Реклама

Борис Спасский.   История физики. Ч. I

§ 5. О науке Дальнего Востока и Индии

Культура народов Дальнего Востока и Индии очень древняя. Еще в глубокой древности здесь развиваются земледелие, ремесло, строительная техника и т. д. Возникли письменность, литература, начали развиваться философия и наука.

Очень древнее происхождение имеет астрономия в Китае и Индии. Известно, что в результате систематических астрономических наблюдений китайский астроном Ши Шэн (IV в. до н. э.) составил звездный каталог, содержащий до 800 звезд. Довольно рано на Дальнем Востоке и в Индии возникли астрономические обсерватории. К V—VI вв. в Индии существовали хорошо оснащенные астрономические обсерватории (рис. 9), в которых велись измерения положения и движения небесных тел. Знаменитый индийский астроном Ариабхата, как уже упоминалось, высказал мысль о вращении Земли вокруг своей оси.



Значительных успехов в древности и в средние века в Индии и Китае достигла математика. Важнейшим вкладом в развитие математики было создание в Индии в первые столетия нашей эры позиционной десятичной системы счисления. Известно также, что здесь сформировалось понятие отрицательного числа. В сочинении индийского ученого Брахмагупты (ок. 598—660) используется понятие отрицательных чисел. Отрицательное число трактуется как долг, приводятся правила действий с отрицательными числами.

Имеются также свидетельства, что индийские ученые начали пользоваться методами дифференциального исчисления. Так, советский индолог Ф. И. Щербатский писал, что в Индии «астрономия была знакома с принципами дифференциального исчисления. Известие это вызвало немало удивления среди современных английских астрономов»1.

В области естественных наук ученые Китая и Индии накопили ряд сведений и использовали их для практических целей. Так, китайцам давно было известно свойство куска магнитного железняка ориентироваться в определенном направлении относительно частей света, что было использовано для устройства компаса. Первый известный компас состоял из гладкой отполированной медной пластинки с делениями, на которой помещался кусок магнита, имеющий форму ложки (рис. 10). В последующем (III в.) компас был усовершенствован и употреблялся для ориентировки в пути.



Как и в Греции, на Дальнем Востоке и Индии в древности были сделаны первые попытки отделить научные представления об окружающей действительности от мифологических и религиозных воззрений. Возникла философия, включавшая и материалистические натурфилософские учения, учение о Вселенной, взгляды на строение материи и т. д. Очень рано стихийно развивались материалистические представления о том, что все существующее возникло из определенных материальных начал. Подобного рода представления содержатся в древнем индийском литературном памятнике «Упанишадах» (VIII в. до н. э.). Согласно одним представлениям, первоосновой мира является воздух, согласно другим—вода и т. п. В другом древнем сочинении «Махабхарате» излагаются учения, согласно которым мир возник из нескольких материальных элементов, таких, как огонь, воздух, вода и т. д. По другим представлениям— из одной первоматерии.

В Индии к VI—II вв. до н. э. философские идеи оформились в определенные философские системы, существовавшие и в дальнейшем. В системах «Ньяя», «Вайшешика» получило развитие представление об атомах. Последователи этих систем учили, что все вещи в природе состоят из мельчайших частичек: воды, земли, воздуха и огня. Атомы вечны и неразрушимы. Все изменения в природе происходят в результате их соединения и разъединения.

Первые натурфилософские системы в Китае также возникли очень давно. Здесь также начинает формироваться и представление о том, что все вещи в мире состоят из материальных начал — пяти первоэлементов: воды, огня, дерева, металла и земли. В «Книге перемен» (IX—VII вв. до н. э.) излагается учение о том, что хотя все вещи постоянно изменяются, тем не менее они имеют единое начало— «Тай-цзи», состоящее из частиц первоматерии, в результате соединения которых образуются все вещи.

Крупнейший китайский философ, материалист Древнего Китая Ван Чун (27—97) учил, что мир вечен и материален. Материальной основой мира является некая материальная субстанция «ци», заполняющая все пространство. Она существует в двух основных формах-состояниях: в сгущенном (в виде тел) и в разреженном (в виде небесного эфира). В мире господствует естественная необходимость, которой подчинены все процессы как живой, так и неживой природы. Наблюдаемый нами мир, по Ван Чуну, возник также в силу необходимости из хаоса. Первоначально существовал хаос, в котором «ци» еще не разделилось. «Когда оно разделилось, то чистые частицы образовали небо, а мутные — Землю». Ван Чун считал, что познание должно исходить из опыта, результаты которого подвергаются анализу с помощью разума.

Таким образом, развитие науки и философии на Дальнем Востоке и в Индии шло в основном по тому же пути, что и на Западе. Как и в Древней Греции, здесь развивались математика и астрономия, накапливались знания в области естественных наук, возникла философия, в рамках которой развивались и материалистические натурфилософские представления о природе. Одновременно развивались различного рода идеалистические направления в философии, которые не представляют для нас интереса.




1Щербатский Ф И. Научные достижения древней Индии. — Отчет о деятельности Российской Академии наук за 1923 год. Л., 1924, с. 22—23.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Борис Спасский.
История физики. Ч. I

И. М. Кулишер.
История экономического быта Западной Европы.Том 1

И. Д. Рожанский.
Античная наука

Артур Орд-Хьюм.
Вечное движение. История одной навязчивой идеи

Борис Спасский.
История физики. Ч. II
e-mail: historylib@yandex.ru