Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.7.4. Скифополь – Бет-Шеан и скифы

Часто приводимый аргумент в пользу историчности скифских вторжений в Палестину — существование там в эллинистическую эпоху города Скифополя — должен быть, однако, отвергнут. Предположение о том, что этот город получил свое название от скифов, осевших в Палестине после упоминаемого Геродотом набега и основавших здесь свою колонию, было сделано еще в античности: оно сохранилось в «Хрониках» Евсевия (Euseb. Chron. II, 88 Schoene = Georg. Syncell. 255, 6 — 7 Mosshammer). Это толкование было поддержано рядом современных авторов и достаточно часто встречается и до сих пор60.

Однако название «Скифополь» использовалось только в грекоязычной среде61; семиты всегда называли город его древним именем Bet-se’an (ср. например билингвы на оссуарии из Иерусалима: אמיה הבטנית/Άμμία Σκυθοπολιτίσσα и חנינ הבטני/Άνιν Σκυθοπολείτης62).

Уже a priori трудно себе представить, что кочевые скифы могли осесть в этом городе во время своего достаточно краткосрочного набега и сохранять идентичность до эллинистической эпохи, когда они могли дать городу свое имя. Такое предположение к тому же опровергается результатами археологических раскопок в Бет-шеане, который отождествляется с современным Телль эль-Хусн, к северу от современного города. История города представляется по археологическим данным в следующем виде63. Телль был заселен начиная примерно с 3500 г. до н. э.; с эпохи Тутмоса III и до времени Рамсеса III здесь находилась египетская крепость. Примерно во второй четверти XII в. до н. э. она была захвачена филистимлянами и стала достаточно крупным культовым центром (слои VI—V нижний)64, который неоднократно упоминается в Библии (los. 17, 11 — 13, 16; lud. 1, 27-28; I Chron. 7, 29; 10, 8-12; I Sam. 31, 8-13; Reg. I, 4, 12). Около 918 г. дон. э. филистимский Бет-шеан был захвачен израильтянами (переход от нижнего к верхнему V слою), однако храмы продолжали еще некоторое время функционировать. Около 800 г. до н. э. израильский Бет-шеан был разрушен, храмы прекратили свое существование. Еще некоторое время на его месте сохранялся незначительный «сквоттерский» поселок, жители которого использовали остатки строений предыдущего периода (IV слой). Бет-шеан был полностью покинут примерно в конце VIII в. до н. э.; возможно, остатки его населения были депортированы ассирийцами вместе с жителями Мегиддо и Самарии. Город был восстановлен только в эпоху Птолемея II. Таким образом, в VII—IV вв. до н. э. не только скифское, но и какое-либо другое население в Бет-шеане отсутствовало, так что говорить о наличии какой-то связи между скифским вторжением VII в. до н.э. и греческим названием «Скифополь» III в. до н. э. вряд ли приходится. Излишне добавлять, что специальный поиск среди достаточно богатых материалов Бет-шеана предметов, которые хотя бы отдаленно могли бы быть поставлены в связь со скифами VII в. до н. э., дал отрицательный результат65.

Совершенно неубедительна попытка доказать историчность традиции об оседании части скифов в Бет-Шеане, опираясь на свидетельство одной свинцовой таблички с заклятиями, обнаруженной здесь66. В табличке упоминаются два имени, Σαρματίων и Σαραμαννα, которые авторы статьи считают скифскими (второе со знаком вопроса). Что касается второго имени, следует сразу заметить, что оно не имеет никакого отношения к скифам, и сами авторы указывают для него гораздо более убедительные семитские соответствия. Что касается первого, то оно, очевидно, образовано от названия сарматов. Не исключено, что в действительности здесь идет речь о достаточно распространенном имени Σαρμάτα/ης, поскольку составительница заклятия, обычно именующия себя Πανχαρία, однажды (стк. 24) употребляет и диминутив Πανχάριον. В любом случае, подобные имена, образованные от этнонимов, широко употреблялись в римской империи и ничего не говорят об этносе их носителей (мать этого Сарматиона, кстати, носит вполне римское имя Ursa). Следует добавить, что текст, о котором идет речь, весьма поздний — не ранее IV в. н. э. То, что в Бет-шеане/Скифополе в это время жил человек по имени Сармат или Сарматион, может объясняться множеством различных причин, связанных с модой на личные имена и не имеет, конечно, никакого отношения к походу скифов в Палестину VII в. до н. э. Добавлю еще, что сарматы — вовсе не то же самое, что скифы, и имена, образованные от их названия, начинают распространяться в античном мире лишь с III в. до н. э., когда они, вытеснив скифов из причерноморских степей, начинают играть все большую роль в жизни греков, а позже и римлян.

Предположение о том, что Скифополь был назван по одной из скифских групп, вторгшихся в Палестину в VII в. до н. э., было не единственным объяснением этого имени, предлагавшимся в античности. Существование «скифского города» в Палестине вызывало интерес и недоумение уже у античных авторов. Неудивительно поэтому, что у них возникали различные теории о происхождении названия этого города. Так, название города объяснялось тем, что Дионис похоронил здесь свою кормилицу по имени Ниса (Νύσα / Νύσσα было третьим именем Скифополя / Бет-шеана, которое город получил в эпоху Антиоха IV) и оставил скифов из своей свиты охранять ее могилу (Plin. N.h.

V, 74; Solin. 16). По другой версии, здесь поселились скифы, отправленные царем Скифии (вместо Таврики) Тоантом преследовать Ифигению, бежавшую вместе с Орестом. Дойдя до нынешнего Скифополя, они узнали, что беглецы более недоступны, поскольку скрылись за морем, и остались здесь, боясь вернуться с пустыми руками (Io. Malal. V, 36 Thum; Geoig. Cedr. 237, 17—21 Bekker)67. Связь Скифополя со скифским набегом VII в. до н. э. принадлежит к тому же ряду поздних конструкций, основанных лишь на интерпретации названия города и имеет не больше отношения к реальности.

Происхождение название «Скифополь» было убедительно объяснено М. Ави-Йоной. Согласно его предположению, Птолемей II, основав новый город на месте древнего Бет-шеана, поселил здесь клерухов из числа т. н. «скифских» подразделений своей армии. Эти подразделения конных лучников, которые вовсе не обязательно формировались из этнических скифов или среднеазиатских саков, играли существенную роль в эллинистических армиях68. Таким образом, Скифополь действительно получил свое название от «скифов», но не настоящих скифов, участвовавших в набеге на Палестину VII в. до н. э., а ветеранов «скифских» подразделений армии Птолемея II. Этническое происхождение этих ветеранов неизвестно, однако они в любом случае были сильно эллинизированы и воспринимались местным населением как греки.



60 См. например Beer 1921, 947; Piotrowicz 1929, 492; Rowe 1930, 42; Sulimirski 1954, 294; Rowley 1962-1963, 210-211; Yamauchi 1982, 84; Sulimirski, Taylor 1991, 567, n. 68 и др.

61 Упоминания в античной и византийской литературе см. Avi-Yonah 1976, 93-94. Под этим названием город впервые упоминается, видимо, Полибием в его описании завоевания Палестины Антиохом 111 в 218 г. до н. э. (Polyb. V, 70, 4).

62 Frey 1952, № 1372-1373.

63 James 1966; James, Kempinski, Tzori, Bahat 1975, 207-229; Yadin, Geva 1986; Mazar 1993, 214-223.

64 Публикацию храмов см. Rowe 1940.

65 Avi-Yonah 1962, 126; James 1966, 139.

66 Youtie, Bonner 1937, 49-52.

67 Это один из топосов греческих колониальных легенд, особенно эллинистического периода. Ср. подобные легенды о Кадме, Фениксе, Килике и Фасосе, посланных Агенором, чтобы вернуть Европу, о колхах, посланных Ээтом за Медеей и Ясоном, или о Лирке и Кирне, посланных Инахом на поиски Ио. Источники см. Vian 1963, 81, п. 3-5 и Diod. V, 60, 4-5.

68 Avi-Yonah 1962, 126-127; ср. Negev 1976, 815-816.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Светлана Плетнева.
Половцы
e-mail: historylib@yandex.ru