Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

В. В. Седов. Об одной группе древнерусских крестов

В статье рассматриваются нагрудные кресты с так называемым грубым изображением распятого Христа. Они сравнительно крупные (от 3,2X2 до 5X4,5 см), изготовлялись чаще из серебра, реже из бронзы и, по-видимому, не были предметами массового производства, вышедшими из одной-двух мастерских. Тем не менее распространены рассматриваемые кресты очень широко, помимо территории древней Руси, они найдены в среднедунайских землях, а также в Финляндии и Скандинавии. Таким образом, эти находки являются важным показателем культурных и торговых взаимоотношений Руси со странами и народами Северной Европы и Подунавья.
Высота характеризуемых крестов всегда несколько больше их ширины. Лопасти их слегка расширяются. На лицевой стороне крестов имеется рельефное изображение распятого Христа, одетого в длинный хитон, на груди — крестовидная перевязь. Грубо, но отчетливо переданы кисти рук, они несколько преувеличены, пальцы раздвинуты, на запястьях во многих случаях имеется спиральный орнамент. Большинство крестов имеют изображение только на одной стороне, но есть и двухсторонние. На оборотной стороне последних помещалась женская фигура в рост — очевидно, дева Мария.

Первые находки таких крестов были сделаны в Скандинавии и введены были в научный оборот шведскими исследователями. Б. Салин, анализируя подобные кресты из коллекции Исторического музея в Стокгольме, утверждал, что они появились в Северной Европе как подражание византийским энколпионам. По мнению этого исследователя, спирали на запястьях распятого Христа являются признаком нордического стиля, поскольку подобные известны и на других, в том числе и на более ранних, украшениях Скандинавии1.
К этой точке зрения присоединились многие исследователи2. Крестики рассматриваемого типа, обнаруженные в памятниках Финляндии, сопоставляются обычно со скандинавскими3. К крестам скандинавского происхождения были отнесены подобные находки в среднем Подунавье венгерским археологом А. Киш4. Эта мысль проскальзывает и в некоторых публикациях находок подобных крестов на территории древней Руси. Эти представления в значительной степени обусловлены отсутствием в историко-археологической литературе полной сводки находок крестов рассматриваемого типа. Цель настоящей статьи восполнить этот пробел (рис. 1).
Прежде всего нужно заметить, что эти кресты, по-видимому, происходят не непосредственно от византийских энколпионов, а ведут свое начало из Великой Моравии. В памятниках этого славянского государства имеются наиболее ранние находки подобных крестов, которые и послужили прототипами обширной группе предметов, рассматриваемых в настоящей статье. Так, в Микульчицах найдено несколько крестиков из цветного металла с грубым изображением ряспятого Христа. На крестике, обнаруженном здесь при раскопках одноапсидной трехнефной базилики IX в., имеется и спиральный орнамент на запастьях распятого Христа5, как и на более поздних скандинавских находках.

Рис. 1. Распространение крестов с «грубым» изображением распятого Христа
Рис. 1. Распространение крестов с «грубым» изображением распятого Христа

I — Микульчицы; 2 — Ва; 3 — Немешхань. Кестхей; 4 — Цеце-Меньёднуста; 5 — Цико; 6 — Майш; 7 — Бугойно; 5 — Ритопек; 9 — Янкафалва; 10 — Румыния; 11 — Родень — Княжа Гора; 12 — Новгород Малый; 13 — Любеч; 14 — Гочево; 15 — Шапчицы; 16 — Колодезная; 17 — Старая Рязань; 18 — Глинники; 19 — Демян — Княжая Гора; 20 — Юрьев — Тарту; 21 — Новгород; 22 — Юоненнурми; 23 — Вирусмяки; 24 — Таскула; 25 — Хейниккала; 26 — Унтала; 27 — Унна Сайва; 28 — Тронхейм; 29 — Берген; 30 — Хукоен (Скьоервой); 31 — Квилле; 32 — Вастергётланд; 33 — Аспинге; 34 — Иоханнисхус; 35 — Рыд Глёмминге; 36 — Сандегарда; 37 — Лилла Клинтегарда; 38 — Аллмённинге


Из Великой Моравии, нужно полагать, кресты рассматриваемого типа распространились в древнерусских землях — находки X в. до сих пор обнаружены только на территории древней Руси. Два таких крестика со слегка расширяющимися концами найдены при раскопках Новгорода Великого. Один из них происходит из Неревского раскопа, где встречен в промежутке между настилами 27-й и 26-й мостовой Великой улицы. Следовательно, этот крест надежно датируется периодом между 972 и 989 гг. Второй крест найден на Буяном раскопе в отложениях конца X в.6 Рубежом X и XI вв., по-видимому, может быть датирован крест из городища Заречье на р. Стугне (Киевщина), отождествляемого Б. А. Рыбаковым с летописным городом Новгородом Малым7.
Основная масса крестов анализируемого типа на территории древней Руси датируется XI в. Таковы, в частности, кресты из курганов Глинники, Гочево, Колодезная и Щапицы, надежно датируемые на основе сопровождающих находок этим столетием8. К концу XI в. относится и крест Старорязадского городища9.

Кресты рассматриваемого типа неоднократно встречены в памятниках среднего и нижнего Подунавья XI—XII вв. Они не могут быть выведены непосредственно из великоморавских, прежде всего по хронологическим мотивам. Между великоморавскими и позднейшими дунайскими находками выявляется заметный хронологический разрыв. Значительная близость среднедунайских крестов XI—XII вв. с Древнерусскими допускает предположение о восточноевропейском происхождении первых. В пользу этого говорит и тот факт, что в тех же землях нижнего и среднего Подунавья, где найдены кресты с грубым изображением распятия в значительном количестве встречены нагрудные крестики иных типов древнерусского происхождения. На карте, составленной М. Барань-Обершалл, только на территории современной Венгрии зафиксировано свыше 40 пунктов находок крестов древнерусско-византийского происхождения10. Энколпионам XII — начала XIII в. киевского типа, получившим распространение в дунайских землях, посвящена специальная работа румынских исследователей В. Спиней и Г. Королюк11. В ряде случаев, например в могильнике Майш12, находки крестов с грубым изображением распятого Христа коррелируются с другими предметами древнерусского происхождения.

Распространение крестов древнерусских типов на территории Молдавии и Румынии вполне понятно, поскольку здесь имело место греко-византийское христианство, как и в древней Руси. Исторически объяснимо и распространение крестов древнерусского происхождения на территории Венгрии. Известно, что до принятия христианства венгерским королем Иштваном I в среднедунайских областях получило распространение византийское религиозное воздействие. Залавар в западной Венгрии был центром славянской литургии. Греко-византийское направление в христианстве сохранялось в ряде мест Венгрии и позднее. В бассейнах Мароша и Тисы в XI—XII вв. и позднее господствовала религия греко-византийского начала. Естественно, что в венгерские земли со значительным славянским населением, как и на территорию Румынии, поступали предметы христианского культа, прежде всего из Руси и в меньшей степени из Византии. Распространению древнерусских крестов в какой-то мере способствовали и политические связи венгерских королей с Галицкой Русью13. М. Барань-Обершалл допускает, что в распространении киевских крестиков в Венгрии какую-то роль сыграли династические связи венгерских королей с древнерусскими княжескими семьями14.

О древнерусском происхождении крестов с изображением распятого Христа, найденных в археологических памятниках Финляндии, где они датируются XI — первой половиной XII в., мне уже приходилось писать15. Об этом говорят и сходство финских находок с древнерусскими и относительно широкое распространение других предметов христианского культа древнерусского происхождения в южных землях Финляндии. Анализ последних вместе с отдельными лингвистическими наблюдениями дают все основания утверждать, что начало распространения христианства в области расселения прибалтийско-финских племен суми и еми связано с культурно-политическим воздействием древней Руси и датируется XI — началом XII в. Можно с определенностью утверждать, что финская знать познакомилась с христианской религией первоначально от восточных славян. Начавшиеся в середине XII в. «крестовые походы» шведских королей были уже следующим этапом христианизации населения Финляндии.
Многие из крестов рассматриваемого типа, обнаруженные в различных местах Скандинавии, имеют также древнерусское происхождение. В Скандинавии нет крестов с грубым изображением распятого Христа, датируемых X и началом XI в. Наиболее ранний из них — крест из Аспинге относится к 40-м годам XI в. Находки в Аллменнинге и Иоханнисхусе датируются уже 60—80-ми годами, а из Сандегорда — 80—90-ми годами того же столетия. В пользу транспортировки рассматриваемых нагрудных крестиков в Скандинавию из восточнославянских земель, помимо заметного сходства, свидетельствуют вещевые находки, их сопровождающие. Так, в Унна Сайва (Швеция) крест с изображением распятия найден был в комплексе большого количества других вещей древнерусского происхождения. Это — бронзовый крестик с эмалевыми вставками, весьма распространенный на Руси16, круглая привеска-иконка с изображением богородицы, косорешетчатая привеска, прорезные зооморфные привески и витой бронзовый браслет с обрубленными концами, имеющий многочисленные аналогии в Новгородской земле и не без основания причисляемый к характерным украшениям словен ильменских. В публикации этого комплекса автор ее закономерно относит все эти предметы к древнерусским17.
В Сандегарда вместе с крестом с «грубым» изображением распятия найден крест с расширенными концами, завершающимися тремя выпуклыми дисками (так называемые привески-крестики скандинавского типа), древнерусское происхождение которых ныне представляется несомненным18.

Не следует, конечно, полагать, что все кресты с изображением распятого Христа, найденные в средневековых памятниках Скандинавии, происходят из древней Руси. Так, серебряный крест из Тронхейма (Норвегия), на котором изображение распятого Христа отделано филигранью с элементами ригерикского стиля19, несомненно, принадлежит к произведениям скандинавских ремесленников. Не исключено, что и некоторые другие скандинавские находки рассматриваемой группы крестов выполнены местными мастерами. Несомненным представляется только то, что корни этих предметов культа находятся не в Византии, а на Руси и какая-то часть этих крестов привезена была в Скандинавию из Восточной Европы.



1Salin В. Nagra krucifix och kors i Statens Historiska Museum // Sven. forminnesforen. tidskr. 1893. Bd 28. S. 277-279.
2Stenberger M. Die Schatzfunde Gotlands der Wikingerzeit. Uppsala; Lund, 1955. Bd i. S. 177—178; Serning I. Lapska offerplatsfynd fran Jarnalder och Medeltid i de svenska lappmarkerna. Uppsala, 1956. S. 51-52.
3Kivikoski E. Christliche Einfliisse in dem archaologischen Material der Wikingerzeit und der Kreuzzugszeit Filmland//Acta Visbyensia. 1969. Bd 3. S. 37; Racz I. Early finnish art. Helsinki, 1961. N 150.
4Kiss A. Baranya megye X.-XI. szazadi sirleletei. Bp., 1983. Old. 173.
5Poulik /. Mikuleice: Sidlo a pevnost knizat velkomoravskych. Pr., 1975. Tab. 73, 2y 3\\\\ Dekan J. Vel'ka Morava: Doba a umenie. Br., 1976. Obr. 124, 126.
6Седова M. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М., 1981. С. 49, 50, рис. 13, 2, 4.
7Рыбаков Б. А. Владимировы крепости на Стугне//КСИА. 1965. Вып. 100. С. 127, 128.
8Рае дина Т. В. Древнейшие семилопастные височные кольца //СА. 1975. № 3. С. 223; Риер Я. Г. Изучение курганов в Могилевском Поднепровье // СА. 1976. № 2. С. 188-191.
9Монгайт А. Л. Старая Рязань//МИА. 1955. № 49. С. 187.
10Barany-Оberschall М. Byzantinische Pektoralkreuze aus ungarischen Funden // Wand-lungen christlicher Kunst im Mittelalter. Baden-Baden, 1953. S. 207-252, Fig. 78.
11Spinei V., Coroliuc G. Date cu privire la circulatia unor obiecte de cult din secolele XII—XIII // Stud. §i cercet. ist. veche §i arheol. Buc., 1976. Vol, 3. P. 319-330.
12Kiss A. Baranya megye... Old. 173.
13Пашуто В. Т. Внешняя политика древней Руси. М., 1968. С. 167-182.
14Barany-Oberschall М. Byzantinische Pektoralkreuze... S. 232.
15Седов В. В. Предметы древнерусского происхождения в Финляндии и Карелии// КСИА. 1984. Вып. 179. С. 34, 35; Sedov V. V. Old Russia and Southern Finland: (Finds of Old Russian origin in Finland) 11 Suomen muinaismuistoyhdistys. ISKOS Helsinki, 1984. Vol. 4. P. 20-22, fig. 4.
16Мальм В. А. Крестики с эмалью//Славяне и Русь. М., 1968. С. 113-117.
17Serning /. Lapska offerplatsfynd... S. 126.
18Фехнер M. В. Крестовидные привески «скандинавского» типа // Славяне и Русь. С. 210-214.
19Wilson D., Klindt-Jensen О. Viking art. N. Y., 1966. P. 141. pi. LXIV.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Валентин Седов.
Происхождение и ранняя история славян

В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.
Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Игорь Фроянов.
Рабство и данничество у восточных славян

под ред. В.В. Фомина.
Варяго-Русский вопрос в историографии

Игорь Коломийцев.
Славяне: выход из тени
e-mail: historylib@yandex.ru