Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Галина Ершова.   Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка

Заключение

   Мы подошли к концу нашего путешествия по Новому Свету – от Аляски до Огненной Земли, правда, пока оставив «на потом» центральную часть Американского континента. Географически суровая жизнь приполярных зон крайнего юга и севера по мере «зеркального» продвижения к экватору сменяется все более богатым хозяйственным и культурным разнообразием и, вместе с тем, все ярче проявляется стремление к формированию крупных общественных объединений. С точки зрения развития общества это движение выглядит как постепенный переход от разрозненных полукочевых племен к оседлым общинам, а затем к государственным образованиям и даже «империям». Экстремальные климатические условия выживания человеческого коллектива не позволяют (без внешней поддержки) этому коллективу развиваться дальше, как это происходит с жителями Аляски или Огненной Земли. Точно так же стагнация общественного развития наблюдается и в условиях максимального экологического комфорта, который в недостаточной степени стимулирует поисковую активность человека, позволяя ему обходиться минимумом. Подобными условиями, например, «удружили» американским аборигенам на юге амазонская сельва, а на севере – калифорнийский рай.

   Еще несколько лет назад Северная и Южная Америки казались полностью независимыми историческими регионами, связь которых выстраивалась лишь теоретически, следуя схеме заселения континента. Сложившаяся сегодня благодаря работам археологов ситуация отражает новую реальность: уходит в прошлое непререкаемость штампов определения наиболее «ранних культур» Америки, к которым относились Сандия, Кловис и Фолсом. Одноименные типы наконечников обнаружены и в Южной Америке, а их датировки ничуть не позже североамериканских. Любопытно, но многим «старым» археологам кажется невозможным подобный пересмотр «основ» – и они до последнего упорствуют в признании открытий своих коллег. Столь же болезненно воспринимаются кое-кем и датировки древней чилийской культуры Монте-Верде. Причем любимым аргументом – вопреки всякой логике – становится «несовершенство радиоуглеродного анализа» и прочих современных методов исследования.

   Впрочем, традиция в науке порою охраняется членами сообщества несмотря на всю очевидность ее морального устарения. Данное замечание, в частности, в полной мере применимо к таким принятым в археологии понятиям, как «эпоха бронзы» или «эпоха железа», которые и вовсе неизвестны на Американском континенте. Тем не менее, без этих металлов возникал соответствующий тип хозяйства, развивались культуры, более того, создавались целые цивилизации, ничуть не уступавшие своим историческим аналогам, существовавшим в Старом Свете. И это не означает, что индейцы не догадывались о существовании металлов – напротив, они умели их добывать и обрабатывать. Но использовали их в основном для изготовления предметов роскоши и украшений. Хозяйственные и военные задачи успешно решались иными способами. Правда, только до столкновения с более высокими технологиями, которыми обладали появившиеся на континенте в XV веке европейцы.

   Как бы то ни было, история Американского континента вместе с историей изучения этого огромного региона лишний раз подтверждает чью-то замечательную мысль о том, что жизнь всегда богаче схем. Очень часто мы предполагаем и думаем одно, а на деле получается совсем иначе. Мы строим умозрительные схемы, которые затем опровергаются новыми фактами и открытиями. И в подобных случаях, как мне кажется, всегда важно быть открытым для новой информации, которую, тем не менее, следует принимать окончательно лишь при наличии определенной системы доказательств.

   С другой стороны, американский материал лишний раз доказывает, что характер человеческой деятельности и ее материальных признаков на самых ранних этапах развития человеческого коллектива, начиная с палеолита, практически универсален во всем мире. Это изготовление однотипных каменных орудий, строительство жилищ, способы хозяйствования и т. д. Некоторое разнообразие отмечается в периоде, который археологи называют неолитом, когда возникают культурные региональные особенности, закладываются основы так называемых «цивилизаций древнего мира». Ранние государства уже отчетливо демонстрируют стойкий национальный и культурный колорит. Однако при возникновении крупных государственных образований начинается как бы обратный процесс обязательной «культурной и информационной унификации» – основы того, что сейчас ощущается все отчетливее и что стало принято называть «глобализацией».

   Вплоть до последних лет сходство элементов культуры у разных, порой весьма удаленных друг от друга этносов, как известно, объяснялось чем угодно: генетическим родством, культурным заимствованием вследствие длительных контактов или территориальной близости, ассимиляцией и даже культуртрегерством. Открытие для изучения истории развития Американского континента, имевшего в целом независимое от Старого Света цивилизационное развитие, убедительно показывает, что человечество упрямо идет по единому пути прогресса, выполняя некую единую «высшую» программу. И все ранее перечисленные факторы являются не чем иным как всего лишь частными формами выполнения локальных задач этой грандиозной космической программы. Проще говоря, можно утверждать, что если бы в XV веке Старый Свет по какой-либо причине исчез с лица Земли, американские индейцы, возможно чуть позже, но обязательно дошли бы до современного уровня прогресса самостоятельно. Шеф, давая интервью для фильма, который снимала о нем в США и Мексике Бешеная Дакотка, заметил: «В обществах, находившихся на одном уровне развития, делались одинаковые наблюдения – как в цивилизациях Старого Света, так и в Новом Свете. Или, например, на Курильских островах, которые вроде бы изолированы от остального мира. А на самом деле там происходило все то же самое: айны наблюдали за луной и солнцем так же, как это делалось у нас в Старом Свете. Раз уж появляются где ученые, то они во всем мире одинаковые – будь то Старый Свет, будь то Новый, или где-нибудь еще посредине. Им без разницы. Они просто выполняют свою работу».

   Именно таким ученым, всю жизнь «просто» стремившимся к постижению законов развития человеческой цивилизации, был и он сам – великий американист Юрий Валентинович Кнорозов. В следующей книге, посвященной Мезоамерике, будет подробно рассказано и о его выдающемся научном подвиге – дешифровке письма майя.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Сабатино Москати.
Древние семитские цивилизации

Майкл Шапиро.
100 великих евреев

Игорь Мусский.
100 великих зарубежных фильмов

Джеффри Бибб.
Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса
e-mail: historylib@yandex.ru