Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 6. Монетные дворы

Ни надписи, ни литературные тексты не содержат никаких позитивных свидетельств о системе изготовления монет в государстве Селевкидов. Только изучение самих монет позволяет сделать некоторые наблюдения по этому поводу.101) Первое, что привлекает внимание, — это различный характер золотых и серебряных монет, с одной стороны, и разменной монеты — с другой. Все монеты, носящие имя монарха, царские. Но серебро циркулирует [207] на всем протяжении царства. Раскопки в Селевкии,102) Сардах,103) открытый в Вавилонии клад104) не дали ни одного неизвестного ранее типа селевкидских монет.

Обращение меди было локальным. Примерно из 160 бронзовых селевкидских монет, найденных в Палестине, в Бетцуре, на 101 монете изображена анфас стоящая богиня в покрывале.105) К этому же типу относится более трети монет, найденных в Самарии,106) в то время как ни одной такой монеты не было обнаружено в Селевкии на Тигре. Другой пример: халк со спаренным изображением Деметрия I и Лаодики был до сих пор известен только в единственном экземпляре, привезенном Ваддингтоном предположительно из Сирии.107) Теперь при раскопках в Селевкии на Тигре обнаружено уже 14 экземпляров такой монеты.108)

Далее, в то время как монетные мастера для реверса серебряных монет располагают лишь несколькими избранными типами изображений, повторяющимися в течение нескольких поколений, бронзовые монеты дают поразительное разнообразие изображений, специфических для той или иной мастерской. Каждая кампания раскопок в Сузах, например, обнаруживает новые виды селевкидских бронзовых монет. На некоторых монетах Селевка I рога быка даются так, как будто они относятся к изображению царя. Но эта же эмблема появляется на единственном халке Антиоха I, найденном в Сузах.109) Изображение Аполлона, сидящего на омфале, появляется на серебряных монетах только начиная с Антиоха I. Такой же реверс можно видеть уже при Селевке I на бронзовой монете, найденной в Сузах.110) Мы констатировали выше, что портрет царицы не появляется на селевкидских серебряных монетах ранее Деметрия I. Но на бронзовой монете, из Суз, изображены рядом головы Селевка IV и Лаодики.111)

Такие же своеобразные черты появляются и в легенде бронзовых монет. Так, например, Александр Бала на серебряных монетах именуется только «Теопатор Эвергет». На его бронзовых монетах читаются три формулы, не встречающиеся в других местах: «Никефор»,112) «Эпифан Никефор»113) и «Евпатор».114) [208]

Типы изображений, принятые и той или иной мастерской, избраны не случайно. Они отражают культы города, в котором находилась мастерская.

На бронзовых селевкидских монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, изображалась Фортуна города; она остается излюбленным изображением монет города и в парфянскую эпоху.115) На одной бронзовой монете Селевка II, найденной в Сузах, изображена Артемида в коротком хитоне, держащая в правой руке лук, с занесенной назад левой рукой, поднятой как бы для того, чтобы взять стрелу из колчана.116) В селевкидской нумизматике это изображение больше не встречается, но оно появляется на монетах династов Элимаиды. Это богиня города Нанайя. На бронзовой монете Антиоха I, найденной в Сузах, обнаружена пентаграмма. Этот символ, который тщетно было бы искать в селевкидской нумизматике, свойствен эламитскому искусству.117)

Заметим далее, что три четверти изображений на бронзовых монетах, выпущенных в Селевкии на Тигре, даются анфас.118) В селевкидской нумизматике после Антиоха I119) это исключение, но для парфянского искусства характерно. Отметим, наконец, что изображения богов и богинь на печатях, найденных в Уруке и Селевкии, напоминают соответствующие изображения на бронзовых монетах Селевкидов.120)

Все эти наблюдения лучше всего, по-видимому, объясняются, если предположить, что произошло разделение в производстве селевкидских монет, основанное на различии металлов. Центральное правительство руководило чеканкой золотых и серебряных монет в нескольких избранных мастерских: в Антиохии, Тире, Сидоне и других городах.

Но правительство предоставляло местным откупщикам руководство и ответственность за выпуск мелкой разменной монеты которая имела лишь ограниченную сферу обращения.121) Можно, полагать, что некоторые города брали на откуп право чеканить царскую бронзовую монету.122) Судя по технике исполнения, весьма вероятно предположение, что в Тире серебряные и бронзовые монеты выпускались одними и теми же мастерскими. Однако, в то время как мастерские отвечали за каждую серебряную монету перед [209] государством, последнее не осуществляло столь строгого контроля над бронзовыми деньгами, выпускавшимися от имени царя.123)

Заметим, что эти концессии, данные локальным органам, создали барьер против чрезмерного распространения монет фиктивной ценности, как это случилось во II в. до н. э. в птолемеевском Египте. У Селевкидов бронзовые деньги всегда сохраняли значение только разменной монеты и не могли заменить серебро, как это случилось в царстве Лагидов.

Начиная с Антиоха IV некоторые города взяли, по-видимому, на откуп выпуск также и серебряных монет. Они осуществляли это от имени царя и помещали на монетах его изображение. Это утверждение основано на двух группах фактов. С одной стороны, начиная с Антиоха IV, как мы видели выше, на серебряных монетах, выпущенных разными мастерскими, царь носит разные титулы. Эти вариации были бы непонятны в случае, если бы все мастерские находились еще в ведении центрального правительства.

С другой стороны, в любое время могло случиться, что монетный мастер помещал на реверсе выпускаемой серии божество своего города: Афина Илионская,124) Артемида Баргилийская,125) Афина из Малла126) появляются, таким образом, на редких монетах. Но когда мы видим, что изображение алтаря Зевса Долихена появляется в течение полустолетия на монетах шести царей, и знаем, что такое изображение украшало реверс автономных монет Тарса до III в. н. э.,127) есть основания полагать, что эти серебряные монеты выпускались городом Тарсом от имени царей. Точно так же на всех монетах, выпущенных в Дамаске при Деметрии III, изображена Фортуна города.128)


101) Нет никаких оснований полагать вслед за Ленорманом (F. Lenormant. La monnaie dans l'antiquite, III, 1879, с 247), что αργυροκοπεια Антиохии, упоминаемые Полибием (XXVI, 10, 3), были монетными дворами, а не просто ювелирными мастерскими. Ср. R. Münsterberg. — «Num. Zeitschrift», LVIII, 1925, с. 30; L. Rоbert. Villes d'Asie Mineure, c. 189, примеч. 1.

102) McDowell. Coins from Seleucia, 1935.

103) Η. I. Bell. Sardis, XI, 1, 1916.

104) К. Rеgling. — ZfN, 1928, с. 92.

105) Ο. Ε. Sellers. The Citadel of Beth-Zur, 1931, с. 88. Ср. L. Waterman. Excavations at Sepphoris, 1937, с 37, № 2. Этот тип помещен у Бабелона под № 572.

106) G. A. Reisner. Excavations at Samaria, I, 1924, с. 258. Из 113 селевкидских монет 39 типа Bab., № 572.

107) Bab., № 791.

108) McDowell. Coins from Seleucia, № 49.

109) Allote de la Fuуе. — «Memoires de la délég. en Perse», XXV, c. 3, № 2, с. 89, № 4.

110) Там же, XX, с. 22, № 1; ср. Bab., с. XXXV.

111) Allote de la Fuуе, XX, с. 21, № 9.

112) Bab., № 886. Ср. легенду βασιλέως Άλεξάνδρου в Сузах (Mém. Perse, XX, с. 26).

113) Bab., № 850.

114) ВМС, № 33; Hunter. Coll., с. 61, № 19.

115) McDowell. Coins from Seleucia, № 128.

116) Allote de la Fuye, XX, с. 24, № 12.

117) Там же, XXV, с. 3, № 3; ср. Newell, Tyre II, с. 3 — об одном типе изображений на бронзовых монетах Тира.

118) McDowell. Coins from Seleucia, с. 47.

119) Bab., с. LI.

120) Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», III, с. 53, примеч.

121) Например, в Бетцуре нашли только один экземпляр бронзовой монеты типа Bab., № 548, между тем как в Селевкии на Тигре этот тип представлен 43 экземплярами.

122) Так можно будет объяснить изображение македонского щита на бронзовых монетах Антиоха I (Bab., № 167, 190. Ср. L. Robert. Antiquite classique, IV, с. 163).

123) Rogers, Tyre, с. 12, 31.

124) Η. V. Fritze. - W. Dörpfeld. Troia und Ilion, II, с. 478, примеч. 6.

125) Imhoof-Blumer. — «Nomisma», VIII, с. 6.

126) Bab., с. CXXXII.

127) Bab., с. CLVI.

128) Ср. выше, примеч. 88.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона
e-mail: historylib@yandex.ru