Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

М. Д. Полубояринова. Крест с эмалью из Болгара

Многовековые взаимоотношения Руси с ее восточным соседом — Волжской Болгарией — находят свое отражение и в археологическом материале. Широко развернувшиеся в последние десятилетия археологические исследования на территории Болгарского государства дают все новые свидетельства существования торговых, военных и политических связей между двумя государствами. Находки русских вещей рассеяны по всей площади Волжской Болгарии, в то время как болгарскую керамику и другие предметы встречают археологи на территории Руси, в основном Северо-Восточной.
Большая часть русских предметов, найденных на болгарских памятниках, сосредоточена на Болгарском городище. Это объясняется местонахождением города Болгара на Волге — крупнейшем торговом пути, связывающим обе страны, а также тем, что город Болгар на протяжении нескольких столетий был столицей Волжской Болгарии.

Из всех находок, фиксирующих различные стороны контактов, одна категория вещей безусловно свидетельствует о проживании среди болгарского населения какого-то числа русских. Это предметы православного культа, которые в мусульманском городе могли принадлежать только русским жителям. В основном это дешевые медные и бронзовые крестики и иконки, каменные крестики, предметы церковной утвари. Среди этой массовой продукции русских ремесленных мастерских выделяется бронзовый энколпион, украшенный цветными эмалями (рис. 1).
Энколпион (вернее, обломок одной его створки без нижнего конца) был найден случайно в 1954 г. около так называемой «Греческой палаты» на территории армянской колонии, т. е. вне основной площади города, но поблизости от его валов1.
Композиция изображения обычна — большая фигура в центре и маленькие поясные изображения святых в верхнем и боковых концах, заключенные в круглые медальоны, у их нимбов — следы неразборчивых надписей. Святой в верхнем конце держит левой рукой перед грудью Евангелие, а правой благословляет. Эта деталь, а также две читаемые буквы ЛА слева от святого заставляют предположить, что здесь изображен св. Николай. Изображения в боковых концах не определяются.

В центре помещено изображение св. Николая типа Зарайского, т. е. стоящего с воздетыми руками. В левой руке святой держит Евангелие, а правой благословляет. Исследователи толкуют эту иконографию святого как символ защитника русской земли от иноземных захватчиков. Возникновение ее относят к XIII в., а широкое распространение к XIV— XVI вв. Ее связывают преимущественно с Рязанской землей2. По обе стороны головы святого помещены буквы N и Н, а остальная часть имени помещена ниже, справа от фигуры в виде колончатой надписи:


Рис. 1. Крест-энколпион с эмалью из Болгара.  Конец XIII — начало XIV в.
Рис. 1. Крест-энколпион с эмалью из Болгара. Конец XIII — начало XIV в.

Слева от святого, под Евангелием, надпись завершают два знака . Подобное завершение колончатых надписей знаком или его зеркальным отображением отмечено В. Л. Яниным на Большом новгородском сионе, на серии новгородских епископских печатей XII в., а также на некоторых новгородских иконах, датированных В. Н. Лазаревым второй половиной XIII в3.
Изображение и по рисунку и по окраске довольно примитивное. Оно выполнено в технике выемчатой эмали. Фигура большеголовая, руки непропорционально короткие, плечи узкие. На высоком лбу три морщины в виде дуг, небольшая бородка окаймляет лицо. Святой одет в крещатые ризы. Он помещен на фоне, залитом белой эмалью, на котором выделяются буквы. Белым цветом залиты кресты и часть узорной каймы на одежде святого. Лицо целиком окрашено красной эмалью, а нимб и частично одежда — зеленовато-желтой.
Св. Николай в верхнем медальоне также одет в зеленовато-желтые одежды, лицо окрашено красной, нимб — белой, а фон — бирюзовой эмалью. Святые в боковых концах креста также помещены на бирюзовом фоне, нимбы у обоих белые, а лицо у одного красное, а у другого бирюзовое с красной бородой или воротником.

В целом и отливка и окраска довольно грубые, но тем не менее крест очень наряден. Сюжетные изображения, выполненные в технике выемчатой эмали, на Руси были, по-видимому, необычно редки. Примером такого изделия, возможно, мог бы служить утерянный энколпион XII в. из окрестностей Кисловодска. Судя по фотографии, необычное для креста конное изображение святого выполнено выемчатой эмалью4. Орнаментальные мотивы в технике выемчатой эмали, встречаются на крестах с территории Руси, Прибалтики и Приуралья в X—XIII вв.5 Центром их производства считается Киевщина, но, по-видимому, их изготовляли и в Прибалтике.
В «Древностях русских» помещена фотография лицевой стороны энколпиона, абсолютно точно совпадающая по размеру и форме с болгарской находкой6. На ней в центре помещена фигура богоматери в рост с младенцем на руках. В описании не упомянуты эмали на этом энколпионе, но, насколько можно судить, он был расцвечен эмалями, возможно отколовшимися. Датируется он авторами книги XII—XIII вв. Можно предположить, что эти две найденные створки принадлежали энколпионам, отлитым в одной форме. Это предположение подкрепляется тем, что изображению на оборотной стороне Николая, в том числе Зарайского, обычно соответствует помещение на лицевой стороне богоматери как двух защитников людей перед богом7.

Первая публикация половинки эмалевого энколпиона из Болгара в черно-белом рисунке сопровождалась ссылкой на датировку надписи М. В. Щепкиной XII в.8 Представляется, что по иконографии святого, пропорциям фигуры, форме энколпиона, характеру надписи, способу употребления эмали эта находка должна быть отнесена ко времени не ранее второй половины XIII — начала XIV в. Б. А. Рыбаков отмечает упадок эмальерного искусства на Руси XIV—XV вв., а также редкость вещей, украшенных эмалью, притом только выемчатой одноцветной, не составляющей полихромного рисунка9.
Т. В. Николаева в своей книге о прикладном искусстве Московской Руси специально останавливается на поздних русских эмалях10. Она прослеживает развитие этого вида художественного ремесла после полной утраты техники перегородчатой эмали в связи с монголо-татарским нашествием. Все поздние эмали выемчатые; они наносились в углубления, сделанные резцом и исчерченные штриховкой для лучшего скрепления стекла с металлом.
Золотые вещи с такими эмалями неизвестны; обычно употреблялось серебро и медь.
Немногие сохранившиеся предметы с эмалями XIV—XVI вв. дают возможность определить два центра их изготовления — Новгород и Москву, причем новгородские эмали отличаются более высоким качеством.

М. М. Постникова-Лосева считала, что эта техника применялась в основном в Новгороде11. Характерным именно для новгородского искусства является использование эмалей не только для заливки фона, но и как красок, которыми пишется изображение. Подобный прием рассмотрен Т. В. Николаевой на примере дробниц конца XIV в. на епитрахили Сукина из Загорского музея и потира начала XVI в. из церкви Жен Мироносиц в Новгороде12. Новгородские мастера употребляли преимущественно одноцветные (черные) эмали, но на потире, например, присутствуют эмали разных цветов. Подобный способ употребления эмалей характерен для энколпиона из Болгара. Вероятно, его следует признать новгородским изделием конца XIII—начала XIV в., притом изделием уникальным.




1Мерперт Я. Я., Смирнов А. П. Куйбышевская археологическая экспедиция 1954 г. // КСИИМК. 1956. Вып. 65. С. 87, рис. 26. Крест хранится в ГИМ.
2Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII вв. в собрании Загорского музея. Загорск, 1960. С. 28-30.
3Янин В. Л. Из истории русской художественной и политической жизни XII в. // СА. 1957. № 1. С. 22.
4Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 127, рис. 45, 2.
5Мальм В. А. Крестики с эмалью//Славяне и Русь. М., 1968.
6Ханенко Б. И. и В. Я. Древности русские. Киев, 1900. Вып. II. Табл. XXVI, № 295.
7Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики... № 21, а, б (XIV в.); № 122, а, б (XVI в.).
8Мерперт Н. Я., Смирнов А. П. Куйбышевская археологическая экспедиция... С. 87.
9Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М.; JL, 1948. С. 647.
10Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси (XIII-XVI вв.). М., 1976. С. 38, 64-71.
11Постникова-Лосева М. М. Новгородская серебряная чаша//Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960. С. 183-184.
12Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики... С. 66, 71.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Под ред. Е.А. Мельниковой.
Славяне и скандинавы

под ред. В.В. Фомина.
Варяго-Русский вопрос в историографии

А.С. Щавелёв.
Славянские легенды о первых князьях

Алексей Гудзь-Марков.
Индоевропейцы Евразии и славяне

Галина Данилова.
Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев
e-mail: historylib@yandex.ru