Список книг по данной тематике

Реклама

Антонио Аррибас.   Иберы. Великие оружейники железного века

Статуэтки: вотивные пожертвования

   Хотя большинство вотивных пожертвований в святилищах изготовлено из бронзы, есть и каменные статуэтки, например, из Эль-Сигарралехо, и несколько терракотовых из Ла-Серрета-де-Алькой.

   Вотивные пожертвования в целом представляют собой искусство, отвечающее вкусу простого народа. Но в некоторых случаях, как в Эль-Сигарралехо, художники возвысились над уровнем массового производства.

   В лучших традициях скульптуры из песчаника и белого известняка юго-восточных центров «мастер из Эль-Сигарралехо», вдохновленный греческими оригиналами, создал школу, скульптурные группы которой стали классическими. Ясно видно, что он тщательно изучил работу мышц, конечностей, стараясь передать видимость движения. Рельеф, изображающий ослицу с маленьким осленком, два двухсторонних рельефа с изображением кобылы с жеребенком и двух лошадей считаются шедеврами искусства Юго-Востока. Маленькие лошадки и упряжь тягловых животных из захоронения Ла-Лус и Эль-Серро относятся к той же серии, что и некоторые рельефы «дрессировщика» из Вильярикоса.

   Хотя большинство вотивных пожертвований Юго-Востока не моложе времен 2-й Пунической войны, рельеф из Альбуфереты, изображающий женщину-пряху перед воином, представляет собой сцену, чье, возможно, символическое значение мы еще не можем объяснить.

Терракота, бронза
   Наиболее важные находки с точки зрения искусства ваяния из глины, несомненно, дает кладбище Ла-Серрета, хотя вотивные пожертвования в не меньших количествах встречаются и в Кастильяре и в Ла-Лус. Более 300 глиняных пожертвований из Ла-Серреты дают нам представление о стилях, в которых исполнены эти женские фигурки, как правило, изготовленные путем впрессовывания глины в форму. Некоторые из них связаны с псевдореалистическим восточным искусством, представленным Дамами из Ивисы и скульптурами из Эль-Серро. Считается, что эта группа датируется периодом начиная с римского нашествия. Вместе с тем ввиду хрупкости материала вполне возможно, что они скопированы с оригиналов III века до н. э. Изящная, исполненная с большим мастерством композиция изображает мать-богиню с двумя сосущими ее грудь младенцами в окружении флейтистов. Другие известные статуэтки найдены в Каласейте и Сидамунте.

   Их в большом количестве находят в андалузских захоронениях, но эти произведения трудно датировать, поскольку они встречаются в мусорных кучах и на поверхности. Возможно, они изготовлены в период между IV веком до н. э. и римским нашествием, но их отношение к постройкам и захоронениям неизвестно.

   Форма статуэток отличается большим разнообразием. Наиболее многочисленны небольшие фигурки людей, животных, частей тела, округлых фибул и т. д. Некоторые предметы демонстрируют высокое мастерство ремесленника, чеканку и шлифовку. В других нашло отражение классическое влияние, которое несвойственно предметам массового производства.

   Гораздо чаще встречаются изображения воинов, пеших или всадников, вооруженных, в подпоясанных туниках и плащах. Чаще всего они предназначены для поклонения какому-либо божеству. Встречаются также и обнаженные, подпоясанные ремнем воины, а также статуэтки явно фаллического направления.

   Женские статуэтки одеты в митру, длинную или короткую одежду. В простертых на уровне плеч руках держат голубей, фрукты или хлеб, словно предлагая дары. Некоторые, подобно статуэткам из Ла-Лус, обнажены и имеют преувеличенные формы. Пряжки ремней, гребни и орнаменты позволяют установить их хронологическую связь с другими, более крупными скульптурами.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов

Томас Даунинг Кендрик.
Друиды

Гвин Джонс.
Норманны. Покорители Северной Атлантики

Анна Мурадова.
Кельты анфас и в профиль
e-mail: historylib@yandex.ru