Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Куско, столица империи

Куско расположен на высоте 3560 метров над уровнем моря приблизительно на 13,5 градуса южнее экватора. Он занимает участок в верховьях горной долины с умеренным климатом, где прохладно во время сезона дождей, а по ночам холодно. Куско был небольшой деревушкой вплоть до того времени, когда чанка пошли на него войной, после чего он превратился в политическую и религиозную столицу расширяющейся Империи инков. Сегодня это – третий по величине город Перу, далеко превзошедший по размерам исконную столицу инков и все еще включающий в себя ее остатки. В качестве столицы империи Куско был перепланирован Инкой Пачакути после 1440 г., с новым центром к северу от старого поселения, для разбивки которого была осушена ранее заболоченная местность. К сожалению, сохранилось слишком мало свидетельств испанских очевидцев, записанных до того, как в 1535 г. инки сами разрушили город, сгоревший в огне пожара.


Рис. 28. Карта инкских поселений вокруг Куско


Город был задуман Пачакути как метрополия, в которой представлены все четыре четверти империи. Он приказал превратить в каналы две мелкие речки, Уатанай и Тульумайо: между ними были выстроены все наиболее важные здания собственно Куско. То, что внутренняя часть города была спланирована в виде силуэта пумы, теперь уже точно установили Чавес Баллон и Дж. Роув. Крепость Саксайуаман, построенная на севере, которая возвышалась над основной частью города, представляла собой голову пумы, а район Пумакчупан (хвост пумы), в который входили ботанические сады, располагался в самом низком, южном секторе, в месте слияния обеих рек (см. рис. 29). Внутренний город занимал территорию между реками размером приблизительно 2 тысячи метров на 400–600 метров, и по оценке одного хрониста на этой площади насчитывалось около четырех тысяч строений. Здания стояли рядами, разделенными узкими улочками.

Городские кварталы в общем виде представляли собой четырехугольники, иногда неправильной формы, поскольку обычно прямые улицы искривлялись там, где менялся рельеф. Улицы были мощеными, а вода распределялась и направлялась по небольшим облицованным камнем каналам, проложенным посередине улиц.

Сердцем этого нового города служила Уакапата (святое место), центральная площадь, которая занимала приблизительно 40,5 тысячи квадратных метров. Именно на Уакапата, расположенной в средней части туловища пумы, инки отмечали важные события и проводили государственные мероприятия. От каждого из четырех углов квадрата начинались дороги, расходящиеся по диагонали, направляясь в четыре четверти империи. Вторая церемониальная площадь, Кусипата (место радости), примыкала к Уакапата и служила ее расширением. К ней вели лестничные ступени; она занимала пространство примерно 4 тысячи квадратных метров между передними и задними лапами пумы, была вымощена булыжником, и там собирался народ во время общественных мероприятий. На всей территории империи действовало единое правило: вся общественная деятельность должна проводиться открыто. Просторные церемониальные площади в центрах городов, следовательно, были местом, где по случаю важных событий, а также для пиров могло собираться все население. На некоторых площадях к тому же устраивались рынки.

Величие города Куско демонстрировали его дворцы, которые помимо своей функции обителей Инков и их потомков служили различными административными, религиозными и учебными центрами. Большинство их было сложено из безукоризненно пригнанных обтесанных камней, хотя иногда частично использовали адобу (высушенный на солнце кирпич-сырец). Крыши были всегда крыты соломой, порой такая кровля представляла собой образец декоративного искусства. Внутренние помещения часто были щедро изукрашены золотом и серебром. Дворцы строились вокруг центральной площади, и каждый занимал один или несколько кварталов. Такой базовый план Куско был разработан Инкой Пачакути, и его брали за основу при строительстве любого другого города.

Вокруг Уакапата располагались дворцы инков из Ханан Куско (см. рис. 29), включая дворцы четырех императоров. Это были Кора-Кора (№ 1 на рис. 29) – дворец Инки Рока; Кишуарканча (№ 2) – храм или дворец Инки Виракочи; Кассана (№ 3) – дворец Инки Пачакути (Пачакути, по сообщениям, занимал и другие дворцы, а также «хижину» в Кора-Кора); дворец Хатунканча, или Пукамарка (№ 6), расположенный рядом с акльауаси (№ 5), принадлежал Топа Инке; Лмаруканча (№ 4) был дворцом Уайны Капака; дворец Инки Уаскара находился рядом с Кора-Кора (№ 7).


Рис. 29. План столицы империи, составленный Инкой Пачакути в виде силуэта пумы (по доктору М. Чавесу Баллону) Номера 1–12 — важнейшие строения и административные районы города, а — Сапантиана; б — Куанти-Пата; в — Тококачи; г — Мунай-Санка; д — Римак-Пампа; е — Корипата; ж — Кайаокачи; з — Чакильчака; и — Пийчи; к — Кильяпата; л — Карменка; м — Сафи


Хронисты несколько расходятся в утверждениях, приписывая дворцы конкретным Инкам. Один Инка, как в случае Инки Пачакути, мог иметь в своем распоряжении несколько дворцов, пользуясь ими в различные периоды своей жизни. Другими важными зданиями, более удаленными от Уакапата, были акльауаси, Дом Девственниц Солнца и Избранных Женщин (№ 5), и йачай уаси — школа для аристократии (№ 10).

Храм Солнца, Кориканча (золотая ограда), стал наиболее значительным религиозным сооружением в империи после того, как на месте его первоначального расположения в Урин Куско (№ 9), к юго-востоку от нового центра, было заново выстроено более масштабное здание. Он занимал наиболее заметное положение в Урин Куско, а громадная крепость Саксайуаман доминировала над городом с северной стороны, возвышаясь на холме. Сам город не был ни укреплен, ни обнесен большой стеной; вместо этого построили крепость Саксайуаман, где было достаточно пространства, чтобы укрыть людей и разместить склады (№ 12).

Помимо главных храмов собственно Куско – Кориканча (храм Солнца), Кишуарканча (храм Виракочи – Создателя) и Ильяпа (храм Грома во дворце Пукамарка), – инки содержали множество святилищ. Кроме того, в Кориканче хранились главные идолы от каждой провинции. В религиозной системе инков (см. главу 9) имелись идолы или святилища на каждый день года, расположенные в окрестностях столицы в строго определенных относительно друг друга географических точках.

Только правители и инкская аристократия (включая жрецов и крупных правительственных чиновников) проживали в Куско постоянно. Некоторые слуги и служители святилищ, возможно, могли находиться там временно, но многие жили в отдаленных районах. За пределами центрального ядра города-пумы располагались другие поселения, или предместья, которые считались частью столицы.

В подобных предместьях размещались резиденции туземных властителей провинций, где они обязаны были проживать в течение четырех месяцев каждого года, сохраняя постоянный штат посольства и прислугу. Такие посольства были размещены вокруг столицы в порядке, обусловленном расположением провинций в соответствии с географией империи. «Инки по привилегии» также жили в предместьях и в поселениях близ Куско – иногда это были их родные жилища.

Дома, стоящие на окраинах Куско, были построены главным образом из камня и грязевого раствора и не отделывались столь тщательно, как здания внутреннего города: у некоторых верхние этажи были сложены из кирпичей-адобы, другие могли даже быть полностью построены из адобы и в качестве отделки обмазаны слоем грязи. Испанский королевский инспектор сообщал, что таких зданий было там 100 тысяч и что они выкрашены в красный или желтый цвета. Возможно, это число относилось к домам по всей долине, в которой было множество небольших поселений, связанных с Куско мощеными дорогами, каналами, текущими по искусственным руслам, пересеченным цепочками камней, и террасами.

Собственно вход в долину Куско располагался на юге, в Румиколка, и представлял собой массивные ворота, которые выполняли функцию таможенной заставы, где сортировалась и подсчитывалась продукция, привозимая в Куско в качестве податей. Должно быть, такие же ворота отмечали вход в Куско на севере. Эти заставы были установлены в том числе и для того, чтобы обеспечить соблюдение некоторых правил: к примеру, никто не мог войти в Куско ночью – между закатом и восходом солнца. При входе простолюдины должны были в знак почтения взвалить на плечи дополнительную символическую ношу. Ни золота, ни серебра, ни дорогих тканей нельзя было выносить из Куско, хотя некоторые исключения, по-видимому, делались для вознаграждений и подарков, которые Сапа Инка в знак благосклонности дарил своим подданным. Все провинциалы (простолюдины и чужестранцы) были обязаны покидать Куско во время некоторых особых инкских ритуалов, которые проводились в определенные времена года. Для тех, кто попытался бы нарушить эти правила или кто был повинен в более серьезном преступлении, в Куско имелись два или три вида разных тюрем. Однако большинство нарушений наказывалось немедленно.

Склады, где хранилась большая часть принесенных податей, были расположены рядами на холме, возвышающемся над городом на юго-западе. Здесь были сотни складов, принадлежащих Солнцу и Инке, и в них хранилось множество разнообразных изделий и продуктов, собранных со всей империи. Продукция из складов Солнца шла на нужды жрецов и служителей святилищ; а то, что хранилось на складах императора, употреблялось, чтобы накормить всех обитателей собственно Куско и тех, кто обслуживал город. Продовольствие потреблялось, очевидно, в огромных количествах, тем более что всех тех, кто жил в столице, снабжали сушеным мясом со складов Инки. Обслуживающий персонал требовался для выполнения самых разных задач. Во дворце императора работали несколько тысяч человек, и столько же, по сведениям, прислуживали в Кориканча. Здесь же обосновались императорские ремесленники, включая тех, кто изготавливал изделия из золота и серебра по распоряжениям Сапа Инки.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки
e-mail: historylib@yandex.ru
X