Список книг по данной тематике

Реклама

Дэвид Лэнг.   Грузины. Хранители святынь

Фотографии




1. Общий вид Местии, главного города высокогорной провинции Сванетия, Западная Грузия. Видны каменные башни с амбразурами для отражения нападений и междоусобных столкновений.
2. Средневековая крепость и современное селение Хертвиси в верхнем течении реки Куры, Юго-Западная Грузия. Крепость построена предположительно в 1890 г. на основании, относящемся к XIV в. Использовалась для защиты границ от вторжения Византии и войск оттоманской Турции.




3. Праздник Кееноба в Старом Тбилиси. Картина Л. Гуднашвили.
4. Виноградник в Кахетии, виден небольшой железный плуг, почти такой же, как изображен на рисунке 17.




5. Имеретинский крестьянин из Сачхери. На заднем плане — огромный кувшин для вина, который обычно закапывают в землю. В Древней Колхиде вышедшие из употребления сосуды использовались в качестве погребальных урн.




6. Бронзовые топоры из Сачхери. Около 2000 г. до н. э. Размер от 15 до 26 см. Музей истории Грузии.
7. Золотое ожерелье из кургана 8 в Триалети. Около 1600 г. до н. э. Размер центральной части 6,5 см.




8. Ясон укрощает быков Эета. Картина Жана де Тройя (1679–1752).




9. Золотой кубок из кургана 17 в Триалети, украшен филигранью и зернью. Накладки из сердолика, янтаря и цветного стекла. Около 1500 г. до н. э.
10. Браслет из погребального убора из кургана 15 в Триалети с изображением борющихся львов. Внизу традиционный греческий орнамент.
11. Серебряный кубок из кургана 5 в Триалети. Сверху изображена ритуальная процессия иерофантов в звериных масках. Внизу ряд священных животных.




12. Бронзовая головка топора со стилизованным изображением животного. Из Цхинвали, Южная Осетия. XVIII в. до н. э.
13. Боевой топор из Ахалкалаки, Юго-Западная Грузия. 1200 г. до н. э. Ширина лезвия 10 см.



14. Черный обожженный глиняный пифос из кургана 17 в Триалети. Украшен орнаментом со знаками свастики. Высота 51 см.




15. Бронзовое навершие жезла с фигуркой оленя из Ратши. Напоминает хорошо известные стандарты из Алака-Хуюк, Западная Грузия. Около 900 г. до н. э.
16. Бронзовая фигурка всадника во фригийском шлеме из Цагери, Западная Грузия. Около 1000 г. до н. э.
17. Бронзовая фигура мужчины из Зекари. Высота 25 см. Около 750 г. до н. э.






18. Бронзовый пояс с чеканным узором из погребения 5 в Триалети. Изображена сцена охоты. Около 500 г. до н. э.




19. Бронзовая пряжка с фигурами животных, напоминающими скифский звериный стиль. Из Ратши, Западная Грузия. I в. н. э. Высота 13 см.
20. Аналогичная пряжка с изображением фантастического животного. Размер 9x9 см.
21. Бронзовый штандарт с колокольчиком из Степанцминды. VI в. до н. э. В верхней части изображение борющихся человеческих фигур или сражающихся воинов.





22. Аналогичный штандарт из кладов близ Казбека, увенчанный фигурками бычьих черепов. Возможно, связан с древним анатолийским культом быка. Подобные находки в Чатал-Хуюке датируются 600 г. до н. э.
23. Одна из четырех ножек серебряного погребального ложа из саркофага Багинетти в Мцхета-Армази, древней столицы Иберии. II в. н. э.




24. Подвеска в виде камеи на золотой цепочке. Камея с изображением собаки оправлена в золото и альмандин с тремя жемчужинами. Длина цепочки 47 см. Размер камеи 2,4x1,9 см. Из погребения 2 в Армазис-Хеви. Конец II в. н. э.
25. Золотое ожерелье с круглой подвеской. В подвеску вставлен аместистовый кабошон с изображением бараньей головы в обрамлении из рубинов. К подвеске прикреплен небольшой сосуд для ароматического масла, отделанный рубинами и топазами. Из женского погребения 7 в Армазис-Хеви. Конец II в. н. э.
26. Гранатовая вставка овальной формы от броши или пояса с изображением эристава или питиашха Иберии Севака и его жены Карпак. Из погребения 1 в Армазис-Хеви. Конец II в. н. э.




27. Золотое ожерелье, украшенное зернью с вставками из топазов и рубинов. Длина 30 см, диаметр подвески 5 см. Из женского погребения 7 в Армазис-Хеви. Конец II в. н. э.
28. Золотые серьги из клада в Ахал-гори. V в. до н. э. Размер 5,6x5,2 см. В орнаментике видно ахаменитское влияние.




29. Камень-билингва из Армази с. эпитафией принцессе Серапите на греческом и среднеперсидском языках. Из погребения 4 в Армазис-Хеви. Середина II в. н. э. Размер 1,93x0,65 м.





30. Античный мавзолей, обнаруженный в 1951 г. неподалеку от станции Мцхета. I в. н. э.
31. Общий вид пещерного города Уплисцихе в Картли, одного из крупнейших поселений бронзового века в классической Грузии.
32. Внутренний вид комнаты в Уплисцихе. I в. н. э.




33. Болниский Сион — крупнейшая церковь провинции Картли. Построена между 478-м и 493 гг. н. э. Надпись на стене в верхней части здания. Один из древнейших образцов унциальной разновидности письма хуцури.



34. Общий вид храма Болниский Сион. Конец V в. н. э.



35. Главный неф храма в Болниси.



36. Фронтон южного входа в храм Джвари (Святого Креста) на горе над Мцхета на месте слияния рек Арагвы и Куры. 600 г. н. э.
37. Старая Шуамта, Кахетия. Базилика V в. и два крестово-купольных храма VII в.




38. Южный фасад храма Джвари близ Мцхета. Сочетание квадратных апсид с небольшими надстройками, расположенными по их диагоналям, создает удивительную цельность интерьера. На восточном фасаде (на снимке виден) находятся резные портреты грузинских царей.



39. Церковь Всех Святых в Гурджаани. Вид с юго-запада. VIII в.
40. Базилика в Дманиси, важном торговом центре Картли, расположенном в 100 км к юго-западу от Тбилиси. VII в. Небольшой придел справа пристроен между 1213-м и 1223 гг. в царствование Георгия Даши.



41. Храм в Кумурдо, близ Ахалкалаки, в провинции Джавахети. Построен в 964 г. зодчим Сакоцари. Часть восточного фасада. Храм, искусно сооруженный из розового камня, показывает высокий уровень строительного искусства.



42. Патриарший собор Светицховели (Животворящий Столп) в Мцхета, построенный Константином Арсакидзе (Аршакидзе) между 1010-м и 1029 гг. Вид с юго-запада.
43. Собор в Аллаверды, в Кахетии, вид с северо-запада. Первая половина XI в. Высокий барабан главного купола с продолговатыми окнами особенно эффектно выглядит на фоне Кавказского хребта.
44. Собор в Самтавис, Картли. Построен в 1030 г. по указу Иллариона, архиепископа Самтависи. Общий вид с северо-востока. Отдельно стоящая звонница построена позднее. Храм известен своими великолепными пропорциями, а также изысканной резной отделкой портиков и оконных проемов.



45. Руины собора Баграта в Кутаиси, древней столице Западной Грузии, бывшей Эйе. Построен в 1003 г. и разрушен турками в 1691 г.



46. Пара фантастических птиц, вырезанных в южном приделе храма в Никорцминде, провинция Ратша, Западная Грузия. 1010–1014 гг.
47. Часть восточного фасада храма в Никорцминде с резными фигурами святых.



48. Восточное окно храма в Саване, Имеретия, Западная Грузия. Построен в 1046 г. зодчим Арабеем.
49. Храм в Самтавро, близ Мцхета. Резной убор южного окна. Первая половина XI в.



50. Резная капитель с изображением ангела из храма в Ошки. Провинция Тао. Современная территория Турции. Построена 958–966 гг.
51. Деталь резной отделки из монастырского храма в Кватахеви, Картли. Конец XII в.




52. Собор монастыря в Гелати, близ Кутаиси. Построен в 1106 г. Давидом Строителем.
53. Развалины академии и университета в Икалто, Кахетия. В этом прославленном центре книжности и философии был ректором знаменитый философ Арсен Икалтоели.



54. Башня в монастыре Убиси, Имеретия. Построена в 1141 г. Храм монастыря известен своими росписями.
55. Пещерный город Вардзия. Общий вид. Построен в конце XII в. в верхнем течении реки Куры. Все помещения были высечены в твердой горной породе. Монастырь был разорен войсками персидского шаха Тахмаспа в XVI в.



56. Интерьер главного храма в Вардзии. Слева видны фрески с портретами царя Георгия III и его дочери царицы Тамар.
57. Руины царского дворца в Гегути, близ Кутаиси, Имеретия. XII в.



58. Резная деревянная дверь дома из Чукули, Сванетия. VIII в.
59. Резная деревянная дверь дома из Джахундери, Сванетия. XI в.
60. Явление ангела Иосифу, мужу Марии. Фреска храма в Атени, Картли. X в.
61. Ангел. Фреска из храма Преображения в Кинцвиси. Около 1200 г.
62. Складень из монастыря Мартвили. Эмаль и инкрустация драгоценными камнями. Центральная часть гармонично переливается сочетанием пурпурного и голубого на зеленом фоне. Высота 12,2 см.



63. Выносной крест Давида Строителя (1089–1125). Размер 24x17 см.
64. Выносной крест из монастыря в Ишхани (ныне на территории Турции). 973 г. Размер 51x36 см.
65. Две чеканные золотые пластины с оклада образа Богородицы из монастыря в Шемокмеди с изображением святого Николая и святого Василия. Мастер Иван Монисдзе. 1040 г.
66. Серебряная пластина с изображением святого Мамы, едущего на льве. Из монастыря в Гелати. В. Беридзе относит ее к XI в., а Ш. Амиранашвили — к VI–VII вв.



67. Благовещение. Серебряная чеканная пластина из Саголашени. Около 1000 г. Размер 30,2x34,3 см.
68. Часть оклада Евангелия Берта. Работа мастера Бешкена Опизари. XII в.
69. Деталь центральной части эмалевой иконы Хахульской Богородицы из монастыря в Гелати. Великолепный образец эмальерного и ювелирного искусства мастеров X–XII вв.
70. Икона семьи Лаклакидзе. Деталь оклада с изображением Входа Господня в Иерусалим. XI в. Высота 64 см.



71. Портрет Шота Руставели. Фреска из монастыря Креста в Иерусалиме, где поэт принял монашеский постриг.



72. Сцены из поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Охота Ростевана; Тариэл, сидящий на камне.



73. Лев (знак зодиака). Миниатюра из астрономического трактата. Около 1188 г. Британский музей.




74. Монеты Колхиды, Иберии и Грузии с 500 г. до н. э. до 1247 г. н. э. Из коллекции Британского музея.
а) Серебряная дидрахма. Колхида. 500 г. до н. э. Изображена фигура льва и, возможно, Минотавр.
б) Серебряная полудрахма. Колхида. 400 г. до н. э. Возможно, женская голова является изображением волшебницы Медеи или богини Артемиды. Бык занимал важное место в мифологиях анатолийских и кавказских народов.
в) Серебряная тетрадрахма. Колхида. Около 400 г. до н. э. Редкий тип.
г) Монета Аристарха, царя Колхиды при Помпее. Изображена голова Помпея. Сидящая женская фигура — богиня Тихэ. 63–47 г. до н. э.
д) Бронзовая монета из Диоскурии, греческого поселения на месте современного Сухуми. Изображены Диоскуры (Кастор и Поллукс), увенчанные шестиконечной звездой.
е) Серебряная драхма Стефана, царя Иберии. 600 г. н. э. Копия сасанидской монеты шаха Ормузда IV. 579–590 г. н. э.
ж) Серебряная монета царя Георгия II (1072–1089) с изображением Влахернской Богородицы.
з) Редкая медная монета царя Давида Строителя (1089–1125), подарена в Британский музей герцогом Эннискилленом в 1857 г. Изображен Давид со знаками царской власти. Мальтийский крест на обороте символизирует титул Давида как правителя Абхазии, Картли, Рани и Армении.
и) Медная монета царя Георгия III (1156–1084). 1174 г. н. э. Царь изображен в традиционной восточной позе с поджатыми ногами. На его поднятой руке сидит сокол. На обороте арабская надпись: «Царь царей, Георгий сын, Димитрия, воин Господа».
к) Пластина неправильной формы времен царицы Тамар (1184–1213). Такие пластины из меди с оттисками монеты иногда в нескольких местах использовались вместо денег. В центре оттиска монограмма царицы Тамар, выполненная плетеным орнаментом грузинского письма «мхедрули». Чаще всего подобные монеты использовались на территориях, временно оккупированных грузинскими войсками.
л) Медная монета с именами царицы Тамар и ее отца, царя Георгия III, который сделал ее соправительницей в 1078 г. На лицевой стороне монеты GI (Георгий), а на обороте TR (Тамар).
м) Медная монета с именами Тамар и ее второго мужа Давида Сослана. 1200 г. н. э. Изображен герб династии Багратидов с инициалами правителей. На обороте надпись: «Царица цариц, слава мира и веры Тамар. Дочь Георгия, воина Господа».
н) Медная монета сына Тамар Георгия Лаши (1213–1223). В его царствование монгольские войска впервые вторглись в Кавказский регион.
о) Серебряный дирхем царицы Русудан, дочери царицы Тамар. 1230 г. Изображен Христос в мантии и с нимбом. В левой руке держит Евангелие, на обороте надпись с монограммой Русудан, окруженной арабским титулом: «Царица цариц, слава мира и веры Русудан, дочь Тамар, воительницы Господа».
п) Серебряный дирхем Давида Нарина, наместника Грузии при монгольском хане. 1247 г. Изображен царь на лошади с монограммой, на обороте надпись: «Именем Господа царь Давид, раб великого хана Куюка».



загрузка...
Другие книги по данной тематике

Энн Росс.
Кельты-язычники. Быт, религия, культура

И. М. Дьяконов.
Архаические мифы Востока и Запада

Роберто Боси.
Лапландцы. Охотники за северными оленями

Гвин Джонс.
Викинги. Потомки Одина и Тора

Хильда Эллис Дэвидсон.
Древние скандинавы. Сыны северных богов
e-mail: historylib@yandex.ru