Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

A.B. Козленко (Санкт-Петербург). К вопросу о происхождении и датировке шлема из станицы Даховская

Даховский шлем неоднократно описывался в литературе по истории скифского защитного вооружения. Он представляет собой бронзовый купол высотой 17 см, изготовленный із двух половин, скрепленных по линии теменного шва. Нижний срез тульи шлема ровный, без признаков крепления нашечников или назатыльника, в лицевой части имеются два выреза в форме надбровных дуг. Им соответствует схематическое изображение глаз и изогнутых бровей, углом сходящихся над наносником. Главным украшением шлема является рельефное изображение больших бараньих рогов.

Несмотря на широкий интерес со стороны специалистов и неоднократно использование этой находки в общих материалах по истории скифского вооружения, вопрос о происхождении и датировке шлема до сих пор не получил удовлетворительного разрешения. Основываясь на форме и внешнем виде шлема, его первый издатель В.З. Рабинович отоджествлял находку с серией боевых наголовий кубанского типа. В пользу этого свидетельствовала характерная дугообразная форма надбровных вырезов, а также образованный ими подтреугольный мыс, опускающийся сверху на переносицу (Рабинович, 1941. 130). Снекоторыми оговорками гипотезу о местном происхождении шлема поддержал E.В. Черненко (Черненко, 1968, 95). Другую гипотезу о происхождении шлема высказал М.В. Горелик в специальной статье, посвяшенной этой находке. Сходство даховского шлема с шлемами кубанского типа, доказывал он, является чисто внешним. Кубанские шлемы представляют собой цельный литой купол, тогда как даховский шлем изготовлен методом ковки и состоит из двух скрепленных половин. Такая конструкция сближает его с европейской традицией изготовления шлемов, а именно - этрусской традицией, в русле развития которой М.В. Горелик находит параллели даховской находки (Горелик, 1978, 95- 96).

С критической частью статьи нельзя не согласиться. Даховский шлем действительно трудно сопоставить с любой из имеющихся в нашем распоряжении находкой шлемов кубанского типа. Его конструкция имеет аналогии с европейской технологией, но не этрусской, как это казалось М.В. Горелику, а балканской. С целью определения происхождения шлема и его датировки я предлагаю сравнить ряд основных элементов его конструкции и дизайна с группой греческих находок Х-VI вв. до н.э.

Составная двухчастная конструкция шлема прослеживается в греческой эпической литературе VIII в. до н.э. и хорошо известна археологам (Groschet, 1988, 43-78). Появление шлемов сборочной конструкции связано с эпохой коллапса микенской цивилизации и упадком ремесла. Из двух половин был изготовлен позднемикенский шлем X в. до н.э., найденный в Тиринфе, а также раннегреческие шлемы VII-VI вв. до н.э. иллирийского, коринфского и инсулярного типов (Hencken, 1971; Kukahn, 1936). В начале VI в. до н.э. греческие мастера снова научились делать цельнокованные купола шлемов, что привело к исчезновению составной конструкции из технологии ремесленного производства.

По форме даховский шлем представляет собой простои купол, носившийся на макушке головы наподобие шапки. У Гомера такой шлем называется kataityx и в равной степени может обозначать как боевое наголовие, так и шапку (Groschel, 1988, 44). Вероятно, первоначально это была, собственно, шапка, к которой для усиления защитных свойств, пришивались металлические пластины (Borchnarut, 1972). Толстая мягкая подкладка, изготовленная из кожи, волоса или какого-либо другого органического материала, служила основной защитой для головы воина, амортизируя дары оружия противника. Металлический шлем, носившийся поверх подкладки, был в большей степени украшением.,нежели реальной зашитой (Неnсkеn, 1971,6). Этим отчасти объясняется удивительная тонкость стенок шлема и его небольшой вес - всего 612 граммов.

Греческие художники VII-VI вв. до н.э. часто изображают воинов в открытых куполообразных шлемах без нашечников. На глиняной статуэтке Гериона, найденной на Кипре и датируемой VII в. до н.э., мы видим изображение открытого шлема с дугообразными надоровными вырезами и подтреугольным наносником (Sekunda, 2000, fig. 1). Нижний край тульи шлема ровный, также как у даховского шлема. Еще одна кипрская статуэтка, более ранняя, X в. до н.э., изображает бога войны в открытом шлеме с такими же надбровными вырезами и наносником, но этот шлем имеет назатыльник и вырезы над ушами, такие же, как на большинстве других известных изображений микенских шлемов (Hencker, 1971,fig 3).

С позднемикенскими параллелями даховский шлем сближает еше одна черта. Сделанная в виде шлема печать из Пилоса содержит изображение глаз на лицевой поверхности тульи. Такие же точно изображения глаз встречаются на шлемах дунайского региона, для которых, по всей видимости, микенские шлемы служили образцом. Эта черта декора оказалась удивительно устойчивой и продолжала существовать вплоть до эпохи римского времени (Studer, 1990, 96, 105-108). В Греции была сделана находка аргосского шлема VII в. до н.э., лицевая часть которого украшена изображением пары глаз и выгнутых дугой бровей над ними (Groschel, 1988, fig. 2). Помимо внешнего, чисто декоративного сходства, аргосский шлем, также как и даховский, представляет собой тонкий бронзовый купол, собранный из двух половин и носившийся без нашечников на макушке головы подобно шапке. По сумме черт аргосский шлем на 3/4 составляет аналогию даховской находке. Другой аналогией является изображение шлема на глиняной статуэтке из Кипра. Обе они датируются VII в. до н.э. и происходят из тех областей греческого мира, в которых еще могли сохраняться отголоски далекого прошлого микенской цивилизации.

Косвенной чертой, указывающей на греческое происхождение даховского шлема, можно считать находку в станице Даховской второго шлема, вскоре утраченного, который, согласно сохранившимся описаниям, также состоял из двух скрепленных половин и имел на боках рельефные украшения лошади (Рабинович, 1941, 131). Так же, как и бараньи рога на боках даховского шлема, изображение лошади имеет большое количество параллелей в греческом искусстве (Richter, 1936, pl. 12). Одной из них является изображение лошади на боковой поверхности критского шлема VII в. до н.э. из Афрати.

На основании всего вышеперечисленного материала представляется обоснованным выдвинуть гипотезу о греческом происхождении даховского шлема и назвать VII в. до н.э. в качестве приблизительной датировки.


Литература

Горелик М.В., 1978 - Шлем из станицы Даховская // СА, № 4

Рабинович В.З., 1941 - Шлемы скифского периода // ТОИПК,№

Черненко Е.В., 1968 - Скифский доспех //Киев

Borchhardt J., 1972 - Homerische Helme //Mainz

Groschel S.G., 1988 - Der Goldene Helm der Athena (llias. V, 743 - 744)// In:
Archaeologische Mitteilungen aus Iran, Bd 19

Hencken H., 1971 - The Earliest European helmets. Bronze Age and earlv Iron Age // Harvard, Massachusetts

Kukahn E., 1936 - Der griechische Helm //Marburg

Richter G., 1936 Red-figured Athenian vases // New Haven

Sekunda N., 2000 - Greek Hoplite (480 - 323) //In: Osprey Warrior, 27

Studer D., 1990 - Fruhgeschichtlische Kammhelme //In: Helvetia Archaeologica
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем
e-mail: historylib@yandex.ru