Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

С.А. Плетнёва.   Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века

3. К вопросу о многоэтничности

Естественно, встает вопрос, уникально ли совместное существование и тесное взаимодействие, так выразительно выявившееся в Дмитриевском комплексе, или оно закономерно распространено по всей донской лесостепи? Оказалось, что сосуществование на этой территории различных типов погребальных обрядов — весьма характерное явление. Так, в Верхнем Салтове на левом берегу Донца расположен, как указывалось выше, большой ямный могильник (Нетайловский). Очевидно, этот памятник оставлен одним из болгарских этносов, хоронивших своих родичей в неглубоких ямах головами на север и, по-видимому, подвергавших покойников ритуальному разрушению скелетов. Как правило, вещей в могилах почти так же много, как и в катакомбных захоронениях.

Ниже по Донцу, вплоть до границы со степью, попадаются иногда отдельные ямные захоронения, чаще могильники, но мало раскапываемые и, как и Нетайловский могильник, почти не издаваемые. Но все они более "классические" по погребальному обряду, а именно — ориентированы головами на запад или юго-запад без ритуальных разрушений скелетов, почти без вещей.

Однако в ареале катакомбных могильников обнаружены не только ямные захоронения, но и более 10 могильников с трупосожжениями. Первый из них (у с. Новопокровское) был открыт на берегу р. Уды, впадающей в Донец [Кухаренко, 1951]. Остатки трупосожжений, произведенных на стороне, были засыпаны в небольшие и неглубокие могилы (без урн). Вещей в них практически не было, все они плохой сохранности. Зато рядом с некоторыми могилами находились так называемые "тайнички", в которых были сложены все вещи, необходимые всаднику: сбруя коня, оружие, в том числе копья, что не свойственно ни аланам, ни степным праболгарским этносам.

Вариантом этого обряда были кремированные захоронения в урнах, помещенных в неглубокие грунтовые ямки. Рядом с ними также находились "тайнички" со сбруей и оружием всадника. Нередко вещи помещали и в ямку с урной. В таком случае длинной саблей, видимо, в сильно накаленном виде обвивали урну. В обычных "тайничках" сабли также сгибались в один или даже два поворота.

Самым исследованным из подобных могильников является могильник у городища, расположенного у с. Сухая Гомольша [Михеев, 1985, с. 6—10, рис. 5—10] (рис. 19). Вещевой и керамический комплекс этих захоронений хронологически абсолютно совпадает с окружающими его комплексами катакомбных погребений. Различие заключается в большей "военизированное™" кремированных погребенных, как бы готовых к длительному походу: в инвентарь входили серпы (для накоса травы коню на ночь на время стоянки), цепи и котлы для варки пищи над кострами в пути и т.д.

Этнос этих людей уже долгие десятилетия остается неопределенным и спорным. Пока мы можем только констатировать наличие аналогичных захоронений, относившихся к VIII—IX вв. и немного более позднему времени (вплоть до XII в.) в западном Предкавказье. Думается, что археологи в ближайшие годы смогут доказательно определить этническую принадлежность этих воинов, но для этого необходимы тщательная обработка и сравнительный анализ материала всех открытых в обоих регионах комплексов. Гипотез о них уже так много, что не будем говорить здесь еще об одной догадке, даже если она более или менее представляется правдоподобной.

Следует подчеркнуть, что никакого сходства эти захоронения не имеют с урновыми трупосожжениями, обнаруженными на Дмитриевском могильнике. Как керамический комплекс, так и оружейные всаднические наборы резко отличают эти две группы друг от друга. "Дмитриевцы", — очевидно, остатки "пеньковского" населения, сильно славянизированного.

Помимо Верхнего Салтова и Дмитриевки, на правом высоком берегу Дона расположены еще девять крепостей, близких внешне и конструктивно к описанным. Вокруг каждой создаются неукрепленные поселения, синхронные городищам. На некоторых из городищ, в частности на Мохначевском и городище у Коробовых хуторов, наряду с обломками характерной для "салтовцев" посуды находят обломки славянских сосудов VIII—IX вв. (роменских). Такие находки свидетельствуют о тесных взаимоотношениях этих двух этнически разных народов. Правда, следует учитывать, что, согласно древнерусской летописи, "роменцы", именуемые в летописи "северянами", в IX в. вплоть до 884 г. платили дань хазарам. От дани они были освобождены князем Олегом, присоединившим земли северян к своему тогда еще небольшому княжеству. Фактически с тех пор северяне стали платить уже не дань завоевателям, а подать главе начавшего формироваться Русского государства. Однако общение славян с хазарами продолжалось вплоть до первых десятилетий X в.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Евгений Черненко.
Скифский доспех
e-mail: historylib@yandex.ru