Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Восстание сестер Чынг (40—43 гг.)

Чынг Чак и Чынг Ни были родными сестрами, дочерьми лак тыонга в уезде Мелинь (пров. Виньфу), являвшегося потомком Хунг-выонгов. Чынг Чак отличалась выдающимся умом и мужеством. Она была замужем за Тхи Шатем, сыном лак тыонга из уезда Тюзиен (пров. Намха), человеком смелым и патриотически настроенным.

Исторические памятники и легенды, бытующие в Шонтэе, свидетельствуют о том, что мать сестер Чынг — Ma Тхиен — также принадлежала к роду Хунг-выонгов. Она рано овдовела и сама воспитывала обеих дочерей в воинственно-патриотическом духе. Мать оказала значительную помощь дочерям и зятю в организации повстанческих сил, сумев привлечь в их ряды многих племенных вождей (куан лангов, фу дао) и воинов из окрестных районов. В деревне Намнгуен уезда Бави до сих пор сохранилась ее могила, которую в народе называют «гробницей За» (на древневьетнамском языке «за» означало «уважаемая престарелая женщина»),

В тот момент, когда обе семьи лак тыонгов задумали план восстания и готовились его осуществить при поддержке населения, Тхи Шать был убит правителем Су Дином. Но злодейское убийство не только не обескуражило Чынг Чак, а, наоборот, укрепило ее решимость поднять восстание и свергнуть власть поработителей, восстановить независимость, «отплатить за страну, отомстить за свой дом».

Свой долг перед родиной Чынг Чак сумела поставить выше мести за смерть мужа. Как гласит легенда, она в бою всегда снимала траурный убор, чтобы не снижать боевой дух повстанцев. Принимая присягу перед войском, Чынг Чак выделила четыре главные цели восстания, в сборнике народных исторических сказаний, составленном в конце XVII в. («Сборник изречений Небесного юга» — «Тхиен нам нгы люк»), ее слова звучат следующим образом: «Первое — отомстить врагу за поруганную родину, второе — отвоевать все, что принадлежало Хунг-выонгам, третье — отомстить за смерть супруга, четвертое — до конца выполнить свой долг».

В марте 40 г. Чынг Чак вместе со своей младшей сестрой Чынг Ни подняла восстание в районе низовья р. Хат. Со всех сторон стекались люди в Мелинь, центр восстания. Отсюда повстанцы устремились в равнинные районы страны. Они атаковали крепость Луилау (пров. Хабак), резиденцию ханьских властей в-округе Зяоти. в период выступления сестер Чынг происходили многочисленные восстания во всех четырех округах — Зяоти, Кыу-тяне, Нятнаме, Хэфу.

По свидетельству китайской «Истории поздней династии Хань» («Хоу Хань шу», кн. 54 и 86), люди мань и ли (так китайцы называли все южные народы) четырех округов — Зяоти, Кыутян, Нят-нам, Хэфу — одновременно откликнулись на восстание сестер Чынг.

Под руководством сестер Чынг локальные восстания слились в мощное массовое повстанческое движение, охватившее всю страну, как равнинные, так и горные районы, вовлекшее не только вьетов^ но и другие народности, проживавшие на территории бывшего государства Аулак. Характерно, что среди руководителей восстания было много женщин.

Исследования, проведенные в ряде районов, свидетельствуют о том, что десятки руководителей восстания сестер Чынг до сих пор почитаются как святые во многих деревнях Северного Вьетнама [...] В селе Тхыонгтхань (пров. Хатэй) сохранилось предание о том, как некий Кай снарядил отряд из 300 повстанцев-мужчин, которые принимали участие в восстании сестер Чынг, переодетые в женское платье, у народностей таи и нунг во Вьетбаке, у тунов (тьоанг) в Лунчжоу (пров. Гуанси) также сохраняются воспоминания и легенды об участии их предков в восстании сестер Чынг.

Под напором восставших масс власть иноземцев быстро разваливалась. Перепуганные ханьские чиновники, бросив все имущество, документы, официальные печати, бежали к себе в Китай. Су Дин покинул свою резиденцию, оставил служебную печать, остриг волосы и скрылся в Наньхае (пров. Гуандун).

За короткий срок под знаменами сестер Чынг были уже «65 уездных укреплений», или вся территория Вьетнама тех времен. Независимость была восстановлена. Чынг Чак была провозглашена государыней (Чынг-выонг)51, основной резиденцией стала крепость Мелинь. На два года все население страны было освобождено от налогов.

Для защиты наиболее важных районов Чынг-выонг направила войска на север, в Хэфу во главе с Тхань Тхиен и на юг, в Кыу-тян во главе с До Зыонгом. Как гласит народная легенда, Ле Тян, одной из соратниц Чынг Чак, было поручено «управление всеми внутренними оборонными делами». Ее штаб, по преданию, находился в Зяоти.

Победоносное восстание сестер Чынг явилось блестящей страницей в истории вьетнамского народа в начале нашей эры.

После того как Чжао То захватил Аулак, страна вьетов была включена в состав государства Намвьет. Затем, когда ханьские правители объединили Китай под своей властью, все бывшие вассальные территории постепенно подчинились ханьскому двору.

Сюнну были вытеснены на запад, сянбийские племена, соседствовавшие в древности с ханьским населением, оказались у границ Индии. Ханьский двор направил своего посла Чжан Цяня в Туркестан. Он добрался до Согдианы в западной части Памира, а затем через Тибет вернулся в тогдашнюю столицу Китая Ча-нань. Центральная Азия оказалась под влиянием Ханьской империи, имевшей непосредственные связи с Персией и, вероятно, даже с Римской империей. Север Корейского полуострова был превращен в ханьское владение. Бирманское царство перестало существовать. Правители Дунюе и Миньюе (пров. Чжэцзян, Фуцзянь) признали вассальную зависимость от Ханьской империи, а затем были уничтожены. После поражения сил сопротивления во главе с Люй Цзя Намвьет (провинции Гуандун, Гуанси) также был захвачен. Его судьбу разделил и Аулак, полностью присоединенный к Китаю и вновь разделенный на округа и уезды.

Ханьская империя вступила в эпоху своего расцвета, с этого времени покорность всех «диких» народов, всех «вассалов» «сыновьям неба», т. е. ханьским правителям, рассматривалась последними как само собой разумеющееся дело. Ханьские императоры всячески насаждали идеологию монархизма и «великого единства» в целях полного подчинения народов пограничных с Китаем районов Поднебесной империи, при этом считалось, что никто даже не посмеет оспаривать эти положения!

Восстание сестер Чынг потрясло до основания весь юг Ханьской империи [...] Оно стало всенародным повстанческим движением с центром в Хатмоне, где было начато сестрами Чынг, и охватило всю территорию бывшего государства Аулак. Восстание одержало победу потому, что оно носило широкий массовый характер, а не было отдельным стихийным выступлением какого-либо местного вождя или племени. Оно стало ярким выражением сплоченности всех слоев населения, без различия пола и возраста, вставших под знамена восстания, выступивших за изгнание захватчиков и обретение самостоятельности.

[...] Победа народа, провозглашение Чынг Чак правительницей страны и установление независимого правления бросало вызов авторитету Поднебесной империи Ханей. Сестры Чынг вместе со всем народом в течение трех лет отстаивали независимость и суверенитет страны. Это была ожесточенная борьба за национальное самоутверждение народа, издревле имевшего свою культуру, свое отечество [...]

Во главе восстания оказались женщины. Это делает честь женщинам Вьетнама, чьи замечательные достоинства воспеты в легендах о потомках феи и дракона52 [...]

Страна обрела независимость, но соотношение сил по-прежнему было далеко не равным.

Узнав о восстании Чынг Чак и ее восшествии на престол, ханьский император Гуан у приказал властям Хуананя подготовить дороги, транспортные средства, продовольствие и все необходимое для завоевательного похода, в апреле 42 г. ханьские правители послали 20-тысячную армию с 2 тыс. джонок и колесниц на покорение вьетов, поставив во главе этого войска одного из старейших военачальников — Ma Юаня, не раз подавлявшего восстания различных народов и запятнавшего себя кровью китайских крестьян из Ваньчэна (пров. Аньюань). Армия и флот Ma Юаня сосредоточились в Хэфу (пров. Гуандун), а затем двинулись в район Лангбак (пров. Хабак).

Как гласит одна из легенд, уже при подходе армии Ma Юаня к Хэфу отряды Тхань Тхиен неожиданно атаковали ее из засады. Ma Юань был вынужден отступить и повернул свои войска на захват Цану (пров. Гуанси), а затем в обход, через перевал Ти-ланг направился в район Люкдау и с другой стороны атаковал Лангбак.

Чынг-выонг направила войска под руководством своих военачальников из Мелиня в Лангбак для разгрома противника. Там и произошло ожесточенное сражение с захватчиками. Армия Чынг-выонг сражалась героически, но, будучи слабее, потерпела поражение и была вынуждена отступить к Камкхе (пров. Виньфу). Войска Ma Юаня преследовали ее по пятам, в конце концов после целого года героического сопротивления армия вьетов, уступавшая по мощи противнику, была рассеяна. Сестры Чынг укрылись в Хатмоне, а затем покончили с собой, бросившись в р. Хатзянг (май 43 г.)10*. К этому времени сопротивление вьетов в основном закончилось, но в отдельных районах местное население и повстанцы давали отпор врагу, в Кыутяне по-прежнему действовали отряды повстанцев под руководством До Зыонга.

Как говорится в легендах, Тхань Тхиен организовала сопротивление врагу в горных районах Вьетбака. Бат Нан со своими войсками перекрывала горные и лесные дороги, а Ле Тян устраивала засады на водных путях, где ее отряды топили вражеские суда. Но сил у них было недостаточно. Позднее все они по примеру сестер Чынг покончили с собой.

В ноябре 43 г. Ma Юань провел свои войска через Таккхау (пров. Ниньбинь) в Кыутян для подавления оставшихся очагов восстания. Местные вожди вместе с населением Кыутяна продолжали героическую борьбу. Тысячи и тысячи повстанцев и их руководители были уничтожены войсками Ma Юаня. Более 300 предводителей повстанческих отрядов были схвачены и сосланы в Лин-Лин (пров. Хунань). Страна вьетов вновь утратила свою независимость.

Свобода оказалась недолгой. После трех лет борьбы вьеты снова были порабощены китайскими феодалами. Но отзвуки этой героической эпопеи живут и поныне [...]

Восстание сестер Чынг посеяло добрые семена, укрепило волю к борьбе за справедливое дело, к бесстрашному сопротивлению врагу, даже если он силен и могуч. Героические традиции были унаследованы новыми поколениями, продолжены и развиты в годы дальнейшей борьбы против иноземных завоевателей. Отличительной чертой этих патриотических традиций стало умение побеждать более сильного и многочисленного противника, что было характерно для всего процесса возмужания вьетнамского народа и имело огромное значение для всех последующих этапов освободительной борьбы: при любых обстоятельствах вьетнамский народ был полон решимости сражаться за свою независимость до полной победы.




10*По преданию, сестры Чынг погибли 6-го числа 2-го месяца по лунному календарю, с тех пор ежегодно вьетнамцы отмечают эту дату как день памяти сестер Чынг, отдавая дань признательности национальным героиням.


51«Выонг» (слово китайского происхождения), «вya» (слово вьетнамского происхождения) — монарх, государь
52По мифическим представлениям, предками вьетнамского народа были фея и дракон.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.)

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 2. Двадцатый век

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках
e-mail: historylib@yandex.ru