Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

2.5.1. Рассказ Полиена об «отважнейших псах» и киммерийцах

Одна из таких новелл сохранилась в достаточно полной форме в сочинении «Стратегемы» автора второй половины II в. н. э. Пол иена (VII, 2, 1). Он сообщает о победе лидийского царя Алиатта над киммерийцами: Αλυάττης Κιμμερίων έπιστρατευσάντων αλλόκοτα και θηριώδη σώματα έχόντων μετά τής άλλης δυνάμεως και τούς άλκιμωτάτους κύνας επί την μάχην έξήγαγεν, οϊ προσπλακέντες τοις βαρβάροις ώς θηρίοις πολλούς μέν αυτών διέφθειραν, τούς δε λοιπούς φεύγειν αίσχρώς έβιάσαντο — «Когда (на него) напали киммерийцы, имевшие отвратительные и зверовидные тела, Алиатт, кроме прочих сил, использовал в битве отважнейших псов, которые, бросившись на варваров как на зверей, многих из них растерзали, а остальных заставили позорно бежать». Как часто бывает в подобных случаях, данный фольклорный рассказ основывается на реальном историческом факте — в конце VII в. дон. э. лидийскому царю Алиатту удалось, наконец, нанести решающие поражение киммерийцам, после чего их набеги прекратились. Историчность данного свидетельства подтверждается сообщением Геродота (I, 16), согласно которому Алиатт изгнал киммерийцев из Азии. Геродот здесь явно представляет независимую традицию — он сообщает о соответствующем событии без всяких подробностей, среди других деяний лидийского царя. Скорее всего, данная новелла Геродоту известна не была, в противном случае, со своей любовью к занимательности, он вряд ли удержался бы от ее воспроизведения.

Что касается источника Полиена, то им скорее всего был Николай Дамасский, от сочинения которого зависят многие места VII книги «Стратегем»1. Сам Николай Дамасский в изложении лидийской истории опирался в основном на «Лидиака» Ксанфа Лидийского, известные ему в эпитоме эллинистического времени. Ксанф в своем сочинении широко использовал фольклорные материалы, в том числе лидийские, так что рассказ о победе Алиатта над киммерийцами вполне мог войти в античную литературу именно в составе этой традиции. Геродот и Ксанф писали свои сочинения, по-видимому, примерно одновременно, и ни один из них не был знаком с сочинением другого3. Уже отмечалось, что Геродоту данная новелла еще неизвестна, что косвенно подтверждает ее предположительное возведение к сочинению Ксанфа Лидийского.

В сохраненной Полиеном новелле привлекает внимание одна деталь — «отвратительные и зверовидные тела» киммерийцев. С. Р. Тохтасьев полагает, что в этой детали следует видеть достаточно обычное в фольклоре превращение исчезнувшего враждебного или просто соседнего народа в великанов или чудовищ4. Это предположение кажется сомнительным. Прежде всего, с момента прекращения набегов киммерийцев в конце VII — начале VI в. до н. э. до письменной фиксации соответствующей фольклорной традиции прошло не так много времени. Даже если предположение о том, что она восходит к Ксанфу Лидийскому, неверно, не приходится сомневаться в том, что новелла была записана одним из ионийских прозаиков в пределах V в. до н. э. Вряд ли за столь короткий промежуток времени могла произойти столь серьезная трансформация образа киммерийцев. Кроме того, аналогичные трансформации происходят в фольклоре с образом народов, о которых носителям фольклора уже практически ничего не известно — рассказы о великанах заменяют недостаток достоверной информации. В случае же с киммерийцами ситуация совершенно иная. Имеющиеся в нашем распоряжении данные указывают на то, что устная традиция сохраняла множество достоверных сведений о киммерийских походах — здесь и имя и обстоятельства гибели их предводителя Лигдамиса, и свидетельства о том, какие города разгромили и какие территории занимали киммерийцы во время их походов, и под. (ср. выше, 2.1.4). Крайне маловероятным поэтому представляется трансформация вполне реальных и лишь недавно исчезнувших врагов в некие чудовища уже в устной традиции мало-азийских греков VI—V вв. до н. э. Недаром ни один из многочисленных источников, связанных с киммерийцами, не сообщает о существовании такого их образа. Против этого предположения свидетельствует и использование малоазийскими греками слова Κιμμέριος в качестве личного имени5.

Скорее здесь следует видеть отражение достаточно распространенных в эллинистическое время идей о том, что варвары — прирожденные рабы, близкие по природе к животным и имеющие соответствующие этой природе тела и облик (ср. у Полиена: τοΐς βαρβάροις ώς θηρίοις, θηριώδη σώματα). Эти идеи особенно отчетливо выражены Аристотелем (Pol. I, 1,5, 1252b; 2, 13—18, 1254b—1255а, ср. Plut. De Alex. Magn. fort. 1, 6, 329b)6. Аналогичные представления о варварах, особенно скифах, отразились и в аттической комедии7. Вероятно, рассказ Ксанфа был переработан в эллинистическую эпоху или позже, возможно автором эпитомы «Лидиака» или Николаем Дамасским. Для того, чтобы объяснить рассказ о стратегеме Алиатта, автор этой переработки с чисто эллинистическим рационализмом сделал акцент на сходстве между киммерийцами и дикими зверьми, благодаря которому псы приняли их за таковых.



1 Schirmer 1884, passim; Melber 1885, 451 ff, cp. Phillips 1972, 297-298.

2 Heil 1884, 27-34; Pomtow 1886, 18 ff; Seidenstücker 1895; Meyer 1937, 129-130; Pearson 1939, 110 ff; Diller 1956, 66 ff; Harter 1967, 1354- 1374. Об эпитоматоре см. еше Drews 1973, 101-102.

3 Heil 1884, 27-34; Radet 1893, 123 ff; Seidenstücker 1895, 45-64; Soedel 1911, 55 — 69; Diller 1956, 78 ff; Harter 1967, 1372-1373; Fritz 1967, 348-377.

4 Алексеев, Качалова. Тохтасьев 1993, 11; Tokhtas'ev 1996, 3.

5 Hansen 1983, 259, № 465 (метрическое граффито первой четверти V в. до н. э. из Ксанфа); SEG XII, 360, I, 39 (Кли-тон, сын Киммерия, эпонимный жрец Гелиоса на Родосе в 371/70 г. дон. э.); IG XII, Suppl., 138, № 312, III, 37 (архонт Теноса, начало III в. до н. э.). Еще один Киммерий, уроженец Эфеса, участвовал на стороне спартанцев в битве при Эгоспотамах в 405 г. до н. э. (Paus. X, 9, 9). Об использовании греками подобных «этнических» имен см. Zimmer-mann 1996, 349 — 367, где на обширном материале доказывается отсутствие какой-либо связи между такими именами и каким-то определенным происхождением или социальным статусом их носителей. Ср. Иванчик 2002, I, 49-50.

6 Ср. Garnsey 1996, 108-114; Tuplin 1999. 50-51.

7 Long 1986, 104-107, 137-139, 149-152, 159. Ср. примеры из более поздней литературы: Wiedemann 1986, 189 — 201.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии
e-mail: historylib@yandex.ru
X