Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.   Всадники войны. Кавалерия Европы

Испанский рыцарь. 1320 — 1330 гг.

Страны Иберийского полуострова, изолированные от остальной Европы Пиренейским хребтом, существовали в особых геополитических условиях. Значительную роль в их историко-культурном развитии сыграло арабское завоевание — «конкиста» начала VIII в. Арабское влияние сказалось практически на всех сферах жизни, от литературы и языка до материальной культуры и военного дела. С условной даты 718 г. принято считать начало обратного процесса реконкисты — «отвоевания». Это был долгий и мучительный путь, полный побед и поражений, политических интриг и междоусобных войн, союзов с мавританскими владыками, закончившийся только в 1492 г. с падением Гранадского халифата. По подсчетам испанских историков за весь период реконкисты только с арабскими войсками христианские государства сражались около 3700 раз, включая полномасштабные битвы и незначительные стычки. Если добавить сюда еще и многочисленные войны друг с другом, то становится понятно, почему «испанское общество было организовано для войны», почему война «одновременно завоевательная и религиозная сформировала социальные структуры».



Начавшись в VIII в, реконкистас нарастающим успехом продолжалась до XI в., когда арабская Испания оказалась разделенной на несколько эмиратов. В результате продвижение христианских государств стало более быстрым и планомерным. В середине XII в. полуостров был рассечен на две части по линии Лиссабон — Толедо — Тортоса. Отвоеванные территории остались под властью четырех королевств: Португалии, Кастилии, Арагона и Наварры.

Неспособность выступить единым фронтом и различные политические устремления христианских королевств замедлили поступательное движение реконкисты, превратив ее в дискретный процесс наподобие приливов и отливов. Постоянная война со своими соседями требовала огромных затрат, которые не могли окупиться только за счет военной добычи. Содержание войска, укрепленных пунктов и всей военной инфраструктуры вызывало необходимость немалых материальных усилий со стороны всех слоев общества. В этой ситуации нашел применение феодальный принцип «жить своим», когда никто, даже король, не мог свободно запустить руку в карман своих подданных. Постоянное военное напряжение и различные экстраординарные налоги требовали одобрения сословий. В результате в Испании к середине XII в., раньше, чем где-либо в Европе, зародилось сословное представительство, парламент, или по испански «кортесы».

Особенность военного дела на Иберийском полуострове заключалась в органичном смешении европейских и восточных способов и приемов ведения боевых действий. Пожалуй, ни на какой пограничной территории, даже на Руси, это не прослеживается настолько явно. Кроме того, на тактику и вооружение влияли особый ландшафт и климатические условия. Главной ударной силой оставалась тяжелая рыцарская конница. При этом существовал чрезвычайно высокий процент легкой конницы и пехоты. Легкая конница формировалась в основном за счет небогатых и незнатных землевладельцев, обязанных к военной службе. Это были так называемые «кабальерос вилланос» (рыцари вилланы, caballeros villanos). Они были легко вооружены и использовали минимум защитного снаряжения, подражая своим мавританским противникам. Сходство усугублялось низкими седлами с короткими стременами, на которых было удобно привставать, поворачиваясь в любую сторону, что облегчало использование метательного оружия. В данной среде употреблялись невысокие быстрые лошади, по имени которых и называлась вся легкая конница Испании — «хинетес» (jinetes).

Пехота (pedones) к XIV в. во многом утратила свое значение и использовалась, как правило, для обороны крепостей и саперных работ.

Тяжелая конница выставлялась городами, нобилитетом, богатыми людьми и, естественно, самим королем. Их называли «кабальерос идальгос» (рыцари идальго, инфансоны, caballeros hidalgos).

Различные слои общества и военного сословия были обязаны службой в зависимости от типа военных действий. Испанский язык имеет массу синонимов термина «война», каждый из которых несет особую смысловую нагрузку. Bellum — обозначала войну с маврами. Hueste — значительная наступательная кампания большими силами. Fonsado — военная кампания локального характера, как правило, устраиваемая городами. Apellido — всеобщий призыв для защиты при нашествии. Guerra—междоусобная война. Cavalgada, corredura — набег, рейд на вражескую территорию.

О тактике конницы трудно судить подробно. Видимо, распространенным был прием «нападение-отступление» (tornafuye), когда противник выманивался со своих позиций притворным бегством. Если уловка пользовалась успехом и неприятель ломал боевой порядок, наносился контрудар всеми силами при поддержке тяжелой конницы.

Очевидно, использовались и фланговые охваты. Когда противник избегал сражения или его оборонительная позиция была слишком сильна, конница рассыпалась по окрестностям, штурмуя незначительные поселения и укрепленные пункты, выжигая окрестности городов и замков, грабя местное население, что, впрочем, было традицией всех средневековых армий. Эти приемы реалистично описаны в «Песне о Сиде». Это эпическое произведение относится к XI в., но реалии военных действий вряд ли изменились к XIV в. коренным образом.

Рельеф из королевского монастыря в Поблете. Конец XIII в. Изображение демонстрирует полную кольчужную защиту и куполовидный малый бацинет.. Круглый щит отражает восточное влияние в испанской военной традиции
Рельеф из королевского монастыря в Поблете. Конец XIII в. Изображение демонстрирует полную кольчужную защиту и куполовидный малый бацинет.. Круглый щит отражает восточное влияние в испанской военной традиции

Надгробие Альваро де Кабрера (ум. 1314 г.). Рыцарь изображен без шлема, но скорее всего в комплекте с горж.етомупотреблялся кабасет
Надгробие Альваро де Кабрера (ум. 1314 г.). Рыцарь изображен без шлема, но скорее всего в комплекте с горж.етомупотреблялся кабасет

Меч Фернандо де ля Цедра. Монастырь Лас Хуэсас, Бургос. Меч относится к1270-м гг, однако в первой трети XIV в. в Испании имело хождение практически идентичное клинковое оружие. Характерной м.естной чертой является оплетка рукояти шелковыми шнурами
Меч Фернандо де ля Цедра. Монастырь Лас Хуэсас, Бургос. Меч относится к1270-м гг, однако в первой трети XIV в. в Испании имело хождение практически идентичное клинковое оружие. Характерной м.естной чертой является оплетка рукояти шелковыми шнурами

Английский оружиевед XIX в. Джон Хьюит писал: «В истории прогресса средневековой военной науки и рыцарского вооружения нет периода интереснее, чем XIV столетие». Тем более эти слова применимы к Испании, существовавшей в столь напряженной военно-политической обстановке, несомненно, стимулировавшей развитие военного дела.

Вооружение королевств Иберийского полуострова, испытывавшее сильное арабское влияние, тем не менее держалось в курсе общеевропейских тенденций в развитии военного снаряжения. В основной массе испанские воины не только не переняли облика своих мавританских коллег, но, даже наоборот, серьезно преобразили их внешний вид, привнеся различные элементы европейского вооружения. Тем не менее местное оружие отличалось значительным своеобразием. Например, боевой комплекс испанского рыцаря XIV в. легко отличим от французского. В украшении были заметны и часто преобладали арабские мотивы и приемы декорировки. Конструктивно с XIV в. испанское вооружение находилось под значительным итальянским воздействием. Несмотря на то, что Испания имела ряд центров с налаженным оружейным производством, большие партии снаряжения, в первую очередь, оборонительного, очевидно, закупались в Италии. Однако элементы доспеха итальянского происхождения или изготовленные по итальянским образцам неизменно приспосабливались к местным условиям. Как отмечено выше, климат и ландшафт властно диктовали свою волю. Воевать приходилось на равнинах, которые неожиданно и прихотливо сменяли холмы и горы. Маневренная война с мобильной мавританской кавалерией в таких условиях требовала от всадника хорошего обзора для уверенного ориентирования на поле боя. Жара, часто усугубляемая влажным приморским воздухом, также накладывала отпечаток на вооружение.

Неудивительно, что глухие шлемы не пользовались популярностью. Наголовья с открытыми лицами или с частично закрытыми лицами, напротив, были в широком ходу. Малые бацинеты и бацинеты получили всеобщее признание. В этом регионе зародились и распространились некоторые специфические варианты защиты лица помимо стандартных подъемных забрал. Во-первых, это кольчужная завеса лица, выполненная как продолжение бармицы и укрепленная на редуцированном наноснике1. Во-вторых, узкий длинный наносник, выполненный зацело с тульей, переходящий в широкую пластину, закрывающую челюсть, которая, в свою очередь, соединяется с назатыльником, образуя, таким образом Т-образное прикрытие лица. Второй вариант, правда, не был широко распространен

Яркой отличительной чертой испанского вооружения стало повсеместное использование шлемов с полями — «шапельдефер», которые обозначались общим термином «кабасет». Наиболее популярны были, повидимому, кабасеты монолитной конструкции с куполовидными или сфероконическими тульями и опущенными вниз полями. Не закрывая обзор и не затрудняя дыхания, такие шлемы надежно прикрывали лицо за счет нависающих сверху полей. Для повышения надежности и защиты шеи и основания черепа в комплекте с кабасетами носили защитные ожерелья «горжеты». Они снабжались высокими латными воротниками, которые могли доходить от подбородка до середины носа, образуя также частичную защиту лица (прекрасный пример — алтарный барельеф 1320—1330 гг. наваррской работы из Музея изящных искусств Барселоны). К нижнему краю воротника чаще всего крепилась пелерина бригандинной конструкции. Пелерина, как правило, была короткой и круглой формы, но в Испании она иногда видоизменялась, приобретая иные очертания. На скульптурном надгробии Рамона Фолька X де Кордона1325 г. из королевского монастыря в Поблете изображен горжет с треугольной передней частью пелерины, доходящей до уровня диафрагмы. Горжет мог сопровождать не только кабасет, но и бацинет и даже горшковидный шлем. На примере защитной системы ««кабасет-горжет» можно проследить адаптацию иностранного заимствования к местным условиям. Очевидно, что рассматриваемый элемент доспеха появился в Италии. Однако в Италии и сопредельных странах кабасет был преимущественно атрибутом пехоты и легкой конницы.

В Испании же кабасет, особенно в комплекте с горжетом, употребляла, в первую очередь, тяжелая конница. Кабасет стал национальной формой защиты головы и эволюционировал на местной почве совершенно самостоятельно, в отрыве от итальянских корней, вплоть до XVI столетия.

Меньшая тяжеловесность по сравнению с остальной Европой отличала испанское защитное вооружение вообще. Не только легкая конница, но даже тяжелые рыцари обходились зачастую без двойного доспеха, ограничиваясь только кольчугой, пластинчатым (обычно бригандиной) или стеганым панцирем.

Широко применялась кожа. Вываренная кожа шла на изготовление частей доспехов. Из нее могли делать и шлемы, особенно для беднейших слоев воинского сословия. Подкладываясь изнутри, кожаные ремни часто служили для соединения пластин между собой на различных элементах доспеха вместо жестких шарнирных соединений.

Наступательное вооружение конницы ничем не отличалось от европейского. Предположительно можно отметить, что оно было более легким в расчете на относительно слабое защитное вооружение вероятного противника. Достоверно известно на основании письменных источников, что, помимо традиционных длинных рыцарских копий, испанцы широко применяли легкие и укороченные копья, а также дротики. Они упомянуты в «Хронике» Рамона Мунтанера, «Хронике дю Геклена» Фруассара и др. Для облегченных копий использовался термин «ascona montera». Судя по всему, их с равной вероятностью могли использовать и на войне, и на охоте. Видимо, они являлись переходной формой от оружия ближнего боя к метательному оружию. Рамон Мунтанер упоминает, что такие копья иногда снабжались длинным
стабилизатором из железа или перьев. Укороченные рыцарские копья использовались конницей в случае спешивания. Дротики легкая конница применяла для метания. В исключительных случаях ими можно было колоть, как копьем, в ближнем бою.

В источниках отражено также употребление мавританских дротиков «ассегаев».

Фрагмент центрального порта церкви Санта-Мария де Сусо. Первая треть XIV в.
Фрагмент центрального порта церкви Санта-Мария де Сусо. Первая треть XIV в.

Фрагмент барелье¬фа собора в Памплоне. Около 1325 г.
Фрагмент барелье¬фа собора в Памплоне. Около 1325 г.

Клевцы, шестоперы и секиры, в особенности, снабженные дополнительными поражающими элементами в виде шипов, в среде конницы употреблялись редко, по крайней мере, вещественных и изобразительных подтверждений этого очень мало. Не часто говорят об этом и письменные источники. Их отсутствие объясняется, в первую очередь, легким вооружением противника, для борьбы с которым не требовались наступательные средства значительной поражающей способности.

Клинковое оружие в Испании, напротив, применялось широко и повсеместно. В основном оно известно по многочисленным приношениям в соборы и монастыри. Имеется также множество изображений. Как правило, это одноручные рыцарские мечи с широким гибким клинком линзовидного сечения. Чаще всего клинок несет долы. Известны и фальшионы. Прекрасный археологический образец второй половины XIV в. хранится в Музее археологии Кордовы. Он имеет длинный хвостовик и перекрестье. Клинок плавно расширяется к окончанию. В последней четверти имеется дугообразный скос лезвия к острию.

Отметим также заимствования мавританского наступательного оружия. Помимо копий, о которых говорилось выше, относительно широко использовалось клинковое оружие, чаще всего мечи и кинжалы. Все заимствования его делятся на три основные группы. Во-первых, непосредственное заимствование, когда в ход шло трофейное или покупное мавританское оружие. Во-вторых, частичное заимствование, когда привозные арабские клинки оснащались европейскими эфесами и ножнами. Кстати, имел место и обратный процесс. В-третьих, подражание или опосредованное заимствование, когда испанские воины заказывали оружие в арабском стиле.



Изображен испанский рыцарь 1320—1330 гг. Наголовье: шлем «кабасет». Имеет монолитную конструкцию. Тулья сфероконическая, изготовлена, видимо, из двух выпуклых деталей, соединенных посредством кузнечной сварки по медиальному шву. По нижнему краю тульи идет ряд заклепок, которые удерживают подшлемник. Поле не широкое, к тулье также приварено. По внешнему периметру отвальцовка. Предположительная толщина 2—1,5 мм. Вес 2,5 кг. Шлем надет поверх кольчужного капюшона (барельеф из собора Памплоны, 1325 г.)

Горжет: конструктивно состоит из двучастного латного воротника и бригандинной пелерины. Горжет имеет застежку на левом боку (ремни и пряжки могли заменяться съемным шкворнем). На правом боку воротника подвижная петля, позволяющая открывать горжет (пелерина имеет конструкцию со значительной степенью гибкости, поэтому на ней петля не монтировалась). Воротник конструктивно состоит из задней и передней деталей полуцилиндрических геометрических очертаний. Спереди, для обеспечения равномерной защиты, воротник несколько длиннее, чем сбоку, что образует плавный изгиб по его нижнему краю. Этот изгиб точно соответствует кривизне горловины доспеха, в соответствии с которой он и пригонялся. Верхний край воротника оформлен отвальцовкой наружу, вокруг толстой (около 2 мм) проволоки.

Эта черта служила повышению жесткости и предотвращению соскальзывания вражеского оружия вверх.

К нижнему краю воротника идет небольшой бортик, поверх которого наложена пелерина, зафиксированная посредством заклепок. Набор пелерины состоит из двух рядов прямоугольных пластин, расположенных вертикально. По необходимости край пластин подрезался по форме пелерины.

Толщина воротника предположительно около 1,5 мм, пластин пелерины — не более 1 мм. Вес не более 1,5 кг. (Барельеф из собора Памплоны 1325 г.)

Корпусной доспех: бригандина с длинным небронированным подолом и застежкой вдоль спины (барельеф из собора Памплоны, 1325 г.)

Защита ног: состоит из набедренников, наколенников, наголенников и сабатонов.

Набедренники: стеганые, полностью скрыты подолом бригандины и акетона. Выполнены в виде двух коротких штанин, не соединенных между собой. Закрывают ногу от основания бедра до колена. Крепятся к изнанке акетона посредством шнуровки.

Наколенники: носятся поверх стеганых набедренников. Конструктивно состоят из двух монолитных деталей, собранных на несущих внутренних ремнях. Все соединения осуществлены посредством заклепок. Собственно наколенник закрывает колено с трех сторон. Обводы профиля формируются двумя образующими с незначительной степенью выпуклости, которые, идя сверху и снизу, соединяются под тупым углом в центре по линии горизонтального ребра жесткости, наведенного методом чеканки. Снаружи наколенник снабжен защитным боковым крылом овальной формы. Предположительная толщина около 1,5 мм. Наколенник дополнен широкой прямоугольной переходной пластиной с отвальцовкой наружу по нижнему краю. Толщина около 1 мм. Сзади наколенник притянут к набедреннику крепежным ремнем, который может быть дополнен шнуровкой.

Надгробие Рамона Фолька X де Кардона (1259 — 1320 гг.). Королевский монастырь в Поблете. Около 1325 г. На надгробии хорошо видна петля на левой стороне ворота горжета, что позволяет предполагать двухчастную конструкцию данного вида защитного снаряжения
Надгробие Рамона Фолька X де Кардона (1259 — 1320 гг.). Королевский монастырь в Поблете. Около 1325 г. На надгробии хорошо видна петля на левой стороне ворота горжета, что позволяет предполагать двухчастную конструкцию данного вида защитного снаряжения

Наголенники: латные анатомические конструкции, конструктивно состоящие из двух деталей — задней и передней створок. В верхней части они заходят под наколенники. В нижней части опускаются по бокам почти до конца стопы, образуя спереди арковидный вырез для стопы. Верхний и нижний края обеих створок снабжены отвальцовкой наружу, для придания жесткости. По внешнему краю изнутри идет кожаная петля. Она представляет собой длинный несущий ремень, который соединяет обе створки по всей высоте посредством заклепок. Толщина передней створки 1,5—1,2 мм, задней — 1,2—1 мм. (Все элементы защиты ноги, кроме сабатонов — барельеф из собора Памплоны 1325 г.).

Сабатоны: латные башмаки. Сформированы тремя рядами прямоугольных пластин, зафиксированных на поверхности несущей подосновы посредством заклепок. Кожаная основа после монтажа пластин нашивается на башмак. Толщина пластин 1 мм (Барельеф со св. Виларделем1320 г. из собора Барселоны).

Кольчуга: длиннорукавная рубаха. Поверх при шнурованы бригандинные плечевые щитки. Они скроены на манер рукавов верхнего платья и аккуратно заходят под пройму бригандины, не оставляя щелей. Набор конструктивно состоит из длинных прямоугольных пластин, расположенных вертикально со взаимным наложением, которое составляет не менее 10 мм. Толщина около 1—1,2 мм. (Надгробие дона Альваро де Кабрера, ум. 1299 г., памятник не ранее 1310 г.)

Перчатки: кольчужные с бригандинными крагами. Имеют германское происхождение, в данном случае изображены как возможное допущение.

Щит: круглый ««рондаш». Имеет равномерно выпуклый профиль. Конструктивно состоит из двух слоев тонких (липовых) досок, выгнутых над паром, уложенных крест накрест и соединенных посредством клея и нагелей. С обеих сторон обтянут кожей или толстым холстом и расписан рыцарским гербом — полем шахматной клетки червлени и золота. (Барельеф из королевского монастыря в Поблете конца XIII в.)

Меч: одноручный с изогнутой гардой. Ножны деревянные, обтянутые бархатом и снабженные Uобразным серебряным наконечником. (Барельеф из собора Памплоны, 1325 г.; аналог — меч короля Кастилии Санчо IV Храброго 1295 г., точные размеры неизвестны).



1Прямой аналог русским шлемам середины—второй половины XIV в., появившимся в схожих условиях.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Мишель Пастуро.
Символическая история европейского средневековья

Марджори Роулинг.
Европа в Средние века. Быт, религия, культура

Сьюард Десмонд.
Генрих V

Иван Клула.
Екатерина Медичи

А. А. Сванидзе.
Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
e-mail: historylib@yandex.ru