Список книг по данной тематике

Реклама

Антонио Аррибас.   Иберы. Великие оружейники железного века

Тартесские украшения

   Тартесский район дал самую большую и богатую серию находок на полуострове. Отсутствие внешних свидетельств вынуждает нас датировать эти предметы исключительно по классификации стилей.

   Рис. 59. Распространение украшений и металлообработки (VI–II века до н. э.), а также «брасерильо» и ойнохой

   Клад из Ла-Алиседы (провинция Касерес) содержит серьги, браслеты, ожерелья, небольшие цепочки, аппликации, кольца, печати и другие более важные предметы. Один из них – позолоченный пояс, на гранулированной основе которого красуются укротитель льва, грифон и пальметты. В них легко узнать их восточные и финикийские прототипы. Однако эти модели выполнены с использованием другой технологии. Некоторые пальметты аналогичны пальметтам на изделиях из слоновой кости Кармоны (которые в основном считаются местными произведениями), а также на рисунках из Галеры.

   Рис. 60. Бронзовые «брасерильо» и кувшин из кургана в Ла-Канада-де-Руис-Санчес (Кармона, провинция Севилья)

   Несмотря на свое отдаленно восточное происхождение, диадема отражает этрусское влияние и тартесские корни, так же как и серьги с восточным мотивом ястребов и пальметты, интерпретированные на западный манер. Браслеты и ожерелья содержат различные элементы, такие, как амулеты с капсулами, напоминающие предметы западного искусства с восточными тенденциями. Печать с изображением «древа жизни» между стоящими на задних лапах грифонами под пальметтами с египетским ястребом в качестве короны и с божествами по обе стороны вполне может считаться сирийским импортом, хотя похоже, что она более тесно связана с Кипром (600–475 годы до н. э.).

   Различные бронзовые кувшины (ойнохои) (некоторые с оленьими головами) датируются VI веком до н. э., центром их производства считается либо Гадес, либо Тартесс. Эти кувшины вместе с бронзовыми «брасерильо» составляют «ритуальный набор», распространенный от Ла-Алиседы до Тивиссы, т. е. от Запада до Каталонии.

   Тартесская группа старше и датируется VI веком до н. э., в то время как группы Верхней Андалузии и Юго-Востока (Галера и Сигарралехо) относятся к IV веку до н. э. Позднее они стали известны кельтам Месеты, которые, в свою очередь, передали их иберам Испанского Леванта в период между IV и II веками до н. э.

   Самая последняя сенсационная находка драгоценностей была сделана в Эль-Карамболо возле Севильи. Клад содержал 21 предмет из 24-каратного золота общим весом 2950 г. Каждый предмет состоит из двух пластин, спаянных по периметру, ровных внутри и покрытых углублениями и выпуклостями снаружи. Большая часть украшений припаяна к пластинам. Часть этих предметов орнаментирована розетками и полусферами, другая – чашечками, ободками и полусферами в углубленном центре.

   В первую группу входят нагрудная пластина, два цилиндрических браслета и восемь прямоугольных пластин. Нагрудная пластина имеет форму растянутой шкуры быка с четырьмя трубчатыми окончаниями, через которые проходили шнурки подвески. Украшение состоит из рядов полусфер и штампованных розеток, помещенных в капсулы в границах впалых и выпуклых полос меньшего размера. Каждый браслет имеет две накладные цилиндрические пластины, украшенные на манер нагрудной пластины. Серия из восьми пластин (четыре, меньшего размера, украшены четырьмя рядами розеток, а четыре, большего размера, четырьмя рядами напоминающего розетки орнамента) также имеет отверстия для подвески.

   Во вторую группу входят нагрудная пластина, восемь прямоугольных пластин и ожерелье. На нагрудной пластине имеются ряды полукругов, перемежающиеся с рядами плоских колец, расположенных по краю. Центральная вертикальная полоса состоит из полых полусфер, окруженных кругами и плоскими чашечками. Пластины украшены так же, как указанные выше предметы, однако украшения выполнены по методу чашечек или перехлестных дуг.

   Рис. 61. Золотая нагрудная пластина в форме растянутой шкуры быка. Часть клада из Карамболо, провинция Севилья. Ширина по диагонали 170 мм. Археологический музей Севильи

   Ожерелье состоит из семи подвесных колец – печаток, окружности и печати которых украшены особым способом. Этот орнамент состоит из параллельных решеток, дисков и чашечек на экранах, закрывающих внутреннюю часть колец, а также из зон с треугольниками на стенках капсул. Овальные и плоские поверхности печати украшены флористскими мотивами, одни из которых напоминают восточный тип, а другие – стиль Арчены. На заднем плане полусферы расположены рядами.

   Рис. 62. Ожерелье с подвесными печатями из клада Карамболо. Общая длина цепочки 600 мм. Археологический музей Севильи

   Пластины носили соединенными вместе в виде короны, на манер финикийско-киприотских украшений. Предметы с плоскими полусферами имеют параллели в виде архаических подвесок Тессали, а в качестве их последователей можно назвать предметы из Сантьяго-де-ла-Эспада и круглые диски Дамы де Эльче.

   Ожерелья можно сравнить с предметами из Алиседы, а также с украшениями из Этрурии и восточных центров начала VI века до н. э. Хотя розетки отражают восточную концепцию, их соединение с капсулами за предела ми Иберии неизвестно. Чашечки в определенной степени напоминают украшения тронов из слоновой кости из Самоса и Нимруда, а также некоторых протокоринфских ваз, однако у них нет никаких параллелей в стиле украшений.

   Рис. 63. Золотая подвеска-ожерелье с зернением, напоминающая по форме фигуру человека. Высота 26 мм. Из Кортихо-де-Эвора, провинция Кадис. Археологический музей Кадиса

   В этой коллекции украшений соединились мастерство и стиль, утонченность и варварство, сочетавшие в себе восточное и местное влияние. Предметы имеют высокое техническое качество, но демонстрируют недостаток воображения в декорировании. Они могут быть датированы началом VI века до н. э.

   Еще один клад был найден на ферме Эвора возле Санлукар-де-Баррамеды в провинции Кадис. В него входит диадема с гранулированной обработкой наподобие предметов из Алиседы и Хавея, восемь частей браслета, в определенной мере схожего с украшениями из Родоса и Тарроса, а также несколько ножен и бусин с аналогичным украшением (стилизованная человеческая фигура). Это прототипы поздних египетско-киприотских картушей, которые вдохновляли также и художников Алиседы. Пара серег с подвесками и часть ожерелья, украшенные розетками, цепочками, дисками и полумесяцами, относятся к той же традиции.

   Такой тип ожерелья с капсулами найден в Ла-Крус-дель-Негро (провинция Севилья), а позднее на скульптуре Дамы де Эльче. В конечном итоге можно констатировать, что тартесские находки происходят из древнего восточного источника, что также прослеживается в фигурках из захоронений Танит-Деметры на Ивисе и Сицилии. Эти предметы могут быть связаны и с гипотетическими путешествиями родосцев.

   Рис. 64. Золотая ушная подвеска из Кортихо-де-Эвора, провинция Кадис. Длина 24 мм, максимальная ширина 24 мм. Археологический музей Кадиса

   В Верхней Андалузии ярким примером работы тартесских умельцев может служить маленькая золотая головка льва из реки Хандулы (провинция Хаэн), которая может иметь параллели в украшениях Родоса VII века до н. э.

   Активное распространение тартесских украшений и предметов металлообработки подтверждают находки украшений подобного типа в районе Месеты, примером которых может служить часть ремня с украшением в виде грифона из Санчорреха (провинция Авила), а также фигурка богини из Серро-дель-Берруэко (провинция Саламанка).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ян Буриан, Богумила Моухова.
Загадочные этруски

Дэвид М. Вильсон.
Англосаксы. Покорители кельтской Британии

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов

Т.Д. Златковская.
Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.

Вера Буданова.
Готы в эпоху Великого переселения народов
e-mail: historylib@yandex.ru