, стоящих в зале, где Осирис творил свой суд над душами. Известно, какое важное значение имели весы правосудия и христианском учении о загробной жизни.

Но не только догматами, притчами, понятиями «рая», «ада», «воскрешения из мертвых» или «страшного суда» обязаны античность и средневековье Древнему Египту.

В Египте были выращены такие культурные растения, как яблоня, гранат, маслина. Колыбелью зоологии, географии, физики и химии мы также должны считать страну пирамид. Даже в нашем современном языке науки можно обнаружить множество египетских слов. Например, оазис, Ливия, ибис, лев, папирус, фармакопея, натр. Слово «химия» также древнеегипетское, оно происходит от коптского названия Египта — «Хими».

Платон и Демокрит, Архимед и Пифагор и многие другие философы и ученые античности черпали знания из произведений египетских жрецов. Математические папирусы заложили основы геометрии; греки продолжили и развили то, что было начато египетскими жрецами. Начала медицины и художественной литературы, алфавитное письмо и монументальная скульптура и многие другие достижения западноевропейской цивилизации нельзя рассматривать в отрыве от достижений египетской научной и художественной мысли.

Тут-то мы и подошли к главному вопросу. Только ли культура античности и Западной Европы обязана столь многим цивилизации долины Нила? Быть может, древние египтяне повлияли и на другие народы и страны? Нельзя ли проследить их влияние по всему миру вплоть до острова Пасхи и Нового Света? Не является ли египетская цивилизация колыбелью человеческой цивилизации вообще, а религия Египта — матерью всех религий мира? Ведь древние жители долины Нила не ограничивались пределами своей страны и совершали поистине удивительные и далекие путешествия.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Надежда Ионина, Михаил Кубеев.
100 великих катастроф

Алексей Шишов.
100 великих героев

Кайрат Бегалин.
Мамлюки

Г. А. Порхунов, Е. Е. Воложанина, К. Ю. Воложанин.
История Сибири: Хрестоматия

У. М.Уотт, П.Какиа.
Мусульманская Испания
e-mail: historylib@yandex.ru