Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Эдвард Гиббон.   Упадок и разрушение Римской империи (сокращенный вариант)

Примечания

1
   Более подробную текстологическую информацию см. у мисс Дж. Е. Нортон «Библиография работ Эдварда Гиббона» (Оксфорд, 1940), с. 40. В большом издании Дж. Б. Бари, к сожалению, воспроизведены примерно шестьдесят восемь давних ошибок. В одном из современных репринтных изданий есть серьезные искажения текста, допущенные его собственными издателями.

2
   Шарден сообщает, что путешественники-европейцы дали персам некоторое представление о свободе и о мягкости наших правительств, чем оказали им очень плохую услугу. (Здесь и далее цифрой отмечены примеч. Д. Лоу.)

3
   Сериф – маленький скалистый остров в Эгейском море, жителей которого презирали за невежество и дикость. Место изгнания Овидия хорошо известно по его справедливым, но недостойным мужчины жалобам. Похоже, что он лишь получил приказ выехать из Рима в течение определенного количества дней и переселиться в Томы, а стража и тюремщики не понадобились.

4
   При Тиберии один римлянин из сословия всадников попытался перебежать к парфянам. Его остановили в Сицилийском проливе, но этот пример показался так мало опасным, что тиран, ревнивее всех тиранов оберегавший свои права, с презрением отказался наказывать беглеца за эту вину.

5
   Кавказская Албания – древнее название нынешнего Азербайджана. Древнейшее население этих мест говорило на языке, родственном персидскому. (Здесь и далее звездочкой отмечены примеч. пер.).

6
   Караухи – одна из народностей, населявших Персидскую империю, предки нынешних курдов.

7
   По-моему, от Дионисия до Либания нет ни одного критика-грека, который бы упомянул Вергилия или Горация. Они как будто не знают, что у римлян был хотя бы один хороший писатель.

8
   Скорее всего, Гиббон написал или хотел написать не «curious» – «любопытная», a «copious» – «богатая».

9
   Два главных места добычи жемчуга были те же, что сейчас, – Ормуз и мыс Коморин. Алмазы Рим получал, насколько мы можем сопоставить античную географию с современной, с рудника Джумелпур в Бенгалии, который описан в «Путешествиях де Тавернье».

10
   В этом случае мы можем сказать о Лонгине, что «все его правила подкрепляет его собственный пример». Вместо того чтобы прямо высказать свои утверждения, проявив достойную мужчины смелость, он вводит их в высшей степени осторожно: вкладывает в уста друга и, насколько можно понять из поврежденного текста, притворяется, будто сам опровергает их.

11
   Если правитель слаб, им всегда управляют его слуги. Власть рабов увеличила позор римлян: сенат льстил и угождал какому-нибудь Палласу или Нарциссу. В наше время есть вероятность, что фаворит будет дворянином.

12
   «Когда Октавиан идет на пир цезарей, его цвет меняется, словно у хамелеона: сначала он бледен, потом красен, затем черен и под конец окрашивается в нежные тона Венеры и граций. Эта картина, использованная Юлианом в его искусном сочинении, справедлива и изящна. Но когда сочинитель считает эти изменения характера подлинными и приписывает их силе философии, он оказывает слишком много чести и философии, и Октавиану» (Лукиан. Цезари).

13
   Мир смеялся над доверчивостью Марка Аврелия, но мадам Дасье уверяет нас (а даме мы можем поверить), что муж всегда будет обманут, если жена снизойдет до того, чтобы притвориться.

14
   Африканские львы, гонимые голодом, разоряли ничем не огражденные деревни и возделанные земли, и делали это безнаказанно: лев, царь зверей, был предназначен для развлечения императора и столицы и находился под охраной. Несчастный крестьянин, который убил бы одного из этих хищников даже при самозащите, понес бы очень суровое наказание. Этот закон об играх был смягчен Гонорием и в конце концов отменен Юстинианом.

15
   Коммод убил камелеопарда, иначе жирафа, – самое высокое, самое доброе и самое бесполезное из крупных четвероногих. Это уникальное животное, которое водится лишь в центральных областях Африки, никто не видел в Европе со времен Возрождения. Господин де Бюффон (см. его «Естественную историю», том XIII) постарался описать жирафа, но не рискнул нарисовать его.

16
   Одним из самых дерзких и своенравных проявлений его власти было оскопление ста свободных римлян, среди которых были женатые люди и даже отцы семейств, только для того, чтобы его дочь после свадьбы с молодым императором могла иметь свиту из евнухов, достойную восточной царицы.

17
   Однажды за составление нового соуса была назначена щедрая награда. Но поскольку он не пришелся по вкусу императору, изобретателю велели питаться только собственным изобретением до тех пор, пока он не придумает что-нибудь более приятное для услаждения Элагабала.

18
   Ардашир. Так он назван у Фирдоуси в «Шахнаме».

19
   Аполлоний Тианский родился примерно в то же время, что Иисус Христос. Его (Аполлония) жизнь описана его учениками в такой сказочной манере, что мы не в состоянии понять, был он мудрецом, обманщиком или фанатиком.

20
   Ношение штанов, которые назывались бракке, в то время еще считалось варварским галльским обычаем, однако римляне сделали большой шаг вперед в этом направлении. Обматывать ноги и бедра полосами ткани (такая полоса называлась фасция) во времена Помпея и Горация считалось признаком плохого здоровья или изнеженности. Во времена Траяна этот обычай был принят только у роскошно живших богачей. Постепенно его перенял весь народ, вплоть до последних бедняков.

21
   Адам. Древности Дворца Диоклетиана в Спалато. С. 6. Мы можем добавить к этому один или два факта из сочинения аббата Фортиса. В маленьком ручье под названием Гиадр, упоминание о котором есть у Лукана, водится прекраснейшая форель, которую этот аббат, человек рассудительный и, возможно, монах, считает одной из главных причин, заставивших Диоклетиана выбрать это место для жизни после ухода от дел. Этот же автор сообщает о том, что в Спалато возрождается любовь к сельскому хозяйству: возле этого города группа джентльменов недавно основала опытную ферму.

22
   Видимо, это нынешний курортный город Сплит в одной из стран бывшей Югославии. Думаю, это стоит уточнить.

23
   «Долго ли будет народ сей гневить Меня? И скоро ли наконец он уверует в Меня ради всех знамений, что Я дал ему?» (Четвертая книга Моисеева. Глава 14: 11). Было бы легко, но неуместно оправдать эту жалобу Божества всем духом Моисеевой истории.

24
   Римский сенат заседал всегда в храме или ином священном месте. Перед тем как приступить к делам, каждый сенатор проливал вино и бросал на жертвенник ладан.

25
   См.: Тертуллиан. О зрелищах. Этот суровый реформатор проявляет к трагедии Еврипида так же мало снисхождения, как к бою гладиаторов. Особенно возмущает его одежда актеров. Надевая высокие башмаки-котурны, они нечестиво стараются стать на локоть выше.

26
   Античные похороны (на примере похорон Мизена и Палласа) точно описаны Вергилием и так же точно проиллюстрированы его комментатором Сервием. Похоронный костер сам был жертвенником, огонь питали кровью жертв, и всех присутствующих окропляли очищающей от скверны водой.

27
   См.: Тертуллиан. Об идолопоклонстве. Если друг-язычник говорил христианину привычное «Благослови тебя Юпитер» (возможно, по случаю чихания), христианин был обязан протестовать против признания Юпитера богом.

28
   Достойно внимания, что Бернард из Клерво, оставивший записи о множестве чудес своего друга святого Малахия, ни разу даже не упомянул о тех, которые совершил сам, а его собственные чудеса в свою очередь аккуратно описали товарищи и ученики. Есть ли за всю долгую историю церкви хотя бы один случай, когда святой сам утверждал, что владеет даром творить чудеса?

29
   Протестанты чаще всего называют годы обращения в христианство Константина. Более разумные духовные лица не имеют желания признавать чудеса IV века, а более легковерные не желают отрицать те, которые произошли в V веке.

30
   Несмотря на почести и награды, которые получали эти девственницы, было трудно найти достаточное количество служительниц для Весты; угроза самой ужасной смерти не всегда могла обуздать их любовный пыл.

31
   До того как слава Оригена вызвала к нему зависть и обрекла его на гонения, этот его поступок вызывал восхищение, а не осуждение. Поскольку тогда повсюду было принято толковать Священное Писание иносказательно, можно пожалеть, что в этом единственном случае Ориген понял его дословно.

32
   Гораздо позже нечто подобное этой дерзкой попытке приписывали основателю ордена Фонтевро. Бейль позабавил себя и своих читателей рассуждениями на эту деликатную тему.

33
   Тертуллиан предлагал христианам дезертировать из армии; этот совет, если бы стал известен всем, вовсе не вызвал бы у императоров симпатии к христианской секте.

34
   Аристократическая партия и во Франции, и в Англии очень энергично отстаивала идею божественного происхождения власти епископов. Но кальвинистские священники не захотели терпеть над собой старшего, а римский понтифик отказался признать кого-либо равным себе.

35
   См. введение в Апокалипсис. Епископы под названием ангелы уже существовали в семи городах Азии. Но тем не менее, послание Климента (которое, вероятно, написано в то же время) не позволяет обнаружить никаких следов должности епископа ни в Коринфе, ни в Риме.

36
   «Нет церкви без епископа» – это было и фактом, и правилом со времен Тертуллиана и Иренея.

37
   После того как мы оставили позади трудности I века, мы видим, что епископское управление установилось повсюду и было повсеместным до тех пор, пока ему не положил конец республиканский дух швейцарских и немецких реформаторов.

38
   Если Новат, Фелициссим и остальные, кого этот карфагенский епископ изгнал из церкви и из Африки, не были самыми презренными чудовищами порока, то, должно быть, религиозный пыл Киприана иногда оказывался сильнее, чем его любовь к правде.

39
   Знаменитая игра слов с намеком на значение имени святого Петра – «камень» точно передается только на французском языке: «Tu es Pierre et sur cette pierre…» («Ты Петр, что значит «камень», и на этом камне…»). В греческом, латинском, итальянском и других языках она неточна, а в наших германских языках совершенно непонятна.

40
   Различие между духовным лицом (Clerus) и мирянином (Laicus) уже существовало во времена Тертуллиана.

41
   Это же мнение, когда оно стало господствующим незадолго до 1000 года, привело к таким же результатам. Для большинства пожертвований того времени указана причина: «В связи с приближением конца света».

42
   Юлиан, кажется, был оскорблен и унижен тем, что христиане оказывали благотворительную помощь не только своим бедным, но и беднякам-язычникам.

43
   Во всяком случае, таким похвальным образом повели себя в тех же обстоятельствах миссионеры более близкого к нам времени в Пекине, где каждый год выбрасывают на улицы более трех тысяч младенцев.

44
   Монтаны и новатиане, которые строже и упорнее всех придерживались этого мнения, сами в конце концов оказались в числе отлученных еретиков.

45
   Те, кто восхищается стариной, жалеют, что этого публичного покаяния больше нет.

46
   Философы, которые осмеивали более древние предсказания сибилл, легко бы обнаружили еврейские и христианские подделки, которые с таким ликующим торжеством цитировали отцы церкви от Юстина Мученика до Лактанция. Когда сибиллины стихи выполнили свою задачу, они так же, как и учение о тысячелетии, были тихо отложены в сторону. Христианская Сибилла неудачно предсказала, будто бы Рим будет разрушен в 195 году от рождества Христова, иначе говоря, в 948 году от своего основания.

47
   Здесь имеется в виду Шимон Бар-Хасиба, вождь одного из восстаний еврейского народа против римлян. Сторонники называли его Бар-Кохеба или Бар-Кохба – «сын звезды», противники – Бар-Козба, то есть «сын обманщика». Наиболее известен под именем Бар-Кохба.

48
   Во времена Тертуллиана и Климента Александрийского слава мученичества была дана лишь святым Петру, Павлу и Иакову. На остальных апостолов ее постепенно распространили более поздние поколения греков, которые благоразумно выбрали местом их проповеди и страданий далекие страны за пределами Римской империи.

49
   Иероним в своей «Легенде о Павле Отшельнике» рассказывает странную историю о юноше, которого приковали обнаженным к постели, усыпанной цветами, и попытались взять его добродетель приступом с помощью красивой и бесстыдной куртизанки. Он оборвал начинавшееся искушение тем, что откусил себе язык.

50
   Наместника Каппадокии Клавдия Герминиана сделало необычно суровым к христианам то, что его жена приняла христианство.

51
   Если мы вспомним, что не все римские плебеи были христианами и не все христиане были святыми и мучениками, мы сможем судить сами, с какой достоверностью можно считать достойными религиозных почестей кости или урны, извлеченные наугад из общественного кладбища. После десяти веков весьма свободной и открытой торговли наиболее ученые среди католиков начали что-то подозревать. Теперь они требуют в качестве доказательства святости и мученичества буквы В.М., маленький сосуд, наполненный красной жидкостью, которую предлагается считать кровью, или изображение пальмы. Но два первых признака – слабые доказательства, а по поводу третьего критики отмечают: 1) что рисунок, который называют изображением пальмы, может изображать кипарис, а может всего лишь обозначать паузу, то есть быть украшенной запятой: такие применялись в надписях на памятниках; 2) что пальма была символом победы у язычников; 3) что у христиан пальма служила знаком не только мученичества, но и вообще радостного воскресения из мертвых.

52
   Как пример одной из таких легенд нам достаточно упомянуть рассказ о десяти тысячах солдат-христиан, распятых на крестах за один день то ли Траяном, то ли Адрианом на горе Арарат. Говорят, что сокращение Mil, которое может означать либо солдаты, либо тысячи, привело к нескольким очень грубым ошибкам.

53
   Количество мнимых мучеников очень возросло вследствие установившегося обычая называть этим почетным именем исповедников.

54
   Тертуллиан считает бегство от преследования не окончательным, но очень большим отступничеством, поскольку это нечестивая попытка избежать воли Бога и т. д. и т. д. Он написал на эту тему трактат, полный самого дикого фанатизма и бессвязней-шей декламации. Однако любопытно то, что сам Тертуллиан не стал мучеником.

55
   Симония была известна и в те времена, и духовные лица иногда покупали то, что собирались продавать. Известно, что должность епископа Карфагенского была куплена богатой матроной по имени Луцилла для ее слуги Майорина. Цена была четыреста фоллисов, а один фоллис был равен 125 серебряным монетам, так что вся сумма равна примерно 2400 фунтам стерлингов.

56
   Если бы мы пожелали снять с Павла обвинение в порочности, мы должны были бы предположить, что епископы Востока распространили в письмах, которые они, сойдясь на собрание, направили всем церквам империи, самую злостную клевету.

57
   Среди многих подобных случаев мы можем упомянуть таинства Митры и вошедшие в моду при Антонинах Тавроболии. Роман Апулея полон религиозными чувствами в той же мере, что и сатирой.

58
   Можно всерьез пожалеть о том, что отцы христианской церкви, признавая истиной сверхъестественную, или, как они считали, адскую сторону язычества, уничтожают собственными руками то великое преимущество, которое в ином случае мы могли бы извлечь из крупных уступок нашего противника.

59
   В заключение своего рассказа он уверяет нас, что перечислил все случаи мученичества, которые были в Палестине за все время гонений. Может показаться, что глава 9 книги VIII его сочинений, посвященная египетской провинции Фиваида, противоречит нашим вычислениям с их скромным результатом, но это расхождение лишь позволяет нам восхититься умением этого искусного историка обращаться с фактами. Выбрав местом самой утонченной жестокости самую дальнюю и уединенную провинцию Римской империи, он пишет, что в Фиваиде часто от десяти до ста человек претерпевали мученичество за один день. Но когда он переходит к рассказу о своей собственной поездке в Египет, то в его словах постепенно появляется больше осторожности и умеренности. Вместо большого, но точного числа он говорит о многих христианах и очень умело выбирает двусмысленные слова, которые могут обозначать либо то, что он видел, либо то, что он слышал, либо ожидание наказания, либо его исполнение. Обеспечив таким образом это допускающее разные толкования место своего труда надежными путями для отступления, Евсевий передает его своим читателям и переводчикам, справедливо считая, что благочестие заставит их предпочесть наиболее благоприятный смысл. Замечание Теодора Метахиты, что все, кто хорошо знаком с египтянами, как Евсевий, восторгаются и наслаждаются туманной и запутанной манерой выражаться, возможно, содержит какую-то долю злой иронии.

60
   При расследовании заговора Пизона против Нерона пытали только одного человека – Эпихариду, замужнюю вольноотпущенницу. Остальные не были подвергнуты пыткам. Добавлять к этому другой, более слабый пример излишне, а более яркий найти было бы трудно. Тацит. Анналы. XV, 57.

61
   Но легко можно показать, что греческий переводчик улучшил смысл латинского оригинала; к тому же в старости император мог вспоминать о преследованиях христиан при Диоклетиане с большим отвращением, чем то, которое он действительно чувствовал в годы молодости, когда был язычником.

62
   Христианские писатели – Юстин, Минуций Феликс, Тертуллиан, Иероним и Максим Туринский – искали подобие фигуры креста почти во всех созданиях природы и искусства и получили вполне удовлетворительный результат: пересечение меридиана и экватора, лицо человека, летящая птица, плывущий человек, мачта и рей, плуг, штандарт и т. д.

63
   Отцы церкви, которые осуждали эту задержку и считали ее преступной, не могли отрицать, что даже крещение, принятое на смертном одре, сохраняет свое спасительное действие. Иоанн Златоуст с его остроумным и изобретательным красноречием смог найти лишь три довода против поведения этих предусмотрительных христиан: 1) мы должны любить добродетель и следовать ей ради нее самой, а не только ради награды; 2) мы можем умереть внезапно и не иметь возможности принять крещение; 3) хотя нас и поселят в небесах, мы там будем лишь мерцать как слабые звезды по сравнению с солнцами праведности, которые прошли намеченный ими путь в труде, с успехом и со славой. Я думаю, что эта отсрочка крещения, хотя имела крайне вредные последствия, не была осуждена ни одним общеимперским или провинциальным церковным советом и ни в одном публичном акте или заявлении церкви. Религиозный пыл епископов легко удавалось погасить и в гораздо менее сложных случаях.

64
   Шестьдесят пресвитеров, иначе говоря, священников; сто дьяконов, сорок дьяконис, девяносто иподьяконов, сто десять дьячков, двадцать пять певчих и сто привратников – всего пятьсот двадцать пять человек. Это не слишком большое количество установил император, чтобы избавить от бедствий церковь, которую затраты на гораздо больший по численности штат служителей привели к долгам и ростовщичеству.

65
   Подлинность любой записи, происходящей из Ватикана, обоснованно вызывает сомнение; но эти списки выглядят древними и подлинными, и по меньшей мере ясно, что если это и подделка, то их подделали во времена, когда предметами вожделения скупых римских пап были фермы, а не королевства.

66
   Евсевий и Созомен уверяют нас, что Константин подтвердил и расширил судейские права епископов. Но Годфруа самым убедительным образом доказал, что знаменитый эдикт – подделка, которая была неумело вставлена в кодекс Феодосия. Странно, что господин де Монтескье, адвокат и философ, цитирует эдикт Константина, не испытывая ни малейшего подозрения.

67
   Тему церковного правосудия окутывают туманом страсти, предрассудков и выгоды. Две из самых честных книг среди тех, что попали мне в руки, – «Положения канонического права» аббата де Флери и «Гражданская история Неаполя» Джанноне. Умеренность этих авторов была вызвана как их положением в обществе, так и их характером. Флери был французским священнослужителем, который с уважением относился к авторитету парламентов; Джанноне – итальянским адвокатом, который боялся могущественной церкви. Здесь позвольте мне заметить, что, поскольку мои предположения общего характера являются следствием многих частных и не полностью известных фактов, я должен либо отослать читателя к работам тех современных авторов, которые специально работали над этой темой, либо расширить эти примечания до неприятного и непропорционального размера.

68
   Перед тем как занять ее, Синезий перечислил свои недостатки: он любит светскую науку и светские атлетические упражнения; он не способен жить в безбрачии; он не верит в воскресение из мертвых и отказывается проповедовать народу сказки, если ему не смогут дать разрешение философствовать дома. Феофил, примас Египта, знавший достоинства Синезия, пошел на этот необычный компромисс.

69
   Королева Елизавета пользовалась этим выражением и применяла это искусство во всех случаях, когда хотела заранее создать у своего народа настроение в пользу какой-либо чрезвычайной меры властей. Враждебного воздействия этой музыки опасался преемник Елизаветы, а его сын тяжело почувствовал это воздействие на себе. «Говоря с кафедры, бейте в барабан по-церковному» и т. д.

70
   Эти скромные ораторы признавались, что поскольку они не имеют дара творить чудеса, то постарались овладеть искусством красноречия.

71
   Поскольку среди христиан постепенно распространялось учение о том, что все создано из ничего, слава Создателя, естественно, постепенно росла вместе с величием его труда, как слава человека-мастера – со славой его работы.

72
   Принципы веротерпимости и безразличия к религии, приведенные в этом письме, глубоко оскорбили Барониуса, Тильмонта и других, которые предполагают, что рядом с императором был какой-то злой советчик – либо сатана, либо Евсевий.

73
   Мы используем как первоисточник рассказ Афанасия, который не совсем охотно клеймит память умершего. Он мог преувеличивать, но пустить в ход чистый вымысел было бы опасно из-за постоянного сообщения между Александрией и Константинополем. Тот, кто настаивает на буквальной точности рассказа о смерти Ария (его кишки вывалились наружу в отхожем месте), должен выбрать одно из двух – либо яд, либо чудо.

74
   Кирилл явным образом указывает, что в царствование Константина крест был найден в утробе земли, а в царствование Констанция явился в небесах. Это противопоставление ясно показывает, что Кирилл не знал о том изумительном чуде, которое считается причиной обращения Константина в христианство. Это незнание тем более удивительно, что Кирилла посвятил в епископы Иерусалима самое большее через двенадцать лет после смерти Константина непосредственный преемник Евсевия Кесарийского.

75
   Евнапий рассказал о странном примере жестокости и доверчивости Константина в подобном случае. Красноречивый сирийский философ Сопатр был его другом, но навлек на себя гнев Аблавия, префекта претория. Отплытие хлебного флота задерживалось, поскольку не было южного ветра, жители Константинополя были недовольны, и Сопатр был обезглавлен по обвинению в том, что связал ветры силой своей магии. Суидас добавляет, что Константин этой казнью желал показать свой полный отказ от суеверия язычников.

76
   Про почести, подарки и пиры, соблазнившие очень многих епископов, те, кто был слишком чист душой или слишком горд, чтобы их принять, писали с негодованием: «Мы боремся против Констанция-антихриста, который похлопывает по животу, когда надо бить плетью по спине».

77
   Исповедников с Запада изгоняли сначала в пустыни Аравии или Фиваиды, потом в глухие места гор Тавра, в самые дикие части Фригии, где хозяевами были нечестивые монтанисты и т. д. Когда с еретиком Аэцием стали слишком хорошо обращаться в Мопсуэстии (в Киликии), ему по совету Акакия сменили место изгнания – перевели в округ Амблада, где жили дикари и который страдал от войны и моровой болезни.

78
   Палладий, автор этого рассказа, беседовал с той самой девицей; она и в старости продолжала с удовольствием вспоминать такое богоугодное и почетное близкое знакомство. Я не могу простить Барониусу, Валезиусу, Тильмонту и другим деликатность, с которой они почти отвергают этот рассказ, который кажется им совершенно недостойным церковной истории с ее серьезностью.

79
   Аммиан пишет, что некоторые придворные евнухи «насытились добычей, взятой в храмах». Либаний сообщает, что император часто дарил храм, как дарят собаку, лошадь, раба или золотую чашу; но набожный философ позаботился отметить, что любимцы императора, совершавшие такое святотатство, редко преуспевали в жизни.

80
   Поскольку я до этого часто употреблял слова «pagans» – «язычники» и «paganism» – язычество», я должен теперь обрисовать необычный и извилистый путь этого знаменитого слова. 1. Пауг на дорийском диалекте греческого языка, очень хорошо знакомом италийцам, означает «родник», и жители деревенской округи, ходившие за водой к одному и тому же роднику, все вместе стали называться pagus (сельская община или округ по-латыни), а сельский житель – paganus. 2. Значение слова легко расширилось; «paganus» стало почти синонимом слова «деревенский», и низшие среди сельских жителей приняли это имя, которое в результате искажения в современных европейских языках превратилось в «peasant» – «крестьянин». 3. Поразительный рост численности военного сословия создал необходимость в особом слове для обозначения невоенных, и все люди из народа, не находившиеся на службе у государя, были заклеймены позорным именем «paganus». 4. Христиане были воинами Христа; их противники, которые отказывались дать присягу-крещение, могли в переносном смысле заслуживать названия «невоенные», и этот часто применявшийся упрек уже в царствование Валентиниана (365 год н. э.) попал в законы империи и богословские сочинения. 5. Христианство постепенно завоевало города империи, во времена Пруденция старая религия удалилась в безвестные деревни и там прозябала, и слово «paganus», сохраняя новое значение, вернуло себе и первоначальный смысл. 6. После того как культ Юпитера и его семьи угас, освободившийся термин «paganus» в значении «язычник» применялся поочередно ко всем идолопоклонникам и многобожникам Старого и Нового Света. 7. Латинские христиане беззастенчиво стали называть этим словом своих смертельных врагов-магометан и несправедливо заклеймили этих чистейших единобожников упреком в идолопоклонстве и язычестве. (Гиббон ошибался, предполагая, что латинское слово «pagus» родственно греческому «????» или (по-дорийски) «????», хотя это очень старое мнение. – Примеч. пер.)

81
   См. принципы аллегории в сочинениях Юлиана. В его рассуждениях нелепости меньше, чем в утверждениях некоторых современных богословов, что причудливые странности или противоречия в учении указывают, что оно исходит от Бога, поскольку до такого не мог додуматься ни один человек.

82
   См. пятую речь Юлиана. Но все аллегории, когда-либо рожденные в школе Платона, не стоят короткого стихотворения Катулла на эту же необычную тему. Переход Атиса от самого безумного воодушевления к отрезвлению и горькому сожалению о невозвратимой потере должен пробуждать в мужчине жалость, а в евнухе – отчаяние.

83
   У Евнапия софисты совершают так же много чудес, как святые пустынники, и единственное, чем софисты кажутся лучше, – менее мрачное выражение лица. Вместо рогатых и хвостатых чертей Ямвлих вызвал из двух находившихся рядом друг с другом родников двух духов любви – Эроса и Антероса. Из воды вышли два красивых мальчика, нежно обняли его как своего отца и удалились прочь по его приказу.

84
   Когда Юлиан, испугавшись на мгновение, перекрестился, демоны тотчас же исчезли. Григорий предполагает, что они испугались, но жрецы заявили, что они были разгневаны.

85
   Гаруспик (haruspex – др.-рим.) – предсказатель, гадающий по внутренностям животных.

86
   Ликуя по поводу того, что эти нечестивые секты и даже сочинения их последователей уничтожаются, Юлиан поступал в согласии со своим саном жреца; но для философа недостойно желать, чтобы какие-либо мнения и доводы, даже самые противоположные его собственным взглядам, были скрыты от человечества.

87
   Он делает намек, что христиане под предлогом благотворительной помощи обольщали детей уговорами, отрывали от прежней религии и родителей, увозили на кораблях и обрекали эти жертвы на бедность и рабство в дальнем краю. Если бы это обвинение было доказано, долгом императора было бы не жаловаться, а наказать.

88
   В царствование Людовика XIV его подданные любого звания стремились получить славное наименование Обращающий души, говорившее об их религиозном усердии в приобретении новых последователей для веры. Во Франции это слово и понятие, им выражаемое, устаревают; пусть же они никогда не появятся в Англии!

89
   Он отказался от православного рукоположения, служил в звании дьякона и был снова рукоположен арианами. Но позже Кирилл изменился вслед за ходом времени и благоразумно согласился с никейскими догматами веры. Тильмонт, который относится к его памяти с нежностью и уважением, рассказал о его добродетелях в основном тексте, а его ошибки благопристойно оставил в тени, рассказав о них в примечаниях в конце своей книги.

90
   Это тайное намерение Юлиана раскрыл покойный епископ Глочестерский, ученый догматик Уорбартон, который авторитетным тоном богослова предписывает Верховному Существу, по какой причине и как Оно должно поступать. В трактате этого епископа, озаглавленном «Юлиан», сильно проявляются все особенности, которые приписывают школе Уорбартона.

91
   Юлиан (в «Мизопогоне») раскрывает свою душу с той наивностью, то есть неосознанным простодушием, которая всегда наделяет человека природным чувством юмора.

92
   После того как Георгий был убит, император Юлиан несколько раз присылал приказы сберечь эту библиотеку для себя и пытать рабов, которых можно заподозрить в утаивании каких-либо книг из нее. Он восхваляет достоинства этого собрания книг, откуда сам взял на время и переписал несколько рукописей, когда учился в Каппадокии. Юлиан, правда, мог желать, чтобы погибли сочинения галилеян, но он потребовал точный список даже этих богословских книг, чтобы другие трактаты не были перепутаны с теми и не пропали с ними вместе.

93
   Святые из Каппадокии – Василий и Григорий – ничего не знали об этом своем святом собрате. Папа Геласий (494 год н. э.), первый католик, который признает святость Георгия, помещает его среди тех мучеников, «которые больше известны Богу, чем людям». Его «Деяния» папа отвергает как сочинение еретиков. Некоторые из этих сфабрикованных «Деяний», возможно, не самые ранние, сохранились до наших дней, но за туманом вымысла мы еще можем различить в них бой, который святой Георгий Каппадокиец вел в присутствии царицы Александры против волшебника Афанасия.

94
   Это не несомненно, но весьма вероятно.

95
   Любопытная история культа святого Георгия, начиная с VI века (когда его уже чтили в Палестине, Армении, Риме и в городе Тревы в Галлии), может быть найдена у доктора Хейлина («История святого Георгия») и у последователей Болланда. Его слава и популярность в Европе, особенно в Англии, началась с Крестовых походов.

96
   В Нисибисе он поступил воистину по-царски: храбрый офицер, его тезка, которого посчитали достойным пурпура, был схвачен во время ужина, брошен в колодец и забит камнями до смерти без суда и без доказательств вины.

97
   На памятных монетах, отчеканенных при Иовиане, он украшен победами, лавровыми венками и лежащими перед ним пленниками. Лесть, как глупый самоубийца, уничтожает себя собственными руками.

98
   Когда молодой император устраивал развлечения, сам он постился; он отказался видеться с красивой актрисой и т. д. Поскольку Валентиниан приказал убить своих диких зверей, упрек в «Филосторгии», что он любил такие забавы, неуместен.

99
   Феодорет утверждает, что святой Иоанн и святой Филипп явились императору в видении или во сне скачущими на конях. Это первый пример явления апостолов в роли рыцарей, которое позже стало так популярно в Испании и во время Крестовых походов.

100
   См. «Житие Мартина», написанное Сульпицием Севером. Однажды святой принял (как мог бы сделать Дон Кихот) безобидные похороны за процессию идолопоклонников и неосторожно совершил чудо.

101
   Из Либания. Он высмеивает этих людей в черном, христианских монахов, которые едят больше, чем слоны. Бедные слоны! Они – существа умеренные.

102
   Руфин упоминает об одном жреце Сатурна, который под именем своего бога фамильярно беседовал со многими благочестивыми знатными женщинами, пока в минуту увлечения не выдал себя, забыв изменить свой голос. Подлинный и беспристрастный рассказ Эсхина и приключения Мунда могут быть доказательствами, что такие любовные уловки успешно применялись.

103
   Мартин Турский заставил самого мертвеца признаться в этом. Ошибку следует признать естественной, а ее обнаружение считается чудом. Какое же из двух событий происходит чаще?

104
   Чаша раствора крови святого Стефана ежегодно расходовалась в Неаполе, пока святого Стефана не заменили святым Януарием.

105
   Августин сочинил двадцать две книги, из которых состоит его труд «О граде Божием», за тринадцать лет, с 413-го по 426 год н. э. Его ученость слишком часто оказывается заимствованной у других, а доводы слишком часто бывают его собственными. Но все сочинение в целом достойно похвалы как великолепный замысел, осуществленный с большой силой и не без мастерства.

106
   См. Августин. О граде Божием. I. XII. С. 22, и приложение, в которое входят две книги с описаниями чудес святого Стефана, написанные Еводием, епископом Узалиса. Фрекульф сохранил для потомства галльскую или испанскую поговорку: «Кто бы ни говорил, будто прочел все о чудесах святого Стефана, он лжет».

107
   Эддисон очень красочно описал дорогу через Апеннины. У готов не было времени на то, чтобы любоваться красотой открывающихся видов, но они с радостью обнаружили, что Saxa Intercisa (что значит прорезь в скалах), узкий проход, пробитый в скалах Веспасианом, был оставлен без всякого присмотра.

108
   Высокоученый Арбутнот шутливо заметил – и я думаю, был прав, – что у Августа не было ни стекол в окнах, ни рубашки на теле. В эпоху конца империи белье и стекло стали более распространенными.

109
   На мне лежит обязанность объяснить, где я вольно обошелся с текстом Аммиана. 1. Я слил в один отрывок шестую главу его четырнадцатой книги и четвертую главу книги двадцать восьмой. 2. Я упорядочил спутанную массу материала. 3. Я смягчил некоторые причудливые преувеличения и убрал некоторые повторы – отрывки, совпадающие по содержанию с другими. 4. Я развил некоторые наблюдения, которые он выразил не явно, а в форме намеков. С этими оговорками моя версия будет пусть не дословной, но верной и точной.

110
   Парадные повозки римлян – такая повозка называлась каррука – часто бывали сделаны из чистого серебра и покрыты причудливой резьбой и гравировкой, а сбруи и попоны мулов или лошадей были украшены золотым тиснением. Такое великолепие существовало со времени Нерона до царствования Гонория, и, когда святая Мелания за шесть лет до готской осады вернулась в Рим, Аппиева дорога была вся заполнена великолепными выездами встречавших ее аристократов. Однако пышность стоит отдать в обмен на удобство, и простая современная карета на рессорах гораздо лучше золотой или серебряной телеги древних, которая катилась без рессор и в большинстве случаев не имела укрытия от плохой погоды.

111
   В одной из проповедей Астерия, епископа Амазии, господин де Валуа прочел, что тогда это была последняя мода, что вышивки изображали медведей, волков, львов, тигров, леса, охоту и тому подобное, а более набожные щеголи заменяли эти сюжеты изображением какого-нибудь любимого святого или сценами из его жития.

112
   По-русски этот зверек называется соня. В современных словарях английского языка у него есть собственное название – dormouse.

113
   Эта игра, которую можно назвать более знакомым словом «триктрак», была любимым развлечением у самых серьезных римлян, и очень умелым игроком считался старик адвокат по имени Муций Сцевола. Ее называли «игра в двенадцать линий» из-за двенадцати линий, деливших на равные части игорную доску, называвшуюся «альвеолус». Вдоль этих линий выстраивались в определенном порядке две армии, черная и белая, каждая из пятнадцати фишек, называвшихся «калькули» (это означает «камешки»).

   Затем эти армии по очереди передвигались в соответствии с правилами игры и случайными указаниями игральных костей, которые и назывались «тессеры». Доктор Хайд, который трудолюбиво прослеживает историю и описывает разные варианты этой игры «нердилюдиум» (игра «нерди» – еще одно, персидское по происхождению, название этой игры на латыни) от Ирландии до Японии, изливает в рассуждениях об этом пустячном предмете целое море знаний о классической античности и Востоке.

114
   Перец был у римлян любимой приправой к самым дорогим блюдам, и лучший его сорт обычно продавался по пятнадцать денариев, то есть десять шиллингов, за фунт. Его привозили из Индии; большая часть его до сих пор производится в том же краю, что тогда, – на малабарском побережье, но усовершенствования в торговле и мореплавании позволили увеличить его количество и уменьшить цену.

115
   Имя этого готского военачальника у Иорнанда и Исидора Athaulphus, у Зосима и Орозия Ataulphus, а у Олимпиодора Adaoulphus. Я назвал его прославленным именем Адольф, выбор которого, кажется, оправдан примером шведов, сыновей или братьев древних готов.

116
   Два устья Тибра – это место и называлось во множественном числе «Ostia Tiberina» – «Тибрские устья» – отделялись одно от другого Святым островом, имевшим форму равностороннего треугольника, стороны которого, согласно подсчетам, имеют в длину каждая примерно две мили. Колония Остия была основана на другом, материковом берегу левого, южного рукава реки, а Порт – на материковом берегу правого, северного рукава. Расстояние между их остатками на карте Чинголани чуть больше двух миль. Во времена Страбона принесенные Тибром песок и ил закупорили гавань Остии, та же самая причина сильно увеличила Святой остров и постепенно отодвинула и Остию, и Порт на значительное расстояние от берега. Сухие протоки и широкие дельты свидетельствуют об изменениях русла реки и усилиях моря. Нынешнее состояние этой унылой заброшенной полосы земли и воды можно узнать по великолепной карте церковного государства, составленной математиками Бенедикта XIV, по современному обзору Agro Romano на шести листах, выполненному Чинголани, где описана территория площадью 113,819 rubbia (около 570 000 акров), и по большой топографической карте Амети на восьми листах.

117
   Орозий восхваляет благочестие готов-христиан, словно не замечая, что большинство из них были еретиками-арианами. Иорнанд и Исидор Севильский, которые оба были на стороне готов, повторили эти поучительные рассказы и украсили их собственными вымыслами. По словам Исидора, слышали, как сам Аларих сказал, что воюет против римлян, а не против апостолов. Таков был стиль VII века; на двести лет раньше славу и честь приписывали не апостолам, а Христу.

118
   Августин пишет, что действительно некоторые девственницы и матроны убили себя, чтобы избежать насилия, и что, хотя он восхищается силой их духа, его богословские взгляды обязывают осудить их поспешный и самонадеянный поступок. Возможно, добрый епископ Гиппонский так же слишком легко поверил в этот женский героизм, как слишком строго его осудил. Число дев, которые бросились в Эльбу, когда Магдебург был взят приступом, предание увеличило с двадцати (если они вообще существовали) до тысячи двухсот.

119
   Поскольку превратности судьбы Пробы и ее семьи связаны с жизнью святого Августина, усердный Тильмонт подробно рассказывает о них. Через некоторое время после их прибытия в Африку Деметриада приняла монашество и принесла обет вечной девственности. Это событие считалось делом первостепенной важности для Рима и мира. Все святые написали ей поздравительные письма. Письмо Иеронима дошло до наших дней; оно представляет собой смесь нелепых рассуждений, страстой декламации и любопытных фактов, часть из которых относятся к осаде и разграблению Рима.

120
   Сократ утверждает, будто бы Аларих бежал, получив сообщение, что армии Восточной империи идут против него, но в этом предположении нет ни капли истины или разума.

121
   Смиренный Паулин однажды осмелился сказать, что верит, будто святой Феликс любит его хотя бы настолько, насколько хозяин любит свою маленькую собачку.

122
   Поскольку почти не знаком с объемистым собранием проповедей Златоуста, я доверился в этом случае двум самым рассудительным и умеренным из церковных критиков – Эразму и Дупину. Однако хороший вкус первого иногда искажает его слишком сильная любовь к древности, а здравый смысл второго всегда сдерживают соображения благоразумия.

123
   Константинопольские женщины составили себе имя одни враждой к Златоусту, другие – преданностью ему. Во главе его гонителей стояли три знатных и состоятельных вдовы – Марса, Кастриция и Евграфия. Они были не в силах простить проповеднику того, что он упрекал их в притворстве за стремление скрыть старость и уродство с помощью украшений и нарядов. Олимпиада за столь же усердное служение делу более благочестивой стороны стала святой.

124
   Созмен и особенно Сократ описали подлинный характер Златоуста с умеренностью и беспристрастием, очень обидными для слепых почитателей архиепископа. Эти историки принадлежали к следующему после него поколению, при жизни которого вражда между партиями угасла, и беседовали со многими людьми, которые лично были знакомы с добродетелями и слабостями этого святого.

125
   Палладий защищает архиепископа следующими доводами. 1. Тот никогда не пил вина. 2. Из-за болезни желудка он должен был соблюдать особую диету. 3. Из-за дел, ученых занятий или молитвы часто постился до заката. 4. Не выносил шума и легкомысленного поведения, которые обычны на больших званых обедах. 5. Сберегал деньги для бедняков. 6. Понимал, что в такой столице, как Константинополь, выделить кого-то приглашениями означает навлечь на себя зависть и упреки в пристрастии.

126
   Златоуст высказал свое мнение – которое был волен иметь, – что среди епископов гораздо меньше тех, кто может быть спасен, чем тех, кто будет проклят.

127
   В повторившихся несколько раз снах она увидела место, где были зарыты останки сорока мучеников. Этот земельный участок принадлежал сначала какой-то женщине из Константинополя, имевшей на нем дом и сад, затем монастырю македонских монахов и церкви Святого Фирса, построенной цезарием, консулом 397 года нашей эры, и воспоминание о святых останках почти стерлось из памяти людей. Несмотря на милосердное желание доктора Джортина, трудно полностью снять с Пульхерии обвинение в том, что она в какой-то степени участвовала в этом благочестивом обмане: когда он произошел, ей должно было исполниться больше тридцати пяти лет.

128
   Центон – произведение, составленное из отрывков других произведений.

129
   Жалобы современников на опустошение Африки, ставшие источником для позднейших рассказов, содержатся: 1) в письме Капреола, епископа Карфагенского, где он извиняется за свое отсутствие на церковном съезде в Эфесе; 2) в житии святого Августина, которое было написано его другом и сотрудником Поссидием; 3) в «Истории гонений от вандалов», написанной Виктором Витензием. Последнее из этих описаний было сделано через шестьдесят лет после изображенных в нем событий, и в нем больше отражаются страсти автора, чем подлинные факты.

130
   В ранней юности святой Августин не любил изучать греческий язык и пренебрегал этим занятием; он откровенно признается, что читал платоников в латинском переводе. В наше время некоторые критики считали, что, не зная греческого, он не был способен толковать Писание; а Цицерон или Квинтиллиан потребовали бы знания этого языка от преподавателя риторики.

131
   Римская церковь канонизировала Августина и осудила Кальвина. Однако подлинной разницы между ними нельзя разглядеть даже под богословским микроскопом и поэтому молинистов притесняют, пользуясь авторитетом святого, а янсенистов позорят тем, что они похожи на еретиков. Пока идет этот спор, протестанты-арминиане остаются в стороне и смеются над растерянностью спорщиков. Возможно, еще более независимый наблюдатель в свою очередь улыбнулся бы, внимательно прочитав арминианский комментарий к Посланию к римлянам.

132
   Он заявляет, что Карфаген – клоака, собравшая в себе пороки всех стран. Давая волю пороку, африканцы хвалили себя за добродетель, считая его проявлением мужественности. «И они верили, что их мужская сила тем больше, чем больше мужчин они постыдно используют вместо женщин». Улицы Карфагена осквернялись присутствием жалких изнеженных мужчин, которые публично уподоблялись женщинам манерами и одеждой и вели себя по-женски. Если в городе появлялся монах, этого святого человека преследовали нечестивыми издевательствами и насмешками.

133
   Магомет, имея такие огромные права, не проявил ни очень хорошего вкуса, ни большой изобретательности. Он придумал пса Семи Спящих (по кличке Аль-Раким), уважительное поведение солнца, дважды в день изменявшего свой путь, чтобы не светить в пещеру, и заботу самого Бога, который поворачивал их тела то вправо, то влево, чтобы предохранить от гниения.

134
   Павел, дьякон из Аквилеи, который жил в VIII веке, ближе к его концу, в своем рассказе поместил в пещеру под скалой на берегу океана Семь Спящих Севера, чей долгий сон уважали варвары. Спящие, судя по их одежде, были римлянами, и дьякон сделал из этого вывод, что Провидение хранит их, чтобы они в будущем стали апостолами этих языческих стран.

135
   Гиббон и другие после него ошибались, когда называли местом поражения Аттилы Шалон. Сейчас считается, что эта битва произошла на равнине Маврика.

136
   В XIII веке монголы обстреливали китайские города из больших орудий, построенных служившими у них магометанами или христианами. Их боевые машины метали камни, весившие от ста пятидесяти до трехсот фунтов. Китайцы для защиты своей страны применяли порох и даже бомбы примерно за сто лет до того, как то и другое стало известно в Европе, но даже это небесное или адское оружие не смогло защитить трусливый народ.

137
   Сейчас считается, что Венеция возникла позже, во время вторжений лонгобардов. Однако нет сомнения, что какие-то люди, бежавшие от Аттилы, укрылись в Лагуне. С этой оговоркой описание Гиббона можно считать верным.

138
   Минций – река, приток реки По, сейчас называется Минчо.

139
   Бенак – крупное озеро в Италии западнее города Верона, современное название – Гарда.

140
   Авары – народ, известный в славянских летописях под именем обры. Второе их название современные ученые произносят как жужани.

141
   Гиббон, видимо, имеет в виду уйгуров.

142
   Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 года нашей эры. Она была похоронена в Равенне, где в течение многих столетий сохранялись ее гробница и даже труп, усаженный в кресло из кипарисового дерева. Императрица получила много похвал от православного духовенства, а святой Петр Хризолог заверил Плацидию, что ее усердное служение Троице было вознаграждено рождением трех царственных детей.

143
   Танаис – древнее название Дона.

144
   Нынешнее название Картахена.

145
   См.: Житие Илариона, составленное святым Иеронимом. Написанные им истории жизни Павла, Илариона и Малха рассказаны восхитительно; единственный недостаток этих приятных сочинений – отсутствие в них правды и здравого смысла. См. также три диалога, сочиненные Сульпицием Севером; Сульпиций утверждал, что римские книготорговцы были в восторге от того, как быстро и охотно раскупалась эта его популярная работа. Когда Иларион отплыл из Паретоиума на мыс Пахинус, он предложил свою книгу – сборник Евангелий – в качестве платы за проезд. Монах Постум из Галлии во время своей поездки в Египет нашел купеческий корабль, направлявшийся из Александрии в Марсель, и проделал этот путь за тридцать дней. Афанасий, сочиняя Житие святого Антония для монахов-иноземцев, должен был ускорить свою работу, чтобы сочинение было готово к отплытию флотов.

146
   Златоуст посвятил три книги восхвалению и защите монашеской жизни. Пример ковчега подсказал ему слишком смелое утверждение, что спастись могут одни лишь избранные (то есть монахи). Правда, в другом месте своих сочинений он становится более милосердным и допускает, что возможны разные степени славы – как сияние солнца, луны и звезд. В своем ярком сравнении царя с монахом он предполагает (а это едва ли честно), что царь будет меньше вознагражден и суровее наказан.

147
   Иероним отвел благочестивым дамам очень большое место в своих сочинениях. Тот трактат, которому он дал название «Эпитафия Пауле», представляет собой неестественную и вычурную по стилю похвалу. Тема из Писания, на которую этот трактат составлен, звучит до смешного напыщенно: «Если бы все части моего тела превратились в языки, если бы все члены его зазвучали человеческим голосом, даже и тогда я был бы не в состоянии…» и т. д.

148
   Один монах-доминиканец, живя в Кадисе в монастыре своих собратьев по ордену, вскоре понял, что их покой никогда не нарушался ночной молитвой, «хотя там не прекращают звонить к ночной молитве в назидание народу».

149
   По уставу Колумбана, преобладающему в монастырях Запада, полагается сто ударов плетью за очень легкие проступки. До эпохи Карла Великого настоятели позволяли себе увечить подчиненных им монахов или выкалывать им глаза – наказание гораздо менее жестокое, чем изобретенная позже vade in расе (подземная тюрьма или, скорее, гробница). Можно посмотреть восхитительную речь по этому поводу ученого Мабийона, который в этом случае, кажется, был проникнут духом человечности. За такие старания я готов простить ему защиту святой слезы из Вандома.

150
   Унция – около 31 грамма.

151
   Выражения вроде моя книга, мой плащ, мои ботинки были не менее строго запрещены и у западных монахов, а по уставу Колумбана произносившего их наказывали шестью ударами плети. Ироничный автор книги «Монашеские ордены», который смеется над глупым формализмом в современных монастырях, кажется, не знает, что в древних монастырях нелепостей было столько же.

152
   Монах Памва великолепно ответил Мелании, когда та пожелала точно указать цену своего дара: «Ты даришь это мне или Богу? Если Богу, то Он, который поддерживает в равновесии горы, не нуждается в том, чтобы ему сообщали вес твоего блюда».

153
   Я где-то слышал или читал откровенное признание настоятеля бенедиктинского монастыря: «Обет бедности принес мне сто тысяч крон в год, обет послушания возвысил меня до уровня независимого государя». Я забыл последствия его обета целомудрия.

154
   Я не вправе умолчать о древнем скандале, связанном с происхождением этой язвы. Сообщали, что Сатана, приняв облик ангела, предложил Симеону взойти на огненную колесницу, как это сделал Илия. Святой поторопился поднять ногу, а Сатана воспользовался этим мгновением и наказал его этой язвой за тщеславие.

155
   Вистула – древнее название Вислы.

156
   В Америке сейчас насчитывается около шести миллионов жителей европейского происхождения, и их число, по крайней мере в Северной Америке, постоянно увеличивается. Какие бы перемены ни произошли в их политическом положении, их нравы должны остаться европейскими, и мы можем с некоторым удовольствием предположить, что английский язык, вероятно, распространится по огромному и населенному множеством людей материку.

157
   В этом случае было бы легко привести высказывания авторитетных поэтов, философов и историков, но это утомительная задача. Поэтому я ограничусь тем, что приведу решающее и подлинное свидетельство Диодора Сикула. Ихтиофагов, то есть рыбоедов, – племена, которые в его дни бродили по берегам Красного моря, – можно сравнить только с туземцами Новой Голландии. Воображение или, возможно, разум могут представить себе крайнее, абсолютно природное состояние человека, гораздо более низкое, чем у этих дикарей, которые все же имели какие-то ремесла и орудия.

158
   Честь первооткрывателя часто пятнали алчность, жестокость и фанатизм, а общение между народами приводило к передаче от одного из них другому болезней и предрассудков. Необычным исключением из этого правила мы обязаны добродетели нашего времени и нашей страны. Пять великих путешествий, предпринятых одно за другим по приказу ныне царствующего его величества, вдохновлялись чистой и благородной любовью к науке и человечеству. Этот же государь, приспосабливая свои благодеяния к различным ступеням развития общества, основал школу живописи в своей столице и ввез на острова Южного моря растения и животных, которые крайне полезны для человеческой жизни.

159
   Одно из древних племен Южной Швеции называлось у соседей-скандинавов гёты, а у жителей Англии – геаты. Возможно, поэтому Гиббон называет местом возникновения готского народа не Германию, а Скандинавию.

160
   Святой Епифаний из Павии то ли с помощью молитвы, то ли за выкуп освободил шестьсот человек, находившихся в плену у лионских и савойских бургундов. Такие дела – самые лучшие из чудес.

161
   Галлон – около 4,5 литра; квартер – либо 11,3, либо 12,7 килограмма.

162
   Занятие магией считалось преступлением, следствие по обвинению в котором велось очень сурово. Считалось, что многие чародеи сумели бежать из тюрьмы, сведя с ума своих сторожей. Я бы в записях об этом вместо «сведя с ума» читал «напоив допьяна».

163
   Юстиниан – осел, он как две капли воды похож на Домициана; любовников Феодоры выгоняли из ее постели соперники-демоны; ей предсказана свадьба с великим демоном; некий монах увидел вместо Юстиниана на троне повелителя демонов, слуги, наблюдавшие за Юстинианом, видели гладкую поверхность вместо лица, тело, ходящее без головы, и т. д. и т. д. Прокопий заявляет, что он сам и его друзья верили в эти россказни о чертях.

164
   Дай ей величие, и она больше не бесчестная, и т. д. Без послужившей мне телескопом критики Уорбертона я бы никогда не разглядел в этом обобщенном изображении торжествующего порока намек лично на Феодору.

165
   Истинной причиной восстания «Ника» было общее недовольство чиновниками Юстиниана, которые безжалостно вымогали взятки. Гиббон не говорит об этом, а также не знает, что цирковые партии в действительности были остатками городских округов. Поэтому они в определенной степени были законными средствами связи между народом и императором.

166
   В истории насекомых (которая гораздо удивительнее, чем «Метаморфозы» Овидия) шелкопряд занимает видное место. Описанный Плинием бомбикс с острова Кеос имеет в Китае свое подобие – несколько похожих видов. Но наш шелковичный червь и белая шелковица не были известны ни Теофрасту, ни Плинию. Гиббон спутал Кос с Кеосом. Первым греческим писателем, упомянувшим шелк, был Аристотель. Возможно, на Кос привозили шелк-сырец из Азии и там обрабатывали.

167
   Иезуиты в своем слепом восхищении смешивают разные периоды китайской истории. Эти периоды четче отличает господин де Гинь, который открыл, что в Китае до христианской эры с течением времени летописи становятся все ближе к истине, а монархия – все более абсолютной. Он окинул пытливым взглядом связи китайцев с народами Запада, но эти связи слабы, случайны и мало известны. Римляне тоже даже не подозревали, что у серов, они же сины, была империя не ниже их собственной.

168
   Путь из Китая в Персию и Индостан можно изучить по дневникам Хэклюта и Тевено. Путь через Тибет позже изучали английские правители Бенгалии.

169
   Одна морская лига равна 5,56 километра.

170
   Один кубит равен 0,5 метра.

171
   Септуагинта – название перевода Библии с древнееврейского на греческий.

172
   Это значит «волосатая».

173
   Именно так умеренность спасла Сократа во время чумы в Афинах. Др. Мид объясняет особую пользу монастырей для здоровья двумя преимуществами – отгороженностью от остального мира и воздержанием.

174
   Мид доказывает, что чума заразна, на основе свидетельств Фукидида, Лукреция, Аристотеля, Галена и народного опыта. Он опровергает противоположное мнение французских врачей, побывавших в Марселе в 1720 году. Однако эти врачи были недавними и просвещенными свидетелями чумы, которая за немногие месяцы унесла жизнь пятидесяти тысяч человек в городе, где сейчас, когда он процветает и преуспевает в торговле, можно насчитать не больше девяноста тысяч жителей.

175
   Златоуст и Афанасий были обязаны признать, что и сам Христос, и его апостолы редко говорили о божественности Христа.

176
   Святой Иоанн и Керинф случайно встретились в общественных банях Эфеса, но апостол бежал от еретика, чтобы здание не обрушилось им на голову. Этот глупый рассказ заслужил осуждение доктора Мидлтона, но рассказывал его Ириней со слов Поликарпа и, вероятно, время жизни и место жительства Керинфа указаны точно. Устаревшее, но, возможно, истинное чтение стиха 1 Иоанна iv. 3 – ? ???? 'I????? – содержит намек на двуликость этого раннего еретика.

177
   Это резкое выражение может быть оправдано словами святого Павла (1 Тим., iii, 16), но наши современные библии вводят нас в заблуждение. Слово ? (который) было заменено на ???? (Бог) в начале VI века в Константинополе. Но истинное прочтение, которое можно увидеть в латинской и сирийской версиях, дожило до наших дней в рассуждениях и греческих, и латинских отцов церкви. Этот обман вместе с обманом о трех свидетельствах святого Иоанна был прекрасно раскрыт сэром Исааком Ньютоном. Я взвесил все доводы и могу склониться перед авторитетом первого из философов, человека, весьма искусного в критике и богословии. Там должно было бы стоять ??. В обоих этих вопросах мнение авторитетов настолько против обычного прочтения, что благоразумные люди уже не спорят об этом. Неужели почтение Гиббона к первому из философов распространялось и на все его богословские выводы?

178
   Христиане первых четырех веков ничего не знали о смерти и погребении Марии. Традиция, по которой их местом был Эфес, была подтверждена собором, но позже Эфес заменили на предъявивший свои права Иерусалим. Паломникам показывали пустую гробницу Марии, и отсюда возникло сказание о ее успении и воскрешении, которое благочестиво признали истиной греческая и латинская церкви.

179
   На сестре Василия Болгаробойцы Анне был женат киевский князь Владимир Святославич, креститель Руси.

180
   «Ваши позорные фигуры выступают из холста; они так же плохи, как группа статуй!» – так один греческий священник, невежда и ханжа, похвалил работы Тициана, которые заказал, но отказался принять.

181
   Иоанн, носивший и второе имя – Мансур, был знатным христианином из Дамаска и занимал высокую должность на службе у халифа. Греческий император озлобился против него за усердие в деле защиты икон и предал его. По подозрению в изменнической переписке Иоанну отрубили правую руку, которую чудесным образом восстановила Дева Мария. После освобождения он уволился со своей должности, раздал свое богатство и затворился в монастыре Святого Саввы, который находится между Иерусалимом и Мертвым морем. Эта легенда прославилась, но, к несчастью, ученый издатель его сочинений, отец Лекьен, доказал, что святой Иоанн Дамаскин уже был монахом до начала спора об иконах.

182
   Валла Лоренцо (1407–1457) – философ-гуманист эпохи Возрождения, крупнейший в свое время специалист по латинской филологии. Его трактат о «даре Константина» впервые был издан в 1506 году, затем много раз издавался в течение XVI века. Позже был запрещен католической церковью.

183
   В «Видении Велтина» – сочинении, которое написал один монах через одиннадцать лет после смерти Карла Великого, император изображен в чистилище с ястребом, который все время клюет тот член, которым Карл грешил, а остальное его тело, символ его добродетелей, здорово и прекрасно.

184
   Женитьба Эдингарда на Имме, дочери Карла Великого, по моему мнению, в достаточной степени опровергается словами о подозрении, пятнавшем этих высокородных девиц, включая его собственную жену. Муж, должно быть, очень решительно стоял в этом случае за историка.

185
   Поскольку в этой главе и в следующей я проявлю большие познания в арабской культуре, я должен здесь признаться, что совершенно не знаю восточных языков, и выразить свою благодарность тем ученым переводчикам, которые переложили арабскую науку на латинский, французский и английский языки. Их сборники, версии и книги по истории я буду называть по мере их упоминания.

186
   Магометанские врачи не в восторге от этого, однако они считают обрезание необходимым для спасения души и даже уверяют, что Магомет чудесным образом родился без крайней плоти.

187
   На него есть смутный намек в Коране, и о нем яснее говорит традиция суннитов. В XII веке святой Бернар осудил догмат о непорочном зачатии как дерзкое нововведение.

188
   Главы X и XX Второзакония и их толкование применительно к практике у Иисуса Навина, Давида и прочих вызывают у современного благочестивого читателя-христианина больше священного ужаса, чем удовлетворения. Но в прежние времена епископы так же, как и раввины, с удовольствием и успехом били в церковный барабан.

189
   В данном случае евреями названы арабы иудейского вероисповедания.

190
   Пишут, что Абу Рафи, слуга Магомета, утверждал, что он сам и после него еще семь человек пытались сдвинуть с места эти ворота, но безуспешно. Абу Рафи был очевидцем, но кто засвидетельствует правдивость Абу Рафи?

191
   Вольтеровский Магомет после завоевания Мекки замышляет и претворяет в жизнь самые ужасные преступления. Вольтер признается, что писал это не на основе исторической правды, а лишь может утверждать, «что тот, кто воюет против своей родины во имя Бога, способен на все». Это не милосердное и не философское мнение, и в любом случае слава героев и религия народов достойна уважения. Мне сообщили, что посол Турции в Париже почувствовал себя очень оскорбленным на представлении этой трагедии.

192
   В каком-то месте своих многотомных сочинений Вольтер сравнивает пророка в старости с факиром, «который снимает цепь со своей шеи, чтобы повесить цепи на уши своим собратьям».

193
   В авторитетной книге известной писательницы В.Ф. Пановой и ее сына Ю.Б. Бахтина «Жизнь Мухаммеда» эта дочь Омара носит имя Хафса. Ошибка Гиббона или тех, кто издавал его книгу?

194
   «Он хвалился, что обладает детородной силой тридцати мужчин, и, как сообщают арабские книги, мог за один час удовлетворить одиннадцать женщин» (Святой Петр Пасхазий. Гл. 2 (Мараччи). Аль-Яннаби записал свидетельство самого Магомета, который уверял, что превосходит всех мужчин по супружеской силе, а Абульфеда упоминает, что Али, обмывая тело Магомета после его смерти, воскликнул: «О, пророк! Поистине твой детородный член направлен к небу!»

195
   Гиббон имеет в виду легенду о том, что Геракл, находясь в гостях у царя, имевшего пятьдесят юных девственных дочерей, за одну ночь сделал всех этих девушек женщинами и при этом удовлетворил телесно. Ее приводит в одном из своих рассказов в средневековом стиле Анатоль Франс.

196
   Эта дочь, Анна Комнина, имела литературный талант и написала историю жизни своего отца.

197
   «Отослал прочь, не хотя этого, не хотевшую этого Беренику» (Светоний о Тите, с. 7). Упоминал ли я где-нибудь о том, что этой еврейской красавице тогда было больше пятидесяти лет? Благоразумный Расин в высшей степени скромно умолчал о ее возрасте и о том, из какой она страны.

198
   Это был Константин. Христианское имя его хазарской жены было Ирина.

199
   В юридической терминологии «новелла» значит «дополнение к закону».

200
   Павел Диякон описывает такую же трагедию, случившуюся в 663 году под стенами того же города Беневенто, но с другими действующими лицами, и винит самих греков в преступлении, которое в византийской версии рассказа приписано сарацинам. Во время последней войны в Германии господин д'Асса, французский офицер Овернского полка, как говорят, пожертвовал собой подобным же образом. Его подвиг еще смелее, поскольку враги, захватившие его в плен, требовали от него только молчания (Вольтер. Век Людовика XV, гл. 33).

201
   Это сообщает Лиутпранд. Если у кого-то возникнет вопрос, допустимо ли пересказывать такие развратные вещи, я могу вместе с беднягой Стерном воскликнуть: вряд ли я должен был стесняться переписывать то, что без смущения написал епископ.

202
   Вероятно, Гиббон имеет в виду тюрок-кипчаков (половцев) из донских и причерноморских степей. Куманы – еще одно название этого же народа. Когда народ кипчаков был под властью монгольских ханов, которые часто усмиряли своих непокорных подданных, каратели захватывали много пленных, в том числе детей, и продавали их в рабство. Среди египетских султанов были военачальники-мамелюки, кипчаки по происхождению; возможно, приход первого из них к власти и описан далее в этой главе. В число кипчакских пленников могли иногда попадать и русские степняки: один историк упоминает о мамелюке-кипчаке, которого звали Иван, сын Василия. Из научно-популярных книг на эту тему см., например, С.А. Арутюнов. Пути народов.

203
   Кипчакскую династию на престоле Египта сменила черкесская. Ее основатель, черкес по национальности и бывший раб, был воспитателем при сыне-наследнике предыдущего султана; среди мамелюков в это время было много уроженцев Кавказа, бывших пленников, выращенных при дворе, как ранее кипчаки. С их помощью воспитатель и захватил власть.

204
   Велиал, или Велиар, по средневековым представлениям, – один из главных бесов в аду.

205
   Вероятно, имеется в виду Амальрик, брат короля Балдуина I Иерусалимского.

206
   Эту интересную тему – прогресс европейского общества – в наше время осветил мощный луч философской мысли, возникший в Шотландии. Я с уважением повторяю имена Юма, Робертсона и Адама Смита и как частное лицо, и как член общества.

207
   У Эразма в его книге есть очень милый абзац об английской манере целовать чужеземцев при их приезде и отъезде, однако он не делает из этого обычая никаких любострастных выводов.

208
   Папа Иоанн XXII (в 1334 году) оставил после себя в Авиньоне восемнадцать миллионов золотых флоринов и еще посуды и драгоценностей на семь миллионов флоринов. Об этом смотрите в хронике Джованни Виллани, брат которого получил эти цифры от папских казначеев. Это шесть или восемь миллионов фунтов стерлингов – для XV века огромная, почти невероятная сумма.

209
   Латинская чернь смеялась над странными нарядами греков, особенно над длиной их одежд, рукавов и бород. Император в этом отношении не отличался от остальных и выделялся только пурпурным цветом одежды и венцом с драгоценным камнем наверху. Однако был и зритель, который признался, что в греческих одеждах больше солидности и достоинства, чем в итальянских.

210
   Греки с большим трудом добились, чтобы им вместо продовольствия выдавали деньги – по четыре флорина в месяц людям благородного звания и по три флорина их слугам, а кроме того, еще тридцать флоринов императору, двадцать пять патриарху и двадцать деспоту, то есть князю Димитрию. В первый месяц был выплачен 691 флорин, и по этой сумме можно вычислить, что греков всех сословий было не больше 200 человек. К двадцатому октября 1438 года задержка по выплате этого содержания составляла четыре месяца, в апреле 1439 года – три месяца, а в июле того же года, ко времени заключения союза, задержка была пять с половиной месяцев.

211
   Греки, которым не нравился заключаемый союз, не имели желания выходить из этой мощной крепости. Позор латинян был увеличен тем, что они предъявили явную фальшивку – старые рукописные материалы Никейского собора, где в никейский символ веры было вписано «и от Сына».

212
   «Когда я хожу в латинскую церковь, то не кланяюсь в ней святым, потому что не знаю ни одного из них» (перевод высказывания Сиропула, которое Гиббон процитировал по-гречески).

213
   Я забыл еще одну протестовавшую тогда и дорогую для народа защитницу православия – любимую гончую императора, которая обычно спокойно лежала на коврике возле его трона, но когда читали акт объединения церквей, яростно лаяла, и слуги императора ни лаской, ни ударами плети не смогли заставить ее замолчать.

214
   В конце XV века в Европе было около пятидесяти университетов, из которых десять или двенадцать были основаны раньше 1300 года. Они теснились один возле другого там, где ощущался их недостаток. В Болонье было десять тысяч студентов, в основном изучавших гражданское право. В Оксфорде количество студентов в 1357 году упало с тридцати тысяч до шести тысяч. И даже это малое количество больше, чем численность учащихся этого университета по сегодняшнему списку.

215
   Кардиналы постучали в его дверь, но секретарь Виссариона отказался оторвать его от ученых занятий. Виссарион сказал ему: «Николай, твое уважение стоило тебе кардинальской шапки, а мне – тиары».

216
   Мануила Хризолора и его братьев по профессии обвиняют в невежестве, зависти и скупости. Современные греки произносят «?» как «V» и смешивают три гласные (??) и несколько дифтонгов. Именно это вульгарное произношение суровый Гардинер сохранял с помощью наказаний в Кембриджском университете. Но для аттического уха слог «??» передавал блеяние овец, а баран-вожак в таком случае как свидетель лучше, чем епископ или канцлер. Трактаты тех ученых – в частности, Эразма, – которые стояли за более классическое произношение, собраны в Хеверкемпском Силлоге. Но трудно описать звуки словами, и то, что они пишут о современном произношении, может быть понято лишь их земляками. Мы можем отметить, что Эразм одобряет наше особое произношение буквы и как «?».

217
   Это был Георгий Гемист Плетон, разносторонний и плодовитый писатель, учитель Виссариона и всех тогдашних платоников. Он посетил Италию, будучи уже стариком, вскоре вернулся на родину и закончил свои дни в Пелопоннесе.

218
   В Оксфордском университете греческий язык начали преподавать в последние годы XV века Гроусин, Лайнесер и Летимер, учившиеся во Флоренции у Димитрия Халкондила. См. об этом у доктора Найта в его любопытной книге «Жизнь Эразма». Хотя автор и стойкий патриот академии, он вынужден признать, что Эразм изучил греческий язык в Оксфорде и преподавал этот язык в Кембридже.

219
   Типография римлянина Альда Мануция была основана в Венеции около 1494 года. Он напечатал примерно шестьдесят выдающихся произведений греческой литературы, и почти все они были напечатаны впервые. Некоторые книги содержат по нескольку трактатов или сочинения нескольких авторов, а труды некоторых авторов были изданы два, три или четыре раза. Однако пусть слава Альда не заставляет нас забыть, что первая греческая книга, «Грамматика» Константина Ласкариса, была напечатана в Милане в 1476 году и что книга Гомера, изданная во Флоренции в 1488 году, исполнена со всей роскошью типографского искусства.

220
   Я приведу здесь три выбранных мной необычных примера этого восторженного преклонения перед классикой. 1. На Флорентийском соборе Гемист Плетон в дружеской беседе сказал Георгию Трапезундскому, что скоро человечество единодушно откажется от Евангелия и Корана ради религии, похожей на языческую. 2. Когда Павел II преследовал гонениями Римскую академию, которую основал Помпоний Лет, главные члены этой академии были обвинены в ереси, нечестии и язычестве. 3. В следующем веке во Франции несколько ученых и поэтов отметили успех трагедии Жоделя «Клеопатра» праздником в честь Вакха и, как говорили, принесли ему в жертву козу. Однако ханжество часто видит серьезное оскорбление веры в простой игре, которую кому-то подсказали воображение и научные познания.

221
   Знаменитый Джентиле Беллино, которого он пригласил из Венеции, затем, уезжая от него, получил две шейные цепи из золота – одну длинную, другую короткую – и кошелек с тремя сотнями дукатов. Я вместе с Вольтером смеюсь над рассказом о рабе, который был обезглавлен специально для того, чтобы показать художнику, как ведут себя мышцы в этом случае.

222
   «Ирина» доктора Джонсона основана на этом рассказе. Сомнения Гиббона подтверждены писателями, жившими позже. Бюри указывает, что такой рассказ есть у Сенеки в «Контроверсиях», X. 5, и написан до 55 года н. э.

223
   Этими султанами-пьяницами были Солиман I, Селим II и Мурад IV. Среди персидских суфиев это качество наследуется более закономерно, и в последние годы многие наши европейские путешественники были свидетелями и товарищами их кутежей.

224
   По рассказу Дуки, император был убит двумя ударами турецких солдат, по рассказу Халкондила – ранен в плечо и потом затоптан насмерть в воротах. Франца, который нес его среди врагов, в своем горе не дал точного описания его смерти. Но мы без лести можем отнести к Константину Палеологу благородные строки Драйдена: «Что до Себастьяна, пусть обойдут поле, и там, где найдут гору тел, пошлите кого-нибудь подняться на нее. Посмотрев вниз, они найдут его там, вытянувшегося во весь свой геройский рост, лицом к небу – в красной могиле, которую вырыл его славный меч».

225
   Фарлонг – английская мера длины, равен примерно 201 метру.

226
   У Фомы Палеолога была еще дочь, Зоя-София, – та самая, которая была женой нашего великого князя Ивана III, русской царицей Софьей Палеолог.

227
   Читатель так долго не был в Риме, что я бы посоветовал ему вспомнить или перечитать 49-ю главу этой книги.

228
   Юм. История Англии. Т. 1. С. 419. Этот же автор переписал для нас из книги Фиц-Стефена рассказ о необычной жестокости, которую совершил по отношению к духовенству Джефри, отец Генриха II: «Когда он владел Нормандией, капитул Сееза осмелился без его согласия провести выборы епископа, за что он приказал оскопить всех членов капитула и избранного ими епископа и принести ему их тестикулы на блюде». Оскопленные были вправе жаловаться на боль и опасность, но поскольку они дали обет целомудрия, то сокровище, которое отнял Джефри, было для них лишним.

229
   Недалеко от Рима, теперь называется Сеньи.

230
   Точно так же давние знакомые Оливера Кромвеля, которые помнили, как грубо и некрасиво он выглядел, входя в палату общин, поражались тому, как непринужденно и величаво он держался на вершине власти, став лордом-протектором. Иногда сознание собственных высоких достоинств и могущества улучшает манеры, поднимая их на один уровень с высоким саном.

231
   Похоже, что это описка, и речь идет о Мартине V. Гиббон указывал, что диалог Поджио «Об изменчивости судьбы» был составлен незадолго до смерти Мартина, примерно в конце 1430 года. Милмен комментирует этот факт, Бюри не обращает на него внимания.

232
   Пользуясь этой возможностью, хочу сказать, что за двенадцать лет я забыл или отверг предание о бегстве Одина из Азопа в Швецию, в которое никогда не верил всерьез. Готы, несомненно, являются германцами, но в древней истории Германии до времен Цезаря и Тацита все – либо мрак, либо вымысел.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Лев Гумилёв.
Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим

Олег Соколов.
Битва двух империй. 1805-1812

Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк.
Осада и оборона крепостей. Двадцать два столетия осадного вооружения

Анна Сардарян.
100 великих историй любви
e-mail: historylib@yandex.ru