Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Белова.   Египтяне в Нубии

5. Чиновничество и жречество и связанное с ними население

Если во главе администрации крепостей в период Среднего царства и II промежуточного периода стоял или "комендант" (военная должность), или "правитель", то в эпоху Нового царства административное управление округами с центрами в крепостях полностью перешло в руки "правителей". Титул "комендант" больше не встречался. "Правители" в самом Египте в это время управляли египетскими городами (Steindorff, 1909, с. 884), а поскольку Нубия была замирена и постепенно превратилась в египетскую колонию, то местная администрация строилась по подобию египетской. Нубийские крепости потеряли свое военное значение. В связи с этим военная администрация была заменена гражданской.

Известны следующие "правители" в крепостях Нубии:

1. В Бухене в царствование Тутмеса III и Хатшепсут "правителем" был Камесу (Hieroglyphic Texts, VIII, ил. IV), Рамсеса II, очевидно, Пенмехи (дверная балка-притолока с его именем и титулом "правителя" была найдена в 1956 г. в Бухене) (Habachi, 1961, ил.4), Рамсеса III (Smith, 1976, ил. XXV, I (1511)) — Хормес.

2. Один из "правителей" Солеба был современником наместника Нубии Хеви (Davies, Gardiner, 1926, ил. XIV).

3. В Анибе "правителями" были Пехри (Steindorff, 1935, 2, с. 249, 35), Хорнехет (Steindorff, 1935, 2, с. 250, № 93), Мес (Steindorff, 1935, 2, с. 249, № 47), Пенниут (Steindorff, 1935, 2, с. 247, № 25), упомянутые в надписях, имя Тутмеса сохранилось на стеле из Тонкале (Weigall, 1907, ил. LXIV, 7).

4. "Правитель" возглавлял администрацию Фараса (Davies, Gardiner, 1926, ил. XIV).

5. В Шальфаке надпись правителя частично сохранилась на тарелке: "ḥ 3tj-c... Nbjj" (Dunham, 1967, ил. LX).79)

"Правители" отчитывались, вероятнее всего, лишь перед наместником и его "заместителями".80)

На изображении в одной из молелен Каср-Ибрима "царский сын Куша" Сетау возглавляет процессию "правителей". К сожалению, имена многих из них не сохранились.81)

В гробнице Хеви "правитель" представлен принимающим золото от "начальника конюшен". За ним виден склад, где на полках расставлены мешочки с золотом, висят шкуры барсов и леопардов. На другом изображении "правитель" находится около весов, на которых взвешивают золото. Следовательно, одной из задач "правителей" была организация [109] сбора налогов и дани в своем округе, учет, ответственность за их сохранность (хотя бы временную). "Правители", в свою очередь, передавали собранное наместнику Нубии (Davies, Gardiner, 1926, ил. XIV, XVII, XVI). Возможно, они имели отношение к организации эксплуатации рудников; так, граффито "правителя" встречается на одной из скал в золотоносном районе Вади-Аллаки (Пиотровский, 1964, с. 249, № 21). "Правители" также пользовались услугами "заместителей", но, очевидно, редко. Титул "заместитель (правителя) в укреплении" (idnw mnw) встретился в Нубии, судя по имеющимся источникам, лишь раз, на надписи в гробнице наместника Нубии Хеви: "Заместитель (правителя) в укреплении Фарас Пенниут" (Davies, Gardiner, 1926, ил. XV).

На стеле Рамсеса II около Тонкале сохранились строки: "ḥ m-k3... этой статуи Рамсеса, возлюбленной Хором, подобно дающему жизнь. Палок82) 13, всего [локтей (?)] 9(?). ḥ m-k3 ... правитель Миама Хормес". Таким образом, в Анибе была поставлена статуя Рамсеса II, и "правитель" города был ее жрецом. Возможно, статуя фараона была сделана за счет Хормеса и наместника Нубии Сетау. Во всяком случае, Хормес, видимо, в большей степени занимался делами, связанными с ее изготовлением, хотя бы в силу своего зависимого положения. Сообщение же об окончании работы повелел увековечить Сетау (Weigall, 1907, ил. LXIV, №7).

В северном некрополе Абидоса сохранилась надпись одного чиновника, который был "начальником городов Куша" (imj-r niwt nwt K3šj) (Mariette, 1880, № 1169). Форма титула позволяет предположить, что в Египте существовали инспектора, в обязанности которых входил надзор за состоянием дел в городах Нубии.

К сожалению, мы имеем очень мало источников, на основании которых можно было бы с определенностью судить об организации различных ведомств, находившихся на территории Нубии, таких, как сокровищницы, житницы и т.д. Однако, исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что по сравнению с эпохой Среднего царства произошли изменения: если раньше почти каждая крупная крепость имела свою сокровищницу, то для времени Нового царства свидетельства о ее наличии имеются лишь из Анибы.83)

Возможно, в Анибе существовали две сокровищницы: государственная (царская), титул управляющего которой в полной форме выписывался как "начальник сокровищницы господина обеих земель в Та-Сети" (Steindorff, 1935, 2, с. 23) (imj-r pr-ḥ d n nb t3wj m T3-Stj) (известен титул "писец сокровищницы господина обеих земель в Та-Сети") (Lepsius, Denkmäler, Text, V, 180), и личная — "сокровищница „царского сына Куша"" (зафиксирован титул sš pr-ḥ d n s3 nswt St3(w) — "писец сокровищницы царского сына" Сетау) (Пиотровский, 1964, с. 245, № 12).

Следует иметь в виду, что в надписях полный титул управляющего той или иной сокровищницы мог заменяться его [110] сокращенным вариантом — "начальник сокровищницы" (imj-r pr-ḥ d) (Steindorff, 1935, 2, с. 249, № 37, 38).

"Начальник сокровищницы" располагал большим штатом "писцов сокровищницы", которые сопровождали караваны, собирали дань и налоги с населения, Категория "писцов, считающих золото" (sšw ḥ sbw nbw)84) подчинялась "начальнику сокровищницы" (Steindorff, 1935, 2, с. 249, № 27). Они контролировали добычу и записывали количество золота (Пиотровский, 1964, с. 245, № 11). Так, "писец, считающий золото" Хернефер на изображении в гробнице "царского сына Куша" Хеви следит за взвешиванием золота, предназначенного для отправки в Египет (Davies, Gardiner, 1926, ил. XVII).

Известны варианты титула "писец, считающий золото": "писец, считающий золото Вавата" (sš ḥ sbw (nbw n) W3w3t) (Hintze, 1964б, c.41) и "царский писец сокровищницы, считающий золото Куша" (sš nswt pr-ḥ d ḥ sbw nbw n Kš) (Steindorff, 1935, 2, c. 249, № 49). Эти должности, очевидно, занимали чиновники более высокого ранга, регистрирующие добычу золота на территории либо всего Вавата, либо всего Куша.

Обязанности "писцов, считающих золото" и "писцов сокровищниц" совпадали с обязанностями "писцов царского сына". Надписи последних встречаются в различных районах Нубии (Hintze, 1965, с. 15; Caminos, 1968, ил. 14), но особенно много их в районе Вади-Аллаки (Пиотровский, 1964, с. 245, № 12).

Дань и налоги, поступавшие в сокровищницу, переправлялись затем в Египет.

Зернохранилищами Нубии управляли "начальники обеих житниц" (imjw-r šnwtj), надписи которых чаще всего встречаются в Анибе (Steindorff, 1935, 2, с. 249, № 30; с. 251, № 112), реже — в других районах (Пиотровский, 1964, с. 255, № 31; Weigall, 1907, с. 139). В частности, в Фарасе был обнаружен фрагмент надписи с титулом "начальник обеих житниц" (Griffith, 1921, ил. XXIV, 12).

К сожалению, из-за недостатка источников мы можем лишь отметить, что среди чиновников, обслуживающих зернохранилища, был "писец (в помещении) обеих житниц" (sš n t3 šnwtj), который подчинялся наместнику Нубии (Lepsius, Denkmäler, III, 184d).

Согласно мнению В. Хелька, житницы были не только местом хранения зерна, но и институтом управления (Helck. 1958, с. 103).

В Египте ответственные лица юга и севера докладывали фараону о ходе жатвы (Helck, Urk. 1841). Поскольку запись об этом сохранилась в захоронении "начальника обеих житниц" Хаемхата в западных Фивах, можно предположить об ответственности этого чиновника за проведение части или всех сельскохозяйственных работ.

В Анибе, при условии, что житницы имелись и в других крепостях, а также в храмах (так, в Египте, например, Тутмес I, возвратившись из нубийского похода, подарил [111] часть пленных храму Амона, принял же их Инени, "начальник обеих житниц Амона" (imj-r šnwtj n Imn)) (Urk. IV, 69-70), находилось, очевидно, центральное зернохранилище, судя по количеству найденных здесь надписей "начальников обеих житниц".

Кроме того, во времена Нового царства, в отличие от Среднего царства, термин, обозначающий "житницы", стал употребляться в единственном или двойственном, а не во множественном числе, т.е. житницы были централизованы.

По надписям времени Рамсеса II известен "начальник обеих житниц" Мерипет, который одновременно был "писцом божественных жертв всем богам" (Žaba, 1974, с. 189, № 194), возможно, "писцом божественных жертв всем богам Вавата (?)" (Weigall, 1907, с. 139).

Должность "начальника обеих житниц" могла передаваться по наследству; отец Мерипета Паимираиху также был "начальником обеих житниц".

Зачастую "начальники обеих житниц" совершали служебные поездки с "царскими сыновьями Куша", ведь функции их были схожими; в одном случае граффито Мерипета сохранилось рядом с надписью Сетау (Žaba, 1974, с. 189), а в другом — рядом со стелой Пасера II, "царского сына Куша".

В сокровищницах и в житницах хранились записи, подтверждавшие права на землю. Так, во время тяжбы об установлении прав на землю в надписи Меса истица говорит: "Пусть принесут мне записи из сокровищницы и равным образом из житниц фараона (t3 st t3 šnwt pr-c3), да будет он жив, здрав, невредим, и буду довольна я и скажу: „Я — дочь Неши, (и) наделили меня вместе с ними, не знал уполномоченный Хаи мое [право?] [как сестры], (поэтому) уполномоченный Хаи подал иск в Великий совет в год 18-й"". И далее: "И вошли в сокровищницу фараона, да будет он жив, здрав, невредим, а также в житницы фараона, да будет он жив, здрав, невредим, и представили два списка перед визирем в Великом совете" (Gardiner, 1905, с. 47).

Возможно, по-прежнему местами приготовления пищи и хранения продовольственных припасов в крепостях были "дома шнау". Около стен крепости времени Нового царства, возведенной близ Джебель-Сахабы, были обнаружены остатки кухни и пекарни с печами (Säve-Söderbergh, 1973, с. 235-236). Можно добавить, что в эпоху Нового царства чиновник irj ist один из немногих (судя по оставшейся части надписи, только он) принимал участие в празднестве в Солебе (Lepsius, Denkmäler, III, 84b).

Имелось ли на территории Нубии специальное ведомство по ведению дел, связанных со скотоводством, сказать трудно. Мы можем лишь отметить несколько моментов.

Исполнение обязанностей "начальников скота" (imj-r iḥ w или его варианты) было привилегией знатных вельмож. Так, наместник Нубии Хеви (современник Рамсеса II) занимал должность "начальника скота Амона в стране Куш" (Griffith, 1921, ил. XXVII, № 17).

Далее, исследуемый титул в его вариантах часто сочетался со жреческими титулами или обозначал управляющих [112] отдельными жреческими хозяйствами: чиновник Яхмес, известный нам по надписи из Абу-Симбела (Lepsius, Denkmäler, Text, V, 168), был не только "начальником скота", но и "первым жрецом-пророком" (ḥ mw-ntr tpj), чиновник из Анибы Яхмес, судя по надписи, найденной в городском храме, носил титул "начальник скота всех богов Вавата" (imj-r iḥ w n ntrw nbw W3w3t) (Steindorff, 1935, 2, c. 25), a Хаканехет занимал должность "начальника скота (imj-r iḥ w) дома (хозяйства) владыки Гелиополя" (Steindorff, 1935, 2, с. 24).

О разведении скота в жреческих хозяйствах свидетельствует титул Сеннефера (брата маджая Хемаи): "пастух скота Хора, владыки Миама" (mnjw iḥ w n ḥ r nb Micm). Граффито Сеннефера было обнаружено близ Тошки (Weigall, 1907, ил. LXVI).

Среди администрации крепостей были чиновники, занимавшие должность "глав стойла" (ḥ rj mdt) (Steindorff, 1935, 2, с. 251, № 102). Очевидно, многие крепости имели стойла для скота, предназначавшегося частично для отправки в Египет, а частично для пропитания гарнизона. Непосредственно же за выпасом скота следили пастухи (mnjw) (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 16).

Пастухи упоминаются в декрете Сети I в Наури. Они пасли скот на лугах, приписанных к храмовому хозяйству Осириса в Абидосе, но расположенных на территории Куша (Коростовцев, 1939, табл. V). Декрет защищал их интересы от посягательств чиновников, не являвшихся служащими данного храмового хозяйства, в том числе и от "начальников скота". Как свидетельствует надпись Меса, пастухи были правомочны выступать в суде в качестве свидетелей (Gardiner, 1905).

Данных о существовании в Нубии ведомств по руководству строительными работами нет. Однако должности чиновников, имевших отношение к строительным работам, можно подразделить на следующие группы:

1. "Начальники работ" (Brugsch, Thesaurus, V, 1221; Lepsius, Denkmäler, Text, V, 115) (imjw-r k3wt), в обязанности которых, возможно, входила доставка материала для строительства, если это было нужно,85) и непосредственное руководство строительными работами.

Должности "начальника работ" и "начальника строителей" (см. ниже) мог совмещать один человек, особенно если речь шла о небольших сооружениях.

Возможно, общее руководство работами, контроль за их состоянием и т.д. были возложены на "управляющего работами" (ḫrp k3wt), скорее всего эта должность была временной: "Истинный знакомый царя, возлюбленный им, управляющий работами над великими обелисками, первый жрец (ḥ m-ntr) Хнума, Сатис и Анукис Аменхетеп" (Helck, 1975a, c. 113).

О характере и размерах царских вознаграждений за выполнение работ можно судить по надписи Хумена (XVIII династия), обнаруженной близ о-ва Элефантина: "Воздавание молитв Хнуму при его появлении в 3-й месяц перет, последний [113] день и воздавание почестей госпоже Шехеля начальником работ Амона Хуменом. Сказал он: „Возглавлял я (ḫrp) (работы над) шестью обелисками для его величества, и его величество дал мне два вознаграждения f3jjt золотом и серебром. (Кроме того), одарен я в Доме вознаграждений (Pr n iwc) двадцатью людьми и пятьюдесятью сечат земли". (И еще) сказал он: „Я бдительный начальник (ḫrp rs-tp), который не спал и не был ленив в отношении того, что находилось под его ответственностью, которого назначил царь на должность прекрасную: начальствовать (r ḫrp) для него над большими работами". Сердце его (т.е. царя) было удовлетворено им (т.е. Хуменом), (когда) он вернулся, сделав (это).

Земля полна знающими (rḫw) и умеющими (ḫrpw), но нет того, кто бы достиг его (т.е. Хумена) в способностях. Начальник строителей Амона Хумен", (Habachi, 1950, ил. III); ср. перевод (Habachi, 1950, с. 157).

Как видно из надписи, за добросовестно выполненную работу Хумен получил не только золото и серебро, но и людей и землю.

2. "Начальники строителей" (imjw-r ikdw) (Morgan, 1894, I, с. 86, № 35) (перевод термина iḳdw см. (Habachi, 1950, с. 15), о сфере деятельности которых из надписей почти ничего не известно.

3. "Начальники мастеров" (imjw-r ḥ mww (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 19; с. 249, № 29; c. 250, № 68; 251, № 109; Blackman, 1917, c. 42).86) Должность "начальника мастеров" могла передаваться по наследству (Blackman, 1917, с. 42).

Им подчинялись мастера различных профессий: золотых дел мастера,87) рисовальщики различных категорий (Steindorff, 1935, 2, с. 246, № 5)88) и т. д. Мастера, очевидно, выполняли заказы в том районе, где жили.89) Рисовальщики занимались самой разнообразной работой: расписывали храмы, молельни, гробницы и саркофаги вельмож, а также различную утварь, подписывали рисунки, составляли документы, т.е. использовались в качестве писцов, все зависело от их занятости, возможно, и от степени квалификации.

Судебно-совещательная коллегия — кенебтиу — упоминается в автобиографической надписи Тури в Семне (Urk. IV, 41). Из источников этого периода следует, что кенебтиу существовали и в округах, и в городах.

Судя по надписям в гробнице Рехмира, окружные чиновники (ḳnbtjw nw w) занимались и делами, связанными с землей: они докладывали визирю по вопросам землеустройства и землепользования, в том числе завещаний по земле, следили за состоянием каналов (Newberry, 1900, ил. III).

О наличии городских судов известно из декрета Сети I в Наури: "Чтобы был он (т.е. преступник) осужден любым судом любого города..." (Коростовцев, 1939, табл. VI).

Однако кенебет выполнял не только судебные функции, но и являлся совещательным органом. Обычно в его состав входили наиболее богатые и знатные сановники.

Интересно отметить, что наказания предусматривались и для самих судей, если они оставались глухими к жалобам [114] пострадавших. Кара была довольно строгой: 100 палочных ударов, отстранение от должности и труд земледельца (Коростовцев, 1939, табл. VI).

Так же как и для эпохи Среднего царства, для Нового царства в крепостях и их окрестностях засвидетельствовано много надписей "сопровождающих" различного ранга. Однако если раньше этот термин служил для обозначения людей охраны, частично входящей в гарнизон крепостей, и был близок по назначению термину "воин", то теперь он в большей степени означал охранника-слугу, телохранителя. Такое изменение содержания термина было созвучно со временем, поскольку Нубия была замирена, опасность военного столкновения с вооруженными отрядами резко уменьшилась и от "сопровождающих" требовалась защита от грабителей, но главным образом обслуживание экспедиций либо частных лиц.

"Сопровождающие" охраняли фараонов, когда те путешествовали по Нубии, известны их титулы: "царский сопровождающий в его путешествии" (šmsw nswt r ḥ m.f) (Vercoutter, 1956, с. 68, № 3)90) и "царский сопровождающий в его путешествии в чужеземные страны южные и северные" (Urk. IV, 900). В их окружении Сети I посетил страну Ирем.91)

Имелись телохранители, очевидно, и у "царского сына Куша". Так, один из "сопровождающих" (šmsw n ḥ m.f) — "сопровождающий его величества" (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 137 — был в то же время "заместителем царского сына".

Во главе отрядов "сопровождающих" по-прежнему стоял "наставник сопровождающих" (Пиотровский, 1964, с. 242, № 6, 8, 9, 10).

В одном случае "сопровождающий", возможно, выполнял обязанности проводника разведывательной экспедиции, в то же время вместе с маджаем составляя и ее охрану. Речь идет об изображении на скалах в районе восточной Тошки (Weigall, 1907, ил. XLVI; Simpson, 1963, ил. 32). Характер экспедиции подтверждает должность ее главы: "казначей бога"92) и должность одного из ее участников — ḫrtj-ntr; фраза, сохранившаяся в тексте надписи, гласит: "Камнесечец Хорнехет, который достиг Нубии".

В состав экспедиции входили египтяне, жившие как в Нубии, так и в Египте. Одним из провожатых был сын начальника экспедиции Сеннёфер, служивший в Нубии "пастухом скота Хора, владыки Миама". Основной же ее целью было скорее всего поиски камня в окрестностях Тошки, возможно там, где во времена Среднего царства находились каменоломни.

Сановники, занимавшие высокое служебное положение, имели wpwtjw — "посланцев", выполнявших специальные поручения. Наверняка они были у чиновников такого ранга, как "царские сыновья Куша" (Davies, Gardiner, 1926, ил. XV, XXXIX, 8), коменданты (Randall-MacIver, Woolley, 1911, с. 88).

В надписях, сохранившихся в Нубии, часто упоминались жрецы двух категорий: жрецы-пророки (ḥ mw-ntr) и жрецы-уаб (wcbw). [115]

Среди жрецов-пророков известны: а) "жрец-пророк" (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 5; с. 251, № 120); б) "первый жрец-пророк" (Habachi, 1960, ил. 1); в) "первый жрец-пророк Хора, господина Миама" (Steindorff, 1935, 2, с. 252, № 142) и "третий жрец-пророк Амона" (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 18), т.е. титулы жрецов-пророков, связанные с обслуживанием культа определенных богов.

Жрецы-уаб состояли из: а) жрецов определенных богов; "жрец-уаб Хора, господина Миама" (Steindorff, 1935, 2, с. 252, № 145); "жрец-уаб Хнума" (Morgan, 1894, I, с.91, №105); б) жрецов-уабов (Steindorff, 1935, 2, с. 251, № 103; Smith, 1976, ил. XXXV, 5 (1725)).

Жрецы обслуживали культы богов, обожествленных фараонов, заупокойные культы. В храмах Нубии, как и в Египте, они организовывали празднества. До нас дошел обрывок текста о празднестве, состоявшемся в храме Солеба во время правления Аменхетепа III (?) (ср. (Lepsius, Denkmäler, III, 84а) и (Helck, Urk. 1961)): "Освещение93) тронного зала94)... в месяц... от 4-го месяца перет, дня 26-го до 1-го месяца шему дня... день 26-й накануне праздника... Сказано жрецами ḫrjw-ḥ b и sm: „Принесите огонь, предназначенный для царя, (пусть) царь возьмет пламя [светильника] (и) осветит [тронный зал]"".

Аменхетеп III и его супруга, "старшая царская жена" Тии, принимали участие в церемонии, сопровождавшейся зажиганием факелов.95) Не последнюю роль в ее проведении играли жрец "сем" Мери и "глава жрецов ḫrjw-ḥ b", имя которого не сохранилось. Интересно, что на Празднество были приглашены и "великие (wrw) юга", т.е. местная знать (Lepsius, Denkmäler, III, 84в).

Участвовали жрецы и в экспедициях, и прежде всего жрецы-пророки и жрецы-уаб, именно они еще со времен Среднего царства часто посещали эти края. В эпоху Нового царства их особенно интересовали рудники Вади-Аллаки (Пиотровский, 1964, с.258).

Жрецы вели в Нубии храмовые хозяйства. Их первыми помощниками были "храмовые писцы" (sšw ḥ wt-ntr) (Lepsius, Denkmäler, Text, V, 115; Steindorff, 1935, 2, c. 248, № 18; c. 249, № 42).

Особенно часто по делам храма разъезжал "храмовой писец" (sš sḥ-ntr)96) Тур. Его граффити сохранились в районе Эль-Сингарй (Žaba, 1974, с. 130, № 927, Эль-Лесии (Weigall, 1907, с. 114 (2)), недалеко от селения Фарик (Weigall, 1907, с. 139);97) вероятно, этому же писцу принадлежала и надпись в районе Абу-Симбела (Weigall, 1907, с. 137).

Возможно, фараоны Нового царства по давней традиции особое значение придавали жертвам для богов Элефантины, чтобы те гарантировали успехи их предприятий в Нубии. Записи о количестве и характере пожертвованного велись "писцами священных жертв", именно в области Элефантины сохранилось много вариантов этого титула.

Жрецы имели рабов. Согласно граффити, "начальник сопровождающих Хори, раб (hm) жреца-пророка Херунефера (Ranke, 1935, I, с. 231, № 4), (и) его сын, писец Паи" [116] (Žaba, 1974, с. 140, № 111). Этот раб занимал должность "начальника сопровождающих". Вероятно, это был не единственный случай, когда рабы занимали какие-то должности.

Среди титулов храмовых чиновников встречаются титулы, хорошо известные еще с эпохи Среднего царства: "хранители тайн", в данном случае "хранители тайн в храме Амона" (ḥrjw sšt3 m pr Imn) (Habachi, 1959, ил. 1).

Надписи из Нубии свидетельствуют о многочисленности живших там писцов, хотя соотнести их с какими-либо определенными ведомствами трудно, поскольку запись, как правило, кратка — "писец", До нас дошли также граффити "наставника писцов" (Steindorff, 1935, 2, с. 248, № 9) и "писца нома" (sš sp3t) (Пиотровский, 1964, с. 246, № 15).

Во время Нового царства отцы часто передавали свои должности детям. В одной из надписей Анибы в уста покойного "вложена" следующая речь: "О, живущие [пребывающие] на земле, [люди (и)] великие, жрецы-пророки, жрецы-уаб (и) ḫrjw-ḥ b, (будьте) все крепки в должности своей (чтобы могли) передать [вы (ее) после детям вашим] (Steindorff, 1935, 2, с. 59).98)

Основная масса египтян, поселившихся в Нубии, теперь уже здесь и жила и умирала. Однако высшие чиновники, служившие в Нубии, видимо, рассматривались фараоном как находившиеся на временной службе. Так, декрет Сети I в Наури адресован "ко всем людям, посланным с поручением в Куш" (Коростовцев, 1939, табл. III-IV), и в первую очередь к "царским сыновьям Куша", "главам лучников", "начальникам конюшен", "правителям" и т.д.


79) Текст датировать трудно, возможно Новое царство. Топоним  (см. Gardiner, 1947, II, 137) относится к Шальфаку. Сходное с написанием топонима имя собственное находим у Г. Ранке (Ranke, 1935, I, с. 183, 1).

80) На нескольких стелах "правители" почитаются наряду с наместниками, например Habachi, 1961, ил. 4.

81) Можно лишь указать, что имя Хорнехета (правление Рамсеса II), упоминаемое в надписи в Каср-Ибриме, носил и правитель Миама (XIX династия) (Caminos, 1968, ил. 15; Steindorff, 1935, 2, с. 250, № 93).

82) Мера длины; см. Gardiner, 1957б, § 266, 2. "Палка" равна 100 локтям, а египетский локоть — 52,3 см.

83) Наличие сокровищницы в Анибе подтверждается и археологическим материалом: она размещалась, по всей вероятности, в здании V (Steindorff, 1935, 2, с. 14-16).

84) К переводу титула см. Берлев, 1978, с. 48.

85) Нубийский камень ценился и в Египте. Известны каменоломни на о-ве Саи, отсюда в Кумму поступали обработанные блоки с пометкой Š3ct (Caminos, 1965, с. 74-76).

86) К переводу термина см. Богословский, 1983, с. 59-60; ср. Gardiner, 1957b, U24.

87) Глава золотых дел мастеров" (ḥrj nbjw); см. Steindorff, 1935, 2, с. 250, № 68; золотых дел мастера (nbjw) (Steindorff, 1935, 2, с. 249-251, № 55, 101, 111); к переводу термина nbj — "золотых дел мастер" — см. Wb. II, 241.

88) (Caminos, James, ил. 71). Х. Сейс (Sayce, 1894, с. 174) переводил титул как "глава корабельщиков", однако "корабельщики", согласно Большому Берлинскому словарю, обозначаются термином sḳdw (Wb. IV, 309). К переводу термина см. Богословский, 1983, с. 9.

89) Так, надписи "начальника мастеров" Рака засвидетельствованы в Анибе (Steindorff, 1935, 2, с. 250, № 68), в Эль-Лесии (Dewachter, 1971, с. 93), в Каср-Ибриме (Caminos, 1968, ил. 14).

90) Наиболее полная форма титула встречается у чиновника Именемхеба: "царский сопровождающий в походах его по воде, по земле,  в стране любой, в месте всяком" (Urk. IV, 899).

91) О кампании Сети I см. Vercoutter, 1972, с. 202 (texte).

92) На стеле перед тремя божествами стоит мужчина, имя собственное которого повторяется во второй строке нижнего регистра, а поскольку предыдущая строка заканчивается титулом "казначей бога", то его и следует связать с изображенным мужчиной — главой экспедиции. Интересно отметить, что членами экспедиции были родственники.

93) Перевод В. Хелька: "напротив трона" (Helck, Urk. Übersetzung, с. 336), согласно копии, приводимой автором (Helck, Urk. 1961). Однако написание предлога сомнительно, ср. (Wb. III, 274). Р. Лепсиусом скопирован предлог ḫ r. Строкой ниже употреблен глагол ḫ f в словосочетании, повторяющем наше выражение, тогда по аналогии следует, вероятно, переводить "освещение трона". [166]

94) У В. Хелька — "трон" (Helck, Urk. Übersetzung, с. 336). См. Wb. V, 385.

95) Скорее всего церемония связана с освещением обожествленного образа Аменхетепа III: "Царь освещает царя Верхнего и Нижнего Египта Nb-M3ct-Rc, сына Ра, Imn-ḥtp-ḥḳ3-w3s" (Lepsius, Denkmäler, III, 84b).

96) Термин sḥ-ntr (Wb. III, 456) графически отличается от ḥwt-ntr, однако, судя по всему, разницы в употреблении нет.

97) В надписи наряду с титулом "храмовой писец" есть титулы "отец бога", "начальник скота (?)", "правитель", "первый жрец-пророк Тота". Может быть, чиновник получил повышение по службе либо полностью выписал свою титулатуру.

98) Похожий сюжет см. Helck, Urk. 2076.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сирил Альдред.
Египтяне. Великие строители пирамид

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта
e-mail: historylib@yandex.ru