Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

С.М. Агульников (Кишинев). Погребальные комплексы позднесабатиновского-раннебелозерского времени в Пруто-Днестровском междуречье

В результате полевых исследований последних четырех десятилетий XX столетия в степной зоне Молдовы и Одесской области Украины был накоплен значительный фактологический материал, в том числе по проблеме формирования белозерской культуры Северо-Западного Причерноморья.

На рубеже XII-XI вв. до н.э. на обширной территории от восточного Приазовья до Нижнего Подунавья происходит смена сабатиновской культуры культурой Белозерска. Прекращают свое существование сотни сабатиновских поселений, и появляются поселения белозерской культуры, хотя количество их крайне незначительно и измеряется лишь десятками.

Одной из мало разработанных остается проблема выделения сабатиновского погребального обряда, основными характеристиками которого являются: впускные, реже, основные погребения в курганах; сильно скорченное положение скелета; не всегда прослеженные формы погребальных камер; практически полное отсутствие инвентаря, иногда представленного сосудами баночной или горшковидной формы (Ванчугов, 2000). К числу стабильных признаков сабатиновского погребального обряда относятся: концентрация впускных могил в юго- восточных секторах курганов; преобладающая восточная ориентировка скелетов; присутствие в качестве инвентаря чаш и черпаков с вертикальными петлевидными ручками (Черняков, 1985, 135; Левицкий 1995, 159-165). При этом количество достоверных погребальных памятников сабатиновского времени в регионе неоднократно варьировало - от 20-25 (Дергачев, 1986, 180) до 40-50 (Черняков, 1985) или же больше 100 (Ванчугов, 2000).

В последнее время в ряде работ наметилась реальная возможность достоверной культурной атрибуции сабатиновских погребений в Северо-Западном Причерноморье (Савва 1992; Агульников, Бубулич 1998,135-141; Ванчугов 2000). При этом выявился такой факт - на сотни сабатиновских поселений приходятся всего десятки погребений этой культуры, а на десятки поселений белозерской культуры - более 200 атрибутированных захоронений, сконцентрированных в десятках курганов и курганно-грунтовых могильников Пруто-Днестровского междуречья.

По сравнению с сабатиновскими погребениями, отличающимися крайним рационализмом в обряде и инвентаре (Ванчугов, 2000, 41), белозерские захоронения обладают разнообразием и сложностью погребальных конструкций, а также богатством погребального инвентаря. В отличие от преобладающей восточной ориентировки сабатиновской культуры, в белозерское время ориентировка становится южной и доминирует в течение всего периода существования белозерской культуры. В положениях скелетов отмечаются самые разные виды, варьирующие от сильно скорченных на боку до средне и слабо скорченных и даже скорченных на спине с наклоном.

На переходном этапе от сабатиновской к белозерской культуре наблюдаются взаимовлияния и можно выделить комплексы, имеющие черты обеих культур. К числу таковых в Днестро-Прутском междуречье относится более 20 комплексов.

В достаточно компактном Тараклийском могильнике белозерского времени (Агульников, Хахеу, 1988,74-79) хорошо прослеживаются подобные взаимовлияния. В кургане 7 основное погребение 1 было ориентировано по оси запад-восток (сабатиновский признак), но погребенный сопровождался серолощеным кубком и фрагментом верхней части типично белозерской корчаги (рис. 1/5, 3). В кургане 9 основное погребение 3 было совершено в прямоугольной погребальной камере с четырьмя «столбовыми» ямками по периметру и южной ориентировкой (белозерские признаки), а сосуд представлял собой типичную для круга Ноуа-Сабатиновка-Кослоджень лощеную чашу с двумя петлевидными вертикальными ручками (рис. 1/2). Любопытно и основное погребение 2 кургана 11 (рис. 1/11), где в простой овальной яме с юго-восточной ориентировкой находился скелет в сильно скорченном положении, сопровождавшийся подлощенным баночным сосудом с оттянутым вверх краем (рис. 1/12), аналогичный сосуду белозерского поселения Чобручи (Агульников, Чеботаренко 1990, 90-99). Курган 5 этого же могильника имел каменную куполообразную конструкцию чад основным захоронением 1 с южной ориентировкой. Каменная конструкция подобного типа отмечена над основным погребением сабатиновской культуры у с Борисовка Одесской области (Шмаглий, Черняков, 1970, 54-65), в то же время из этого захоронения происходят фрагменты двух лощеных типично белозерских кубков.

Рис. 1. 1-3 — Тараклия, кург. 9 погр. 3 (2 — чаша; 3 — фрагмент корчаги); 4 — Плавни, кург. 9 погр. 7; 5,6 — Тараклия, кург. 7 погр. 1 (5 — кубок); 7 — Плавни, кург. 9 погр. 7 (кубок); 8,10 — Олонешты, кург. 2 погр. 3 (10 — кубок); 9 — Надлиманское, кург. 4 погр. 3 (бронзовый кинжал); 11-12 — Тараклия, кург. 11 погр. 3 (12 — сосуд); 13-14 — Щербанка, кург. 1 погр. 21 (14 — сосуд).
Рис. 1. 1-3 — Тараклия, кург. 9 погр. 3 (2 — чаша; 3 — фрагмент корчаги); 4 — Плавни, кург. 9 погр. 7; 5,6 — Тараклия, кург. 7 погр. 1 (5 — кубок); 7 — Плавни, кург. 9 погр. 7 (кубок); 8,10 — Олонешты, кург. 2 погр. 3 (10 — кубок); 9 — Надлиманское, кург. 4 погр. 3 (бронзовый кинжал); 11-12 — Тараклия, кург. 11 погр. 3 (12 — сосуд); 13-14 — Щербанка, кург. 1 погр. 21 (14 — сосуд).

В прикурганной зоне кургана 14 Тараклийской курганной группы, в процессе раскопок поселения культуры Гумельница, был выявлен грунтовый некрополь из 12-ти погребений эпохи бронзы, впущенных в культурный слой поселения, из них девять были совершены в эпоху финальной бронзы. Все эти погребения образуют достаточно четко фиксируемый широтный ряд: шесть захоронений ориентированы на юг, а два имеют восточную ориентировку. Все скелеты в данных погребениях совершены в скорченном положении, с преобладанием сильной степени скорченности. В этом некрополе прослеживаются черты как сабатиновского, так и белозерского погребального обрядов. Подобный могильник отмечен и в юго-восточном секторе того же кургана 14, но там преобладает преимущественно восточная ориентировка скелетов, и лишь в двух случаях скорченные на боку погребенные ориентированы в южном полукруге.

В кургане 9 могильника Плавни Белградского района Одесской области (Андрух и др., 1985, 183) имелось впускное погребение 7, совершенное в скорченном положении на боку с северо-восточной ориентировкой в прямоугольной погребальной камере обряд, присущий сабатиновской культуре (рис. 1/4). В этом захоронении найден лощеный кубок с округлым туловом, цилиндрическим горлом и устьем в виде раструба, орнаментированный в верхней части рядами несквозных наколов - оттисков круглого штампа - традиция, свойственная белозерской культуре (рис. 1/7).

В кургане 2 могильника Оланешты I (Мелюкова, 1962) впускное погребение 3 было совершено в прямоугольной яме. Скелет, скорченный на левом боку, ориентирован на восток (рис. 1/8). Инвентарь погребения представлен лощеным кубковидным сосудом с округлым туловом, цилиндрическим горлом и выделенным венчиком. Здесь сочетаются погребальный обряд сабатиновской культуры и сосуд белозерского облика.

В кургане 7 могильника у с. Кырнацень Каушанского района Молдовы (Демченко, Левицкий 1995) было исследовано погребение 8, где скелет в скорченном на боку положении, перекрытый каменными плитами, был ориентирован на восток. Из этого погребения происходит биусеченно-конический горшок, снабженный топким оттянутым валиком по горлу. Данный сосуд Е.Н. Савва отнес к культуре многоваликовой керамики (Савва, 1992, 226). Подобные горшки, по аналогии с материалами Кировского поселения и Тудорова, свойственны белозерской культуре, хотя известны и в позднесабатиновское время и относятся, по классификации Я.П. Гсршковича, к типам ГI III либо ТГIII - выпуклобокие сосуды, орнаментированные по горлу тонким сплошным валиком (Гершкович, 1997, 125- 145). Характерно, что керамика подобных типов встречена в тризне могильников белозерской культуры Степной, Чернянка, Кочковатое, Будуржель, Дивизия.

Аналогичный биусеченно конический сосуд, но без валика, имеется в погребении 50/1 Кочковатовского могильника белозерской культуры Северо-Западного Причерноморья (Ванчугов и др., 1992, 88).

Примечательно, что конструкция основного погребения 3 кургана 1 у с. Кырнацень (Левицкий, Демченко, 1995) - прямоугольная камера с юго-восточной ориентировкой и четырьмя столбовыми ямками - не имеет прямых аналогий в погребальном обряде сабатиновской культуры. Для круга срубно-сабатиновских памятников Днепровского Левобережья имеются подобные конструкции но в столбовых ямках сохраняются остатки дерева. В белозерское же время нив одном случае следов дерева в подобных ямках не выявлено, хотя в дальнейшем такая конструкция погребальной камеры становится ведущей для белозерской культуры, где число ямок по периметру камеры варьирует от 2 до 12 (Ванчугов, 1990, 163). Не исключено, что захоронение 1/3 у с. Кырнацень является позднесабатиновским - переходным к белозерскому времени. Сосуды из этого погребения, представленные чашей и черпаком с петлевидной ручкой, имеют хорошие аналогии в раннебелозерских комплексах (Тараклия, Казаклия, Васильевка, Кочковатое, Широкое).

В кургане 1 у с. Щербанка Одесской области, Днестровское Левобережье, имелась группа скорченных захоронений, образующих небольшой могильник в юго-восточном секторе кургана (Бейлекчи, 1993, 62-79). Интерес представляет парное погребение 21, совершенное с традиционной для белозерской культуры южной ориентировкой (рис. 1/13). В состав инвентаря этого погребения входил лощеный баночно-кубковидный сосуд с коротким цилиндрическим горлом и выделенным венчиком (рис. 1/14). Как и в предыдущих случаях, наблюдаются как сабатиновские, так и белозерские признаки в погребальном обряде и инвентаре.
В кургане 4 у с. Лиманское Одесской области (Иванова, Ветчинникова, 1992, 176-183) основное погребение 3 белозерской культуры было совершено в прямоугольной погребальной камере, ориентированной по оси север-юг, с поперечным деревянным перекрытием. В захоронении были найдены 73 янтарные бусины, бронзовая обкладка деревянного сосуда и бронзовый кинжал с параллельными лезвиями и кольцевым упором так наз. «киммерийского» типа (рис. 1/9). По классификации Е.Н. Черныха, данные кинжалы относятся к типу Н-40 и, по аналогиям с изделиями из Соколенского клада, Березок и Афанасьевки, датируются XII-XI вв. до н.э., что соответствует позднесабатиновскому - раннебелозерскому времени.

Вышеперечисленные захоронения Пруто-Днестровского междуречья являются погребальными комплексами, характеризующими переходный этап от сабатиновской к белозерской культуре в Северо-Западном Причерноморье. Взаимовлияния и генетическая связь обеих культур объективно отражены в особенностях погребального обряда и сопровождающего инвентаря.

Археологические материалы, полученные в результате раскопок отдельных поселений финальной бронзы как Каушаны, Чалык, II-ой слой Болградского поселения подтверждают процесс перехода одной культуры в другую, что проявляется в изменении традиций домостроительства, материальной культуры и хозяйства. На рубеже XII-XI вв. до н.э. приходится переход от поздней бронзы к раннему железному веку - уменьшается количество поселений, увеличивается число погребальных комплексов. В Юго-Восточной Европе отмечается кризис бронзолитейного производства, а также переориентирование населения степей региона от оседлого земледельческого к кочевому скотоводческому укладу, который становится ведущим в последующий предскифский и раннескифский периоды. Ярким отражением данного процесса является наличие позднесабатиновских-раннебелозерских комплексов в степной зоне Пруто-Днестровского междуречья.


Литература

Агульников С.M., Бубулич В.Г., 1998 - Погребения финального этапа эпохи средней бронзы степной зоны Республики Молдова // Сб: Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности и культурно-исторической общности многоваликовой керамики, Запорожье

Агульников С.М., Хахеу В.П., 1988 - Курганный могильник белозерского времени у п. Тараклия // Сб: АИМ в 1983 г., Кишинев

Агульников С.М., Чеботаренко Г.Ф., 1990 - Поселение белозерской культуры Чобручи // Сб: АИМ в 1985 г., Кишинев

Андрух С.И. и др., 1985 - Добролюбский А.О., Тощев Г.Н. - Курганы v с. Плавни в низовьях Дуная //Мон. деп. в ИНИОН в 1985 г., № 2111, Киев

Бейлекчи В.В., 1995 - Курган 1 у с. Щербинка // ДСПК, вып. IV, Запорожье

Ванчугов В.П., 1990 - Белозерские памятники в Северо-Западном Причерноморье // Киев

Ванчугов В.П., 2000 - Проблема погребального обряда сабатиновской культуры Северо-Западного Причерноморья // Сб: Археология та eтнологiя Cxiдноi Европы, Одеса

Ванчугов В.П., Субботин Л.В., Дзиговский А.Н., 1992 - Курганы приморской части Днестро-Дунайского междуречья // Киев

Гершкович Я.П., 1997 - Происхождение и эволюция сабатиновского керамического комплекса //Археологический альманах, № 6, Донецк

Дергачев В.А., 1986 - Молдавия и соседние территории в эпоху бронзы // Кишинев

Иванова С В., Ветчинникова Н.Е., 1995 - Раскопки у с. Лиманское Раздельнянского района Одесской области // ДСПК, вып. IV, Запорожье

Левицкий О.Г., 1995 - Погребальный комплекс сабатиновской культуры у с. Кырнацень // ДСПК, вып. V, Запорожье

Левицкий О.Г., Демченко Т.И. - Отчет о полевых исследованиях Каушанской новостроечной экспедиции в 1985 г. // Архив ИЭА АН РМ, инв. № 223, Кишинев

Савва Е.Н., 1992 - Культура многоваликовой керамики Днестровско-Прутского междуречья // Кишинев

Черняков И.Т., 1985 - Северо-Западное Причерноморье во II половине II тыс. до н.э. //Киев

Шмаглий Н.М., Черняков И.Т., 1970 - Курганы степной части междуречья Дуная и Днестра // МАСП, вып. 6, Одесса
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы
e-mail: historylib@yandex.ru