Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Белова.   Египтяне в Нубии

2. Административно-территориальное деление Нубии

Фараоны Среднего царства, стремясь установить над Нубией господство, начали постройку крепостей9) на ее  территории. Сопротивление нубийцев проникновению египтян было велико, и удерживать власть египтянам удавалось лишь с помощью постоянного контроля за действиями нубийцев на всей захваченной территории.

Крепости в этот период стали не только центрами военной администрации, но и центрами районов, на которые была поделена Нубия. Названия крепостей распространялись и на окружавшую их территорию. Так, название Миам распространялось на Анибу, Эль-Лесию, близлежащие острова (Steindorff, 1935, т. 1, с. 21), Ибрим (Caminos, 1968, с. 7); крепость Кубан стала центром области Бак (Пиотровский, 1964а, с. 239). На элефантинской стеле Нубкаура (время Сенусерта III) упомянут "район Элефантины" (idb n 3bw) (Hieroglyphic Texts, ч. IV,ил. Х). Крепости, не имевшие собственного названия в списке крепостей (см. ниже) — Кор, Иккур, — назывались по первоначально построенной [27] крепости, поскольку они отстраивались вблизи последней и в общем расценивались как дополняющие ее.10)

Административные центры совпадали с религиозными центрами почитания некоторых богов: так, в Анибе главным богом был Хор, "владыка Миама", в Кубане — Хор, "владыка Кубана", в Бухене — Хор, "владыка Бухена" (Caminos, 1968, ил. 9).

С какого же времени можно говорить о существовании в Нубии административно-территориального деления? Очевидно, со времени постройки крепостей.

Некоторые авторы придерживались мнения, что египтяне уже в период Древнего царства имели на этой территории ряд укреплений. Начало ошибочной датировки было положено С.М. Фэрсом, вывод которого основывался лишь на догадках. При раскопках одной из крепостей Северной Нубии, Иккура, он обнаружил частично внутри, частично под стенами основного укрепления остатки стен, как ему показалось, более древнего строения с круглыми бастионами.  И если основное сооружение он относил ко времени XII—XVII династий, то для системы бастионов предложил более раннюю дату строительства — Древнее царство (Firth, 1912, с. 22), хотя С.М. Фэрс не обнаружил ни одного памятника, который подтвердил бы его догадку.

Г. Штайндорф также считал, что в другой крепости Северной Нубии, Анибе, укрепление I было построено в период Древнего царства, однако сам же указывал на отсутствие датированных находок, подтверждающих это предположение. По его мнению, особенности строительства укрепления были характерны для Древнего царства (Steindorff, 1935, 2, с. 2). Но Т. Севе-Сёдерберг, полемизируя с Г. Штайндорфом, теоретически доказал, что разницы между укреплениями I и II в Анибе нет (Säve-Söderbergh, 1941, с. 34-35). Мнение Т. Севе-Сёдерберга было основано на результатах раскопок В. Эмери и Л. Кирвэна в укреплении Кубан, расположенном на территории Северной Нубии и также имевшем круглые бастионы, похожие на бастионы Иккура и Анибы. Как показали раскопки, кроме нескольких черепков Древнего царства, здесь нет никаких находок, позволявших отнести эту крепость к указанному периоду (Emery, 1935, с. 26). Черепки же, датированные Древним царством, не находились в какой-либо связи с остатками построек: рядом с ними были найдены типичные образчики периода Среднего царства.

В. Эмери и Л. Кирвэн после осторожного и тщательного изучения полученного материала пришли к выводу, что предполагаемые сходные "ранние" крепости Кубан и Иккур были построены в начале правления XII династии (Emery, 1935, с. 26; см. также Emery, 1931, с. 71, ил. 2). Эта датировка подкреплялась в какой-то мере и египетскими могильниками, расположенными около крепостей. Если могильники с захоронениями египетского населения крепостей, в основном очевидно воинов, времени Среднего царства были довольно многочисленны (Steindorff, 1935, 2, с. 36-38), то [28] некрополи периода Древнего царства на этой территории обнаружены не были.

Таким образом, основные укрепления на территории Куша и Вавата были построены во времена XII династии, в основном при Сенусерте I. Благодаря находкам раскопок 1959—1960 гг., проводимых Археологической службой Египта, установили, что внутренние укрепления Бухена были возведены в 5-м году правления Сенусерта I, о чем свидетельствует дата на стеле, обнаруженной неподалеку от места, где раньше стоял храм времени Среднего царства (Smith, 1976, с. 13, № 882). На основании этой надписи и стелы Е 10995, хранящейся в Филадельфии, Х.Смит сделал заключение, что общепринятая точка зрения считать началом военных кампаний в Нубии во времена Среднего царства 18-й год правления Сенусерта I11) является ошибочной, их можно отнести к первым годам правления этого фараона (Smith, 1976, с. 61). Строительство системы крепостей в основном было закончено при Сенусерте III (см. карту 3). Но постоянные гарнизоны стали размещать в них, видимо, лишь с начала правления XIII династии (Vercoutter, 1973, с. 302).

Примерно со времени XII династии Нубия подразделялась на две крупные области, как бы повторяя деление Египта на Верхний и Нижний.

Уже с правления XII династии в источниках наиболее часто встречаются два названия — "страна Вават", известная нам по источникам Древнего царства, и "страна Куш".12)

Название "Куш" в широком смысле с течением времени распространилось на огромную территорию от первого до четвертого нильского порога, хотя топоним продолжал употребляться и в узком смысле слова, применительно к определенной части этой территории. Поскольку к концу Среднего царства Вават и Куш постепенно превратились в важнейшие административные области, большой интерес для нас представляет выяснение их границ.

Т. Севе-Сёдерберг считал, что Вават во времена Древнего и Среднего царств был расположен в районе Короско (Säve-Söderbergh, 1941, с. 15-16). По мнению Е. Эделя, Вават во времена Древнего царства занимал территорию от Асуана до Дакки (?), южная же граница Вавата периода Среднего царства проходила почти у второго порога (Edel, 1967а, с. 139-140, 145, ил. 147). Территорию севернее Семны — Куммы занимал Вават в период Среднего царства,  согласно А. Аркеллу (Arkell, 1962, с. 63, ил. 4).

Значительнее разошлись мнения по поводу локализации Куша.

В 1920 г. Г. Юнкер высказал предположение о том,  что территория Куша совпадала с районом расселения народа культуры группы С, т. е. Куш занимал территорию между Эль-Кубание (15 км севернее Асуана) и Эрменне (25 км севернее Абу-Симбела) (Junker, 1925, с. 11). Таким образом, по мнению Г. Юнкера, население Куша относилось к народу культуры группы С (Junker, 1920, с. 17).

К. Зете, не занимаясь специально локализацией Куша, [29] лишь отметил, что Куш времени Среднего царства являлся только частью Нубии (Sethe, 1926, с. 33). Г. Штайндорф и Т. Севе-Сёдерберг согласились со взглядами Г. Юнкера (Säve-Söderbergh, 1941, с. 63). Ж. Познер в 50-е годы высказал мнение, согласно которому население Куша не имело ничего общего с народом культуры группы С. Ученый предложил иную локализацию Куша и Вавата, основываясь на тщательном анализе египетских текстов, обнаруженных начиная с 1920 г. Вават времени Среднего и Нового царств, как считал Ж.Познер, занимал территорию от первого до второго нильского порога,13) северная граница Куша проходила южнее Семны, южная его граница была севернее третьего порога (Posener, 1958б, с. 67). По его мнению, в районе Кермы в то время находилась страна Нам (Priese, 1974, с. 8, 40; Trigger, 1976, с. 65). А. Аркелл, пожалуй, первым высказал догадку, что Керма являлась резиденцией "правителей Куша" и именно с этим районом следует связывать раннюю локализацию царства Куш (Arkell, 1962, с. 72). Предположение Е. Циларца, что Куш еще до завоеваний Тутмоса III занимал огромную территорию, простиравшуюся от Кермы до шестого нильского порога (Zyhlarz, 1956, с. 22), не выдерживает критики (Priese, 1974, с. 15-17).

Раскопки, проводившиеся в 60-х годах на территории, которую во времена Среднего царства занимали Куш и Вават, еще раз подтвердили правильность мнения Ж. Познера о границах Вавата и показали отсутствие следов культуры С, носителями которой были жители Вавата, южнее района второго порога. Скорее всего центральной частью Вавата был район Вади-эль-Гиргави (южнее Короско), в ходе исследования которого в 60-х годах чехословацкой экспедицией было обнаружено много датированных эпохой XII династии, надписей о борьбе с Ваватом, граффити этого периода (Žaba, 1974, № 52, 73 и т.д.).

Мнение Ж. Познера о южной границе Куша в ходе раскопок было опровергнуто, она проходила значительно выше по течению Нила, к Кушу относился и район Кермы.

Таким образом, к концу Среднего царства Нубия делилась на две области — Куш и Вават, которые, в свою очередь, делились на более мелкие районы с центрами в крепостях.


9) При Сенусерте I были возведены крепости Бухен (Smith, 1976, с. 61), Иккур, Кубан (Emery, 1931, с. 71), возможно, в правление либо Сенусерта I, либо Аменемхета II, либо Сенусерта II, начато сооружение Анибы (Smith, 1966a, с. 228). Во времена правления Сенусерта III, обновившего крепости, построенные Сенусертом I, выросли такие укрепления, как Уронарти, Миргисса (Reisner, 1960, с. 21), возможно, Кумма, Семна (во всяком случае, последние были сооружены во времена XII династии) (Caminos, 1964, с. 82), Фарас (Griffith, 1921, с. 80), крепость на о-ве Аскут (Badawy, 1965, с. 127).

10) Весьма интересен вопрос об идентификации крепостей. Он стал разрабатываться с того момента, когда среди папирусов, найденных в 1895—1896 гг. Дж. Квибеллом в некрополе времени Среднего царства, ниже Рамессеума, был обнаружен сильно разрушенный свиток, на котором среди прочих названий сохранились наименования 14 крепостей Нижней Нубии. Составлен список был приблизительно во время XIII— XIV династий (Gardiner, 1947, т. 1, с. 6). [139]

Порядок перечисления городов и крепостей выдержан строго с юга на север: после перечисления крепостей следуют города Верхнего Египта, начиная с Элефантины.

А. Гардинер отметил в списке городов общую часть: крепости Нубии и города Верхнего Египта, расположенные на территории между Элефантиной и Силсилой, перечислены дважды: Силсила являлась естественной границей между Египтом и Нубией, на основании этого А. Гардинер сделал вывод, что Элефантина была скорее египетским поселением на нубийской территории, чем пограничным пунктом (Gardiner, 1916a, с. 186). Такие крупные ученые, как Л. Борхардт, Т. Севе-Сёдерберг, А. Гардинер, пытались определить места нахождения названных в списке крепостей; в основном их мнения, лишь с небольшими расхождениями, совпали (Borchardt, 1923, с. 25; Säve-Söderbergh, 1941, с. 81; Gardiner, 1916a):

D3ir...

крепость на юге от Семны

Sḫm (Ḫrp?) Ḫck3wrc, m3c ḫrw

Семна

Itnw-pdwt

Кумма

Ḫsf-iwnw(iwntjw)

Уронарти

Wcf-ḫ3swt

Шальфак

Dr-wtjw(wḥ3tjw?)

Миргисса

Ikn

Южный Бухен? по Борхардту — Дабнарти

Bwhn

Бухен

Inḳ-t3wj

Серра? по Борхардту — восточная Вади-Хальфа?

Ḫsf-md3jw

по Борхардту — Серра? по Севе-Сёдербергу — Фарас? по Гардинеру — крепость между Вади-Хальфой и Миамом

Mi3m

Аниба

B3kj

Кубан

Sn-mwt

по Борхардту — восточный Биге, по Севе-Сёдербергу — восточный Биге

3bw

Элефантина

Трудности вызывает чтение шестого по списку укрепления. Название Dr-wtjw А.Гардинер переводил как "Покорение жителей оазисов (?)", расценивая знаки wtjw как wḥctjw (Gardiner, 1916a, с. 189). Т. Севе-Сёдерберг согласился с этим предположением, идентифицируя крепость с Миргиссой (Säve-Söderbergh, 1941, с. 93). Очевидно, топоним действительно следует читать как Dr-wḥctjw. Маленькое сомнение вызывает лишь тот факт, что одно из имен фараона XIX (!) династии Сети I nbtj — имя звучало как Wcfw ḫ3swt Dr mntjw — "Покоритель чужеземных стран, изгнавший бедуинов". (Последний этноним был обозначением племен, живших на северо-востоке Египта (Wb. II, 98); к титулатуре фараона Сети I см. Budge, 1908, c. 161). Т. е. первая часть эпитета фараона совпадает с названием крепости Шальфак, а вторая, возможно, повторяет наш этноним. Безусловно, это могло быть простым совпадением, но есть доля вероятности, что титулатура фараона повторила названия укреплений, тем более что прочие nbtj — имена варьируют: "Покоритель девяти луков", "Защитник Египта". Тогда, возможно, название укрепления следует читать Dr tnntjw?

Названия двух последних крепостей в списке практически не сохранились, в последнее время в результате раскопок прибавились новые данные, позволяющие уточнить принятую локализацию. Так, раньше существование крепости, стоящей в списке первой, только предполагалось. Руины ее описал еще С. Кларк, но он их не датировал и не смог идентифицировать (Clark, 1916, с. 172). Г. Штайндорф, посетив в марте 1900 г. район второго порога, пожалуй, первым назвал эту крепость "южной" (Žabkar, 1975, с. 44). В 1957—1958 гг. Суданская служба древностей проводила раскопки, которые доказали существование здесь укрепления времени Среднего царства (Vercoutter, 1966, с. 130). (Раскопки и письменные источники свидетельствуют о том, что около этой крепости была построена дамба (там же, с. 134-135).

Находки Л. Жабкара в районе крепости, сделанные в ходе раскопок 1966—1968 гг., позволили сопоставить ее с первым по списку укреплением и полностью восстановить название: оно сохранилось на оттисках печатей — D3ir Stj (Žabkar, 1972, с. 89-90; Žabkar, 1975, ил. 1-4). Термин сопровождался в нескольких случаях детерминативом чужеземной страны — ḫ3st, что позволяло перевести его как "Покоритель страны Stj" или "Покоритель stjw — нубийцев"; таким образом, уже в период Среднего царства подобные названия могли быть как этнонимами, так и топонимами (Žabkar, 1975, с. 43-44). Подтвердили этот вывод надписи на оттисках печатей, найденных при раскопках Серры восточной, где египетское название крепости — Ḫsf-md3jw выписано с детерминативом ḫ3swt или вообще без детерминатива (Knudstadt, 1966, с. 175, ил. 1а, в), хотя в древнем списке крепостей этот же термин уточняется детерминативом А 1, мн. ч. (по А. Гардинеру).

Дополнительные сведения о названии крепости, рассеявшие всякие сомнения, были получены в ходе дальнейшего изучения найденных оттисков. Некоторые из них прямо называют крепость южным укреплением mnw rsj D3ir Stj — "Южная крепость. Покоритель страны Stj" (Žabkar, 1975, с. 42, ил. 3, 4).

Под "Покорителем" подразумевался, очевидно, определенный фараон. Так, еще К. Зете отмечал, что названия всех крепостей в районе второго порога, кроме Икена и Бухена и за исключением западной Семны, название которой включало имя Сенусерта I, состояли из двух элементов: Itnw-pdwt; Ḫsf-iwnw; Wcf-ḫ3wt; Dr-wtjw; Ink-t3wj; Ḫsf-md3jw. По мнению К. Зете, первоначально они включали имена их основателей, например "Сенусерт, который отразил маджаев".

Выводы К. Зете послужили основанием для предположения Л. Жабкара о полном названии южной Семны, которое, вероятно, выписывалось как D3jr Stj Sn-wsrt; в повседневной жизни, однако, пользовались сокращенным вариантом (Žabkar, 1972, с. 89-90). Так, краткое название крепости было обнаружено на маленьких, очевидно личных, печатях, в отличие от надписей на больших, официальных печатях крепости или ее управлений. Оба рода печатей при раскопках встречались в одних и тех же слоях, т.е. находились в употреблении одновременно, но с разными целями: обычно поверх печатей с полным названием крепости накладывалась личная печать чиновника, ответственного за отдельное управление, личные печати с кратким названием крепости не нуждались в дополнительных (Žabkar, 1975, с. 44).

Крепость южная Семна вместе с западной и восточной Семной составляли единую фортификационную систему в области второго порога. Прилагательное "южный" употреблялось египтянами как обозначение наиболее южной из крепостей.

Решенным можно считать сейчас вопрос идентификации Икена (ikn впервые упоминается на пограничной стеле Сенусерта III (LD II, 1361) — седьмого по списку укрепления — с Миргиссой.

До середины 60-х годов эту крепость пробовали идентифицировать с местечком Кор. На развалины укрепления Кор обратил внимание еще в 1899 г. С. Кларк во время исследования крепостей в районе второго порога (Clark, 1916, с. 163). Впервые гипотезу о том, что Кор может быть крепостью Икен, высказал Г. Райзнер (Reisner, 1923, ч. VI, с. 549). Т. Севе-Сёдерберг (Säve-Söderbergh, 1941, с. 93-94) отказался от попытки решения вопроса до появления дополнительных данных.

С 1953 г. в Коре проводила раскопки Французская археологическая миссия во главе с профессором Ж. Веркутте.

В ходе раскопок были освобождены три линии укреплений, кварталы внутреннего и внешнего городов и т.д. Ж. Веркутте нашел оттиск печати, относившейся ко времени XIII династии (Vercoutter, 1955, с. 14). Х. Смит, принимавший участие в раскопках 1965 г. (Egypt Ехploration, London), обнаружил остатки строений, которые были датированы Средним царством, массу керамики Среднего царства (Smith, 1966а, с. 220-221). Эти находки и сравнение крепости с Анибой, Бухеном, Кубаном с точки зрения методов фортификационного строительства позволили датировать ее временем Среднего царства.

В ходе раскопок Ж. Веркутте была выдвинута предварительная гипотеза, согласно которой название "Икен" охватывало укрепленный город Кор и крепость на о-ве Майанарти (Vercoutter, 1955, с. 18-19). Но она была поставлена под сомнение в ходе археологических работ, проводимых на о-ве Майанарти, где никаких памятников Среднего царства не было обнаружено, хотя и возможность датировки этим периодом не может быть полностью отброшена (Adams, 1964, с. 239).

В 1963 г. профессор Ж. Веркутте окончательно отказался от своего первоначального мнения, причиной этому была находка стелы, посвященной Хатхор, в Миргиссе, где также велись раскопки под его руководством (Vercoutter, 1965, с. 66). На стеле был высечен эпитет Хатхор — "госпожа Iwk3n3", а в ходе дальнейших раскопок в крепости было освобождено от песка святилище Хатхор времени Среднего царства (Vercoutter, 1965, с. 64), что окончательно решило вопрос о египетском названии Миргиссы — Икен.

Кроме того, заслуживают внимания доводы Х. Смита, приводимые им против идентификации Икена с Кором (Smith, 1955, с. 231-232). Многие древние названия крепостей сохранились в искаженном виде вплоть до Птолемеев, поэтому определенный интерес вызывает попытка К.-X. Призе на основании вычисления расстояний между некоторыми городами Нильской долины, названия которых упоминаются у Плиния (Nat. Hist., VI.184-185), ссылавшегося на отчет римской экспедиции, посланной императором Нероном к Нилу, идентифицировать некоторые из них (Priese, 1975, с. 123-124). Однако решение одной проблемы незамедлительно поставило две новые:

1. Крепость Dr-wtjw (?) осталась нелокализованной (см. Gardiner, 1947, I, с. 10; 2, 226);

2. Кор — неидентифицированным.

В отношении последнего Х. Смит сделал интересное наблюдение: для Иккура, находившегося против крепости Кубан, нет названия в списке крепостей, скорее всего оно совпадало с названием Кубана — Баки (Smith, 1966а, с. 230). Тогда и Кор мог называться Бухеном. И действительно, с конца II переходного периода часто в надписях топоним "Бухен" выписывался в двойственном числе: (Smith, 1976, с. 90), т.е. название могло относиться к двум крепостям: Бухену и Кору.

В 1963—1964 гг. в результате раскопок, проводимых Чикагским институтом в восточной Серре, были обнаружены следы построек времени Среднего царства, например дверная балка-притолока с картушем Сенусерта III, а также масса керамики Среднего царства (Knudstadt, 1966, с. 172-173, 174-175).

На оттисках печатей, датированных этим же периодом и обнаруженных в окрестностях крепости, сохранилось название Ḫsf-md3jw: "печать крепости Ḫsf-md3jw", "печать житниц крепости Ḫsf-md3jw" (Knudstadt, 1966, ил. Iа, b). Эти находки позволяли идентифицировать крепость с восточной Серрой.

Здесь же была найдена и печать с названием крепости Inḳ-t3wj. В этом топониме Т. Севе-Сёдерберг усматривал древнее название Серры (Säve-Söderbergh, 1941, с. 81, 85-86). Но для окончательной локализации последней требуются дополнительные данные.

Укрепление в Каср-Ибриме в римское время называлось, очевидно, Примисом (Caminos, 1968, с. 4); в 1966 г. Дж. Пламлей откопал там стелу с географическим названием Phrim.

11) Х. Смит высказывал предположение о том, что поход Сенусерта I на 18-м году правления, о котором мы узнаем из бухенской стелы "начальника войска" Ментухетепа, был совершен против народов, населявших территорию, расположенную южнее Бухена (Smith, 1976, c. 62).

12) На территории Нубии по-прежнему существовали племенные объединения, во главе которых, как и в эпоху Древнего царства, стояли местные вожди — ḥḳ3w (этот термин применительно к вождям нубийских земель встречается во многих документах эпохи Среднего царства (Sethe, 1926, с. 33-34 и др.; Urk. VII, 2)); племенные объединения были непрочными. Названия земель, известные нам с эпохи Древнего царства, либо исчезли, либо частично сохранились во вновь появившихся. Так, в эпоху Среднего царства не встречается, например, название страны Нам, однако Е. Эдель подметил, что названия двух нелокализованных нубийских местностей I3m-n-cs (Sethe, 1926, с. 39) и I3m-wtn (?) могли быть связаны с Иамом (Edel, 1955, с. 67). Названия многих земель — Убатес, Аушек, Шаат и т.д. — появляются только в период Среднего царства (Sethe, 1926, с. 33, 34, 37). Определенно локализована среди названных земель лишь Шаат, она находилась на о-ве Саи (Vercoutter, 1958, с. 147).

К. Зете считал, что впервые название "Куш" упоминалось на "черепках проклятий", поскольку он датировал их приблизительно временем XI династии (Sethe, 1926, с. 18, 33). Однако эта датировка была необоснованной (к датировке "черепков проклятий" см. Мещерский, 1929, с. 255). Впервые, судя по имеющимся данным, Куш упомянут на надписи номарха Амени (XII династия) (Urk. VII, 14).

13) Миргисса во II переходный период находилась скорее всего на территории Вавата. На стеле IM.902 из Миргиссы упомянуты "Монту, владыка Икена" и "боги, находящиеся в Вавате" (Vercoutter, 1970, с. 184, ил. 6).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Тимофеев.
Бируни

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X