Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Борис Башилов.   Враг масонов N1 (масоно-интеллигентские мифы о Николае I)

XXXI

                                                                                           ...невзирая на запрет, при виде
                                                                                            Змеи ползущей к вам с разъятым жалом.
                                                                                            Необходимо было б разбудить вас,
                                                                                            Чтоб ядовитый гад не превратил
                                                                                            Той роковой дремоты в вечный сон.
 
       В. Шекспир. Генрих IV.
 
       Великий патриот и печальник России, Гоголь призывал не к красивым мечтам и словам, а к красивым делам, к неустанной сознательной борьбе за улучшение жизни в России. Он звал любить не будущих людей воображаемого прекрасного будущего, а существующих, бороться не за счастье грядущих поколений, а за счастье уже существующего. "Кто с Богом, тот глядит светло вперед и есть уже в настоящем творец блистающего будущего" (Выбр. места. Письмо XXVII).
       "Мы еще растопленный метал, — предостерегает Гоголь, — не отлившийся в свою национальную форму". Свою "Авторскую исповедь" Гоголь заканчивает следующим выводом: "...Итак, после долгих лет и трудов, и опытов, и размышлений, идя видимо вперед, я пришел к тому, о чем уже помышлял во время моего детства: что назначенье человека — служба и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному, и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей".
       Без любви к России, к духовным основам национальной жизни, по мнению Гоголя невозможно истинное служение народу. "Каждый русский должен возлюбить Россию. Полюбит он Россию и тогда полюбит он "все, что ни есть в России". "Ибо не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши братьев, не возгореться вам любовью к Богу... не спастись Вам" (Выбр. места. Письмо XX).
       Идея, что вся жизнь человека — служба Богу и своему народу, эта древняя русская идея — является излюбленной идеей Гоголя. "Россия — это монастырь и все живущие в ней монахи, которые обязаны ежедневно пещись о помощи ближним и украшении и укреплении своего монастыря."
       В Письме XIX "Нужно любить Россию", Гоголь пишет гр. А. П. Т..му, что у многих из русских мало настоящей, действительной любви к России.
       "Но прямой любви еще не слышно ни в ком — ее нет таки и у Вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами о всем дурном, что в ней ни делается; в вас все это производит только одну черствую досаду и уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с нею можно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, не в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу действительности на нем всей вашей бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам".
       Мысли о том, что все русские должны не на словах, а на деле бороться за лучшую Россию Гоголь развивает и в следующем Письме к гр. А. П. Т...му:
       "Нет, для Вас также, как и для меня, заперты двери желанной обители. Монастырь Ваш — Россия! Облеките же себя умственно рясой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней. Она теперь зовет своих сынов крепче, нежели когда либо прежде. Уже душа в ней болит, и раздается крик ее душевной болезни. Друг мой! Или у Вас бесчувственное сердце, или Вы не знаете, что такое для русского Россия. Вспомните, что когда приходила беда ей, тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасать ее. Чернецы Ослябя и Пересвет с благословения самого настоятеля, взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы, а вы не хотите взять поприще мирного гражданина, и где же? в самом сердце России." "Что ж? Разве мало мест и поприщ в России? Оглянитесь и осмотритесь хорошенько, и вы его отыщите".
       В Письме XXVIII "Занимающему важное место" Гоголь пишет: "Во имя Бога берите всякую должность, какая бы ни была вам предложена, и не смущайтесь ничем. Придется вам ехать к черкесам на Кавказ, или по-прежнему занять место генерал-губернатора — вы теперь нужны повсюду. Что же до затруднительностей, о которых вы говорите, то теперь все затруднительно; все стало сложно; везде много работы." "...Теперь в глазах моих все должности равны, все места равно значительны, от малого до великого, если только на них взглянешь значительно, и мне кажется, что если только хотя сколько-нибудь умеешь ценить человека и понимать его достоинство, которое в нем бывает даже и среди множества недостатков, и если только при этом хоть сколько-нибудь имеет истинно-христианской любви к человеку и, в заключение, проникнут точно любовью к России, — то, мне кажется, на всяком месте можно сделать много добра". (Авторская исповедь.)
       В Письме XIII Гоголь пишет: "Я вас, между прочим, еще побраню за следующие ваши строки, которые здесь выставлю вам перед глаза: "Грустно и даже горестно видеть вблизи состояние России, но впрочем не следует об этом говорить". "Мы должны с надеждой и светлым взором смотреть в будущее, которое в руках Милосердного Бога". "В руках милосердного Бога все: и настоящее, и прошедшее и будущее. От того и вся беда наша, что мы не глядим в настоящее, а глядим в будущее. От того и беда вся, что иное в нем горестно и грустно, другое просто гадко; если же делается не так, как нам хотелось, мы махнем на все рукой и давай пялить глаза в будущее. От того Бог и ума нам не дает; от того и будущее висит у нас у всех точно на воздухе: слышат некоторые, что оно хорошо, благодаря некоторым передовым людям, которые тоже услышали его чутьем и еще не проверили законным арифметическим выводом; но как достигнуть до этого будущего никто не знает..."
       "Безделицу позабыли: позабыли, что пути и дороги к этому светлому будущему сокрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого никто не хочет узнавать; всяк считает его низким и недостойным своего внимания и даже сердится если его выставляют на вид всем".
 
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Юрий Мухин.
Лунная афера США

Этьен Кассе.
Ключ Соломона. Код мирового господства

Игорь Панарин.
Первая мировая информационная война. Развал СССР

Энтони Саттон.
Орден «Череп и кости»: документы, история, идеология, международная политика
e-mail: historylib@yandex.ru
X