Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Ершова.   Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка

Как хоронили своих покойников жители южных Анд?

   Для реконструкции представлений о жизни и смерти того или иного народа важно знать, как хоронили всех, а не только крупных начальников. Хотя и существует одно любопытное правило: начальников хоронят в соответствии с современной идеологической моделью (или намеренно и пышно архаизированной), а простой народ – по старым, весьма скромным правилам и обычаям.

   Исследования, проведенные в южном высокогорье андского региона позднего промежуточного периода (1000–1470 гг.), позволяют наблюдать, как постепенно менялась идеология в древнем Перу накануне возникновения инкской империи. На протяжении нескольких столетий происходила все большая интеграция в среде земледельцев и охотников, что постепенно приводило к возникновению новых, более сложных поселенческих моделей. Так исподволь закладывались предпосылки возникновения государства. Но происходившие религиозно-идеологические изменения находили свое отражение прежде всего в ритуальных действиях, анализ которых становится доступным современным исследователям.

   Итак, обратимся к материалам погребальных практик, сама неоднородность которых указывает на изменения, происходившие в древних перуанских обществах.

   Во-первых, практиковалось заделывание боковых и лицевой частей ниши в скале специальной стеной для создания неправильного помещения, 1–1,5 м длиной и 1–1,2 м высотой.

   Во-вторых, строились подземные цилиндрические шахты, которые выкладывались камнем. Размеры таких шахт составляли 1 м в глубину и 60–80 см в диаметре.

   Третий тип – это одноэтажная надгрунтовая постройка, обычно квадратная или прямоугольная по форме, размерами боковой грани 1–2,5 м, высотой 1–1,3 м.

   Было подмечено, что погребения первого и второго типов – прискальные и подземные – встречаются только в изолированных кладбищах на значительном удалении от поселения. Большинство же надгрунтовых погребений оказались размещенными внутри поселений. Зарегистрировано всего лишь два исключения: большой компактный комплекс изолированных могильников в юго-западной части региона и меньший комплекс аналогичного типа в северо-западной части.

   В большинстве поселений этого периода встречаются надгрунтовые могилы, выглядящие как самостоятельные отдельные сооружения или же располагающиеся небольшими группами по две-четыре могилы.

   Некоторые индивидуальные погребения примыкают к внешней стороне жилища. Иногда могилы расположены рядами, включающими до 15 захоронений, которые могут как примыкать к постройке, так и находиться на некотором удалении.

   Некоторые могилы расположены вдоль защитной стены – как с внутренней, так и с внешней стороны. Эти связанные с поселением могилы, по всей видимости, отражают общинную модель погребального обряда.

   Все прискальные могилы (тип 1) концентрируются в отдельных кладбищах, располагавшихся в горах на достаточном удалении от хозяйственной земледельческой зоны. Так, на высоте около 3400 м и на удалении по горизонтали на расстояние почти в 3 км от поселения был обследован могильник из 8–10 комплексов, включавший в целом несколько десятков индивидуальных могил.

   Шахтовые погребения (тип 2) также располагались на территории удаленного (на 5 км по горизонтали) от скотоводческого поселения могильника, на высоте 4300 м, и объединялись группами в десять погребений. Общее число погребений составляло около 100. Подобные могильники встречаются и значительно меньших размеров.

   Присутствие трех различных моделей погребения может объясняться как разным этническим составом обитателей, так и их принадлежностью к разным кланам или социальным группам.

   К западу и востоку от Куско выделены территории, на которых встречаются как бы зеркальные типы погребений: надгрунтовые погребения в башнях и подземные шахтовые могилы, что свидетельствует об одновременном существовании разных обрядовых комплексов вне зоны, где господствовала единая форма погребальных представлений.

   Таким образом, археологи пришли к выводам о том, что различия в погребальном обряде определялись, с одной стороны, типом хозяйственной деятельности (земледельцы и пастухи), а с другой – определенным социальным статусом (внутри и вне поселения).





   Илл. 99. Террасы для возделывания картофеля и прочих культур в древнем Перу приспосабливались к особенностям горного рельефа. В результате эти сельскохозяйственные угодья принимали причудливый вид вкручивающейся в землю огромной спирали

загрузка...
Другие книги по данной тематике

У. М.Уотт, П.Какиа.
Мусульманская Испания

Константин Рыжов.
100 великих библейских персонажей

Елена Кочемировская.
10 гениев, изменивших мир

Джон Террейн.
Великая война. Первая мировая – предпосылки и развитие

Сергей Тепляков.
Век Наполеона. Реконструкция эпохи
e-mail: historylib@yandex.ru