Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Белова.   Египтяне в Нубии

5. Египетская военная и гражданская администрация в крепостях Нубии

Одновременно с постройкой крепостей на территории Нубии складывалась египетская военная администрация, которая со временем стала заниматься вопросами местного управления. Представители высшей администрации, находившейся в Египте, постепенно стали лишь контролировать ее деятельность.

К сожалению, сведений, на основании которых можно было бы судить об администрации египетских крепостей, не так уж много: основным источником являются надписи, обнаруженные в результате археологических работ в Бухене, Миргиссе, Уронарти, Семне.

В тот период употреблялись два термина, обозначавшие начальника крепости, — tsw ("комендант") и ḥ3tj-c ("правитель").42)

Из надписей известен "правитель" Икена (Reisner, 1955, ил. 1, № 15 (502)). На о-ве Аскут была найдена надпись, в которой упоминался "правитель в укреплении", речь  идет скорее всего о крепости Аскут (Vercoutter, 1966, с. 139). Несколько надписей оставили "коменданты" Бухена.43)

Параллельное существование этих двух титулов порождает трудности при разграничении функций "коменданта"  и "правителя", которые упираются в конечном счете в недостаток [46] письменных источников. Исходя из тех данных, которыми мы располагаем, можно сделать следующие предположения:

1. "Правитель" управлял не только крепостью, но и относившимися к ней землями, соединяя военную и гражданскую власть, т.е. ему подчинялись "комендант" и "начальник войска".

2. "Правитель" и "комендант" стояли во главе крепостей различного назначения.

К сожалению, можно сравнить лишь администрацию крепостей Бухен (во главе с "комендантом") и Уронарти (титул начальника крепости не сохранился).44) Однако сопоставление дает интересные результаты, позволяющие предположить, что начальник крепости Уронарти носил титул "правителя". Итак, в Уронарти не встречаются военные чиновники, в то время как гражданские представлены довольно широко. Для Бухена мы наблюдаем обратную картину.

Бухен являлся важнейшим стратегическим центром, игравшим первостепенную роль в завоевании Нубии египтянами и контролировавшим всю густонаселенную область второго порога.

Крепость Уронарти не была важным военным объектом, а представляла собой небольшое островное укрепление, расположенное вблизи таких крупных стратегических центров, как Семна и Семна южная, и, очевидно, осуществляла в основном контроль за судоходством по реке.

Во главе администрации крепости Аскут также  стоял "правитель". Известно, что "правитель" возглавлял и администрацию Миргиссы, крепости особого типа, игравшей роль торгового центра и склада товаров, переправляемых затем в Египет.

Таким образом, ни Миргисса, ни Уронарти, ни Аскут не были стратегическими центрами, их жизнь, в общем, напоминала жизнь египетского города, поэтому и начальником каждой из этих крепостей был "правитель", а не "комендант". Позже в Новом царстве, когда Нубия была покорена и крепости потеряли свое стратегическое назначение,  во главе всех крепостей стояли только "правители".

Здесь уместным будет напомнить, что на двух (?)45) печатях из Миргиссы сохранился титул "начальник города" (imj-r niwt). Вряд ли здесь под "городом" подразумевались Фивы, как это было в эпоху Нового царства (Wb. II, 211), скорее всего титулы "правитель" и "начальник города" в данном случае были синонимами.

Круг обязанностей начальника крепости, по сути дела, охватывал все стороны жизни гарнизона: забота о пропитании, размещении, организация патрулирования вокруг крепостей; начальник крепости занимался строительством в самой крепости и ее окрестностях; он обеспечивал заготовку сырья и отправку его в Египет. Ему вменялось, очевидно, в обязанность осуществление надзора за судоходством по реке, контроль за охраной торговых путей.

Что же касается места "начальников военных отрядов" [47] в системе военной администрации египетских крепостей, то, прежде чем ответить на этот вопрос, следует остановиться на характеристике египетского войска, используемого в Нубии, которая изменялась с течением времени.

Так, до постройки системы крепостей на территории Нубии в том случае, если предполагалось (или было необходимо) провести значительную военную кампанию на ее территории, как и в период Древнего царства, в Египте созывалось ополчение, но, в отличие от Древнего царства (см. гл. I, § 4), гражданский чиновник, стоявший во главе его, носил титул "начальника пехоты" или "великого начальника пехоты".

Согласно надписи на стеле Сенусерта I в Бухене, кампанией от 18-го года его правления руководил "начальник пехоты" Ментухетеп. Вряд ли можно считать его военным чиновником, так как помимо высокопарных титулов, обычных для знати того времени и ни о чем не говорящих,  кроме социальной принадлежности, Ментухетеп носил и должностной титул (cd mr46) Dp r P (Wb. V, 443; Breasted, 1901, ил. III)). Скорее всего он был сугубо гражданским чиновником, заслужившим честь возглавить ополчение.

И действительно, "начальники военных отрядов",  как правило, редко занимали какие-либо другие должности,  а если это и случалось, то они были "царскими писцами" или "казначеями царя Нижнего Египта" (см. Приложение 5).

И позже, в 43-й год правления Сенусерта I, для ведения военных действий в Нубии созывалось ополчение. Возглавлял его "великий начальник пехоты" Амени, номарх Антилопьего нома (Urk. VII, 14-15), приведший за собой  отряд. Численность отрядов ополчения в 400-600 человек была обычной (Urk. VII, 15).

Однако если во времена Древнего царства основной военной силой Египта было ополчение и возглавить его мог гражданский чиновник, то в начале Среднего царства ополчение стало использоваться все реже. Совершенствование оружия, тактики и стратегии ведения боевых действий, а также постройка крепостей в Нубии послужили основой для создания постоянного войска.

Войско стало размещаться на территории Нубии. Теперь почти в каждой крепости были расквартированы отряды воинов-египтян, а также отряды наемников. Главой военных сил каждой крепости стал "начальник военного отряда".

В случае же необходимости проведения крупномасштабных военных операций войско состояло из отрядов крепостей и объединялось под началом "великого начальника пехоты".47) Последние, как подметил Х. Смит, исходя из наличия у "великих начальников пехоты" высоких придворных титулов, жили скорее в Египте, чем в Нубии (Smith, 1976, с. 64), куда они прибывали лишь в случае необходимости в сопровождении небольших отрядов.

"Начальники военных отрядов", напротив, постоянно находились в Нубии, а прослужив какое-то время, возможно, [48] возвращались в Египет. Надписи "начальников военных отрядов" довольно часто встречаются в Нубии.

Правители Элефантины, которая продолжала играть роль пограничного укрепления, по традиции совмещали военные и гражданские должности. Так, Саренпут II, внук Саренпута I, был "начальником военного отряда" (Urk. VII, 8).

Одна из надписей (время XII династии), фиксирующих уровень Нила у Семны, была сделана тогда, когда "начальник военного отряда" Ренсенеб "командовал" (hr ts)  в крепости.48) Известны также надписи "начальников военных отрядов" Менчуемхата и Амени из Семны (Dunham, 1960, с. 59-60).

Менчуемхат охотно рассказывал о своих обязанностях "начальника военного отряда", не забывая выделить и свои достоинства: "Вельможа, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, проницательный (т.е. дающий толковые советы — pg3ḥr; см. Wb. I, 562, 6) на сборах многолюдных,49) когда совещается пехота (m irt sḫr mnf3t), Царь причисляет его к тем, кто впереди придворных при подавлении мятежников Азии и восставших земель севера.

Наполняют его пожертвования обе земли, украшают его подношения дворец, снабжает он дворец благодетеля своего. Отличают его более прочих, тех, кто впереди; радующий царя укреплением сооружений царских, созданием пограничных укреплений Египта (m irt r3 c3 ḥr Kmt; возможно, речь идет о Семне). Казначей царя Нижнего Египта, начальник войска Менчуемхат покойный, почтенный" (Janssen, 1952, ил. XLVII; ср. перевод Janssen, 1952, с. 442-443).

Таким образом, "начальник военного отряда" не только руководил военными операциями, но и доставлял ко двору захваченную добычу, занимался строительной деятельностью. В его ведении находилась охрана торговых путей и дорог к рудникам.

Как и в эпоху Древнего царства, "начальник военного отряда" подчас, возглавлял экспедиции по добыче полезных ископаемых. Об этом свидетельствуют надписи, сохранившиеся в Вади-эль-Худи (Fakhry, 1952, ил. VIII В). Экспедиции отправлялись, как правило, по распоряжению визиря. Так, визирь Инетефикер снарядил экспедицию в Вади-эль-Худи, руководил же ею назначенный на должность "начальника военного отряда" "казначей — подручный начальника казны" (Fakhry, 1952, ил. 21).

Отряд под предводительством Чехемау, действовавший в Нубии, о чем свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на скалах неподалеку от Абиско,50) подавлял, возможно, мятежи и в самом Египте (Roeder, 1911, ил. 107, № 111).

Чехемау был, вероятно, нубийцем, судя по его неегипетскому имени, напоминающему имя одного из вождей  нубийской земли Убатсепат — Чехуфи, и стилю оставленной им надписи.51)

Использование военного отряда для подавления мятежей в Египте и происхождение самого Чехемау говорят о том, что его отряд скорее состоял из наемников. [49]

Пехота (mšc или mnf3t (Macadam, 1946, ил. IX; к значению слова см. Берлев, 1967, с. 7)) состояла из отрядов новобранцев (d3mw), "отрядов городского полка" и отрядов наемников (Engelbach, 1933, ил. 2).

Новобранцы не только участвовали в боевых действиях, В хорошо сохранившейся в районе Джебель-эль-Гиргави надписи джаму Инетефикер рассказывал о себе: "Инетефикер, [прозванный] Гем, сказал: „Я — неджес доблестный, приятный, из (города) Ḫtt-[Ḥr]-nb-s (к значению термина см. Žaba, 1974, с. 101-102), [писец], ловкий пальцами [своими], смиренный, возвышенный любовью [его] величества, одетый среди джаму его; говорящий хорошо среди людей, пользующийся уважением меж друзей, принимавший участие в строительстве ḫnrt этой, (когда) были убиты нехсиу всей оставшейся части Вавата.

Плыл я вверх по течению победоносно, убивая нехсиу на берегу. (Затем) я поплыл вниз по течению, собирая зерно (и) срубая оставшиеся деревья, поджигая дома их (т.е. нехсиу), согласно тому, что совершают в отношении восставшего против царя. Не слышал я, (чтобы какой-либо) джаму сделал подобное". Реникер сообщил: „Написал я это, когда я был здесь с вельможей, начальником города, судьей, визирем, начальником шести великих домов (т.е. „судов"; см. Žaba, 1974, с. 108) Инетефикером на (судне, названном) „Великое весло", посланном сюда царем Верхнего и Нижнего Египта Аменемхетом I, да живет он вечно для (процветания) города! Писец Реникер, рожденный Хекет покойной"" (Žaba, 1974, с. 99, № 73).

Из приведенной надписи ясно, что отряды джаму могли быть использованы, в частности, при строительстве укреплений, здесь идет речь о сооружении тюрьмы, узилища.

Отряды джаму могли выполнять, очевидно, какие-то работы в каменоломнях. "Начальник новобранцев" (imj-r d3mw) упомянут на стеле Аменемхета II, обнаруженной в каменоломнях близ Абу-Симбела: "Царь Верхнего и Нижнего Египта Аменемхет II... rpct... начальник обоих домов серебра и обоих домов золота... чужеземная страна всякая... казначей царя Нижнего Египта, друг единственный — приказал его величество... чтобы принесли mntt Nhnt... из чужеземной страны (?)... дать... начальник джаму" (Engelbach, 1933, ил. 2). Отряды джаму несли дозорную службу на постах, установленных на завоеванной территории (Žaba, 1974, с. 88, № 61А и 61В) (см. ниже).

Джаму находились на государственном довольствии.

Возможно, в отрядах джаму были наставники — "старшие" (wr): "Год 16-й (скорее всего Сенусерта I (Žaba, 1974, с. 79). Амени, сын Менчуусера, сын Иаи. Я — почтенный52) человек, старший джаму, атакующий врага (благодаря) силе, любящий жизнь и ненавидящий смерть. Что же касается того, кто уничтожит (это) (т.е. стелу), найдет он смерть" (Žaba, 1974, с. 79, № 56).

Отличившимся джаму поручали набирать новых воинов в отряды. Инетеф, сын Хенену, сын Джефинетефа: "Я рожден [50] в год 1-й царя Верхнего и Нижнего Египта Аменемхета I, покойного. Я — человек хладнокровный среди джаму. Не делал я плохого против набранных (shwj) мною" (Žaba, 1974, с. 54,  № 27).

В надписях (Žaba, 1974, с. 57, № 28 a-m), выбитых рядом с предыдущей, имеется список имен братьев и друзей Инетефа, которые, очевидно, и составляли подчиненный ему отряд. Вероятно, вообще отряды составляли юноши, известные набиравшему их, скорее всего это были его родственники и друзья.

Возможно, "Дом счета людей" являлся местом, где формировались отряды джаму. Известна надпись "начальника Дома счета людей" wsr d3mw53) (или hrdw?) Нааиба (Žaba, 1974, с. 151, № 135) (к имени собственному см. Ranke, 1935, I, с. 182, 13). Судя по имени собственному, надпись, найденная в Вади-эль-Араб, относится ко времени Среднего царства, возможно ко II переходному периоду.

Воины отрядов джаму назывались "анху", а весь отряд иногда за особые заслуги получал эпитет "нефру",54) т.е. "прекрасный". Так, на стеле времени Сенусерта I из Хатнуба сохранилась фраза: "Воин прекрасного отряда новобранцев Хенти..."55) Обычно выражение переводилось как "призванный на военную службу".

В состав отрядов джаму могли входить hrdww n k3p — "воспитанники царской резиденции",56) составлявшие скорее всего привилегированную часть этих отрядов. Правда, надписей, содержащих сведения для тех или иных утверждений о месте "воспитанников" в отрядах джаму, практически не сохранилось, лишь одно граффито, обнаруженное в районе Марийи, может служить источником догадок: "Воспитанник царской резиденции отряда джаму царя Верхнего и Нижнего Египта Аменемхета I".57)

Скорее всего речь идет об отряде, представлявшем избранную свиту фараона, состоявшую из молодых людей, недавно привлеченных к военной службе. То, что фараона окружала молодежь, вероятно, можно объяснить его собственным юным возрастом. Не исключено, что впоследствии  эта молодежь, вырастая и приобретая опыт, образовывала подразделения "нефру". Но если в надписи действительно упомянут "воспитанник царской резиденции", то он был "воспитанником" резиденции Аменемхета I, ведь нельзя забывать о том, что перестановка терминов могла диктоваться  более или менее устоявшимся порядком их написания: сnḫv n d3mw и по аналогии — hrdw n d3mw,

В пехоту входили также "городские отряды" (к переводу термина niwt см. Берлев, 1967, с. 7), которые  возглавляли либо "великие наставники городских отрядов" (3tww с3 n(w) niwt),58) либо "наставники городских отрядов"" (3tww n(w) niwt) (Dunham, Janssen, 1960, RIK 73).59) "Великий наставник городского отряда" Амени в небольшой надписи автобиографического характера, оставленной  им на скалах Семны, писал: "Я — семер (?), которого знает его городской отряд (и) которого знает его владыка"  и [51] "Я оказывал внимание (spd-ḥr) каждому в военном подразделении  (msс) своем" (Dunham, Janssen, 1960, RIS 14). Следует отметить, что "великие наставники городских отрядов" в военной иерархии стояли ступенью ниже, чем "сопровождающие правителя" и "наставники сопровождающих" (Garstang, 1902, ил. 5). В подчинении у "наставников городских отрядов" находились "молодцы городского отряда" (сnḫww n(w) niwt);60) по сравнению с новобранцами они были, безусловно, более опытными воинами.

"Молодцы городского отряда" должны были следить  за возможным нарушением границ и немедленно докладывать, если оно имело место (Smither, SD IV, а, 7-11).

Охотно египтяне использовали в Нубии наемников. Надписи "начальников отрядов чужеземцев" были обнаружены в Бухене (Vercoutter, 1957, ил. 1; Smith, 1976, ил. VII (1708)); Семне (imj-r с3w(?) Imnj; (Dunham, Janssen, 1960, с. 62). Свита фараона Иихерхентира,61) как видно по надписи, сохранившейся у местечка Медик (Weigall, 1907, ил. L), состояла из "начальников отрядов чужеземцев". В это время в ходу были имя собственное Аау или имена, в которые с3w входило составной частью (Žaba, 1974, с. 159, № 148; ср. Ranke, 1935, I, с. 58, 22). "Начальники отрядов чужеземцев" часто руководили разведывательными экспедициями. Так, Интеф был послан в Вади-эль-Худи в 1-й год правления Ментухетепа IV, "чтобы принести ḥsmn" (Fakhry, 1952, ил. 16).

Отряды наемников-маджаев (md3jw)62) патрулировали в пустыне и докладывали о нарушении границ (Smither, 1945, IIIa, 9-10). В эти времена маджаи и наемники-лучники охотно привлекались для службы и в Египте.

На одном из фрагментов статуи, найденном в Дер эль-Бахри и датируемом XI—XIII династиями, правда неопределенно, некто Себтикед назван ḥrj pdt nḥsjw — "главой лучников nḥsjw".63)

Отряды пехотинцев, размещенные в крепостях, были сложившимися боевыми единицами. Для поддержания их боеспособности и повышения уровня боевых навыков проводились учения и занятия, которыми руководили "наставники войска" (sḥdc) (Hintze, 1964б, с. 41).

Документацию о деятельности отрядов вели "писцы войска" (sšw n(w) mšc) , граффити которых были найдены на скалах Нубии (Hintze, 1965, с. 15; sš mšc n 3bw (Roeder, 1911, ил. 119 С, с. 182)). Писцы учитывали число воинов в отрядах и подразделениях, инструктировали воинов в их обязанностях и т.д.

Специальные отряды пехотинцев — патрули (phrt)64) охраняли египетские границы, курсируя между крепостями.  Известно о патрулях, снаряжаемых из крепостей Меха (Smither, SD IVa, 12-13),65) возможно, Семны (Dunham, Janssen, 1960, RIS 1), Элефантины (Urk. VII, 8). Упоминается патруль и в надписи XIII династии, найденной у Аскута (Hintze, 1965, с. 14). В Бухене сохранились обрывки папируса, из которых можно понять, что речь идет об рапортах патрулей, читаются названия крепостей — Аниба (?), Икен (Smith, 1976, [52] ил. LXI А, № 4, 6 (LXIA-LXIIIA)). Возможно, патруль действовал и в районе Вади-эль-Гиргави (южнее Короско). Сведения об этом мы находим в надписи от 7-го года правления Сенусерта I (?) (Žaba, 1974, № 537: "Ибес, сын Иди, сын Ибеса... из (?) области (?)... Джедхенему. Пришло (?) войско (9)... Патрулирование66) в 7-й год, [первый месяц] выхождения. Спустился я [вместе с] войском. Не состоялось сражение, [поэтому] не уйдет войско из земли (?) нехси (?)".67)

Во главе патрулей могли стоять как военные, так и гражданские чиновники. В одном случае это "наставник судовой команды властителя" (3tw n tt ḥḳ3),68) в другом — "казначей царя Нижнего Египта", "начальник пашен" (imj-r 3ḥwt) (Dunham, 1960, RIS 9).

Саренпут, современник Аменемхета II, ведал патрулем в районе Элефантины: "Вельможа, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, правитель, доверенный царя при организации патрулей (у) врат южных стран" (Urk. VII, 8).

С интересной стороны характеризует деятельность патрулей стела Инетефа, найденная в Керме: "Тот, который из Эдфу, бог великий, пестрокрылый!

Год 33-й, первый месяц шему, день 1-й при величестве царя Верхнего и Нижнего Египта Аменемхета III, да живет он вечно!

Количество кирпичей, употребленных на стену, которая (находится) в „Стенах Аменемхета, покойного", вельможей (rpct), другом единственным, посланным господином своим, благодаря прекрасным качествам его для укрепления границы его в соответствии с его прекрасным планом. Начальник казны Инетеф, сын Семиба (см. Ranke, 1935, I, с. 307, 1, 3), когда был он в патруле Элефантины: 35300 (либо 31305)" (Scharff, 1926, с. 96-97; ср. перевод Säve-Söderbergh, 1941, с. 114-115).

Речь идет скорее всего о укреплениях, возведенных на границе либо в Элефантине, либо в Семне. При этом патрули использовались при возведении стены. Интерес представляют заключительные строки надписи относительно статуса начальников патрулей. Если предположить, что запись сделана позже, когда Инетеф достиг верхних ступенек административной лестницы, став "начальником казны",  то вся надпись, и в частности ее основное содержание: факт фиксации количества кирпичей, теряет весь смысл. Поэтому разумнее предположить, что и весьма высокие чины — в данном случае "начальник казны" и "казначеи царя Нижнего Египта" (см. выше) — могли входить в состав патрулей. Чаще это происходило, видимо, тогда, когда патрули использовались не по назначению, например в качестве рабочей силы.

В Джебель-эль-Гиргави сохранился ряд надписей, в которых употреблено выражение, свидетельствующее о существовании системы наблюдательных военных постов (см. Žaba, 1974, с. 81-84), сложившихся в первые годы завоевания египтянами Нижней Нубии.

"Менчунахт, сын Меренхнума. Прибыл Менчунахт на седьмой [53] (пост) юга (?). Что же касается того, кто уничтожит ее (т.е. надпись), умрет он от руки палача (?)" (Žaba, 1974, с. 52, № 24).

"Год 9-й, Инетеф, сын Сенбену, сын Инетефа, на двенадцатом посту (?) (mḥt) юга. Что же касается того, что уничтожит ее (т.е. надпись), умрет он (от руки) царского палача" (Žaba, 1974, с. 81, № 57).

"Год 9-й, Дедусебек, (сын) Менечухетепа, (сын) Кемесу, на двенадцатом посту (?) (mḥt) юга. Прибыл Менечухетеп (и) Менечухетеп, (сын) Инетефнахта, (сын) Сененмут" (Žaba, 1974, с. 86, №59).

"Год 9-й, Себекхетеп, (сын) Джебанефера (?), (сын) Дедубаи, на двенадцатом посту... (З. Жаба восстанавливает: (Libya??) (Žaba, 1974, с. 85) Irtt S3tw, пришел патруль (pḥrt) точно в первый (?) месяц выхождения, день 6-й. Что же касается того, кто уничтожит ее, не поплывет он вниз по течению" (т.е. не попадет на родину, в Египет (Žaba, 1974, с. 85, № 58).

"Усери, сын Инетефа, сын Менечухетепа, на посту (?mḥt) владыки, да будет он жив, здрав, невредим".

"Хенену, сын Сенусертнахта, сын Хенену на посту d3mw владыки, да будет он жив, здрав, невредим" (Žaba, 1974, с. 88, № 61А, 61В).

Если перевод термина верен, то по месту находок надписей ясно, что район Джебель-эль-Гиргави, бывший центральной частью Вавата и подвергавшийся набегам маджаев, нехсиу и других противостоящих египтянам народов,  был окружен наблюдательными постами, благодаря которым можно было следить за продвижениями врагов. Возможно,  это были конечные пункты трасс (mḥt, очевидно, связан с глаголом "наполнять"), по которым курсировали, сменяясь здесь, патрули (pḥrt). Так, надписи, в которых упомянуты "двенадцатый пост юга" и "двенадцатый пост Ирчет, Сачу", были обнаружены, насколько можно судить по карте, практически рядом — на северо-восточной оконечности Джебель-эль-Гиргави, а "седьмой пост юга" — на западной оконечности.

Другие надписи (см. ниже) показывают, что завоеванная территория была поделена на участки, подчинявшиеся определенным царским чиновникам, которые отвечали за порядок на них, также выставляя патруль.

"Год 29-й (?),69) Ине[т]еф, сын Менечухетепа, сын Кемес[у], в районе (ḥr spt) (царского?) представителя (?),70) начальника чужеземной страны Сачу... c(?)mw, да будет он жив, здрав, невредим, сын [И]не[т]еф..." (Žaba, 1974, с. 91, № 64).

"Менечухетеп, сын Мафа, сын Сену, в районе (царского?) представителя (?) Редес" [Žaba, 1974, с. 96, № 71).

"Хекаиб, да будет он жив, здрав, невредим, сын Кебу, сын Хекаиба, в районе (царского?) представителя (?) Редес, сына Менечухетепа".71)

Все три надписи — из района двенадцатого наблюдательного поста юга и двенадцатого наблюдательного поста Ир-чет и Сачу. [54]

По донесениям, поступавшим в резиденцию фараона из Семны,72) известно, что патрули постоянно обходили территорию между крепостями. В крепости пропускались лишь нубийцы, прибывавшие торговать, причем они имели право оставаться в крепости не более суток. Очевидно, это был твердо установленный срок пребывания нубийцев в крепости, за нарушение которого чиновники могли подвергнуться наказанию: в нескольких депешах подчеркивалось, что пришедшие оставались в крепости не дольше, чем с вечера до утра. Охране территории придавалось большое значение. Донесения составлялись почти каждый день, а иногда и по нескольку раз на день.

Донесения, прежде чем попасть в пункт назначения, передавались из более южных крепостей в более северные (Smither, 1945, SD IVa, 7-11). В крепостях гонцы сменялись. Так, одно из донесений, в котором сообщалось о нарушении границы, предназначавшееся для царского дворца, сначала было доставлено в Семну "сопровождающим", а оттуда отослано с "бойцами".

В двух надписях из района Абу-Хандал сохранился  титул mnjw tsm (Žaba, 1974, с. 72, № 50; с. 97, № 72). Традиционно он переводится "пастух собаки" или "сторож собаки" (Žaba, 1974, с. 72, 97). Конечно же, это — "проводник собаки", человек, который обучал собак определенным навыкам, в том числе несению патрульной службы. Собак, безусловно, использовали патрули, обходя территории. Собаки часто представлены как спутники воинов-наемников, изображение их сохранилось на стелах из Гебелейна. Известен пример, когда "проводник собак" был одновременно "воином судовой команды властителя" (см. Приложение 5). Несли собаки и сторожевую службу, охраняли стада (Virey, 1889, I, ил. VI).

Проводники, возможно, натаскивали собак для охоты, подобно "дрессировщикам обезьян", которые обучали своих питомцев доставать с пальм плоды (Bouriant, 1885, с. 45).

Начальником проводников, обучавшим их ремеслу,  был 3tw n mnjww tsmw (Bellegst, Wb. II, 75, 7) — "наставник проводников собак".

Собаки, несомненно, были надежными помощниками людей. Интересно отметить, что на рельефе стелы Каи, "начальника западной пустыни", изображено пять собак (две стоят у ног хозяина стелы, три лежат, образуя декор нижнего ее регистра), причем возле каждой из собак указана ее кличка, в то время как имя супруги чиновника, находящейся позади него, на стеле не упомянуто (Anthes, 1930, ил. VII). Большое количество надписей на скалах Нубии оставили šmsww. Слово переводится как "сопровождающий" (Wb. IV, 485), "спутник" (Культура, 1976, с. 136). Содержание этого термина многозначно. Под ним понимался и слуга, следовавший за господином в поездках (Берлев, 1978, с. 206), и прислуга вообще (Берлев, 1972, с. 29, 43-44). Так называли телохранителей фараона и знатных лиц.

"Сопровождающим", по крайней мере "сопровождающим [55] правителя", мог стать человек, имевший военный опыт.  Если "сопровождающий правителя" проявлял себя с хорошей стороны, он мог получить должность "наставника сопровождающих", при назначении на эту должность чиновнику давали и людей.

"Повелело его величество (т.е. Сенусерт III), чтобы я служил в качестве „бойца" (cḥ3w) впереди и позади его величества (т.е. в охране) с шестью людьми дворца. Оказался способным я на месте этом, и повелел его величество назначить меня „сопровождающим правителя". Командовал я 60 людьми, (когда) направился его величество вверх по течению, чтобы покорить кочевников Нубии. Разбил (?)  я нехсиу... (следует географическое название) в стороне  от моего города. Затем поплыл я на север в сопровождении шести из дворца, и назначил он (меня) „наставником сопровождающих" и дал мне 100 человек в качестве вознаграждения", — сообщал в своей биографии Себекху Джаа (Garstang, 1901, ил. 5; ср. перевод Breasted, I, § 680-687). Таким образом, должность "наставника сопровождающих" была завидной.

В Нубии надписи "сопровождающих" встречаются повсеместно, как правило, в краткой форме.73) Только в районе Серра западная — Кумма их обнаружено 14 (Hintze, 1964б, с. 41).

На оттисках печатей из Уронарти сохранились титулы sḥd šmsw n rmn tpj и šmsw n rmn tpj (Reisner, 1955, ил. 3, № 121 (X-4), 38 (312); ил. 17, 444 (518)) — "наставник" и "сопровождающий плеча первого" (перевод титула см. Берлев, 1978, с. 215). В этих вариантах написания титул мог носить как телохранитель фараона, так и человек из охраны какого-либо сановника, часто трудно определить, о каком ранге "сопровождающего" идет речь. Но, как правило, если имелся в виду царский "сопровождающий", его титул конкретизировался.

Так, в нескольких случаях мы сталкиваемся с более расширенной формой титула, которая как будто связывается с определенным лицом — фараоном. На фрагменте статуи, найденной в Бухене, сохранилась надпись "сопровождающего владыки своего в его походах в страны южные и северные" (Smith, 1976, ил. V, 6 (1197)). Менечудидису, оставивший граффито на скалах близ Куммы, был "сопровождающим своего господина в путешествии его в страны южные" (šmsw nb.f r ijt.f ḥr ḫ3swt rsjwt (Dunham, Janssen, 1960, RIK 26), два других телохранителя называли себя "сопровождающими своего господина в его путешествии" (Dunham, 1960, RIK 111).

Кроме того, порой мы можем определить царского "сопровождающего" по контексту надписи. Так, безусловно, "наставник сопровождающих" Сенусерт начальствовал над охраной Аменемхета III (Lepsius, Denkmäler, II, 138g).

"Сопровождающие", составлявшие охрану Аменемхета I, оставили граффити около Абу-Хандала:74) "Сопровождающий Хенему, сопровождающий Именемхет, сопровождающий Ишетек [56] (Ranke, 1935, I, с. 47, 10), сопровождающий (?)75) Нехти. Год 29-й царя Верхнего и Нижнего Египта Аменемхета I, да живет он вечно! Мы пришли, чтобы повергнуть Вават" (Žaba, 1974, № 4).

Об обязанностях "сопровождающих" этого ранга отчасти можно судить и по надписи Хусебека, сделанной им на скалах близ Амады: "Возлюбленный господином своим сопровождающий Хусебек. Пришел (он), поставил (ir.n.f) он охрану (?)76) впереди их (нас?)... Инет (и) Хемес в распоряжение (ḥr rdt)... (далее имя собственное) у озера. Нет места77) нубийцам78) в сердце его" (Weigall, 1907, ил. LXXV). Часто "сопровождающие" выполняли специальные поручения. Сенусерт II послал "сопровождающего" Сенусерта узнать уровень Нила во время наводнения. В Анибе сохранилась  его отметка (Steindorff, 1935, II, с. 11).

Фараоны высоко ценили деятельность особенно ретивых телохранителей. Так, Аменемхет III поощрял упомянутого выше "начальника сопровождающих" Сенусерта: "Возвышен он [весьма]... благодаря прекрасным делам своим,79) (которые) совершает он ежегодно для господина своего.80) Прекрасна длань его (т.е. фараона), сорвавшая покровы с дел прекрасных его" (Lepsius, Denkmäler, II, 138g).

Таким образом, в перечисленных случаях речь идет о личной охране фараона, состоявшей из преданных ему людей. Это был особый отряд телохранителей.

Многие сановники также имели личную охрану.

Возможно, в Нубии "сопровождающие" составляли и специальные отряды, постоянно жившие в крепостях.81) Они охраняли экспедиции, которые отправлялись из крепостей, о чем говорят их надписи, обнаруживаемые, как правило, вдоль дорог, ведущих в рудники82) и каменоломни (Fakhry, 1952, ил. 22, 71, (85) и т.д.). Такие отряды охраняли и служащих, совершавших деловые поездки, но не имевших личной охраны.

"Сопровождающие" находились скорее всего в привилегированном положении.

Слово "бойцы" (cḥ3wtjw) служило как для обозначения воинов вообще (Garstang, 1901, ил. V), так и для обозначения рядовых воинов отрядов.

"Бойцы" упоминаются в одном из донесений, отправленных из Семны: "молодец городского отряда" получил им доставить донесение к вышестоящему чиновнику (Smither, SD IVa, 7-11).

Срок службы "бойцов" в Нубии вряд ли был определенным, во всяком случае "боец" Хаанехеф эпизодически нес службу в Куше в течение 6 лет. Однажды он был разлучен  с семьей всего на 13 дней (Берлев, 1966, с. 34). За военную службу "бойцы" получали от царя различные вознаграждения, в том числе золото (там же, с. 34, 38).

К чиновникам, следившим за порядком, следует отнести служивших в крепостях начальников охраны. Являлись ли они начальниками отрядов "пехерет", ввиду скудости сохранившихся сведений сказать нельзя. Но, безусловно, [57] одной из их обязанностей было патрулирование территории между крепостями и пограничной пустынной области. Известно, что Себекур, "начальник охраны" (imj-r šnt),83) из Икена доставил донесение в другую крепость, в котором сообщалось о продвижении кочевников (Smither, SD IIIa).84) Помимо этого начальники охраны, возможно, следили за порядком в самих крепостях, соблюдением определенных норм жизни.

Возможно, начальники охраны возглавляли охранников (s3w-prw) (к значению термина см. (Yoyotte, 1952, с. 139-151). Если начальники охраны в большей степени следили за порядком в самих крепостях, то "начальники нагорий" (imjw-r ḫ3swt) — за ее пределами. На скалах на пути от о-ва Филе к Дебоду сохранилась надпись "начальника (дома?) нагорий" (Weigall, 1907, ил. XVIII, 1);85) если она скопирована А. Вейгаллом верно, то существовало специальное ведомство по охране порядка.

В период Среднего царства при проведении военных кампаний в Нубии использовались суда. Так, войско номарха Амени добиралось до Куша по воде (Urk. VII, 14-15).

Нам известны "начальники судов" (imjw-r ccw)86) и "великие начальники судов" (imjw-r ccw wrw) (Gardiner, 1909, ил. VII).

В Джебель-эль-Гиргави сохранилась надпись времени XII династии (Žaba, 1974, с. 43), свидетельствующая об участии "начальников судов" в военных действиях против Вавата: "Посланный царем Нижнего и Верхнего (?) Египта87) S-ḥtp-Rc вельможа, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, воистину приближенный к царю, почитающий своего господина каждый день, начальник судов...88) Редис (Ranke, 1935, I, с. 228, 14), [в]89) год 20-й, [чтобы] прийти и выступить против Вавата от [имени] [начальника] города, чати, главы правосудия Инетефикера" (Žaba, 1974, с. 39, № 10 А).

Судя по многочисленным граффити, в крепостях на территории Нубии стали размещаться "наставники судовой команды властителя" (3tww n(w) tt ḥḳ3) (Dunham, Janssen, 1960, RIS 1, RIS 15 (?); Smith, 1976, c. 6, ил.1, 2 (263), ил.VII, 2 (1569)) и "воины судовой команды властителя" (cnḫww n(w) tt ḥḳ3) (Smither, SD IVa, 12; Dunham, 1960, RIS 22; RIS 23; RIK 54; RIK 83).

Начальники судов подчинялись непосредственно фараону, хотя фактически руководил ими, очевидно, верховный сановник (t3tj) (Берлев, 1967, с. 17). Поскольку большое количество надписей "воинов" и "наставников судовой команды властителя" сохранилось в районе Семны — Куммы, можно предположить, что египетские суда размещались  в гаванях именно около этих крепостей. Это было вполне естественным, так как египетская граница проходила в это время через Семну и ее охрану усиливали команды судов.

Вполне вероятно, что "воины" занимались доставкой и погрузкой строительного камня на суда, поскольку на стеле Аменемхета III, установленной в каменоломнях, распо-[58]

Карта 4. Административные здания в крепостях Нубии. [59]

ложенных в районе Абу-Симбела, упомянут "воин судовой команды властителя" (Engelbach, 1933, с. 74).

Воины в Нубии во времена Среднего царства широко использовали простые луки. Г. Уинлок обнаружил в Фивах могилу, в которой было захоронено 60 воинов, павших во время сражения от стрел. Пробивная сила стрел, насколько можно судить, была велика: одна из стрел, войдя под лопатку воина, пробила сердце и вышла из груди на 20 см. В ходу были боевые топорики и палицы, а также палицы с вставленными в них заостренными лезвиями. Широко применялись копья и кинжалы.

В египетских крепостях находились различные ведомства, которые нередко возглавляли гражданские чиновники. Археологические данные подтверждают наличие служебных помещений в крепостях (см. Smith, 1966a, с. 218; Reisner, 1960, с. 21; Badawy, 1965, с. 130).

В таких крепостях, как Уронарти (Reisner, 1955, ил.1, № 11 (56); Dunham, 1967, с. 64, 11А), Икен (Reisner, 1955, ил. 1, № 14 (Х-8)), Биге (Reisner, 1955, ил. 1, № 20(504)), Семна южная (Žabkar, 1972, ил. 4, № 2), Бухен (Smith, 1976, ил. II, 3 (549), ил. XLVIII, 71, 72, 73), имелась своя сокровищница (pr-ḥd), возглавлял которую "начальник сокровищницы". Свою должность он мог передавать по наследству (Morgan, 1894, I, с. 36, 169). "Начальнику сокровищницы" подчинялся "хранитель сокровищницы" (irj-ct n pr-ḥd) (Dunham, Janssen, 1960, RIK 76). Действия администрации различных крепостей были строго согласованы. В сокровищницах хранилось сырье, предназначенное для отправки в Египет, которое при транспортировке из более южных крепостей направлялось в более северные, а уже оттуда — в казну фараона.90) В обратном порядке, очевидно, поступало в крепости довольствие для населения. Этим объясняется тот факт, что печати сокровищниц Икена и Сенмута были найдены в Уронарти (Heisner, 1955, ил. 1, 14 (Х-8), 29 (504)), а печать сокровищницы укрепления Пермехти91) — в Серре восточной (Knudstadt, 1966, ил. 1 С).

В египетских крепостях в Нубии имелись и "дома шнау" (prw n(w) šncw).92) Ю.Я. Перепелкин, всесторонне изучив надписи Древнего царства, установил, что это были своего рода склады. Если судить по гробничным изображениям, то там могли приготовлять еду и питье, преимущественно хлеб и пиво, а также делать нужную под пиво посуду (Перепелкин, 1960, с. 8).93) Этим же занимались работники "дома шнау" и в Среднем царстве (Берлев, 1978, с. 319-320).

"Дом шнау", который возглавлял "начальник дома шнау" (или "начальник шнау"), состоял из нескольких мастерских, каждой из которых заведовал imj-r ist — "начальник места" (к переводу титула см. Берлев, 1978, с. 252; о мастерских "шнау" см. там же, с. 323, 325, 327; см. также Helck, 1958, с. 255-256), возможно "кухни" (Богословский, 1979, с. 101).

Среди работников "дома шнау" крепости Уронарти кроме "начальника шнау" Имену (Dunham, 1967, с. 80, № 443) нам [60] известны "хранитель шнау" Инен (Dunham, 1967, ил. XXIV В) и "начальник места" (Reisner, 1955, ил. 4, 42 (5)).

В Уронарти сохранились деревянные предметы, похожие на диски с надписями на них. К сожалению, прочесть текст с фотографий, опубликованных Д. Данхэмом, практически невозможно, а прорисовок автор не дает, поэтому в основном приходится пользоваться его переводом (Dunham, 1967, с. 34-35).

"Год 33-й при величестве благого бога Аменемхета III, да живет он вечно! Помни о времени выпечки, 70".

"Помни о времени выпечки, 60 на бушель94) зерна... крепость Уронарти".

"Помни о том, что в (?) выпечке, 60 2/3 (для?) воинов".

"Начальник бойцов, выпечка, 75".

"Выпечка, 43... бойцов, зерна запаса (?) урожая (?) (созревшего)".

"Пирог (?) выпечки, 70 (?)... войска, зерна запаса урожая (?)".

"Помни о выпечке, 80 на бушель зерна... войска, утвержденной при жатве (?) для храма из урожая тока".

Из надписей ясно, что диски служили напоминанием не только о времени и качестве выпечки, но и о норме раздачи хлеба. Хлеб выпекался в "доме шнау", который действительно в крепости Уронарти был.

Продукты, которые хранились и приготовлялись в "доме шнау", вероятно, обозначались термином hrt — "провизия". Оттиски печатей с этим словом сохранились в Семне южной и Шальфаке (Žabkar, 1972, ил. 4, № 1, 2, № 4; Dunham, 1967, ил. LXXI, 2).

Продукты поступали в "дом шнау" как из Египта, так и путем обмена с местным населением. Жители крепостей и сами выращивали зерно, овощи и фрукты.

"Начальники пашен"95) организовывали обработку земли, сев и сбор урожая. Раскопки, проводимые в 60-70-е годы в Миргиссе, показали, что в черте крепости были фруктовые сады или виноградники (Vercoutter, 1970, с. 170).

Жители крепостей разводили скот: недалеко от Анибы сохранилось граффито "пастуха" (mnjw) (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 16).

В крепостях имелись также житницы; они засвидетельствованы в Уронарти (Reisner, 1955, ил. 1, № 10 (5а); Dunham 1967, с. 64, № 10а), Семне южной (Žabkar, 1972, ил. I, 1, 3), Серре восточной (Knudstadt, 1966, ил. 1в), Бухене (Smith, 1976, ил. V, 4 (1078), 5 (1111)), в которых хранилось зерно для нужд жителей крепости.

В Джебель-эль-Гиргави сохранилась стела "начальника обеих житниц" Менечухетепа: "Год 18-й Сенусерта [да живет он вечно!] Вельможа, казначей царя Нижнего Египта, друг единственный, радующий сердце [ца]ря, [воистину приближенный к царю], [начальник ре]зиден[ции], [воистину] (?), имеющий свободный доступ [среди(?)] серов, cd mr (Wb. I, 240) Dp [r P nb] (Wb. I, 489-490) ...начальник шести великих домов (Wb. III, 4), начальник всех ведомств96) [61] [царя], [тот, которому воздал] владыка обеих земель, [воз]любленный господином своим, воистину, восхвал[яемый] благодаря любви его, [любимый его], начальник обеих житниц [Менеч]ухетеп, [возлюбленный] матерью (?) [своей] [и] отцом [своим]. Сказ[ал] [он(?): “Я(?)] — любимый джаму, посланец [во всякую чужеземную страну], великий начальник обоих домов, [истинный] начальник (ḥrj-tp) жрецов (hrjw-ḥb) , [жрец sm], владелец (ḫrp) [всех] фартуков, начальник... бойцы...". Сказал он: „Все люди... [Царь Верхнего и Нижнего Египта] [Сену]серт I, да живет он [вечно!]... Те, что на земле, скажите вы: Все прекрасное... начальник [обеих] житниц Менечухетеп, да будет он жив, здрав, невредим. [Жена его] Неферба"" (Žaba, 1974, с. 111, № 74).

Судя по набору титулов, перечисленных в надписи, Менечухетеп прибыл в Нубию из Египта с каким-то поручением, но связано ли оно было с доставкой зерна из Египта в Нубию или наоборот, сказать невозможно. Впрочем, как и по оттиску печати, который был обнаружен в Уронарти: "Бог благой Сенусерт, печать великих житниц" (Reisner, 1955, ил. 1, № 7 (501)).

Организацией строительных работ в Нубии, а также, возможно, доставкой строительных материалов в Египет занималось специальное ведомство. Оно или какое-то из его подразделений называлось nm3 (m3?) n ḫrp k3wt — "ведомство nm3 (m3?) управляющего работами" (Пиотровский, 1964а, рис. 8, № 9). По предположению В. Хелька, титул "управляющий работами" (ḫrp k3wt) носил чиновник, руководивший работами в Египте, в отличие от чиновника (ḫrp skw), ведавшего аналогичными работами в Восточной пустыне (см. Берлев, 1978, с. 188).97) Интересно отметить, что те и другие "управляющие" использовали сырье из одних мест (Пиотровский, 1964а, рис. 4, 8, № 4, 9).

В период Среднего царства активно разрабатывались каменоломни в районе Абу-Симбела. Здесь добывали белый в черную крапинку диорит еще со времен Древнего царства. Возможно, камень назывался nḫnt. Так, одна из обнаруженных здесь стел была посвящена Хатхор, госпоже Nḫnt (Engelbach, 1933, с. 72).98) На плохо сохранившейся стеле  от 4-го года, четвертого месяца ахет правления Аменемхета III тоже упомянут nḫnt (Engelbach, 1933, с. 72). Вот другая стела этого же фараона: "Чтобы принесли mntt Nḫnt" (Engelbach, 1933, ил. 2).

Не исключено, что так же называлась и местность, где добывался этот камень.

Сведений об организации отрядов, снаряжавшихся в каменоломни, практически не сохранилось. Известно лишь, что камнерезы объединялись в подразделения во главе  с "наставниками", последние, в свою очередь, подчинялись "начальнику наставников камнерезов" (imj-r 3tww n(w) msw-c3t (Wb. II, 138; Богословский, 1983, с. 88). Эту должность занимал Амени, современник Сенусерта II, оставивший стелу в каменоломнях неподалеку от Абу-Симбела (Engelbach, 1933, с. 72). [62]

Отряды имели охрану, которая, по всей видимости, использовалась и на работах. Нехсиу, упомянутые в плохо сохранившейся надписи в Вади-Хаммамат, датированной 19-м годом правления Аменемхета III, возможно, охраняли направленную сюда экспедицию (Lepsius, Denkmäler, II, 1384).

В количественном отношении отряды значительно варьировались. Представление о числе людей в отряде дает хорошо сохранившаяся стела времени Аменемхета II, обнаруженная в Тошке: "Прибыл посланец (?) Херемхет, чтобы принести nḫnt. Число его войска (mšc): бойцов (cḥ 3wtjw)... хранителей — 20, камнерезов (msw-c3t) — 50(?), камнесечцев hrtjw-ntr (Wb. III, 394-395; см. перевод Богословский, 1983, с. 91) — 200; работников (b3ktjw) — 1006, ослов — 1000 (?)" (Simpson, 1963, ил. 42). Когда же речь шла лишь о разведке новых районов или же о каких-то специальных поручениях, связанных с доставкой небольшого количества камня, экспедиции состояли всего из нескольких человек (Engelbach, 1933, с. 73).

"[Год...] 2, четвертый месяц ахет, день 20-й при величестве царя Верхнего и Нижнего Египта Аменемхета III, да живет он вечно! Прибыл каменотес Нехти, сын Нехетхети, рожденный... (и) каменотес Ини, сын Птаххетпу, чтобы принести... (судя по оставшемуся детерминативу, здесь  было выписано название камня) согласно приказу... Сабастет (и) писец Менечуусер".

О профессиональном составе отрядов достаточно  ясно говорят приведенные выше надписи. Особый интерес в этом отношении вызывает надпись, сохранившаяся на стеле XIII династии в Вади-эль-Худи (Rowe, 1939, с. 191).

"Любой кочевник (iwnw) Нубии, который будет работать подобно слуге (ḥm), будет действовать по воле бога исправно, служа царю Нижнего Египта". Из текста этой надписи следует, что нубийцы привлекались к работам в каменоломнях скорее всего для выполнения самых тяжелых заданий.

Жители крепостей сами обеспечивали себя одеждой  и оружием. Так, в Миргиссе обнаружены каменные колодки, с помощью которых делали щиты. Здесь также изготавливались луки, дротики, копья и т.д. (Vila, 1970, 174, с. 188-190). В крепостях имелись, очевидно, и художественные мастерские. В Миргиссе, например, во II переходный период творил художник, основавший свою "школу", если можно так сказать. Члены мастерской занимались изготовлением посмертных масок (Vercoutter, 1976, с. 270). Благодаря их труду мы можем судить о лицах обитателей крепости.

Изделия, изготовлявшиеся жителями крепостей, хранились на складах. Складские помещения были выявлены входе археологических работ в Кубане (Emery, 1935, с. 39). В надписях склады обозначались термином wd3, оттиски печатей с этим словом были обнаружены в южной Семне (Žabkar, 1972, ил. 3, 3).

В крепостях имелись gs-prw (гес-перу), о которых мы знаем еще из источников Древнего царства (Urk. I, 102). [63]

Дж. Райзнер, опубликовавший надписи на гранитных плитах храма при пирамиде царя Менкаура, полагал, что термин gs обозначает какое-то царское ведомство, скорее всего по управлению строительными работами (Reisner, 1931, с. 82-83).99)

О.Д. Берлев считает, что в эпоху Среднего царства титул imj-r gs-prw носили чиновники, обеспечивавшие храмы жертвами. Должность imj-r gs-prw, по мнению О.Д. Берлева, "занимает промежуточное положение между царскими и храмовыми" (Берлев, 1972, с. 181). Как известно, чиновник Амени, служивший при Сенусерте III, получил приказ от фараона произвести какие-то перестройки в зданиях gs-prw n(w) šmcw(rsj?) (Hieroglyphic Texts, IV, ил. Х). Последние, очевидно, имели отношение к Нубии, ибо необходимость этих построек, как следует из контекста надписи, связывалась с привезенной из Нубии добычей. Имелись gs-prw и в Бухене, их администрацию возглавлял чиновник "начальник гес-перу" (Smith, 1976, ил. I, 1 (262)).

Суд в крепостях осуществляли, очевидно, джаджат и кенебет. Кенебет (Reisner, 1955, ил. 2, № 14 (21)) — своего рода судебная палата (Wb. V, 53), которая состояла из ḥrjw n(w) ḳnbt.100) Джаджат — наиболее авторитетные в данном хозяйстве или местности люди, которым принадлежит право суда (Берлев, 1972, с. 106). Граффито чиновника, входившего в совет, сохранилось на скалах около Куммы (Dunham, Janssen, 1960, RIK 79). О совещательном характере джаджата ясно свидетельствует стела Камеса, относящаяся, правда, ко II переходному периоду. Прежде чем начать борьбу против гиксосов, Камее поставил в известность  о своем намерении членов джаджата, которое они обсуждали (Gardiner, 1916б, с. 98, 102).

Саменечу, занимавший должность s3b irj Nḫn (титул соответствовал определенному рангу судьи) в 6-9-м годах правления Аменемхета III, жил, видимо, в Кумме, где и оставил два граффити.

Сановники совмещали несколько должностей и нередко выполняли по приказу, не занимая соответствующей должности, любые поручения (см. Smither, 1945, SD VIa, 11). И неудивительно, что Саменечу был занят не только в суде, но и успешно занимался охраной. К нему поступали донесения о продвижениях нубийцев, возможно, о соблюдении порядка при торговле с ними (Smither, 1945, SD VIa, 11). На граффито (близ Куммы) Саменечу мы читаем: "Я приплыл (спускаясь вниз по течению) в Нубию (имеется в виду Нижняя Нубия?) вместе с моей командой (ist) без потерь.  Я никого не заключал в тюрьму, но уменьшал, убивая для него, для царя, любящего справедливость, того, кто восставал против него, ради его похвал" (Dunham, Janssen, 1960, RIK 116); ему принадлежит также надпись RIK 115).

В роли советников выступали "хранители тайн" ḥrjw sšt3. Известны варианты титула в Нубии (Smith, 1976, ил. VIII, 4 (№1757); Macadara, 1946, ил. IX).

В крепостях Нубии были обнаружены печати домоправителей [64] (Dunham, 1967, с. 64, № 23А; с. 66, № 34), но были ли эти чиновники связаны с хозяйством фараона или вельмож, трудно сказать.

Писцы различного ранга были непременными участниками экспедиций, но могли выполнять и специальные поручения, так как обладали значительными знаниями: умели рассчитывать необходимое количество продовольствия, вычислять площади и объемы и т.д.

Храмовую администрацию в Нубии представляли жрецы различных категорий. Они образовывали, возможно, определенные сообщества. В этом смысле интересно привести надпись на печати из Уронарти: "Печать (жречества (?) wcb)" (Dunham, 1967, с. 64, № 25А). Хотя не исключена возможность, что так выписано имя собственное (Ranke, 1935, I, с. 76, 23).

На скалах у Наг-Марсаб сохранилась надпись "начальника ведомостей храма":101) "Начальник ведомостей храма Хе-пер (?) ... сын Ра".102)

Остается добавить, что данные о прислуге жителей крепостей сохранились лишь об идпу (Žaba, 1974, с. 161, № 150).

Общим обозначением же чиновников служил термин sr (Lepsius, Denkmäler, II, 136е).

Нубийцы, привлекавшиеся для несения службы в Египте, не только составляли отряды наемников (см. выше), но и занимали достаточно высокие военные должности. Так, Себекнехту Ренефсенеб был "наставником сопровождающих", т.е. возглавлял отряд царских телохранителей. Судя по раскраске стелы, тело его — черного цвета, следовательно, он нубиец (Hodjash, Berlev, 1982, № 40). Высоко ценились нубийцы и нубийки в качестве прислуги. Так, маджайки Федтит и Мекхенет, прислужницы царской жены, изображены в Дер эль-Бахри (Fischer, 1961, с. 76). Обязанности прислуги выполняли, возможно, и нубийка-наложница Нени (Fischer, 1961, с. 76; к значению термина cnḫt см. Берлев, 1978, с. 69), и нубиец Нефер (Fischer, 1961, с. 76), упомянутые соответственно на стелах из Дашура и Абидоса.


42) Должность "правителя" в Египте в эпоху Среднего царства могла продаваться (Берлев, 1972, с. 182; Берлев, 1961б, с. 104).

Вообще, как указывал О.Д. Берлев, большой разницы между управлением и владением в эту эпоху не делалось, и должностное хозяйство правителя могло включаться в состав собственного хозяйства (Берлев, 1972, с. 185).

43) Известны:

1. tsw n Bhn Sn (...) (Smith, 1976, с. 56, ил. LXXII, 2).

2. tsw n Bhnj (вариант: tsw ḳn n Bhnj) Spd-ḥr (Säve-Söderbergh, 1949, ил. 2).

3. tsw n Bhn Twrj (Randall-MacIver, Woolley, 1911, c. 88).

44) Администрация крепостей (материалы взяты из книги (Smith, 1976) и статьи (Reisner, 1955)).

Бухен

Уронарти

Во главе крепости стоит "комендант" (tsw)

Военные чиновники

1. "Начальник войска" (imj-r mšc)


2. "Начальник отрядов чужеземцев" (imj-r c3w)


3. "Великий наставник городского отряда" (3tw c3 n niwt)


4. "Наставник судовой команды властителя" (3tw (n) tt ḥḳ3)


5. "Молодец городского отряда" (cnḫw n niwt)


6. "Сопровождающий" (smsw)


Гражданские чиновники

1. "Начальник судов" (imj-r dpwt)

1. "Начальник судов"

2. "Начальник сокровищницы" (imj-r pr-ḥd)

2. "Начальник дома шнау (imj-r pr šncw)

3. "Начальник житницы" (imj-r pr n šnwt)

3. "Охранник двери (?) всякой" (irj sbḫt nbt)

4. "Начальник дома шнау"

4. "Служитель отдела жертвоприношений" (irj ct n ct hr)

5. "Начальник зданий gs-prw" (imj-r gs-prw)

5. "Начальник места" (imj-r ist)

6. Ранг судьи (s3b irj Nḫn)

6. irj sm3 wr nht

Чиновники высшей администрации, посещавшие крепости

1. Кастелян палаты верховного сановника (imj-r chnwtj nj ḫ3 nj t3tj)

1. "Начальник города, t3tj" (imj-r niwt, t3tj)

2. "Великий десятки юга" (wrw šmcw 10)

2. Дворцовый начальник" (imj-r chnwtj)

Неизвестно, постоянно ли находились "начальники судов" в крепостях. К переводам титулов "служитель отдела жертвоприношений" см. Reisner, 1955, № 442 (513), с. 45; "кастелян палаты верховного сановника" и "дворцовый начальник" Берлев, 1972, с. 93 и 64 соответственно. Значение титула irj sm3 wr nḫt не установлено.

45) Dunham, 1967, c. 171, 32/1/169; 32/1/36b. Печати принадлежали Сасебеку. На первой полностью сохранилась должность владельца — "начальник города", на другой надпись читается плохо.

46) Gardiner, 1957б. К различным значениям титула см. Савельева, 1967, с. 122.

47) Macadam, 1946, ил. IX. Возможно, Дедуантеф был предшественником "начальника военного отряда" Ментухетепа (Smith, 1976, с. 64).

48) Lepsius, Denkmäler II, 151C = RIS3. Вряд ли время командования крепостью Ренсенеба было столь знаменательным событием. Появление надписи скорее показывает, что отметки об уровне Нила делали различные чиновники, в том числе и начальники военных отрядов.

49) В тексте: m sḥ n cš3tjw, т.е. на которых присутствуют многие. Ср. Wb. IV, 188, 8: sḥ n srw — «совет вельмож».

50) Roeder, 1911, ил. 107 а. В надписи сообщается, что начальник военного отряда Чехемау прибывает в местность G(?)bn, которую можно, очевидно, идентифицировать с Bhn (Säve-Söderbergh, 1941, с. 59).

51) Roeder, 1911, с. 110. Т. Севе-Сёдерберг сомневался в нубийском происхождении Чехемау, считая, что подобные грамматические и стилистические ошибки мог допустить и египтянин (Säve-Söderbergh, 1941, с. 60), хотя, на наш взгляд, от них не застрахован и нубиец.

52) 3. Жаба считает знаки, выписанные после слов ink и s, детерминативами А 21 либо А22 (Žaba, 1974, с. 80) и не переводит их. Однако, на наш взгляд, это вариант написания знака А 19 — wr — "старший", который следует учитывать.

53) 3. Жаба расценивал выражение wsr d3mw (hrdw?) как название "Дома счета", переводя фразу: "rich in new generations". Однако следует ли исключать возможность, что эпитет относится к начальнику "Дома счета": "отважный джаму"? (Žaba, 1974, с. 151, № 135).

54) Simpson 1958, ил. 299. Напомним, что "хуну нефру" (hwnw nfrw) — "красивые (имеется в виду статные, молодые) юноши" (Macadam, 1946, ил. IX; Breasted, 1901, ил. 111) (к переводу термина см. Берлев, 1978, с. 110) были отрядами телохранителей, как правило, фараона. В отличие от прочих воинов, "нефру" не использовались ни на строительных работах, ни в каменоломнях.

55) У. Симпсон переводит "Conscript of the levies of recruits" (Simpson, 1958, c. 304).

56) Вариант перевода — "вскормленник царской резиденцией" — см. Богословский, 1979, с. 103.

В эпоху Среднего царства детей нубийских вождей, захваченных или отданных родителями добровольно, охотно воспитывали при египетском царском дворе, чтобы затем у себя на родине они стали преданными слугами фараона. На граффити, найденных южнее Асуана, сохранились имена десяти скончавшихся hrdw n k3p. Мальчики в сопровождении двух "царских знакомых" и нескольких "владычиц домов", возможно, направлялись во дворец, но какое-то несчастье послужило причиной их безвременной гибели (Petrie, 1888, X, 269). Поскольку при именах детей не всегда указано имя матери, трудно решить, являлись ли ими женщины, список имен которых завершает надпись.

57) Žaba, 1974, с. 174, № 168. З. Жаба при переводе и транслитерации опускает часть термина k3p.

58) Dunham, Janssen, 1960, RIS 14; RIS114. Из надписи, найденной в Бухене (№ 488), следует, что "великий наставник городского отряда" руководил строительством здесь каких-то укреплений (Smith, 1976, ил. II, 1). Таким образом, и воины городских отрядов могли быть использованы при строительстве.

59) Титул переводился по-разному. З. Жаба предложил трактовать его как "управитель хозяйства правителя города" (Žaba, 1974, с. 161, № 150). К переводу титула см. также Берлев, 1967, с. 16.

60) Dunham, 1960, RIK 94 (?); RIK123; RIK127; Smither, 1945, VII, 7; Dunham, 1967, с. 65, № 11; Smith, 1976, ил. VI, 7 (1497). К переводу термина см. Берлев, 1967, с. 16. Встречающийся на скалах Северной Нубии термин сnḫ скорее всего следует расшифровывать: сnḫw n(w) niwt (RIK 25; RIK88), поскольку в двух случаях он выписывается как , что явно означает "молодца городского отряда" (RIK 111). В выше же указанных примерах чтение знака из-за плохой сохранности затруднено.

В. Голенищев первым указал, что титул сnḫw n(w) niwt мог означать лиц мужского пола (Golenischeff, 1874, с. 36). До этого термин связывали лишь с особами женского пола.

61) Время правления этого фараона, возможно узурпатора, точно не установлено (Weigall, с. 76).

62) Долгое время оставался нерешенным вопрос о так называемых "pan-graves".

Захоронения представителей этой культуры были обнаружены в Нубии Фл. Петри и А. Мейсом и названы ими так за круглую наземную часть. Как выяснилось позже, они сохранились не только в Нубии, но и в Египте.

А. Вейгалл, пожалуй, первым попытался выяснить, кому принадлежали погребения. Обнаружив большое число фрагментов керамики pan-graves внутри укрепленного города Эль-Каба, он называл возможными причинами ее появления следующие:

1. В Эль-Каб, резиденцию "начальника Верхнего Египта", стекалось много выходцев из южных земель, которые и изготовляли керамику.

2. Крепость была захвачена носителями культуры pan-graves в правление XIII династии.

3. Представители этой культуры могли быть наемниками в крепости (Weigall, 1907, с. 26).

А. Вейгалл считал последнее свое предположение наиболее правильным, ссылаясь на то, что египтяне использовали нубийцев в качестве наемников, и прежде всего маджаев. Им, по мнению А. Вейгалла, возможно, и принадлежали захоронения pan-graves (Weigall, 1907, с. 27), часто расположенные около египетских крепостей.

В пользу тождественности культур pan-graves и маджаев говорила и находка около скальной надписи в районе Тошки керамики этой культуры. Надпись, датируемая правлением Сенусерта III, гласила: "[Сделано] маджаем его величества Хемаи" (Weigall, 1907, с. 27, ил. LXVI).

И надпись и керамика находились в труднодоступном месте, поэтому маловероятно, что керамика попала сюда позднее.

В районе Герф-Хуссейна на скале, расположенной неподалеку от двух кладбищ pan-graves, сохранилось изображение воина, возможно наемника.

Г. Юнкер, как и А. Вейгалл, считал представителей этой культуры наемными воинами, служившими чаще всего в крепостях.

Г. Штайндорф, не отвергая возможности причисления pan-graves к категории наемников, полностью отрицал наличие их захоронений в Нубии и обвинял А. Вейгалла в незнании древненубийской культуры, следствием чего, по его мнению, было ошибочное приписывание ученым всех следов культуры народа группы С культуре pan-graves (Steindorff, 1935, I, с. 9). С подобной постановкой вопроса Г. Штайндорфом нельзя полностью согласиться: наличие захоронений pan-graves в Нубии теперь доказано, ученый был прав лишь в некоторой степени: действительно, многие захоронения поздней культуры народа группы С были без оснований отнесены А. Вейгаллом к культуре pan-graves.

С основным выводом А. Вейгалла о тождественности представителей этой культуры с маджаями (Säve-Söderbergh, 1941, с. 139) соглашался Т. Севе-Сёдерберг. По его мнению, наемники скорее всего находились на службе у фараонов XVII династии и использовались в борьбе с гиксосами, поскольку севернее Кусаи, т.е. по другую сторону северной границы того времени, следов культуры pan-graves не было обнаружено.

Анализируя археологические данные, Т. Севе-Сёдерберг относил представителей данной культуры к людям зажиточным. Отряды этих легковооруженных воинов пользовались египетским оружием.

Сейчас тождественность культур pan-graves и маджаев под сомнение не ставится.

А. Вейгалл, ссылаясь, впрочем, на исследования Д. Рэндалла-Макайвера, показавшие, что носители культуры pan-graves имели более резко выраженные негроидные черты, чем остальное население Нубии, местом их жительства считал пустыню (Weigall, 1907, с. 8) в районе Герф-Хуссейна — Тошки, а прародиной либо оазис Харга (Weigall, 1907, с. 28-29), либо Судан.

Заслугой Г. Юнкера было доказательство того, что культура pan-graves не просто особый тип культуры народа группы С, а совершенно самостоятельная культура (Junker, 1920, с. 32). Г. Юнкер расценивал ее как промежуточную форму культур Кермы и народа группы С, причем в большей степени допуская ее родство с культурой Кермы (Junker, 1920, с. 32-33).

Г. Юнкер, пожалуй, впервые сопоставил погребения pan-graves с захоронениями беджа (Junker, 1920, с. 34).

Г. Штайндорф, указывая на схожесть культуры pan-graves с культурой нубийского среднего периода, не был согласен с мнением Г.Юнкера о родстве этой культуры с культурой Кермы (Steindorff, 1935, I, с. 9-10).

Во всяком случае, Г. Штайндорф объяснял черты своеобразия, появившиеся в культуре pan-graves (он имел в виду захоронения представителей этой культуры в Египте), по сравнению с культурой народа группы С тем, что нубийская культура, отчасти слившись с чуждой ей египетской, проявлялась несколько иначе, чем на родине (Steindorff, 1935, I, с. 10).

В 1939 г. Л. Кирвэн в рецензии на книгу (Brunton G. Mostagedda and The Tasian Culture. L., 1937) вновь подчеркнул родство культуры pan-graves и культуры Кермы, указывая на тот факт, что даже в первые десятилетия XX в. Донгола, а не Нижняя Нубия поставляла людей в египетскую и суданскую полицию, сохранение этой традиции косвенно подтверждало, по его мнению, более южное происхождение культуры pan-graves (Kirwan, 1939, с. 109).

А. Аркелл вслед за Г. Юнкером признавал возможность отождествления маджаев (pan-graves) с беджа (Arkell, 1962, с. 62); он также считал, что культура народа группы С и культура pan-graves были в какой-то степени родственны (Arkell, 1962, с. 79), причем последняя подвергалась влиянию народа поздней группы С, который устремился на побережье Красного моря, когда климат Нижней Нубии стал суше.

В 40-х годах Т. Севе-Сёдерберг поставил под сомнение предположение А. Вейгалла о происхождении культуры pan-graves. А. Вейгалл допускал возможность переселения носителей этой культуры в Египет из области южнее Семны. По мнению же Т. Севе-Сёдерберга эмиграция в Египет могла бы иметь место только в случае падения пограничного контроля в области второго порога (Säve-Söderbergh, 1941, с. 138-139).

Однако позже Т. Севе-Сёдерберг пересмотрел свой взгляд и пришел к выводу, что народ культуры pan-graves представлял одну из этнических групп, преобладавших в Нубии, наряду с народом группы С и представителями культуры Кермы. Все эти три этнические группы имели, по-видимому, общую прародину в Донголе и в те далекие времена были тесно взаимосвязаны (Курьер ЮНЕСКО, 1980, с. 24).

Это мнение принято сейчас большинством исследователей. Появление захоронений pan-graves в Нубии объяснялось иммиграцией народа этой группы, которая была вызвана неспокойной обстановкой II переходного периода или целенаправленной политикой фараонов, размещавших в крепостях отряды наемников, с помощью которых держали в повиновении местное население (Trigger, 1976, с. 106).

Нубийские погребения pan-graves датируются временем II переходного периода — Нового царства, а египетские — XII—XIII династиями.

Т. Севе-Сёдерберг объяснял отсутствие захоронений pan-graves в Египте в период Нового царства возможным процессом египтизации наемников (Säve-Söderbergh, 1941, с. 140).

Мнение же А. Вейгалла о существовании этой культуры в Нубии в эпоху Древнего царства ошибочно.

63) Naville, 1907, ил. XXVI, E. Если фрагмент датирован верно (там же, с. 61), то это первое упоминание титула ḥrj pdt, который получил большое распространение в эпоху Нового царства. Однако, возможно, статуя была создана во времена XVIII династии.

Интересно отметить наличие титула irj pdt на оттиске печати, найденной в Уронарти (Reisner, 1955, ил. 2, № 12 (9)). Обычно он переводился как "носитель лука", им был человек из свиты фараона (Wb. I, 569) (см. выше). Но поскольку печать с этим титулом была в ходу в Уронарти, может быть, в данном случае титул соответствовал определенному кругу обязанностей в отряде наемников-лучников?

64) К переводу термина см. Берлев, 1967, с. 16; перевод, предложенный Т. Севе-Сёдербергом — "пограничная стража", не совсем точно передает содержание термина (Säve-Söderbergh, 1941, с. 70).

65) Mḥ3, очевидно, район Абу-Симбела, см. также Weigall, 1907, с. 6. А. Вейгалл считал, что это название могло быть образовано от Mcḫr эпохи Древнего царства (Urk. I, 125), однако само существование последнего топонима ставится под сомнение (Goedicke, 1981, с. 7, № 1).

66) У З. Жаба "The (army?) came (to Wowet?) Wich I perambulated..." (Žaba, 1974, c. 75).

67) В тексте: Nn in n mšc m-tc (?) Nḥsj(?). З. Жаба переводит: "I (therefore) shall bring no Nubian (?) from the land (?) of the Nubians (?)" (Žaba, 1974, с. 75).

68) Dunham, Janssen, 1960, RIS 1. Раньше указанный титул транскрибировался как wcrtw n tt ḥḳ3. Ж. Познер (Posner, 1963, с. 127-128) предложил заменить это чтение другим — 3tw n tt ḥḳ3. Перевод титула — "служащий при столе правителя" (сделанный по аналогии с титулом cnḫ n tt ḥḳ3, который до 60-х годов понимался как "живущий от стола правителя") — оказался неточным. О.Д. Берлев доказал, что термин 3tw n tt ḥḳ3 следует переводить: "наставник судовой команды властителя» (Берлев, 1967, с. 17).

69) Скорее всего Аменемхета I. Если число правильно, то это год, соответствующий 9-му году правления Сенусерта I.

70) См. варианты толкования знака s3 (Žaba, 1974, с. 90).

71) Žaba, 1974, с. 89, № 63. Варианты толкования надписи см. там же, с. 89-90. Но, на наш взгляд, следовало бы учесть, что собственное имя S3-Rds могло быть и не зафиксированным в справочнике Г. Ранке.

72) Обнаруженный в Фивах папирус содержит копии донесений, посланных в столицу из крепости Семны или из близлежащей местности.

73) О различных вариантах см. Берлев, 1978, с. 211-219. Однажды встречается форма šrj n šmsw n B3kj — "прислуга сопровождающего из Кубана" (Пиотровский, 1964а, рис.7; транслитерацию см. Берлев, 1978. с. 22, примеч. 1).

74) Многие авторы ошибочно считали, что надпись находится в Короско, см. Žaba, 1974, с. 31. Отсюда и приблизительная локализация Вавата Т. Севе-Сёдербергом (Säve-Söderbergh, 1941, с. 64-65).

75) В тексте . Авторы перевели титул "царский сын" (Žaba, 1974, № 4). Поскольку второй знак надписи — явно w, чтение термина как smsw, на наш взгляд, более правилен, да и уместен.

76) В тексте . Ср. mktj — охранник (Wb. II, 161).

77) В тексте: nn rdit (Wb. II, 468).

78) В тексте: .

79) Ср. Wb, IV, 137; smnḫ sw — "благодетель его", однако в тексте перед указанным оборотом стоит nt.

80) В данном случае фараона, на что указывает детерминатив.

81) Печати "сопровождающих" были обнаружены в Уронарти (Reisner, 1955, ил. 2, 17; ил. 3, 21 и т.д.), Серре восточной (Knudstadt, 1966, с. 175-176). Особенно много граффити "сопровождающих" разного рода сохранилось на скалах около Куммы (RIK 12; RIK 23; RIK 51; RIK 56; RIK 74; RIK 82; RIK 93; RIK 104; RIK 107; RIK 121).

82) Пиотровский, 1964а, с. 242; с. 235, № 7; следует отметить, что в каменоломнях Вади-Хаммамат также встречаются граффити "сопровождающих" (Simpson, 1959, с. 29). Б.Б. Пиотровский склонен понимать под этим титулом обслуживающий персонал экспедиции (Пиотровский, 1964а, с. 258).

83) К переводу термина см. Берлев, 1974, с. 160; Helck, 1958, с. 73; Spiegelberg, 1898, с. 138.

84) Граффито чиновника, занимавшего эту должность, было обнаружено на скалах около Куммы (Dunham, Janssen, 1960, RIK 87).

85) Имя собственное чиновника Pḥ (?); ср. (Ranke, 1935, I, 135, № 27).

86) Стела Нефру и граффито Сенефру из района Вади-Хальфы (Hieroglyphic Texts IV, ил.4, № 139, 149В; Smith, 1976, ил. II, 4 (579)). Оттиск печати Сенебтифи из Уронарти (Reisner, 1955, ил. 17, № 441 (512)). К чтению титула см. Žaba, 1974, с. 204; Gardiner, 1957б, Р 1.

87) В копии З. Жабы стоит . Ученый считает, что речь идет о двух чиновниках. Но не столкнулись ли мы с ошибкой писца? Логичнее было бы читать эти знаки nswt-bitj. Во-первых, удивляет краткость титулатуры одного чиновника по сравнению с титулатурой другого чиновника этого же ранга. Во-вторых, писец легко мог спутать знаки М 23 и S 20, мысленно повторяя титул, идущий строкой ниже. Кроме того, под собственным именем S-ḥtp-Rc вполне мог подразумеваться фараон (хотя сокращенный вариант написания имени Аменемхета I охотно использовался и как имя собственное его подданными) (Žaba, 1974, с. 40).

88) Авторы восстанавливают ccw.

89) Авторы переводят: "...(during) twenty years..." (Žaba, 1974, с. 39). Основанием является графика rnpt, но не ḥ3t-sp (там же, с. 40). Однако сомнительно, чтобы чиновники пусть неоднократно, но все же в течение 20 лет выступали против Вавата.

90) Также из крепости в крепость (m cwj mnw n mnw (Smither, 1945, SD IV)) передавались в резиденцию фараона и донесения о состоянии дел в крепостях.

О размещении сокровищниц в крепостях Северной Нубии см. карту 4.

91) Укрепление не локализовано. Возможно, топоним относится к Фарасу — крепости, более северной по отношению к Серре?

92) В Уронарти (Reisner, 1955, ил. 17, № 443 (514)). Дж. Райзнер не переводил этот термин.

93) У Х. Смита также устаревшие варианты перевода термина: "начальник ergastulum", "страж тюрьмы" ("Keeper of the gaol") (Smith, 1976, с. 70).

94) Мера объема сыпучих и жидких тел. Американский бушель равен 35,238 л.

95) Граффито на скалах близ Семны (Dunham, Janssen, 1960, RIS 9). Очевидно, эту же должность занимал чиновник Себек... (?). Титул сохранился на его скульптуре, найденной на о-ве Аскут в 1964 г. (Ваdawy, 1965, с. 127). К сожалению, надпись не опубликована, на фотографии же скульптуры, приложенной к отчету, она не видна, поэтому приходится довольствоваться лишь переводом.

96) В тексте st nbt, З. Жаба переводит: "...overseer of all the storehouses..." (Žaba, 1974, c. 112).

97) Варианты перевода титула ḫrp skw: "...leaders of the gangs of prospectors (?)" (Žaba, 1974, c. 225); "начальник воинов" (Пиотровский, 1964a, с. 234).

98) Очевидно, остается открытым вопрос о тождественности терминов  и ḫnmt (Wb. III, 294). Первый термин часто упоминался на стелах, обнаруженных в каменоломнях неподалеку от Тошки (см. Engelbach, 1933). Р. Энгельбах указывал, что, судя по обломкам найденного на месте камня и валунам, здесь добывался белый в черную крапинку и зеленый диорит (Engelbach, 1933, с. 67). Второй термин (Wb. III, 294), как отмечают составители "Словаря", служил для обозначения красного ценного камня из Нубии и засвидетельствован с периода XVIII династии. Во всяком случае, до появления новых данных условно читаем термин nḫnt. На стеле из Тошки западной речь идет об этом же камне, термин выписан:  (Simpson, 1963, ил. 42).

99) Однако в приведенном Дж. Райзнером примере знак  не имеет предполагаемого значения (Савельева, 1960, с. 7-8).

100) Как указывает О.Д. Берлев, относительное прилагательное ḥrj в эпоху Среднего царства не имело значения "главный", а "занимающийся" чем-то, "находящийся на" чем-то и пр. (Берлев, 1978, с. 70); ḥrj n ḳnbt Nbsw см. Reisner, 1955, ил. 2, № 14 (21). Возможно, на печати 31/12/66 из Миргиссы упомянут член судебной палаты — кенебти (Dunham, 1967, с. 170, ил. 9).

101) З. Жаба, переводит надпись: "Overseer of offering cakes of the temple Kheper (?'s son?) Sirec" (Žaba, 1974, c. 198, № 200), считая чтение sš šct, по-видимому, невозможным из-за наличия знака F 20. Однако остается неясным, почему нельзя прочесть термин как imj-r šct. Трудно сказать, какой из двух вариантов перевода фразы более точен; если под термином šct понимать "хлеб", то смущают место детерминатива и плохая его сохранность, не дающая уверенности в правильности трактовки знака; если же переводить термин как "список", то настораживает отсутствие детерминатива.

102) По нашему мнению, знаки s3 Rc относятся к практически не сохранившейся титулатуре фараона.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Леонард Вулли.
Ур халдеев
e-mail: historylib@yandex.ru
X