Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Б. А. Тимощук (отв. ред.).   Древности славян и Руси

Ю. Л. Щапова. Об особенностях древнерусского ремесла

«Ремесло Древней Руси» Б. А. Рыбакова ярко и мощно открыло древнерусское ремесло1. Исследователь создал теорию происхождения, структуры и эволюции древнерусского ремесла, собрав воедино все, что до того сохранялось в музейных запасниках и фондах, и подведя итог всему, что было сделано. Основой этой теории была морфология. Расположение частей и связь конструктивных элементов, изменения форм и декора отражали эволюцию древнерусского ремесла. Новая теория рождала новые задачи и перспективы, фундаментальное исследование открывало его следующий этап.
Главная отличительная черта следующего этапа — расширение методов исследования. Кроме морфологии, нашли применение методы естественных и технических наук, физическое моделирование. Отдельные успешные опыты применения этих методов имели место и ранее. На новом этапе они стали устойчиво применяемыми методами, с помощью которых быстро нарастало новое знание о предмете.

Новые знания наполняли созданную теорию новым содержанием, сохраняя основные ее положения и взгляды на происхождение, характерные черты и особенности древнерусского ремесла. Лишь немногие наблюдения и факты оставались за пределами теории.
Количество таких фактов постепенно росло, особенно в той области, которая связана с географией, внутригородской топографией, технологией отдельных ремесел и происхождением материалов.
Ремесло — это мелкое ручное производство, базой которого служат простые орудия труда и личное мастерство. Ремесло выступало последовательно в форме домашнего производства, работы на заказ или на рынок. Разные формы ремесла различаются по своей экономической сути: продукция домашнего ремесла и изготовленная по заказу служат удовлетворению личных потребностей непосредственно, продукция иных форм ремесла удовлетворяет личные и общественные потребности посредством рынка.
Натуральное хозяйство, которое составляло основу феодальной экономики, включало в себя разные виды деятельности. Ремесло в рамках натурального хозяйства иногда называется домашним, иногда домашними промыслами, иногда кустарным и т. д. Названия отражают изменения, которые претерпевает эта форма ремесла с течением времени. Термин домашнее ремесло более всего соответствует той разновидности промышленной деятельности, которая в феодальную эпоху и в предшествующие ей не нуждалась в рынке и не искала выходов к нему.
Домашнее ремесло, которое является наиболее древней формой, предшествует профессиональному ремеслу. Организационно оно было вписано в натуральное хозяйство большого коллектива (семьи или общины). Этот коллектив предоставлял помещения для занятия ремеслом, обеспечивал ремесленника продуктами питания и т. п. Отрасли домашнего ремесла представляли собой некоторую специализацию деятельности и первоначально не были связаны с общественным разделением труда.

Профессиональное ремесло, подобно любой профессиональной деятельности, характеризуется тем, что сам производитель-профессионал и его семья существуют за счет реализации продуктов своего труда. Профессиональное ремесло исторически более поздняя форма, оно составляет главную часть товарного хозяйства феодальной эпохи; товарную форму имела добыча полезных ископаемых, охота, рыбная ловля, сбор воска и меда, становились товарами излишки зерна, скота и домашней птицы, но главным было ремесло. Профессиональное ремесло с точки зрения теории систем представляло собою открытую систему, в регулировании которой принимали участие факторы внутренние и внешние, среди последних — спрос и рыночная конъюнктура. Выход ремесла на рынок создал мощные стимулы для развертывания потенциала, содержащегося в нем. Рынок и рыночная конъюнктура воздействовали на качество ремесленной продукции.
До возникновения рыночных связей главным качеством продукции домашнего ремесла была ее утилитарность, т. е. надежность, прочность, простота технологии и удобство в пользовании. Достижение этих качеств определяло стремление мастера к совершенствованию. Эстетика формы и другие качества, привлекающие внимание, были дополнительными, желательными, но не обязательными, за исключением, может быть, декора, который играл вотивную роль.
Выход ремесла на рынок изменил акценты в оценке качества продукции. Утилитарность, бывшая ранее доминантой, уступила часть своих позиций художественному началу, условия конкуренции определили поиск новых технологий и, следовательно, стимулировали интенсивность как фактор развития. Цели и границы домашнего хозяйства поиск нового исключали, поэтому интенсивность как фактор развития действовала ограниченно.
Основным фактором развития производства является потребление, и домашнее ремесло в силу своей прямой связи с потреблением наделено способностью чутко реагировать на малейшие изменения в последнем. Появление новых видов ремесла становилось конкретным выражением этой реакции и связи. Расширение номенклатуры, видов, географии производства без изменения их структуры является признаком экстенсивного развития как домашнего, так и профессионального ремесла.

Экстенсивность в развитии домашнего ремесла имела одно важное следствие: некоторые виды ремесленной деятельности, стимулируемые потреблением, перерастали собственные пределы, становясь отраслью профессионального ремесла.
В развитии домашнего ремесла очевидны два противоположных процесса: развиваясь, оно, с одной стороны, расширяет поле своей деятельности, становясь все более многоотраслевым; с другой стороны, уступает часть своей деятельности профессиональному ремеслу. Возможно, что подобная двойственность и противоречивость являются закономерными для развития непрофессионального домашнего ремесла. Закономерности развития профессионального ремесла были иными.
Для разделения ремесел на классы принцип профессионализма может оказаться продуктивным, он достаточно ясно позволяет противопоставить профессиональным занятиям ремеслом занятия непрофессиональные.
Профессиональное ремесло, будем называть его просто ремеслом, товарно и связано с рынком. Основные категории рынков (местный, внутренний и внешний) можно детализировать, приняв во внимание дополнительные признаки: размер, емкость, состояние дорог, географию производства, социальное положение потребителей.
Местный рынок может быть узким, на таком рынке производитель и потребитель связаны прямо, производитель сам продает свой товар. Местный рынок может быть широким, тогда связь производитель— потребитель осуществляется с помощью торговца.
Пределы узкого местного рынка для эпохи раннего средневековья определены опытным путем, подтверждены археологически и этнографически2. Радиус такого рынка — это день пешего пути (с возвратом), т. е. около 20 км. Центром такого рынка может быть город или мастерская, расположенная вне города, на свободной территории или на территории сельской общины. Очевидно, рынок, который объемлет большую территорию, следовало бы называть широким местным рынком. Деление местного рынка на узкий и широкий содержит в себе количественный признак, который целесообразно было бы учесть, рассматривая другие виды рынков.

«Внутренний рынок,—согласно ленинскому определению, — появляется, когда появляется товарное хозяйство; он создается развитием этого товарного хозяйства, и степень дробности общественного разделения труда определяет высоту его развития»3. В свете этого определения местный рынок следует рассматривать как частный случай внутреннего рынка, соответствующего, очевидно, первым этапам его развития.
Внутренний рынок, совпадающий с границами княжества, можно было бы называть узким в отличие от широкого, границы которого можно было бы соотнести с пределами древнерусского государства в целом.
Внешний рынок по аналогии также можно было бы подразделить, полагая сопредельные иноземные территории узким внешним рынком,, а отдаленные — широким.
На внутреннем и внешнем рынках в качестве торговых контрагентов выступают не только торговцы, но и феодалы и государство.
Вид рынка, взятый как основание для разделения профессионального ремесла, позволяет выделить шесть классов товарности в его экономической структуре.
Если за основание для разделения ремесла на классы принимается социальное положение потребителя, то выделяются три класса: ремесло городское, деревенское и вотчинное. Каждый такой класс ремесла имеет особую характеристику, которая включает в себя оценку продукции и технологии4.

Качественная характеристика продукции деревенского ремесла близка приведенной выше характеристике продукции домашнего ремесла с той только разницей, что деревенский ремесленник признает не только утилитарные, но и художественные начала, выбирая наиболее простую технологию. Деревенское ремесло ориентировано главным образом на узкий местный рынок.
В городском ремесле утилитарные и художественные начала выражены одинаково хорошо, что касается технологии, то она очень гибкая и насыщена поиском оптимальных режимов. Продукция городских ремесленников хорошо известна на разных рынках, на обоих видах местного, внутреннего и на узком внешнем.
Вотчинное ремесло сосредоточено на выпуске продукции высокого класса. Будучи свободным от конкуренции, оно было свободно и от поисков оптимальных технологий, его главная цель — совершенная техника исполнения. Продукция вотчинных ремесленников такого уровня неизвестна на местных рынках, на узком внутреннем и на узком внешнем, ее можно встретить на широком внутреннем рынке и, возможно, на широком внешнем. Продукция такого вотчинного ремесла распространяется путем наград и даров.
Благодаря новгородским раскопкам стали известны вотчинные мастерские иного уровня: расположенные в границах городских вотчин, они выпускали продукцию, родственную продукции городских ремесленников по техническому уровню и качеству, которая имела явную товарную форму5.

Социальное ориентирование ремесла — это следующее основание для классификации. Ремесла, ориентированные по-разному социально, различаются по своему отраслевому составу и по своей функции в эволюции древнерусского ремесла.
Городское ремесло, сосредоточенное в каждом отдельном случае на узкой территории, включало в себя все возможные отрасли; непрерывная работа и постоянный поиск нового рождали заботу о кадрах, сохранении и накоплении знаний, именно городское ремесло является создателем и хранителем информации, генератором новых технических идей и решений. В эволюции городского ремесла в максимальной мере раскрываются внутренние факторы его развития, его энергетический и информационный потенциал.
Деревенское ремесло рассредоточено по широкой территории, оно включает в себя лишь некоторые отрасли, среди которых кузнечное и керамическое дело являются главными. Деревенское ремесло, не создавая новой, являлось хранителем технической информации, которая поступала к нему от городского ремесла; оно же является передатчиком этой информации ремеслу домашнему, которое к этому времени утратило способность генерировать новые технические идеи.

Вотчинное ремесло имеет выход за государственные пределы: в него вливаются иноземные мастера, в его распоряжении в первую очередь оказываются привозные образцы и материалы, новые виды ремесел, особенно художественных, новые образы и новые эстетические искания и веяния. Внешние связи вотчинного ремесла тем активнее, чем выше ранг феодала, владельца вотчины. Обогащаясь за счет внешних связей и осваивая новые производства, вотчинное ремесло отторгает от себя часть, утратившую новизну и специфику. Эта отторгнутая часть не пропадает, она переходит в ремесло городское, которое профессионально связано с вотчинным ремеслом. Вотчинное ремесло выступает таким образом посредником, через которого городское древнерусское ремесло знакомится с новыми моделями и с новыми для себя идеями, творчески осваивает новизну, соотнося ее со своими возможностями и интересами, приспосабливая к потребностям и вкусам своего потребителя, с которым оно связано с помощью самых разных рынков.
Можно считать, что отдельные части социально дифференцированного ремесла играют разную роль в развитии русского средневекового ремесла.
Огромный объем технического знания, который создавался и накапливался в городском ремесле, расчленялся по принципу новизны. Рутинная часть знания обобщалась до выявления ее глубинной сути и в таком «уплотненном» виде циркулировала внутри городского ремесла и выходила за его пределы, становясь технической основой развития и вотчинного и деревенского ремесла.

Деревенские ремесленники, обновляя свое производство за счет новых знаний, несли эти знания вширь. Глубоко проникая в распространенные ремесла, становясь достоянием широкого круга практиков, эти технические знания становились элементом культуры. Приобретя это новое свойство, они, сохраняя свой творческий потенциал, могли дать ему рост и развитие в любом месте в любой исторический момент. В этой трансформации технического знания заложено его бессмертие, никакие исторические катаклизмы не могли уничтожить достояние общечеловеческой культуры.
Иную роль играло вотчинное ремесло. Вотчинные ремесленники доводили технические знания до практического совершенства, углубляя их. Кроме того, оно играло роль связующего звена с иноземным ремеслом. Эту роль оно легко исполняло благодаря особенностям своего положения в силу тесной связи с феодальной верхушкой и ее организационными возможностями. Эта связь осуществлялась на уровне дворцового производства, т. е. на самом высоком уровне с точки зрения техники, мастерства и художественных достоинств.

Дворцовые мастерские существовали в разные эпохи, они имелись при дворе византийских императоров, восточных халифов, западноевропейских королей и герцогов. Та часть древнерусского вотчинного ремесла,, которая занята обслуживанием князя и его двора, светских и церковных церемоний государственной важности, с полным правом могла бы быть, переименована в дворцовое ремесло. Такое переименование позволило бы сохранить термин для обозначения той части феодально зависимого ремесла, которая имела выраженную товарную форму. Но не о переименовании сейчас речь.
Состояние русского ремесла в канун монголо-татарского нашествия было устойчивым и надежным, динамика движения знания — отработанной и прочной. Именно это позволило и помогло древнерусскому ремеслу выстоять, дав жизнь ремеслу русских княжеств, стать экономической основой освобождения Руси, сложения Русского государства, стать основой его могущества и процветания.



1Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М.; JL, 1948. С. 791.
2Щапова Ю. Л. Очерки истории древнего стеклоделия. М., 1983.
3Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 3. С. 60.
4Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. С. 120-433, 482-524.
5Рындина Н. В. Технология новгородских ювелиров//МИА. 1963. № 117.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.
Славяне средневекового Дона

Под ред. Е.А. Мельниковой.
Славяне и скандинавы

Любор Нидерле.
Славянские древности

Игорь Коломийцев.
Славяне: выход из тени
e-mail: historylib@yandex.ru