Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. Ю. Тюрин.   Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Функции общины в период Тан

Материалы о беглых и «гостевых дворах» свидетельствуют, таким образом, о существовании сельской земледельческой общины в период Тан. Эта община, как мы видели, свободно распоряжалась наделами входивших в нее хозяйств беглых и в то же время заботилась о сохранении их прав на оставленные наделы. Представители общинной администрации присутствовали при заключении сделок по земельным операциям между байсин — членами общины, и их присутствие было обязательным. Все это говорит о том, что община выступала в роли субъекта земельной собственности по отношению к входившим в нее хозяйствам байсин.

В гл. 2 бьгло показано, что правила, регулировавшие землепользование байсин, в условиях надельной системы фактически представляли собой нормы обычного права, на основе которых происходило землепользование в сельской общине. Учитывая данные о существовании такой общины, можно предположить, что именно община регулировала землепользование байсин в условиях надельной системы. Передел земли, согласно танским эдиктам, производился администрацией ли, сян и уездов.

Личжэн, возглавлявшие ли, и цуньчжэн, возглавлявшие деревни, входившие в состав ли, назначались из числа самих байсин. Анализируя их роль в переделе земли, можно думать, что это были должностные лица общины, представители общинной администрации. То же самое относится и к «старейшим» (цилао) в сян и «отцам-старейшим» (фулао) в уездах, сами титулы которых вызывают ассоциации с общиной.

Характерно также, что в сян, по свидетельству турфанских документов, помимо «старейших» назначался и специальный чиновник (сян гуань), ведавший делами сян [126, т. 2, с. 295]. Уезды тоже, как известно, управлялись государственными чиновниками. Вполне вероятно поэтому, что управление сян и уездами велось совместно представителями государственной администрации — чиновниками — и административного аппарата общины — «старейшими» и «отцами-старейшими».
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Екатерина Гаджиева.
Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии

Ричард Теймс.
Япония. История страны.

Леонид Васильев.
Проблемы генезиса китайского государства

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках
e-mail: historylib@yandex.ru