Список книг по данной тематике

Реклама

Эллен Макнамара.   Этруски. Быт, религия, культура

Живопись

Самое любопытное в этрусских фресках то, что они вообще сохранились до наших дней. Это единственная большая группа произведений монументальной живописи классического мира доримской эпохи, и дошли они до нас благодаря этрусской традиции украшать стены высеченных в скалах гробниц фресками. По стилю этот вид искусства перекликается с вазописью. В Этрурию импортировалось огромное количество греческой расписной керамики, стиль которой часто оказывал сильное влияние на крупномасштабную живопись. Но монументальной живописью занимались не только этруски, в работах античных авторов встречаются описания прекрасных греческих росписей, которые украшали стены общественных зданий. К сожалению, эти росписи утрачены, как и те, которыми этруски, возможно, украшали храмы и дома.

Обычай украшать гробницы фресками был характерен для сравнительно небольшого числа городов. Самые древние фрески были найдены в Вейях и Черветери, но в течение длительного времени, особенно в архаический период, крупнейшим центром росписи гробниц был город Тарквиния, в Кьюзи найдены фрески V века, а в Орвието и Вульчи – росписи более позднего периода. Если не принимать во внимание божественные элементы, в целом фрески рисуют довольно точную картину повседневной жизни этрусков. Следовательно, с некоторыми оговорками мы можем использовать фрески в качестве источника информации об укладе жизни в Этрурии.

Небольшая гробница в Вейях, открытая в 1958 году, показывает, что уже к VII веку до н. э. этруски практиковали украшение гробниц росписями. Нижняя половина стен гробницы Уток окрашена в красный цвет, а верхняя часть – в желтый. На стыке цветов проведены черные, желтые и красные полосы, по которым расхаживают птицы, нарисованные теми же тремя цветами; сам стиль копирует геометрический стиль вазописи. В гробнице Кампана, также в Вейях, расписаны филенки двери, ведущей во внутреннюю камеру (рис. 10). В дизайне рисунка все еще преобладают элементы ориентализирующего стиля. В одной из сценок изображен юноша, сидящий на длинноногой лошади, которую ведет мужчина, остальное пространство заполнено растительным орнаментом, фигурами животных и мифологических чудовищ. Пропорции здесь игнорируются, а цвета выбраны произвольно, но уже к середине VI века до н. э. художники обратились к более натуралистичному стилю. На табличках Бокканера, серии из пяти терракотовых пластин, найденных в Черветери и теперь хранящихся в Британском музее, изображен сфинкс, а также фигуры не то богов, не то людей, окрашенные в черный, желтый и насыщенный коричнево-пурпурный цвета. Более поздняя серия табличек из Лувра, названная Кампанской группой, изображает, по всей видимости, мифологическую сценку, в которой присутствуют, однако, реальные люди – по виду сановники, один из которых сидит на стуле перед статуей богини.

Гробницы Тарквинии представляют собой вырубленные в скале камеры, иногда внутренние архитектурные детали камер раскрашивались так, чтобы походить на навес или шатер, разбитый под открытым небом. Большая часть росписей выполнена в технике фрески. Стены увлажнялись и покрывались тонким слоем штукатурки, на котором художник заостренной палочкой делал набросок будущего изображения или обводил контуры краской. Затем, пока штукатурка еще была влажной, контуры заполнялись краской. На ранних фресках головы изображены в профиль, плечи в анфас, а ноги снова в профиль. Красота рисунка заключается в четкой прорисовке линий и взаимосвязи фигур, в насыщенных ярких красках.

Одни из первых фресок появляются в гробнице Быков. Здесь расписана лишь стена напротив входа. Под фронтоном изображены два быка, один из них с человеческим лицом, также изображены две эротические сцены. На главной панели, ниже, мы видим эпизод из греческого эпоса, несомненно взятый из росписи греческих сосудов. Спрятавшись за фонтаном, Ахилл поджидает Троила, юного сына царя Трои Приама, который, не подозревая о засаде, направляется к фонтану, чтобы напоить своего коня. Сцена изобилует цветочным орнаментом, примечательна деталь фонтана – вода бьет из пасти льва в бронзовую чашу. Стиль изображения отражает влияние ионийского искусства.

Эта гробница датируется приблизительно 540—530 годами до н. э. Начиная с этого времени и вплоть до конца архаического периода в гробницах Тарквинии появилось много прекрасных фресок. Сюжетами их, как правило, были погребальные обряды, пиршества или ритуальные игры, а также сценки из повседневной жизни. В гробнице Авгуров (530—520 годы до н. э.) была расписана не только дальняя, но и боковые стены. Слева и справа от нарисованной на дальней стене двери изображены фигуры плакальщиков, на боковых стенах гробницы мы видим погребальные игры, крепкие фигуры атлетов напоминают рисунки на чернофигурных сосудах того же периода. Фрески из гробницы (Охота и Рыбная ловля) представляют собой яркую иллюстрацию занятий на свежем воздухе: группа мальчиков занимается рыбной ловлей. Росписи этой гробницы пестрят множеством цветов, включая черный, желтый, красный, белый, синий и зеленый. Эта богатая политра заметна также в некоторых изображениях погребальных игр, например в гробнице Жонглеров в Тарквинии. Росписи гробницы Барона, датируемой 510—500 годами до н. э., напротив, спокойны, движения фигур безмятежны. Это одна из самых утонченных архаических росписей в Этрурии.

Среди красивейших росписей того периода – фрески в гробнице Триклиния, датируемой около 470 года до н. э. Слева и справа от дверного проема расположились два всадника, а на стене, напротив двери, изображены три пиршественных ложа. На каждой из боковых стен мы видим пять танцоров или музыкантов, мужчины чередуются с женщинами и отделяются друг от друга деревьями или цветущими кустами, на которых сидят яркие птицы. Жесты фигур гармоничны, их энергичные движения изящны и подчеркнуты летящими драпировками, цвет которых гармонирует со всей композицией.

Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) демонстрируют смену настроения, сюжетов и техники работы. Теперь художники уже настолько овладели мастерством, что могут показывать перспективу. Все фигуры прописаны умелой рукой, позы их продуманны. Эффект перспективы усиливается благодаря использованию различных оттенков цвета и световых пятен. Примером таких росписей могут служить сцены путешествия в загробный мир и пиршества из гробницы Голини.

Настроение фресок меняется, на смену веселости приходит глубокая меланхолия. Это новое чувство отражено в тоскующем взгляде красивой женщины из семьи Велка, изображение которой было обнаружено на стене одной из камер гробницы Орка, датируемой IV веком до н. э. В другой камере этой же гробницы, расписанной в следующем столетии, изображена сцена пиршества в загробном мире с участием демонов. Мрачное настроение сохраняется на протяжении всего эллинистического периода, этрусским народом словно бы овладели дурные предчувствия, наложившие свой отпечаток на искусство. Среди тем, выбранных для росписи стен гробницы Франсуа, датируемой IV веком до н. э., – жестокий эпизод из древней истории Вульчи. Изображено кровавое деяние Ахилла, приносящего в жертву троянских пленников, рядом мрачная фигура Харона; далее мы видим смертельный поединок Этеокла и Полиника и тревожную сцену гадания – портрет Вела Сатиса, наблюдающего за карликом, отпускающим птицу.

Наконец, следует упомянуть гробницу Тифона в Тарквинии – это одна из последних расписанных там гробниц. Тело Тифона, напрягшееся под тяжким грузом, – прекрасный пример эллинистической трактовки фигуры, написанной с большим мастерством, а группу шествующих в загробный мир можно сравнить с рельефами Алтаря Мира (Ara Pacis) Августа.

Огромная пропасть пролегла между утонченными, изящными произведениями архитектуры, скульптуры и живописи эллинистического периода и первыми шагами этрусков в изобразительном искусстве в VII веке до н. э. За семь столетий этрусское искусство опробовало широкий спектр стилей, каждый из которых являлся выражением своей эпохи. Ознакомившись с основными видами искусства этрусков, можно обратиться к предметам домашнего обихода; некоторые из них тоже можно назвать своего рода произведениями искусства.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Гвин Джонс.
Норманны. Покорители Северной Атлантики

Ян Буриан, Богумила Моухова.
Загадочные этруски

Дэвид Лэнг.
Грузины. Хранители святынь

И. М. Дьяконов.
Архаические мифы Востока и Запада

Карен Юзбашян.
Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв.
e-mail: historylib@yandex.ru