Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

События после падения империи инков

После казни Атауальпы Писарро выбрал марионеточного Инку, юного Топа Уальпу, брата Уаскара, но от него вскоре избавились – его отравил Чалькучима, который хотел видеть на престоле брата Атауальпы. Тогда Писарро выбрал Манко Инку, еще одного из сыновей Уайны Капака. Манко Инка соблюдал союз с испанцами до 1536 г., когда после ряда публичных унижений он решил нанести ответный удар. Пока Писарро был в новой испанской столице, Лиме, а Диего де Альмагро, другой испанский вождь, был в Чили, Манко Инка под предлогом поездки за золотой статуей для Куско покинул город, чтобы организовать восстание. Он вернулся в Куско с 50 тысячами воинов и почти добился успеха, пытаясь захватить город. Нескольким испанцам удалось продержаться, но индейцы почти на год получили контроль над большей частью города и крепостью Саксайуаман. В конечном счете осада потерпела неудачу, и Манко Инке пришлось отойти на Ольянтайтамбо, откуда его, в свою очередь, позже выбили. Наконец он отступил с несколькими сторонниками в район Вилькабамба, где сохранил культ Инки и восстановил религию в храме Виткоса. Из этой глуши мятежники непрерывно беспокоили испанцев.

Нового марионеточного Инку, Паульу Топа Инку, посадил на престол Альмагро, пока Манко Инка отстраивал свое новое инкское государство. К 1557 г., в правление сына Манко Инки, Саури Топа, государство инков охватывало огромную территорию от Уануко до Куско, включая Монтанью и жаркие окраинные земли. Антисуйу, проживающие в этой области, все еще платили дань Инке.

Потрясение конкисты продолжалось весь колониальный период, и люди видели, как основываются испанские города, как испанские поселенцы захватывают земли императора и земли Религии; Кроме того, возросли требования к количеству дани и работы-мита, которую исполняло индейское население. Испания управляла страной, продолжая использовать те существующие институты, которые пока что их устраивали, а остальные уничтожая. Введение денег и ликвидация взаимообмена вызвали особенное замешательство и имели губительные последствия для андских индейцев. С уничтожением инкских ритуалов, их богов и религиозных представлений дисциплина возделывания почвы исчезла, и индейцев, которые образовали основу испанской колониальной экономики, вынуждали подчиняться местным куракам, которых в свою очередь заставляли эксплуатировать индейцев в угоду новым местным землевладельцам.

Несмотря на то что испанские поселенцы вводили в употребление множество новых продуктов, к примеру пшеницу, ячмень, разнообразные фрукты и овощи, а также ряд домашних животных, включая кур, свиней, овец и коз, коров и лошадей, лишь немногое из всего этого легко было принято в туземную культуру. Как раз наоборот: Натан Уотчел подчеркивает тот факт, что большинство жителей Анд старались выразить свое неподчинение новым правителям, отказываясь от их культуры, – сопротивление, которое до сего дня продолжается в той или иной степени в разных частях прежней Империи инков.

В 1560 г. Саури Топа, которого уговорами соблазнили вернуться в Куско, подчиниться испанцам и под их властью получить обратно свой пост, умер от отравления, и его единокровный брат Титу Куси наследовал ему в Вилькабамбе. В течение его правления мятежное государство инков угрожало безопасности испанцев и, вероятно, вдохновляло Таки Онго, политико-религиозное движение Возрождения. В 1565 г. было раскрыто и подавлено запланированное восстание, и в результате этого репрессии испанцев стали еще более ожесточенными.

Существование новоинкского государства продолжало, пусть даже только теоретически, угрожать испанской безопасности, так что новый вице-король Франциско де Толедо в 1572 г. решил положить конец этой угрозе. Он организовал решающую экспедицию в поросшие лесами горы Вилькабамбы. Молодой Топа Амару, законный сын Манко Инки, лишь за год до того взошел на императорский престол. Его захватили врасплох, и он бежал вместе со всем семейством в тропические леса, где его в конце концов настигли и захватили в плен. Захватчики отвели Инку и его семью в Куско, заставив его идти в город пешком. Молодой Инка был публично обезглавлен перед императорским семейством, которое в последующие годы подверглось чрезвычайно жестоким преследованиям. Во время своей публичной казни Топа Амару поразил всех присутствующих, осудив своих традиционных богов и приняв крещение. Для жителей Анд это событие стало символическим повторением трагической смерти Атауальпы – события, которое стало символом полного разрушения мира инков и за которым последовало господство абсолютно чуждой культуры с ее непостижимыми для индейцев требованиями и ценностями.


Социальная иерархия инков

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru