Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А. Черинотти.   Розенкрейцеры: из молчания – свет

Германия и Франция: эффект «манифестов»

Роберт Фладд и Михаэль Майер (см. предыдущую главу) были не единственными учёными, которые, независимо от того, являлись ли они тайными членами Братства или нет, высказали о нём свое мнение после выхода в свет «Славы Братства» («Fama Fraternitatis») и «Признание Братства» («Confessio Fraternitatis») (см. главу «Трактаты "Слава Братства" и "Признание Братства"»).

В Германии, пока блистала «звезда» Фридриха V, отношение к розенкрейцерам было в целом весьма положительным. В этот относительно короткий промежуток времени вышло немало книг, причём в некоторых явно просматривается тенденция включить философию розенкрейцеров в нравственно-назидательную традицию Ветхого Завета.

Таков, к примеру, «Пегас Небесной сферы, или Краткое введение в мудрость древних, называвшуюся ранее египтянами и персами магией, а сейчас справедливо названную пансофией достопочтенным Братством Розы и Креста» (1618). Автор, некий Стеллатус, соглашается с тем, что изучение Природы имеет «теологическое» значение, являясь в нравственном плане высокой формой милосердия (pietas) (добродетелью, благодаря которой мы подчиняемся высшей справедливости и воздаем Богу должное почитание). В другом интересном тексте под названием «Роза в цвету» (1617 и 1618), приписываемом Флорентинусу де Валентиа, напротив, подчёркивается заключенный в «Славе» и «Признании» призыв исправить недостатки науки в области архитектуры, механики, алгебры, музыки, геометрии, навигации, изобразительных искусств и встать на путь прогресса.

Пройти по пути, намеченным Богом в Великой книге Природы, означает достичь мудрости Адама.

Аргументы противников Братства в Германии можно свести в основном к нескольким клеветническим обвинениям: заговор, направленный на подрыв существующего порядка; занятия магией; двусмысленная религиозная позиция (кое-кто даже высказывал подозрение, что за этим стоят иезуиты, см. главу «Мистико-эзотерические течения, розенкрейцерство и масонство»).

На рисунке воспроизведена гравюра

На рисунке воспроизведена гравюра, появившаяся в 1618 г. в одной из многочисленных публикаций, вызванных в Германии розенкрейцерскими манифестами. Любопытное здание на колесах имеет двери по сторонам, на стене у него - роза и крест. Канат, ведущий к фонарю на куполе, держит рука, возникшая из Имени Божьего. Сам купол снабжен крыльями (в «Cлaве Братства» был девиз: «В тени крыльев твоих, Иегова»). Рисунки в двух верхних углах - явный намек на появление двух новых звезд в созвездии Змееносца и Лебедя, о чём упоминается в «Признании».


В 1623 г. во Франции, если верить тому, что сообщает Габриель Ноде в одной из работ того же года («Просвещение во Франции на правде истории Братьев Розы и Креста»), в Париже появились листовки, предупреждающие о том, что в город стекаются многочисленные члены Братства. По мнению Ноде, это была обычная провокация с целью посеять страх среди горожан.

В анонимно опубликованной книге «Страшные договоры между Дьяволом и предполагаемыми Незримыми», как явствует из названия, делалась ставка на страх перед сатанинскими ритуалами и колдовством, настойчиво внушалась мысль о том, что заклятых врагов христианства можно встретить повсюду, учитывая их способность становиться невидимыми и перемещаться в любое место, не говоря уже об их коварном искусстве маскировки и умению приспосабливаться к обычаям приютившей их страны. Иезуиты, подтверждая это, тоже подчеркивали опасность Незримых для государства.

Французские ученые, возможно, уловили в этой истории черты мистификации, но культурный климат Франции был таков, что у них не было особых причин испытывать симпатию к философии розенкрейцеров.

В стране широкое распространение получил материалистический подход к науке, идеологами которого были так называемые либертины, или деисты.

И всё же иезуит Марин Мерсенн (1588-1648) насчитывал, правда несколько преувеличивая, до 50 тысяч Незримых в одном только Париже. Всерьёз убеждённый в опасности, которую представляли эти таинственные злодеи, католик Мерсенн в 1623 г. выступил против герметической и каббалистической традиции Возрождения. При этом он особенно нападал на Роберта Фладда (см. главу «Роберт Фладд и Михаэль Майер») и говорил, что наука не способна постичь сущность реального, которая известна лишь Богу, и что учёным с трудом удаётся с помощью опыта лишь «вскрыть кору явлений» (М. Даль Пра).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д. Г. Великий.
ЦРУ против Индии

Юрий Бобылов.
Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоёмкого биотерроризма

В.С. Брачев, А.В. Шубин.
Масоны и Февральская революция 1917 года

Этьен Кассе.
Ключ Соломона. Код мирового господства
e-mail: historylib@yandex.ru