Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Эрик Шредер.   Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Абу Ала из Маарры

   Когда я проезжал через Маарру, Абу Ала считался правителем города. Хотя он очень богат, и у него много рабов и слуг, и все горожане подчиняются ему, как подданные, он, отринув мир, носит власяницу, никогда не выходит из дому и не съедает за день ничего, кроме манны ячменного хлеба. Его ворота никогда не бывают заперты; но его чиновники и последователи, которые руководят городом, советуются с ним лишь о действительно важных делах. Он никогда не отказывается от предложенных ему денег. Он постится весь день, бодрствует ночью и не хочет иметь ничего общего с тем, что происходит в миру.

 

Пророк ничем не лучше проповедника.

Он молит, он казнит, и вот он мертв,

А все ж ничтожность человеческой природы

Жива и умножается опять.

 

 

Рай, ад ли, нежный, яростный ли свет.

Но оба – пища тьмы.

Мы лишь перемещаем

Болотные огни в течение ночи без конца.

 

 

Не так давно рыданья похорон

Утихли, как уж слышен гомон свадьбы

И застонало колесо судьбы.

 

 

И тот, и то в единое рыданье слились.

Я пью, и я смеюсь, но в чаше сей

Презренье лишь и боль.

 

 

Я также кубком был и был разбит.

С тех пор мне целым никогда не стать,

Ползущий червь, о плоти говоря, мне показал,

Как я однажды этим ложем был.

Когдаато камень, ныне только пыль.

 

 

«Как может быть, – сказал гончар, —

Что я, твой раб, создать смогу такой сосуд,

Лишь стоит пожелать,

С которым у людей не будет ссор».

 

   «Некоторые стихи, – говорил Абу Ала, – посвящены Раванди:

 

Дары земли делил между людьми

Тот, кто был пьян, а сверх того и подл.

 

   Если бы это двустишие материализовалось, оно бы возвысилось в своей греховности над пирамидами. Возможно ли спасение человека от его ничтожества? Оно предопределено.

   Считается, что я ученый человек. Но я не обладаю ни обширными знаниями, ни глубоким интеллектом. Предполагается, что я религиозен. Но будь сорвана с меня маска, не одобрявшие меня вряд ли сочтут достаточными простые оскорбления: они б пожелали моей смерти.

   Из уст моих звучат слова безмерной лжи.

   О правде я шепчу, и шепот еле слышен.

   Лучше сохранить блоху, нежели дать милостыню.

   Я – дитя Случая.

   Этот день – сегодня, и нет различия между ним и остальными. Как можешь ты называть один день завтра, а другой – вчера? Для того, кто думает о Всевышнем, прошлое и будущее всегда в настоящем. У верного слуги Всевышнего нет ни вчера, ни завтра.

   Когда приходит время молитвы, я совершаю омовение и иду туда, где намереваюсь молиться, сижу там, пока не отдохнет мое тело.

   Тогда я встаю. Перед собою я вижу Святой Дом, под своими ногами чувствую Мост Страха, рай лежит по правую руку от меня, и ад по левую; и Ангел Смерти стоит за моей спиной. И в мыслях моих эта молитва – моя последняя.

   Но снизойдет Всевышний до принятия моей молитвы или нет, я не знаю по завершении молитвы никогда».

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дэвид Бакстон.
Абиссинцы. Потомки царя Соломона

Николай Николаев.
100 великих загадок истории Франции

Джеффри Бибб.
Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса

Игорь Мусский.
100 великих зарубежных фильмов

Роман Светлов.
Великие сражения Востока
e-mail: historylib@yandex.ru