Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.   Всадники войны. Кавалерия Европы

Германская военная аристократия. 1540 — 1550 гг.

Германия периода лютеранской реформации пережила несколько религиозных войн. Все они носили характер гражданских столкновений, как, например, аналогичные конфликты во Франции XVI в.1. В Германии борьба католиков и протестантов началась в годы правления Максимилиана, однако характер настоящей войны она приобрела позднее, при Карле V. За годы внутренних конфликтов, губительных для Германии, произошли серьезные изменения в вооружении конницы и тактике конного боя. Новые черты незаметно накапливались еще с конца XV в., с тем чтобы в середине второй половине XVI в. превратить рыцарскую конницу в нечто принципиально иное, а именно — в регулярную кавалерию. Провозвестники кавалерии германские рейтары появились на полях сражений Шмалькальденской войны 1546—1548 гг., по крайней мере, именно с этого времени этот термин стал встречаться в письменных источниках регулярно. Рейтары хорошо зарекомендовали себя в данной войне и стали привлекаться в качестве наемных войск по всей Западной Европе.



Портрет императора Карла V в битве при М\юльберге. 1547 г. Фрагмент картины Тициана. 1548 г. Прадо. Мадрид
Портрет императора Карла V в битве при М\юльберге. 1547 г. Фрагмент картины Тициана. 1548 г. Прадо. Мадрид

Шмалькальденский союз протестантских князей вступил в войну с императором Карлом V из за его наступления на права союза, полученные во время Аугсбургского исповедания 1531 г, а также его стремления восстановить католицизм в качестве единственной религии Германии. В союз входили лютеранские князья Иоганн Фридрих курфюрст Саксонский, Филипп ландграф Гессенский, Ульрих Вюртембергский, Морис герцог Саксонский. А также города Бремен, Ульм, Магдебург, Страсбург и другие. В 1544 г. император заключил мир с Францией, а в 1545 г. — перемирие с Османской империей, что позволило ему открыть военные действия. Кроме того, Карл сумел привлечь на свою сторону одну из ключевых фигур союза — Мориса Саксонского. Ему он посулил после победы отдать владения и титул его родственника Иоганна Фридриха Твердого курфюрста Саксонского. Опираясь на силы Мориса, а также широко привлекая имперские войска из Испании, Карл V нанес поражение протестантам. В решающем сражении при Мюльберге 24 апреля 1547 г. армия Иоганна Фридриха была разгромлена, а сам он попал в плен. Позднее был пленен и Филипп Гессенский. Карл на короткое время стал полновластным владыкой огромной империи, которая на поверку оказалась колоссом на глиняных ногах. Морис Саксонский, чрезмерно усилившийся после получения владений Иоганна Фридриха, стал тяготиться союзом с императором. Кроме того, он стремился обелить свое имя после предательства 1547 г.2. В 1552 г. он начал новую войну, получившую название ««мятежа князей». Предлогом послужило неудовлетворенное требование Мориса об освобождении Филиппа Гессенского. В 1552 г. Карл был вынужден пойти на перемирие (в городе Пассау), а затем и на мир с князьями, названный Аугсбургским религиозным миром 1555 г.

Большой частью конных соединений имперской и княжеских армий периода Шмалькальденской войны все еще являлись завербованные дворяне и рыцари, а также призванные вассалы со свитой разнообразно вооруженных бойцов и слуг. Тем не менее основой выступали простые наемные солдаты, которые в силу своего неблагородного происхождения назывались «черными рейтарами».

Они зарекомендовали себя с наилучшей стороны в боях, отличаясь превосходной управляемостью в сражении и на походе. Подобные качества были характерны и для многих рыцарских армий более раннего периода, однако дальнейшая эволюция показала, что рейтары явились чем-то органически новым. В годы Шмалькальденской войны рейтары выступали крупными наемными дружинами и были сродни ландскнехтам. Их использовали в качестве «средней» конницы, если такой термин вообще употребим (когда бойцы были облачены в тяжелое, но не полное снаряжение). Основным оружием выступало копье. В то же время появилось новое оружие — пистолет, — перевернувшее все представление о конном бое. Необходимость действовать в сплоченных построениях свела на нет значение индивидуального бойца. Окончательный переход к строевой тактике боя, к регулярным строевым упражнениям ознаменовал превращение рыцарской конницы в кавалерию.

Сражение при Мюльберге было, наверное, последним крупным побоищем, когда рейтары не использовали в массовом порядке пистолеты, а сражались еще на рыцарский манер копьями и мечами. При этом комплекс их снаряжения, совершенно отличный от рыцарского, уже сложился полностью. Главным отличием был принцип частичного бронирования. Латами прикрывались только жизненно важные части тела — голова, корпус, руки. Защита рук часто была не сплошной, хотя широко известны образцы рейтарских доспехов и с полными наручами. Прикрытия ног никогда не были полными. В лучшем случае латы закрывали бедра и колени, причем в порядке вещей было полное отсутствие ножных лат. В 1530— 1550 гг. появилась и распространилась новая конструкция для защиты бедер, которой суждено было стать одной из типоопределяющих черт рейтарского снаряжения. Имеются в виду ламинарные набедренники, которые пристегивались непосредственно к подолу кирасы. Изначально они были известны в качестве прикрытия основания бедра и назывались «тассетами», то есть подвесными пластинами. Затем, в начале XVI в. появились ламинарные тассеты, которые постепенно вытеснили старые монолитные.

Портрет Иоганна Фридриха курфюр-ста Саксонского работы Тициана. Прадо. Мадрид
Портрет Иоганна Фридриха курфюр-ста Саксонского работы Тициана. Прадо. Мадрид

Саксонская моне¬та с изображением курфюрста. 1541 г.
Саксонская моне¬та с изображением курфюрста. 1541 г.

Парадный чеканный таушированный серебром щит с изображением момента сдачи в плен Иоганна Фридриха. Милан. 1555 г. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Парадный чеканный таушированный серебром щит с изображением момента сдачи в плен Иоганна Фридриха. Милан. 1555 г. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Снаряжение Иоганна Фридриха, взятое в качестве трофея в битве при Мюль- берге. Реал Армериа. Мадрид
Снаряжение Иоганна Фридриха, взятое в качестве трофея в битве при Мюль- берге. Реал Армериа. Мадрид

Тогда же появились длинные тассеты, доходившие до колена и заменявшие отдельный набедренник. Впоследствии к нижней части этих тассет стали крепить наколенники, что сделало ненужным латный набедренник. Описанная конструкция и стала единственным способом защиты ног в составе рейтарского доспеха Голени и верхняя часть бедра прикрывались массивными кожаными ботфортами, которые предохраняли ноги от натирания о седло при долгих маршах, а от легкого оружия защищали немногим хуже железных доспехов. Все шире стали употребляться открытые шлемы. Почти всегда это были бургиньоты с козырьками в налобной части.

Достаточно быстро данный комплекс защитного вооружения вытеснил все прочие. Более того, появились целые подразделения легкой конницы, облаченные только в шлем и кирасу, которых стали именовать кирасирами и которым впоследствии, после исчезновения и рыцарей и рейтар, суждено было стать единственной тяжелой кавалерией.

Особенности вооружения зарождающейся кавалерии прекрасно видны на примере ряда источников, освещающих битву при Мюльберге. Они со всей очевидностью показывают отход от рыцарской системы вооружения, а значит, и тактики боя, ведь даже высшие военачальники, по их свидетельству, были облачены в рейтарские доспехи. Имеется подробное описание вооружения и убранства главных действующих лиц мюльбергской драмы, составленное очевидцем событий, испанским историком Луисом де Авилой. Авила писал, что император сидел на испанском скакуне темной масти и был облачен в белый с позолотой доспех и голландский морион, наступательное вооружение составляло полукопье, «напоминавшее дротик». Поверх доспеха Карл не носил никаких украшений, кроме широкой ленты из тафты, повязанной наискосок. Курфюрст сражался в черной кирасе, надетой поверх ««огромной кольчужной рубахи». Военачальник Карлагерцог Альба носил белый доспех, со шлемом, украшенным плюмажем из белых перьев, ниспадавших до крупа его коня.

Всех троих Авила без сомнений видел в одном и том же месте, когда в конце боя герцог Альба подвел к императору плененного курфюрста. Тогда Карл V бросил своему державному пленнику знаменитое: «Я поступлю с вами, как вы того заслуживаете». Император, будучи уже немолодым человеком, был измучен двадцать одним часом, проведенным в седле, не снимая доспехов3. Кроме того, его взбесило обращение мятежных князей, адресованное ему: «Карл Гентский, самозванный император».

Описание Луиса де Авилы несомненно достоверно, так как в деталях совпадает с двумя портретами Карла V и Иоганна Фридриха кисти Тициана, законченными в 1548 г., то есть всего через год после битвы при Мюльберге. Оба полотна изображают противников в том снаряжении, которое они носили в битве, что позволяет дополнить и уточнить сообщение Авилы (портреты хранятся в музее Прадо, Мадрид). Карл изображен в доспехе, изготовленном из полированной стали. Вся поверхность его разбита на вертикальные полосы травленого и позолоченного орнамента. Голландский морион, о котором писал Авила, оказывается бургиньотом с коротким козырьком, выполненным монолитно с тульей, и невысоким гребнем. Поверх шлема повязан декоративный шарф «бурелет» из прорезной ткани. Убранство шлема дополняет короткий плюмаж из темных перьев.

Ожерелье практически полностью скрыто кирасой, наплечниками и отложным воротником, выпущенным наружу.

Кираса нюрнбергской или аугсбургской работы снабжена фокром и коротким подолом, к которому пристегнуты ламинарные тассеты, доходящие до середины бедра. Горловина кирасы обработана отвальцовкой, расчеканенной на манер крученого жгута. Аналогично проработаны внешние края подвижных вставок на проймах. Согласно с сообщением Авилы, поверх кирасы наискось слева направо повязана широкая тканевая лента. Говоря об украшениях поверх доспеха, испанский историк забыл упомянуть об ордене Золотого Руна на шее императора, хотя он вряд ли воспринимал его в качестве декоративного элемента.

Наплечники, пристегнутые поверх ожерелья, имеют монолитную конструкцию с выраженной выпуклостью в районе плечевого сустава и заходят на нагрудник и наспинник кирасы. Непосредственно к наплечникам присоединяются посредством шарнирного крепления ламинарные плечевые щитки.

К ним, в свою очередь, подвешен на изнаночных несущих ремнях монолитный налокотник с боковым крылом, заходящим спереди поверх локтевого сгиба. Наручи отсутствуют, их заменяют кольчужные рукава. Латные перчатки имеют короткие монолитные краги с полукруглыми выступами по внешнему краю.

К ним присоединены посредством шарнирного крепления прикрытия кисти, состоящие из серии узких полос. Поверхности пластин, лежащих поверх костяшек пальцев, методом чеканки придана форма четырех анатомических выраженных выступов.

Прикрытия основания большого пальца независимо подвешены к кистевым пластинам на петлях.
Прикрытия пальцев чешуйчатые.

На ногах Карла изображены длинные черные ботфорты с голенищами, заходящими под тассеты, и с тупым носком.

Вооружен император коротким копьем, что совпадает с сообщением Авилы. Копье, видимо, испанского происхождения имеет листовидный наконечник с выраженной гранью и длинную втулку, в два раза превышающую размеры наконечника.

Убранство коня состоит из попоны, имитирующей конский доспех (нельзя исключать, что изображен именно доспех, обтянутый тканью), а также короткого стального налобника с небольшими прикрытиями ушей и плюмажем из темных перьев, вставленных в центральную трубку. Седло имеет высокие луки, обитые сталью.

Все описанные элементы находятся в музее Реал Армериа в Мадриде, кроме конского налобника, который попал в музей Метрополитен, Нью Йорк.Портрет Иоганна Фридриха изображает его в «огромной кольчужной рубахе», о которой писал Авила. На курфюрсте нет ни ожерелья, ни наручей, ни тассет, поэтому видно, что это именно кольчуга, а не нашитые на дублет фрагменты. Размеры кольчуги в самом деле впечатляют. Полные рукава и поколенный подол скорее подходят для начала XIII в., чем для середины XVI в.

Поверх кольчуги изображена черная кираса, предположительно нюрнбергской или дрезденской работы. Декоративное убранство, впрочем, тяготеет скорее к северогерманской традиции. На вороненом поле имеются три вертикальные полосы полированной белой стали. Низ горловины, проймы и нижняя часть подола несут рельефный лепестковидный орнамент, наведенный на поверхности лат методом чеканки, и также не несет воронения. Горловина и подвижные вставки в проймах полированные. Конструктивно кираса состоит из нагрудника и наспинника, соединяющихся посредством плечевых ремней и поясного ремня на талии. Нагрудник снабжен слабовыраженным тапулем4. Фокр отсутствует. Верх горловины и края пройм обработаны жгутообразной отвальцовкой. Подол крепится к пластине с центральным треугольным выступом, заведенной поверх нагрудника, на котором она зафиксирована посредством шарниров на боках и скользящей заклепки в центре. Подол короткий и состоит из двух пластин. Нижняя снабжена отвальцовкой. Крепления для тассет не предусмотрены.

Шлем курфюрста — это бургиньот с подвижными нащечниками, декорированный аналогично кирасе. Забрала курфюрст не носил, о чем ясно говорит глубокая рана на его щеке, которую он в самом деле получил под Мюльбергом. Вооружен Иоганн Фридрих полутораручным мечом с широким шестигранным клинком. Эфес конструктивно состоит из навершия, рукояти и простой гарды. Гарда имеет вид перекрестья с разносторонне загнутыми в перпендикулярной плоскости клинка окончаниями плеч. Имеется прямоугольный центральный щиток. Вся поверхность гарды, как и всего эфеса, прихотливо украшена растительным орнаментом. Окончания плеч выполнены в виде стилизованных четырех лепестковых цветков. Аналогичный меч схематично изображен на серебряной саксонской монете 1541 г. с портретом курфюрста. Нет оснований полагать, что меч имел вотивную функцию, скорее всего он использовался в битве. Правда, открытая гарда предполагает обязательное наличие латных перчаток, которых Тициан не изобразил. Суровая простота солдатских доспехов контрастирует на полотне с роскошным оформлением меча, что как нельзя лучше совпадает с характером самого Иоганна Фридриха, прозванного Твердым. Трудно сказать, нес ли курфюрст в бою иное оружие кроме меча. Если оно и имело место, то это было копье, скорее всего облегченное, так как кираса не имеет фокра.

Доспех и оружие курфюрста Карл V взял в качестве трофея и поместил в Реал Армериа, в Мадриде, где они находятся и по сей день. В память об одной из своих самых знаменательных побед император заказал в Милане парадный щит с чеканным изображением момента сдачи в плен Иоганна Фридриха. Щит был готов около 1555 г. и был взят Карлом с собой в добровольное изгнание в монастырь св. Юста5. Туда же он привез и портрет своего врага, который был одним из любимых живописных полотен императора.



Реконструкция основана на портретах Карла V и Иоганна Фридриха Саксонского 1548 г. работы Тициана из музея Прадо, Мадрид.



1Во Франции гонения на протестантов (гугенотов) начались еще при Франциске I, однако настоящая гражданская война началась в1562 г. после восшествия на престол малолетнего Карла IX (1560—1574 гг.), от имени которого правила его мать Екатерина Медичи.
2За переход на сторону императора в Шмалькальденской войне лютеране прозвали его Иудой.
3Карл был великолепным наездником. Испанцы говорили, что, когда Карл стал императором, они потеряли лучшего кавалерийского офицера.
4Тапуль — оформление нагрудника кирасы в виде выраженного выступа по центру.
5После Аугсбургского мира1555 г. Карл, разочарованный в жизни, которая принесла крушение всех его великих замыслов, отрекся от престола в пользу своего сына Филиппа II и уехал в Испанию. Правда, до конца жизни Карл не терял бодрости духа и держал руку на пульсе европейской политики, помогая сыну советами.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

С. П. Карпов.
Трапезундская империя и Западноевропейские государства в XIII-XV вв.

под ред. Л. И. Гольмана.
История Ирландии

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.
Всадники войны. Кавалерия Европы

Под редакцией Г.Л. Арша.
Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней
e-mail: historylib@yandex.ru