Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Под редакцией Г.Л. Арша.   Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Византия и судьбы арберешей

История Византийской империи, просуществовавшей тысячелетие, — это история политического могущества огромной державы и ее падения, это история расцвета цивилизации, оказавшей огромное влияние на культуру Восточного Средневековья, Европы и Древней Руси. Арбереши, включенные в состав империи, пережили с нею все исторические коллизии и испытали мощное влияние ее культуры.

В VII—VIII вв. Византия, сотрясаемая внутренними смутами и с трудом выдерживавшая натиск внешних врагов, фактически утратила контроль над западной частью Балкан. Для восстановления своих позиций правители империи в начале IX в. распространили на этот район новое административное деление на фемы — военно-административные округа во главе со стратигами. Современные албанские земли вошли в фему Диррахий, простиравшуюся к северу от реки Вьосы до Диоклеи (Черногории), и в фему Никополь, охватывавшую территорию к югу от Вьосы до залива Арта.

В IX—X вв. арбереши оказались в сфере военного соперничества между Византией и Болгарией, которое принесло беды и опустошение арберийским областям. С середины IX в. и до начала XI в. земли будущей Албании входили в состав Первого Болгарского царства, потом снова отошли к Византии. В начале XI в. центральная власть империи находилась в кризисном состоянии: в ходе противостояния феодальной бюрократии столицы и военной провинциальной аристократии усилились тенденции завоеванных периферийных областей к отложению от империи. В середине XI в. на землях, где ныне расположена Черногория, возникло самостоятельное славянское государство с центром в Шкодре.

В XI—XII вв. арберийские земли пережили разорительные вторжения норманнов. И в это же время через Балканский полуостров прошли участники Первого крестового похода. Паладины, шедшие «освобождать от неверных гроб Господен», по дороге грабили христиан. От них сильно пострадали Дуррес и Влёра.

Начиная уже с XI в. в сочинениях византийских авторов стало фигурировать географическое и политическое понятие «Арберия» — страна, населенная арберешами. Первоначально понятие «Арберия» распространялось на область от Дрина до Дурреса. Земли эти были в целом пригодны для хозяйственной деятельности, через них проходили важные торговые пути, поэтому экономическая жизнь там развивалась быстрыми темпами. В дальнейшем рамки применения понятия «Арберия» расширялись, охватив и другие территории с албаноязычным населением.

Общее название народа и населенной им территории, несомненно, указывает на внутреннее объединение, на создание этнической общности. Общность хозяйственных навыков и особенности быта и культуры возникали и совершенствовались в процессе приспособления людей к естественной географической среде их обитания, в процессе выработки оптимальных форм. Археологические материалы, датируемые XI—XII вв., которые были обнаружены в долинах, предгорной и горной зонах, указывают на довольно высокий уровень развития земледельческого и скотоводческого хозяйства и ремесел арберешей, на торговые связи между отдельными местностями, населенными арберешами, и между городами Адриатического и Ионического побережий.

К этим городам было направлено пристальное внимание богатых торговых республик — Венеции и Рагузы (современный Дубровник). Некоторые античные города, например Аполлония, Фойнике, Амантия, претерпевшие разорение и упадок в раннем средневековье, не восстанавливались более, но многие старинные города продолжали жить интенсивной хозяйственной и общественной жизнью. Таковы Дуррес, Шкодра, Лежа, Влёра, Тивар (Бар), Дришт. В городах сосредоточивалось многоэтничное население, занятое торговлей и ремеслами: здесь вместе с арберешами жили славяне (среди них немало дубровчан), венецианцы, евреи, греки. Для охраны торговых и стратегических дорог возводились крепости — Круя, Дибра, Канина, Сарда, Белиград (современный Берат) и др. Для этой эпохи было характерно неполное отделение ремесла от сельского хозяйства: многие горожане возделывали поля, выращивали сады в городских окрестностях.

Экономическое развитие, рост городов — все это создавало благоприятные условия для формирования единства населения, основанного на общности языка, культуры и локализованного на сплошной территории Арберии. В этот период арбереши были включены в великое культурное и общественное явление мировой цивилизации, которое именуется византийской культурой. Через Византию они приобщились к христианству — официальной религии государства, идеологической основе императорской власти. Умирал старый порядок рабовладельческого общества, а с ним и его идеология — язычество, нарождалось новое мировоззрение. Главная социальная опора императора — низшие слои городского населения были менее связаны старой традицией, чем противостоящая императору земельная аристократия, державшаяся за языческие культы. Христианская церковь вступила в сотрудничество с государственной властью, создалась компактная организация державы.

В верованиях древних иллирийцев общинно-родовой эпохи отражалось отношение людей к природе, среди которой они жили и обустраивали свой повседневный и производственный быт, а также отношения людей друг к другу в тесном мире их непосредственных контактов. Христианство, с его необычной силой экспансии, разошедшееся по всему европейскому миру, втягивало средневековых арберешей в обширный круг народов Юго-Восточной Европы отныне уже не только в плане материального обмена продуктами труда, но и в отношении религиозном, т. е. культурном в широком смысле этого слова, менявшем общественное сознание. В процессе становления албанского этноса общность христианского культа, безусловно, служила объединяющим фактором.

Точная дата христианизации арберешей не известна. Анализ албанской лексики наводит на мысль, что они приняли христианство ранее совершившегося в конце IX в. крещения болгар и венгров.

Политическое противостояние западной и восточной частей Римской империи привели к формированию двух церквей — католической на Западе и православной на Востоке. Официальный раскол (схизма) произошел в 1054 г. Население албанских областей оказалось разделенным между зонами влияния римско-католического и греко-православного. Значительная часть албанских христиан были православными и в разное время подчинялись патриархам константинопольским, болгарским, сербским. Большое влияние на них оказывала Охридская архиепископия, в которой состояли церкви и монастыри в окрестностях Корчи, Берата, Эльбасана, а временами даже Печская (Ипекская) патриархия. Еще в IX в. в албанских областях проповедовали Климент — основатель Охридской школы просвещения и книжности, а затем его ученик Марк. Позже, после османского завоевания, Охридская архиепископия подчинила православные общины в Италии, Венеции, Далмации, объединявшие албанцев, греков и славян — мигрантов из занятых турками областей Балканского полуострова.

Церковь в селе Мборья. XIV в.
Церковь в селе Мборья. XIV в.

Церковь Пресвятой Троицы в городе Берат. XIII в.
Церковь Пресвятой Троицы в городе Берат. XIII в.

Католицизм насаждал Ватикан, а позже активную деятельность развила Венецианская республика, стремившаяся закрепиться на восточном побережье Адриатики. Центром католической культуры и религии стал Тивар, позднее — Шкодра.

В архитектуре и изобразительном искусстве на землях будущей Албании, как и на всем Балканском полуострове, доминирующее влияние принадлежало византийскому искусству. Упоминавшиеся выше крепостные сооружения представляли собою жилую застройку, окруженную системой оборонительных стен и башен. Стены опоясывали город кольцом (как, например, в Дурресе) или окружали его четырехугольником (в Канине, Леже, Петреле).

Церковь Пресвятой Девы Марии в селе Поян. XIV в.
Церковь Пресвятой Девы Марии в селе Поян. XIV в.

В церковной архитектуре до XII в. преобладал византийский стиль. Примером его может служить церковь св. Николая в Месопотаме близ Дельвины, сооруженная в X или XI в. Это крестово-купольная постройка (имеет в плане равносторонний так называемый византийский крест), сложенная из плоских кирпичей, увенчанная четырьмя куполами, крытая черепицей. Внутреннее пространство двумя рядами колонн разделено на три нефа. В орнаментальном украшении храма присутствуют элементы античные или ранневизантийские: изображения дракона, орла, льва. Эта церковь наиболее древняя из сохранившихся поныне памятников византийского стиля. В городах и селах современной Албании или среди остатков исчезнувших поселений стоят в наше время руины многих церквей подобного стиля. С XII в. в североалбанских областях стали появляться культовые здания романского стиля. Таковы, например, возведенные в XIII в. собор в Шаси, церковь Богородицы в Вау-и-Дайс, церковь св. Сергия и Влаха в Оботи. Живопись в средние века была почти исключительно церковной. В иконографии персонажи священной истории изображались без страсти и движения в сухой, аскетической манере, согласно канонам Афонской школы, переносившей на живопись приемы миниатюры. Наряду с прямым подражанием византийским мастерам существовала и местная школа, имевшая свою специфику: богатый колорит, разнообразие композиций. Византийские каноны сохранялись в албанской иконографии очень долго, вплоть до возникновения станковой живописи в начале XX в. Несколько позже появилась фресковая живопись, наиболее ранние ее памятники датируются XI в.Памятники византийской эпохи дополнили произведения архитектуры, скульптуры и мозаичного искусства римского времени и создали в арберийских землях неповторимую картину сочетания времен и стилей, которая до сих пор отличает албанские города.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич.
Россия времени Ивана Грозного

под ред. Л. И. Гольмана.
История Ирландии

Марджори Роулинг.
Европа в Средние века. Быт, религия, культура

Иван Клула.
Екатерина Медичи

Джуэтт Сара Орне.
Завоевание Англии норманнами
e-mail: historylib@yandex.ru