Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Народные восстания. Восстание Ба Чьеу

Административная политика китайских властей, политика ассимиляции, жестокое угнетение и эксплуатация со стороны завоевателей, естественно, оказывали большое влияние на материальное и духовное развитие вьетнамского народа.

Темпы социально-экономического развития тормозились, многие особенности национальной культуры постепенно стирались. Страна нищала, народ голодал и вымирал. Вьеты уступали противнику во многих отношениях. Но неослабевающее стремление к независимости находило выражение в непрерывных восстаниях.

В одном из донесений ханьским правителям китайский чиновник Ян Сюн, расписывая красоты Зяоти, в то же время жалуется, что там «население очень коварно и часто бунтует».

В послании, адресованном у Суньцюаню, правитель Зяоти Се Цзун отмечает: «Зяоти... обширная страна с населением многочисленным, опасным и вероломным. Люди этой страны легко поднимаются на бунт и крайне трудно управляемы».

Наместник Зяотяу Тао Хуан в письме цзиньскому двору просит не сокращать численность оккупационных войск, так как народу Зяоти «надоела спокойная жизнь, ему нравится бунтовать».

Придворный историк династии Ци пишет: «Народ Зяотяу живет в труднодоступных и удаленных районах, постоянно восстает».

Все эти признания, высказанные устами врагов, лишь дополнительно свидетельствуют о том, что народ вел борьбу не на жизнь, а на смерть против своих поработителей, и лишь благодаря этой непокорности и непримиримости предков, благодаря их непрерывным, смелым, бунтарским действиям вьетнамцы не были ассимилированы и не утратили своих национальных корней.

После движения сестер Чынг центр повстанческой борьбы переместился на Юг, в Нятнам. в результате многочисленных восстаний тямов и других народностей (происходивших в 137—144 гг., 157-м и других годах) в конце II в. возникло независимое государство Тямпа.

На Севере после временного затишья с начала II в. вновь повсеместно вспыхивают и ширятся народные восстания, в 144 г. Б Кыутяне были разрушены крепостные укрепления ханьских войск. Во время восстания Тю Дата (157 г.) были перебиты начальники уездов и убит сам правитель округа, в 178 г. десятки тысяч жителей Зяоти, Кыутяна, Нятнама, Хэфу поднялись на борьбу под предводительством Лыонг Лонга и на четыре года (178—181) полностью взяли власть в свои руки. Состоявшие на службе в китайских войсках вьетнамцы под влиянием этих народных восстаний также неоднократно поднимали мятежи (в 116, 137, 184 гг.). Таким образом, народные восстания в течение всего II века носили постоянный характер и Ёесьма широкий размах. От небольших, разрозненных бунтов повстанческое движение постепенно перерастало в крупные выступления, сплачивавшие население целых округов (восстания Тю Дата, Лыонг Лонга и др.). В ходе совместной борьбы против гнета иноземных феодалов крепло содружество всех народностей, живущих на вьетнамской земле.

В III в. вспыхнуло крупное восстание под руководством Ба Чьеу (248 г.), которое явилось высшей точкой народного движения во II—III вв. Оно проходило в тот момент, когда завоеватели, имея в своем распоряжении большие силы, стремились укрепить свое господство и значительно активизировали ассимиляторскую политику.

У Ба Чьеу (ее полное имя — Чьеу Тхи Чинь) был старший брат Чьеу Куок Дат, который являлся одним из влиятельных вождей в уезде Куанан округа Кыутян (пров. Тханьхоа). Сама Чьеу была женщиной большой силы воли и ума. Ей было всего 19 лет, когда она вместе со своим братом начала собирать силы повстанцев, готовить оружие и все необходимое для восстания. Население окружающих районов горячо поддержало освободительный поход Чьеу. В народе до сих пор бытует колыбельная, в которой говорится о подвигах Ба Чьеу:

Спи спокойно, сынок,
Дай уйти на часок.
Дай взглянуть, как, воссев на слоне боевом,
Бьется геройски Ба Чьеу с врагом!


Некоторые советовали Ба Чьеу выйти замуж вместо того, чтобы поднимать восстание. Им она отвечала: «я готова оседлать ураган, усмирить злые волны, отсечь голову морскому чудовищу, изгнать вояк династии у, освободить родную землю от ярма рабства, но не намерена гнуть спину в служанках или наложницах!».

В 248 г. повстанцы под руководством Ба Чьеу выступили против иноземных правителей. Сама Чьеу проявила выдающиеся способности и редкое мужество в борьбе с врагом. Обычно одетая в кольчугу с золотыми застежками, сидя на боевом слоне, она смело врывалась в гущу битвы, наводя ужас на китайских солдат.

Армия Ба Чьеу выиграла много сражений, был убит сам наместник Зяотяу. Восстание охватило целиком округа Зяоти и Кыу-тян. Летописец династии у признавал, что в 248 г. «все районы в Зяотяу были потрясены восстанием»11*. Китайские правители были серьезно напуганы, в Зяотяу был направлен новый наместник— военачальник Лю Инь и вместе с ним 8 тыс. солдат для подавления восстания. Лю Инь применил жесточайшие репрессии против народа и одновременно подкупил некоторых местных вождей. Оказавшись в кольце окружения, Чьеу Тхи Чинь приняла смерть на холме Тунг (пров. Тханьхоа). Там и по сей день сохранилась усыпальница Ба Чьеу и построенная в ее честь пагода.

После разгрома восстания Ба Чьеу оккупанты еще более усилили гнет и эксплуатацию. Но подавить непримиримый дух сопротивления в народе им так и не удалось, в 262 г. императорский двор направил в страну сановника Дэн Сюня, которому было приказано вместе с правителем Зяоти Сун Цзы, известным своей алчностью и жестокостью, набрать лучших вьетнамских ремесленников для строительства императорской столицы в Нанкине, а также мобилизовать вьетнамскую молодежь в армию китайского двора, взять с местного населения 3 тыс. павлинов, множество свиней. Это вызвало новое восстание вьетов, в ходе которого были убиты и Дэн Сюнь, и правитель Сун Цзы.

Вслед за восстанием Ба Чьеу народное движение сопротивления то исподволь, то широко и открыто продолжало развиваться на протяжении всего периода правления династий Цзинь, Сун и Ци. Неоднократно власть завоевателей оказывалась ликвидированной в целом ряде районов. Так было в 271 г. в фунгиеме (пров. Виньфу), в 299 г. в Кыутяне и других местах. Иногда в связи с отъездом или смертью очередного китайского наместника руководители народного движения (в большинстве своем представители формировавшегося класса вьетнамских феодалов) брали власть в свои руки и ставили китайских правителей перед свершившимся фактом. Так было в случае с Лыонг Тхаком (319—323 гг.), Ли Чыонг Няном, Ли Тхук Хиеном (468—485 гг.) и др. Ли Чыонг Нян, в частности, после смерти наместника Зяотяу поднял народ на уничтожение всех китайских чиновников и военачальников, а затем провозгласил себя наместником. Все китайские сановники, которых династия Сун направляла для восстановления старого режима управления, встречали с его стороны решительный отпор.

В конце правления династии Восточная Цзинь в районе Чжэцзян в Китае вспыхнуло крупное крестьянское восстание под руководством Сунь Аня и Лу Сюня. Потерпев поражение в начале 411 г., повстанцы Лу Сюня отступили к Зяотяу. Более 6 тыс. человек из местного населения, присоединившись к китайским повстанцам, предприняли штурм крепости Лонгбьен. в 412 г. остатки китайской повстанческой армии под руководством Лу Цзиндао также отступили в Зяотяу, где разоренное и обнищавшее население встало на сторону повстанцев и вместе с ними ликвидировало местную китайскую администрацию в Кыутяне во главе с наместником. Это были первые совместные действия вьетнамских и китайских повстанцев.




11*Tam quổc chí (Ngô chí). Кн. 16.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Леонид Васильев.
Проблемы генезиса китайского государства

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая
e-mail: historylib@yandex.ru