Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Константин Рыжов.   100 великих библейских персонажей

Захария

Начало нашей эры стало для евреев временем напряжённых духовных исканий. В особенности характерно это для секты ессеев, которые восприняли тяжёлые бедствия эпохи римского владычества как зримый «конец времён», близкую и неминуемую катастрофу. В это время среди ессеев окончательно утвердился взгляд на вселенную как на арену битвы между Мраком и Светом, битвы, которая с каждым днём разгорается всё яростнее. Всё говорило о том, что борьба перешла в свою высшую, завершающую фазу. Не сегодня-завтра должен явиться сверхъестественный исход; близится время избавителя — Христа (Мессии), призванного низвести на землю Царство Небесное.

Ессеи ждали, что вот-вот грянут трубы архангелов, и уповали на чудесное вторжение Бога в ход истории, которое явит перед всеми мощь Его Правды. Но Царствие Небесное наступит не сразу. Последнему катаклизму должна предшествовать ужасающая битва между добром и злом. Сатана, его воинство, а также все грешники и земные злодеи понесут в ней окончательное поражение и будут низвергнуты. Спасутся и войдут в Царствие Небесное лишь те, кто принесёт искреннее религиозное покаяние.

Можно сказать, что чаянья ессеев осуществились, хотя и не в том виде, в каком они ожидали. Божественный грозный Мессия не пришёл, но зато в конце 20-х гг. начал Свои проповеди некий Иисус, провозгласивший Себя Христом. Его явлению предшествовала короткая, но очень яркая проповедническая деятельность молодого отшельника Иоханана бар-Захарии, известного в Евангелии под именем Иоанна Предтечи. Фигура его во многом не менее загадочна, чем фигура самого Христа. Откуда пришёл Иоанн? В какой среде он был воспитан? Что подвигло его стать проповедником? Прямых ответов на эти вопросы источники дают немного. Евангелист Лука сообщает, что у Марии была родственница по имени Елисавета. Она была замужем за священником Захарией. Оба они были люди немолодые, но детей не имели. Однажды, когда Захария служил в храме, перед ним явился ангел Господень и сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо Господь услышал твою молитву, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн. Он будет велик перед Господом и многих из сынов Израилевых обратит к Богу». Захария возразил: «Разве может случиться такое? Моя жена уже стара и, конечно, не сможет родить ребёнка». Ангел сказал ему в ответ: «Я, Гавриил, послан к тебе Самим Богом, чтобы благовестить тебе это, дабы ты знал о Его воле. Однако за то, что ты не поверил моим словам, будешь молчать до тех пор, пока не сбудется всё, предсказанное мною». С этими словами ангел отошёл от Захарии. Он же вышел к народу и не мог сказать ни слова, а лишь знаками объяснялся с ним.

Когда кончились дни его службы, Захария возвратился в свой дом. Вскоре после этого его жена Елисавета зачала, но никому в течение пяти месяцев не говорила о своей беременности. Как раз в то время Елисавету посетила жена Иосифа Мария, уже девственно зачавшая Иисуса. И вот, когда она вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету, у той во чреве взыграл младенец. Тут Елисавета исполнилась Святого Духа, воскликнула громким голосом и сказала: «Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Мать Господа моего ко мне? Едва Твой голос дошёл до меня, в моём чреве радостно взыграл младенец. Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа».

Мария пробыла у Елисаветы три месяца и возвратилась в свой дом. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. Соседи и родственники услыхали, что Господь оказал ей Свою милость, и радовались вместе с ней. Когда стали подбирать младенцу имя, то хотели назвать его Захарией, по имени отца. Но Елисавета сказала: «Нет, не годится это имя. Назовите его Иоанном». Родственники спросили: «Почему ты так решила? Ведь среди твоих предков нет никого, кто назывался бы таким именем». Они стали спрашивать у Захарии, как бы он хотел назвать сына. Он взял дощечку и написал: «Пусть будет наречён Иоанном». Все удивились такому совпадению. А Захария вдруг раскрыл свои уста и заговорил впервые за много месяцев. Исполнившись Святого Духа, он принялся пророчествовать и сказал: «Благословен Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь перед лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их».

Евангелия более прямо не говорят о Захарии, однако позднейшие христианские легенды донесли предание о его мученической кончине. Едва успели скрыться из Вифлеема Иосиф с Марией, как в городе по приказу царя Ирода начались убийства детей. Захария отослал из дома свою жену с маленьким Иоанном, а сам отправился в Иерусалим, так как пришла его очередь исполнять служение. Елисавета бежала в пустынные горы, где и укрылась от солдат. Между тем иродовым слугам донесли, что у Захарии есть малолетний сын. Воины приступили к нему с угрозами, говоря: «Отдай нам твоего сына! А то сам умрёшь вместо него!» Захария отвечал: «Я служил Господу, и не знаю, где мой сын». Слуги набросились на Захарию и закололи его мечами между храмом и жертвенником (Мф. 23: 35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Юлия Белочкина.
Данило Галицкий

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Чарлз Патрик Фицджералд.
История Китая

В. А. Зубачевский.
Исторические и теоретические основы геополитики

Генрих Шлиман.
Троя
e-mail: historylib@yandex.ru