Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.2.4. Обработка гераклейской традиции в литературе

В рассказе Арриана, однако, весьма оригинальная гераклейская традиция, очевидно, скомбинирована с расхожими представлениями о киммерийцах и рассказами историков. К их числу принадлежит определение киммерийцев как «скифского народа» (если оно было у Арриана, а не добавлено Евстафием) и рассказ о том, что киммерийцы совершали набеги на Азию. Явной цитатой из Геродота является сообщение о том, что «киммерийцы снялись со своих мест» для того, чтобы вторгнуться в Азию (ср. Hdt. I, 15: Κιμμέριοι έξ ήθέων ... έξαναστάντες άπίκοντο ές την Ασίην и Arr. FGrHist 156 F 76b: Κιμμέριοι ... έξ ηθών των οικείων άναστάντες ... ήλθον έως Βιθυνίας). Напротив, к местной традиции, видимо, принадлежат свидетельства о вражде киммерийцев, населявших в глубокой древности Вифинию, с вновь пришедшими фракийцами и мисийцами. Несомненно, рассказ об отравлении киммерийцев аконитом, видимо, предводительницей пришельцев Фракой, также входил в эту традицию. Вполне вероятно, что местная традиция ничего не сообщала о переселении киммерийцев — для нее это был народ, живший в глубокой древности у входа в Аид в окрестностях Гераклеи, как о том сообщает Гомер, и уничтоженный пришельцами. Об этом свидетельствует, в частности, отнесение киммерийцев в рамках этой традиции к глубокой мифологической древности. Действительно, как уже указывалось, согласно мнению следовавших ей историков, царь мариандинов Приол был сыном Тития, внуком Мариандина и правнуком Киммерия. При этом, судя по «Аргонавтикам» Аполлония Родосского, Приол считался современником аргонавтов. Следовательно, «переименование» древних киммерийцев (возможно, связанное с их частичным уничтожением вновь пришедшими фракийцами) в мариандинов произошло на два поколения раньше похода аргонавтов, который и сам имел место, как известно, еще до Троянской войны. Отождествление Аррианом гомеровских гализонов с вифинами (FGrHist 156 F 97) также свидетельствует о том, что он датировал переселение последних в Азию временем до Троянской войны14.

Сходство гераклейской традиции с изложенной Страбоном кумской легендой о киммерийцах несомненно: в обоих случаях киммерийцы — полумифический народ, живший в древности у входа в Аид и впоследствии уничтоженный. Восстановленная гераклейская традиция о киммерийцах, даже в том фрагментарном виде, в каком она дошла до нас, несет на себе следы ученой обработки и комментариев, видимо, принадлежавших местным гераклейским историкам. Собственно, благодаря сочинениям этих историков традиция и дошла до нас — из них в конечном счете происходят свидетельства Арриана, схолиастов Аполлония Родосского и лексикографов. Эти историки, очевидно, эллинистического и римского времени15, использовали местную традицию для восстановления «праистории» своего города и окружающих территорий и стремились увязать в одну схему весь известный им материал, происходящий как из местных легенд, так и из литературы. Очевидно, именно к ним восходит явно книжная генеалогия мариандинов и идея об их тождестве с киммерийцами, как и столь же книжная (хотя в конечном итоге и отражающая реальное событие) история о переселении фракийцев. Рассказ об отравлении киммерийцев похож на фольклорную новеллу, однако сюжеты фольклорных новелл легко меняли действующих персонажей и могли существовать во множестве вариантов16. Поэтому вполне вероятно, что связь ее с киммерийцами вторичная. Речь может идти просто о фольклорном рассказе об отравлении врагов, который был связан с киммерийцами просто потому, что в Гераклее они считались исчезнувшим народом, жившим когда-то, в эпоху Одиссея, у входа в Аид.

Подводя итог, можно сказать, что в основе гераклейской традиции о киммерийцах скорее всего лежит местное предание о наличии в окрестностях Гераклеи входа в Аид. На основе всем известного текста «Одиссеи» киммерийцы были локализованы возле него просто как одна из деталей «адского» ландшафта, как река Ахерон или аконит. Абсолютно аналогично появилась и кумекая традиция о киммерийцах, имевшая тот же характер и представляющая ближайшую аналогию гераклейской. Характер этой традиции свидетельствует, скорее всего, о том, что воспоминания о реальных киммерийцах не играли в ее развитии никакой роли. Это неудивительно — гераклейцы (в отличие, например, от синопцев) никогда не сталкивались с реальными киммерийцами. Их город был основан в середине VI в. до н. э.17, а к тому времени переднеазиатские походы киммерийцев и скифов уже давно были в прошлом. Основной контингент гераклейских колонистов происходил к тому же из Мегар18, для населения которых, как и для других балканских греков, эти нашествия никогда не были столь важными, как для жителей Малой Азии. Легенда об отравлении киммерийцев, возможно, также восходящая к городскому фольклору, вероятно, была призвана объяснить исчезновение легендарных «народа и города киммерийцев». Вряд ли в ее основе лежит хоть какое-нибудь реальное событие. Впоследствии эта местная традиция была использована составителями местных хроник, которые, занимаясь вопросами хронологии, отнесли киммерийцев в глубокую древность (до появления фракийцев в Азии, до Троянской войны и до похода аргонавтов). Одновременно они отождествили мариандинов с их последними потомками и связали переселение фракийцев в Азию с уничтожением или по меньшей мере поражением киммерийцев. Еще позже, возможно самим Аррианом, построения гераклейских историков были скомпанованы со свидетельствами других авторов о киммерийцах, прежде всего восходящими к Геродоту (переселение киммерийцев из «их мест» и разорительные набеги в Азии).



14 См. Burstein 1976, 102, п. 81.

15 О местных гераклейских историках см. Burstein 1976, 1 - 4. с литературой.

16 Примеры см. А1у 1925, 191-201.

17 Источники см. Ruge 1912, 433; Hanell 1934, 128-129; Asheri 1972, 23-28; Malkin 1987. 73-77.

18 Возможно, речь идет не о столице Мегариды, а об одноименном беотийском городе: Ehrhardt 1996, 101-103, что не меняет дела.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России
e-mail: historylib@yandex.ru