Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат об исламских молитвах и связанных с ними обрядах

Признание Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада — самые первые, основные положения Шариата. В тесной связи с ними находятся четыре практических требования, которые должны выполняться мусульманами неукоснительно: намаз, салат (молитва); ураза, саум (пост), закят (милостыня, имущественные отчисления на бедных и неимущих) и хаджж (паломничество в Мекку). Далее речь пойдет о молитве и связанных с ней ритуалах. Известная кораническая формула «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» внедряется в сердца и души мусульман исполнением различных молитвенных обрядов и ритуалов. Самое важное место в практической жизни мусульманина занимает намаз (молитва). «Молитва — опора веры, — говорил Пророк Мухаммад, — и, клянусь Аллахом, не достигнет мое благословение того человека, который считает молитву бесполезной и отклоняется от ее выполнения... Кто выполняет ее, есть защитник веры, а кто не выполняет, есть разрушитель веры»11.

Перед ежедневной пятикратной молитвой обязателен азан — призыв к молитве. Каждый день пять раз он напоминает верующим об их долге перед Богом. Ни один обряд Ислама не укрепляет на практике так сильно веру в Аллаха, как намаз. Мусульманские богословы утверждают, что соблюдение отправления мусульманских молитв охраняет и оберегает верующего от злости, бесстыдства, приобщает его к доброте и справедливости. «Читай им то, что открыто тебе из Писания, и выстаивай молитву: ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите», — говорится в Коране (29:44).

В другой суре Корана указывается на количество молитв, которые должны совершать верующие в течение суток: «Выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих» (11:116).

Перевод смыслов Корана, цитируемый нами, принадлежит академику И. Крачковскому. Следует отметить, однако, что и сам текст, и комментарии к нему оставляют открытым вопрос о количестве молитв в течение суток. Вместе с тем, у западных исламоведов существует сомнение по поводу пятикратной молитвы. Попытаемся прояснить этот вопрос.

Известный индийский мусульманский богослов Хасан Девбенди, делавший смысловой перевод Корана на персидский язык и сопровождавший его комментарием для афганского короля Мухаммеда Захир-шаха, считал, что коранические слова «та-рафи ан-нахар» и «зулфан жин алъ-лейлы» («в обоих концах дня и часть ночных») подразумевают в раннем Исламе трехкратную молитву, ставшую впоследствии пятикратной12.

Как отмечают комментаторы Корана, молитвы распределены в течение суток следующим образом: три из них совершаются до восхода солнца и после заката, две — полуденная и послеполуденная — выполняются в светлое дневное время.

По утверждению мусульманских богословов и медиков, мусульманские молитвы, кроме несомненной духовной пользы, имеют еще и оздоровительное, и дисциплинирующее значение. Привычка вставать в определенное время, совершать ритуальное омовение и пятикратную в течение суток молитву, которая предполагает различные телодвижения, помогает мусульманам сохранять бодрость. Строгим соблюдением шариатских норм молитвы верующий воспитывает в себе дисциплинированность и чистоплотность. Время, посвященное молитве, — это часы, минуты, отдаляющие и уводящие человека от проявления дурных наклонностей, от алкоголизма, азартных игр; молитва напоминает человеку о Боге, помогает сохранению нравственной чистоты и укреплению семьи. Вера в Бога, исполнение молитвы способствуют законопослушанию, вера несовместима с жестокостью, падением нравов, многими другими негативными явлениями в обществе.

Мусульманские источники указывают, что Пророк Мухаммад лично показывал положительные примеры, стремился участвовать в общественной молитве, в качестве имама (предстоятеля) возглавлял церемонию обряда молитвы. Когда случалось, что он бывал болен, он поручал это своим сподвижникам. Рассказывают, что однажды он попросил ближайшего сподвижника Абу Бакра, отца своей жены Айши, возглавить молитвенный обряд в мечети, но, почувствовав себя чуть лучше, отправился в мечеть и вместе с другими молящимися провел намаз13.

Пророк Мухаммад говорил, имея в виду молитву, что «помощь Аллаха достигает общество, которое собралось к доброму делу». Мусульмане, которые совершают молитвы, выполняют свой долг перед Аллахом.

Шариат требует, чтобы верующие аккуратно выполняли не только обязательные молитвы, но и дополнительные, ибо любая молитва в Исламе — это служение Богу и его посланнику. Мухаммад передал слова Аллаха: «Мой самый любимый раб (мусульманин) приблизится ко мне через нафиле-намаз»14, т. е. дополнительный намаз. Дополнительные молитвы в Исламе нередко способствуют выполнению социальных функций в обществе. Так, например, если состоятельный человек не имеет возможности исполнять дополнительные молитвы из-за болезни, занятости или по иным уважительным причинам, он может оказать материальную помощь бедному, голодному, бездомному, другим нуждающимся, и каждый такой его поступок будет оцениваться Шариатом выше дополнительных молитв.

Кроме обязательного ежедневного пятикратного намаза есть и другие обязательные молитвы. В зависимости от мазхаба, мусульманские ученые указывают следующие виды обязательных молитв:

- повседневная пятикратная (утренняя, полуденная, вечерняя, предвечерняя, после захода солнца);

- молитва по покойнику;

- молитва ритуального обхода вокруг Каабы во время великого и малого хаджжа в Мекку;

- молитва аят (по случаю затмения Солнца, Луны, а также землетрясения и других природных бедствий);

- молитвы када (пропущенные ежедневные намазы), которые должны быть восполнены либо самим человеком, либо его детьми;

- молитвы по найму, по клятве и по обету15. Указываются еще две обязательные молитвы: джума-намаз — молитва по пятницам в соборных мечетях и праздничные молитвы (по случаю Курбан-байрама — жертвоприношения и Ураза-байрама — разговения по случаю окончания мусульманского поста в месяц рамадан)16.

Когда была установлена обязательность пятикратного намаза?



Источники свидетельствуют, что обязательность пятикратного намаза был установлена по велению Бога за полтора года до хиджры (т. е. до 622 г. — переселения Пророка Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину), в ночь Ми'раджа (вознесение Пророка Мухаммада на небо) и через 11 лет после начала его пророческой миссии17.

По Шариату, три условия обязывают человека совершать молитву: он должен быть мусульманином, взрослым, находиться в здравом уме. Источниками, обязывающими совершать молитву, являются: книга Аллаха — Коран; Сунна Пророка Мухаммада; иджма (согласованное мнение авторитетных богословов) .

Шариат установил две формы молитвы для мусульман: фуради (одиночная молитва) и джама'ат (общественная молитва). Как правило, молитва фуради совершается в уединенном месте. Подавляющее большинство женщин не посещают мечеть и совершают одиночную молитву. Шариат отдает предпочтение общественной молитве. Он требует, например, чтобы человек, совершающий одиночную молитву, если началась общественная молитва, прервал бы первую и подключился ко второй.

Исламская молитва разделяется на два вида. Первый не имеет элементов поясного поклона и падения ниц, второй включает в себя эти элементы. Бывают случаи, когда какая-либо часть отсутствует: так, например, погребальный намаз джаназа не имеет поясных и земных поклонов.

Ритуальная чистота и омовение



В книгах по Шариату описанию обряда мусульманской молитвы обычно предшествует описание ритуального омовения, поскольку без ритуальной чистоты молитва считается недействительной. При отсутствии ритуальной чистоты малое омовение (вуду) требуется совершить в следующих случаях:

- в связи с молитвой;

- во время паломничества (обход вокруг Каабы);

- если человек дал клятву совершить омовение;

- в случае обета телом коснуться Корана и

- (в джа'фаритском мазхабе) ритуальное омовение совершается (над ними), если Коран, или лист из Корана, или бумага, на которой написаны имя Бога, или Пророка Мухаммада, или двенадцати имамов, упали в грязное место.

Если Коран переведен с арабского на другой язык и напечатан не арабской графикой, Шариат допускает прикосновение к такому Корану без совершения обряда омовения. Это доказывает, что Священным является лишь Коран на арабском языке, в арабской графике.

Полное омовение (гусль) Шариат установил в следующих случаях:

- после полового сношения;

- после менструации;

- после родов.

После совершения полного омовения человек считается находящимся в состоянии ритуальной чистоты, и дополнительного малого омовения для молитвы или т. п. ему совершать не нужно.

В джа'фаритском мазхабе омовение требуется еще в следующих случаях:

- прикосновения к трупу;

- омовение трупа;

- омовение при даче клятвы и обета.

Шариат требует от верующих строгого соблюдения правил ритуального омовения. Оно осуществляется двумя способами: водой и песком.

Омовение водой бывает двух основных видов:

- полное омовение гуслъ, при котором следует смочить все тело;

- малое омовение вуду, при котором в определенной последовательности омываются некоторые части тела.

Условия ритуального омовения водой по Шариату следующие. Вода, которая предназначена для омовения, должна быть чистой и неукраденной. Запрещается использовать для омовения воду, которая содержится в золотой или серебряной посуде. Прежде чем приступить к омовению, Шариат требует совершить туалет, если в этом есть нужда. Если человек после омовения помочился, то он может совершать молитву только после вторичного омовения. Если у верующего во время молитвы возникло сомнение в том, правильно ли он совершил омовение, молитва его считается недействительной и он должен прервать ее. С другой стороны, если после совершения омовения у человека появились сомнения, нарушилось его омовение или нет, следует считать, что его омовение не нарушилось.

Шариат установил строгий порядок совершения омовения, нарушение которого делает этот ритуал недействительным. Порядок полного омовения (гуслъ) таков: сначала моют интимные части тела, затем голову и шею, затем правый и левый бока тела и т. д. При малом омовении (вуду) сначала моют руки, затем лицо, затем предплечья до локтя, затем смачивают лоб и ноги (поглаживают их мокрой рукой), причем лицо смачивают ото лба вниз, к подбородку; что касается ног — сначала поглаживают пальцы, а затем всю ступню (согласно четырем суннитским мазхабам, ноги следует не смочить, а вымыть). Омовение ног без снятия обуви и чулок недействительно, но возможно в случае сильного мороза или опасения, что могут украсть обувь или насекомые могут ужалить открытую ногу.

Ритуальное омовение можно сопровождать чтением определенных молитв, различных для каждой части тела, что одухотворяет исполнение обряда и требует от верующего знания всех этих молитв. Так, перед началом омовения человек, обратив свой взор в воду, может сказать: «Во имя Бога, клянусь Богу, слава Богу, который сделал воду чистой и не сделал грязной»; затем, прежде чем начать мыть руки: «О Бог, прими меня в число кающихся и в число очищенных»; когда полощет рот: «О Бог, будь моим свидетелем в день встречи с Тобой. Приучи мой язык к поминанию Тебя»; когда очищает ноздри: «О Бог, не запрещай мне райский ветер, прими меня в число тех, кто чувствует запах райского ветра, его дух и красоту»; когда моет лицо: «О Бог, сделай мое лицо светлым»; когда моет правую руку: «О Бог, представь мне Книгу мою справа и вечность в раю слева»; при мытье левой руки: «Бог мой, не передавай мне Книгу мою с левой стороны или из-за спины и не сделай ее связанной с моей шеей. Прибегаю к Тебе от огня (ада)»; когда мокрой рукой поглаживает голову: «О Бог, не откажи мне в Твоей милости, благословении, прими мое покаяние», а когда моет ноги: «О Бог, укрепи мои ноги, когда путь становится скользким, сделай мое стремление угодным Тебе, О обладатель богатства и щедрости!»18.

Шариат требует вовремя начинать омовение, чтобы успеть к молитве. Омовение считается недействительным, если омытые лицо и руки успевают высохнуть до омовения ног. Части тела, которые подлежат омовению, следует мыть по порядку так, чтобы они все были мокрыми.

Шариат устанавливает особые правила ритуального омовения для людей, имеющих телесные повреждения и раны. Такое омовение называется джабрийа (вынужденное). Так, если человек имеет на руке рану, которой во время омовения может повредить вода, он должен снять повязку и помыть место вокруг раны. Если и этого еще делать нельзя, Шариат требует, чтобы повязка была заменена, после чего мокрой рукой надо поглаживать ее поверхность; если и это противопоказано, следует совершить омовение песком.

Ритуальное омовение песком — очень древняя традиция жителей пустыни, где не всегда можно достать воду. Омовение песком называется тайаммум. Здесь мы имеем дело также с древней народной медициной. Накаленный горячий песок имеет свойство убивать микробы, он очень удобен для удаления пятен с одежды и всякой грязи. Для такого омовения используют песок, землю, глину и т. д. В джа'фаритском мазхабе допускает также омовение алебастром и известью, но только некалеными.

Ритуальное омовение делают недействительными следующие обстоятельства:

- мочеиспускание;

- выход воздуха из кишечника;

- сон;

- испражнение;

- состояние невменяемости (сумасшествие, опьянение, склероз);

- менструация;

- половое сношение19.

Требования и условия молитвы



Шариат требует строгого соблюдения условий молитвы: начинать ее следует лишь после соответствующей подготовки. Необходимо соблюдать следующие условия:

- быть в состоянии ритуальной чистоты — тахарат;

- одежда молящегося и место, где совершается молитва, должны быть чистыми;

- при выборе места, где будет совершена молитва, необходимо удостовериться, что не возникнет никаких препятствий для выполнения ритуала;

- молящийся должен тщательно прикрывать срамные части тела;

- молящийся должен стоять лицом в сторону Мекки — к кибле;

- молящийся должен твердо знать время наступления молитвы;

- молящийся должен иметь убеждение, что молитва совершается во имя Аллаха;

- молящийся должен знать, что молитва содержит элементы поясного поклона и падения ниц;

- молящийся должен направить свои колени в сторону Мекки;

- молящийся должен помнить, что падению ниц предшествует поясной поклон;

- после первого земного поклона следует сесть и затем вновь совершить земной поклон;

- в конце молитвы молящийся должен привести себя в сидячее положение;

- молящийся должен помнить количество рак'атов (циклов поясных и земных поклонов);

- человек, который имеет намерение совершить молитву вместе с другими в доме Аллаха — мечети, минимум за два часа должен отказаться от чеснока, лука и иных продуктов, создающих неприятный запах, который может причинить неудобство молящимся20.

Молитва — одна из пяти главных обязанностей мусульманина. Каноны Ислама уделяют большое внимание выполнению молитвы. Есть хадис, примерный смысл которого: «Насколько тело человека, который в течение суток пять раз будет купаться, будет чистым от грязи, и настолько сам человек, совершающий пятикратный намаз, будет чист от грехов».

Законы Шариата требуют, чтобы верующие не допускали оплошностей при выполнении молитвенных обрядов. Когда человек встает на молитву, он должен сознавать, что находится перед Богом, ощущать себя перед Ним покорным и смиренным. Ничто не должно отвлекать его от молитвы. Мусульманская традиция гласит, что однажды во время молитвы у халифа Али из ноги вытащили стрелу и он даже не обратил на это внимания, продолжая молитву.

Шариат требует от мусульманина перед началом молитвы отключиться от всего. Он должен приступить к молитве, отбросив эгоизм, зависть, сплетни, должен остерегаться запретной пищи и питья, воздерживаться от греховных поступков.

О повседневной пятикратной молитве у исследователей-востоковедов существуют различные мнения. Некоторые предполагают, что сначала она была только трехкратной, но это суждение не подкреплено какими-либо источниками. Шариат (все пять мазхабов) признает только пятикратную молитву. Это подтверждается также хадисами. В одном из хадисов рассказывается, что архангел Джабраил (Гавриил) спускался на землю пять раз в один день, чтобы сотворить обрядовую молитву в присутствии Мухаммада, который следовал его примеру.

Шариат предписывает мусульманам приносить в промежутке между пятикратной молитвой еще дополнительные, так называемые желательные, одобряемые молитвы — нафила и гафила. Эти молитвы не входят в число обязательных. Шариат советует: если вы свободны, займитесь молитвой.

Шариат установил строгий порядок совершения молитвы. Мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей. Это:

1. Нийят — намерение молитвы.

2. Стояние.

3. Такбир — произнесение фразы «Аллах велик!»

4. Руку — поясной поклон.

5. Суджуд — земные поклоны.

6. Кираат — чтение Корана.

7. Зикр — упоминание и повторение имени Бога.

8. Свидетельство веры — произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха».

9. Салам — приветствие.

10. Тартиб — порядок (молитвы).

11. Мувалат — непрерывность частей молитвы. Первый раздел молитвы — нийят — состоит в том, что молящийся обязательно должен определить свое намерение совершить молитву во имя единого Бога.

Мусульманское право требует при совершении обязательных молитв определить рукны (столпы, основы молитвы), т. е. те части молитвы, которые нельзя изменить, сократить или удлинить. Рукнов пять:

1. Нийят — намерение.

2. Слова «Аллах велик!», которые произносятся стоя.

3.Стояние перед коленопреклонением.

4. Поясной поклон.

5. Двойной земной поклон.

Все молитвы в Исламе начинаются с такбира — произнесения слов «Аллах акбар» (Аллах велик!). Верующий должен произносить их четко, негромко и только на арабском языке. В случае если молящийся — глухонемой, Шариат требует от него особого знака, означающего, что он произносит эти слова; желательно также, чтобы язык его при этом шевелился.

Громко читать молитву запрещается. Шариат рекомендует женщинам читать молитву шепотом, так, чтобы посторонние мужчины не слышали их голос. Шариат требует также знания верующими наизусть определенных молитв. Разрешается читать молитву по книге и по бумаге лишь отдельным лицам, которые не могут вспомнить наизусть суры Корана. Верующие не должны забывать во время молитвы благословлять Мухаммада и его семейство и просить Бога о благословении его.

Общественная молитва



В системе общественной молитвы в мечети и других молельных помещениях особое место занимает подражание (таклид) имаму. Просто находиться в мечети и молиться — еще не значит участвовать в общественной молитве. Шариат строго требует, чтобы верующие во время общественной молитвы в мечети, подражая имаму, не отставали от него и не опережали его во время выполнения элементов молитвы, иначе ритмичные движения и общее ритмичное звучание молитвы будут нарушены. В одном изречении Мухаммада говорится: «Кто раньше имама прикоснулся лбом к земле, его лоб находится в руках шайтана». Сподвижник Мухаммада Ибн Масуд, увидев однажды какого-то молящегося, который не подражал имаму, сказал: «Ты совершил молитву и не один, и не с имамом».

Для выполнения коллективной молитвы Шариат установил жесткие правила. Верующие располагаются рядами, расстояние между которыми не должно превышать одного большого шага, и первый ряд примыкает к имаму. Люди, вместе совершающие молитву, именуются ма'мум (подражатели имама — руководителя общественной молитвы). Верующие, стоящие где-то далеко от имама, не обязательно должны видеть имама и следовать ему. Они подражают молящимся перед собой, а те, в свою очередь, стоящим перед ними, и таким образом толпа примыкает к имаму. Имамом может быть любой мусульманин, совершеннолетний, в здравом рассудке, справедливый с точки зрения Шариата, знающий правила молитвы. Участники общественной молитвы должны выполнять элементы молитвы вместе со всеми. Не допускается, чтобы один выполнял коленопреклонение, а другой сидел и т. д. В общественной молитве особую организационную роль играет ритмичное движение, сопровождаемое ритмичным звучанием. Если кто-либо не успел выполнить предыдущий элемент молитвы, он, как правило, опускает этот элемент молитвы и продолжает следующие за ним части. Так получается с людьми, которые плохо знают правила и текст молитвы. Человек, который берет на себя ответственность возглавлять общественную молитву, по Шариату считается человеком, совершающим очень благородное дело. По этому поводу имеется хадис, где говорится: «Если ему подражает один человек, каждый рак'ат приравнивается к 150 молитвам, если подражают ему два человека — к 500 молитвам, если число его подражателей увеличивается до десяти человек и более, то утверждается, что если все небо превратится в бумагу, море — в чернила, деревья, леса — в перо и джинны, люди, ангелы займутся писанием, то они не смогут описать это богоугодное дело»21.

Итак, основу молитвы составляют пять элементов движения: киям — стояние; кираат — чтение коранических сур; руку — поясной поклон; суджуд — падение ниц; када алъ-ахира — конечное положение молящихся.

Коротко объясним вышеуказанные положения.

Киям — выполнив ритуальное омовение (таха-рат), молящийся в стоячем положении направлен лицом в сторону Мекки. Все верующие, участвующие в общественной молитве, в начале молитвы приводят себя в стоячее положение, за исключением тех, кто не может стоять из-за болезни. Эта позиция — начало молитвы.

Кираат — чтение коранических сур, без чего молитва считается недействительной.

Руку — после чтения Корана молящийся выполняет поясной поклон так, чтобы руки достигли колен.

Суджуд — после поясного поклона молящийся дважды прикасается лбом к земле.

Када алъ-ахира — конец молитвы. В этой части молитвы молящийся садится и читает ат-тахият и салам (приветствие).

Шариат уделяет большое внимание муэдзину (глашатаю, который с минарета мечети зовет верующих на молитву). Призыв к молитве производится на арабском языке. Шариат требует, чтобы муэдзин имел приятный голос, хотя нередко бывает и иначе.

По этому поводу у известного иранского поэта Саади (XII в.) есть забавный рассказ: «Один (человек) добровольно возглашал призыв к молитве в мечети Санджара, но так скверно, что вызывал у слушателей отвращение. Владельцем мечети был один справедливый и великодушный эмир, который не хотел его обижать. Сказал он ему: "О доблестный муж, у этой мечети есть свои старые муэдзины, и каждому из них я назначил пять динаров (в месяц), но я отдам тебе десять динаров, если уйдешь в другое место". На этом они сговорились, и муэдзин ушел. Спустя некоторое время он встретил эмира на дороге и сказал ему: "О повелитель, ты поступил со мной несправедливо, выпроводив меня за десять динаров из той обители, ибо там, куда я ушел, мне предлагают двадцать динаров, чтобы я ушел в другое место, но я не соглашаюсь". Эмир покатился со смеху и сказал: "Ни в коем случае не бери, они согласятся (и) на пятьдесят"22.

Шариат наставляет и простых прихожан. Они также должны быть аккуратными, особое внимание, уделяя чистоте своих ног. Ведь во время молитвы, когда молящиеся выполняют поясной поклон и прикасаются лбом к земле, молящийся во время падения ниц приближается головой к пятке молящегося впереди. Поэтому перед общественной молитвой необходимо мыть ноги и надевать чистые носки.

Шариат допускает, чтобы имамом молитвы был «слепой, если нет зрячего». Но лучше не беспокоить слепого, ибо это обременительно для него самого и неудобно для прихожан. На Востоке часто встречаются высокообразованные слепые богословы, которые знают наизусть Коран и хадисы Пророка Мухаммада23. Примером могут служить великий арабский поэт и философ, богослов X в. Абул-Аля аль-Муарри в Сирии и египетский писатель-богослов XX в. Таха Хусейн.

В мечети внимание посетителей привлекают ровные ряды молящихся. Кто их организует? По какой команде верующие занимают свои места? Никто заранее не учится этому. Люди, собравшиеся на молитву, подражают имаму, учат друг друга, а имам следит за порядком. В коллективной молитве имам стоит впереди молящихся. За спиной имама занимают места мужчины солидного возраста, затем более молодые мужчины и парни. Если есть женщины (как правило, пожилые), они рассаживаются на верхнем ярусе мечети, откуда видят имама и слышат его молитву. Если в мечети, кроме имама, всего один мужчина, то он располагается не за спиной имама, а с правой стороны от него, не выдвигаясь вперед. А если в мечети, кроме имама, один мужчина и одна женщина, то в таком случае мужчина занимает место справа от имама, а женщина — за спиной имама. Если количество молящихся мужчин, кроме имама, два и больше, они занимают места за спиной имама.

Пророк Мухаммад обращал особое внимание на то, чтобы молящиеся образовывали ровные, правильные ряды во время коллективной молитвы. Он говорил: «Образуйте свои ряды ровно и красиво по плечу, не оставляйте свободное место между собой. И как только заметите свободное место в ряду, займите его и сравняйтесь со своим братом по плечу». Имам должен напоминать прихожанам, чтобы они занимали свободные места и следили за правильным расположением колен, всего тела. Если кто-либо хочет пройти на свободное место, другие молящиеся не должны препятствовать ему.

Какие условия соблюдают верующие, расположившиеся за спиной имама?

Человек, который находится непосредственно за спиной имама, именуется муктади (тот, кому после имама подражают, за кем следят остальные). Чем отличается муктади от остальных молящихся? Муктади подражает имаму и держится так, чтобы ближайшие к нему молящиеся могли ему подражать; муктади за спиной имама занимает место таким образом, что плечо имама оказывается впереди плеча муктади; намерения муктади и его подражателей в отношении молитвы не должны расходиться.

Между имамом и рядом молящихся мужчин недопустимо образовывать ряд женщин.

Между имамом и его подражателями не должно быть большого расстояния или препятствия, которые могли бы отделить толпу молящихся от имама.

Если верующие находятся на пароходах, во время молитвы недопустимо, чтобы имам находился на одном судне, а его подражатели — на другом. Имам и его подражатели должны быть на одном судне.

Все элементы молитвы — произнесение «Аллаху Акбар», совершение поясного поклона, падение ниц, приветствие салам и другие — муктади выполняет за имамом и не имеет права опережать его.

Нельзя раньше имама поднимать голову во время поясного поклона и падения ниц.

Если на молитве, которая включает в себя четыре руку (поясной поклон), имам в первом сидячем положении, не закончив ат-тахият (приветствие), поднимается и входит на третий поясной поклон, его подражатели могут подняться вместе с имамом или могут подняться после завершения ат-тахият.

Если имам во время последнего сидячего положения, не закончив ат-тахият, произносит салам, его подражатели совершают ат-тахият и затем произносят слово «салам».

Бывают случаи, когда имам может допустить ошибку в движении или произнесении молитвы. В таком случае молящиеся не следуют за имамом и обращают его внимание на ошибку словами «субхан Аллах» или «Аллаху-акбар».

По правилам Шариата, молитва завершается сидением и приветствием салам.

Если же имам вместо приветствия делает поясной поклон и падение ниц, молящиеся, не ожидая имама, приветствуют друг друга. Если же имам в конце молитвы забыл привести себя в сидячее положение и перед поясным поклоном произнес приветствие и т. д., молитва имама и всех остальных считается недействительной .

Если имам во время чтения коранических аятов забыл слова и остановился, один из молящихся за спиной имама продолжает, напоминая имаму, после чего имам дальше читает сам.

Когда имам завершает чтение Фатихи (вслух), остальные молящиеся тихим голосом произносят слово «амин».

Если кто-то из молящихся не успел выполнить какой-либо элемент молитвы во время подражания имаму, он опускает эту часть и продолжает выполнять следующий элемент молитвы.

В случае если кто-либо уснул во время молитвы и проснулся после ее окончания, он должен совершить молитву заново.

После окончания молитвы имам может повернуться лицом к верующим, это есть сунна (т. е. не обязательно).

Пятничная молитва



В число фард — обязательных молитв входит джу-мa-намаз (пятничная молитва). Особенность ее состоит в том, что она заменяет полуденную молитву, т. е. выполняется в соборной мечети во время полуденной молитвы. По Сунне (традиции Пророка), перед пятничной молитвой (включающей в себя два рак'ата) верующие с имамом выполняют четыре рак'ата молитвы и после пятничной молитвы — еще четыре рак'ата. После первого круга четырех рак'атов читается азан (призыв к молитве). После азана имам-проповедник (проповедником может быть и другой человек) поднимается на минбар (кафедру) и читает проповедь — хутбу. Тема проповеди может быть любой. После окончания проповеди имам занимает свое место у михраба (ниша, показывающая стороны Мекки) и вместе с прихожанами совершает пятничную молитву — два рак'ата. После этого совершаются еще 4 рак'ата молитвы — сунна.

Условия выполнения джума-намаза следующие:

- в пятничной молитве участвуют мужчины (женщинам не обязательно); она совершается коллективно в соборной мечети и заменяет полуденную молитву;

- тот, кто принимает участие в пятничной молитве, должен быть свободным и самостоятельным (раб не может участвовать без разрешения хозяина);

- совершающий пятничную молитву должен быть оседлым, т. е. не быть путником (или путешественником);

- молящийся должен быть здоровым, зрячим;

- у молящегося не должно быть никаких препятствий для совершения пятничного намаза.

Все соответствующие вышеназванным условиям мусульмане обязательно должны участвовать в пятничной молитве. Те, кто ухаживает за больными, старые, слепые, путники, парализованные, те, кто опасается, что во время участия в пятничной молитве могут пострадать материально и т. д., не обязаны участвовать в этой молитве.

Перед пятничной молитвой читается проповедь — хутба; место, где совершается пятничная молитва, должно быть доступно всем желающим. В пятничной молитве, кроме имама, должны участвовать не менее трех человек. (По мнению средневекового мусульманского правоведа ханафитского ученого Абу Юсуфа, пятничная молитва может быть осуществлена и с участием двух верующих, кроме имама.)

Пятничная молитва имеет еще одну особенность. Она носит учебно-образовательный характер. Это пятничная школа, напоминающая воскресную школу у христиан. Проповедь читают известные богословы, правоведы, ученые, государственные деятели, гости — мусульмане из зарубежных стран. В пятничном намазе обязательно принимает участие кто-нибудь из официальных лиц государственного управления (в идеальном случае).

Тема проповеди может быть, как говорилось выше, любой: исламская вера, экономика, политика, этика, мораль, семья и т. д. Но всегда проповедь должна основываться на позициях Ислама и не противоречить его канонам. Светские темы, история других верований в пятничной молитве недопустимы. Проповедник обязан читать проповедь, соблюдая все требования Шариата по пятничной молитве:

- начинать проповедь вовремя;

- читать ее до начала пятничной молитвы;

- намерение проповедника должно соответствовать проповеди, т. е. он должен четко себе представлять, что его намерение — читать проповедь, а не что-либо другое;

- проповедь читается тем, кому положена пятничная молитва (т. е. если присутствует достаточно людей);

- между проповедью и пятничной молитвой не должны проводиться какие-либо мероприятия (т. е. после окончания проповеди сразу начинается пятничная молитва).

Чтобы не опаздывать, проповедник должен находиться у кафедры — минбар и слушать азан — призыв к молитве. Поскольку за азаном начинается проповедь, присутствие проповедника в церемонии слушания азана означает, что он готов начинать проповедь сразу после окончания азана. Основатели юридических школ имам Малик и имам Шафии считают, что проповедник должен читать свою проповедь в стоячем положении у кафедры. Проповедник, как правило, говорит о величии Бога, Ислама, о счастье загробной и земной жизни. Обычно проповедь читается с небольшим перерывом. Во время перерыва читается ду'а (мольба). Проповедник должен произносить слова четко, ясно, доступно, — так, чтобы его все слышали. Естественно, от прихожан требуется соблюдение тишины, они должны внимательно слушать проповедника.

Пятничная молитва (джума-намаз) считается праздником для мусульман. Шариат наставляет: в четверг верующие должны тщательно готовиться к пятничной молитве. Необходимо привести свой дом в порядок, заняться уборкой, стиркой, вымыться. Эти требования относятся к морально-этическим нормам Ислама. Пророк Мухаммад говорил, что мусульмане должны идти в мечеть в чистой одежде, помывшись, с приятным запахом.

Молитве, которая проводится в мечети, не должно что-либо мешать, однако бывают исключения: например, во время полуденной молитвы в мечеть приносят покойника для чтения джаназа-намаза (молитва для умершего). Так как джаназа-намаз обязательна, слова Пророка Мухаммада «не задерживайте погребение» призывают в данной ситуации поступить так: имам обращается к молящимся со словами: «Пожалуйста, в джаназа-намаз». После джаназа-намаза молящиеся продолжают молитву и совершают два рак'ата намаза. После того как увозят покойника, читается ду'а (мольба). Родственники и близкие покойника после погребения могут совершать дополнительно нафиле-намаз, если у них есть время.

Намаз — вечный долг и благодарность мусульманина перед Аллахом. Пока он живет в этом мире и у него есть силы, с достоинством и верой он исполняет свой долг.

Праздничные молитвы



Расскажем теперь о праздничных молитвах. Шариат установливает всего два праздника — Ид-аль-адха (великий праздник жертвоприношения, известный в мусульманских государствах бывшего Союза под тюркским названием «Курбан-байрам») и Ид-аль-фитра (малый праздник разговения, известный в нашей стране также под тюркским названием «Ура-за-байрам»). Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Этот праздник отмечается совершением жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря зульхиджа, в период совершения паломничества в Мекку.

Второй канонический праздник Ислама Ид-аль-фитра или Ид-аль-сагир (малый праздник) посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается праздник в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца — шавваля. Праздник длится, как правило, три-четыре дня. В Шариате указывается только один, официальный день этого праздника — день подаяния особой милостыни, так называемый са-дака фитра.

Итак, в Исламе в отличие от христианства, отмечающего в течение года более 200 праздников, гораздо меньше праздников. Два основных праздника Ислама — жертвоприношения и разговения — составляют неотделимую часть мусульманских обрядов хаджжа и уразы и отдельно от них не существуют. Остальные праздники — Мавлид (день рождения Пророка Мухаммада), Ми'радж (вознесение Пророка Мухаммада на небо) отмечаются скромно. Следует отметить, что в современных условиях особенно пышно празднуется в мусульманских странах Ми'радж. Этот праздник о чуде Пророка Мухаммада, молниеносно вознесшегося из Мекки в Иерусалим и уже оттуда — к престолу Аллаха, связывается с развитием астрономической науки и космонавтики; некоторые арабские богословы — в связи с арабо-израильским конфликтом и палестинским вопросом — толкуют Ми'радж как Божественный призыв к освобождению Иерусалима от израильской оккупации.

Какие читаются молитвы и какие ритуалы выполняются в праздничные дни Ислама? В чем заключается особенность этих праздничных молитв? Праздничные молитвы, так же как и пятничные молитвы — джума-намаз, — совершаются коллективно. Известные средневековые мусульманские правоведы Малик ибн Анас, имамы Шафеи, Абу Дауд приводят хадис — изречение Пророка Мухаммада о том, что праздничная молитва состоит из двух рак'атов, и эта молитва совершается в период восхода и до выхода солнца в зенит. Праздничные молитвы были установлены Пророком Мухаммадом в первый год хиджры, т. е. в 622 г. н. э.

Перед началом молитвы мусульманам следует произнести «нийят» (выражение намерения) о том, что совершают праздничную молитву с имамом. При совершении праздничных молитв имам читает так-бир, а молящиеся повторяют «Аллаху Акбар». Потом все читают молитву «Субханака» — про себя. После этого произносят «Аллаху Акбар» три раза. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» или какую-либо иную короткую суру Корана. Завершается праздничная молитва чтением ат-тахийят и дуа, благословением Пророку Мухаммаду. Молящиеся поворачивают головы направо и налево, произнося слова «Ас-саляму алейкум ва рахматуллах...»

Следует отметить, что молитвенные слова произносятся и во время совершения церемонии жертвоприношения. Человек, приносящий жертву, должен четко произнести «Аллаху Акбар» три раза, сказать «Бисмиллах» (во имя Аллаха), снова «такбир» три раза, «салям ан-наби» (приветствие Пророку Мухаммаду). При этом он должен повернуться лицом к кибле — в сторону Мекки, попросить у Всевышнего Аллаха принять жертву.

Молитвы, ритуалы, праздничные церемонии, проводимые в праздничные дни, с точки зрения Шариата, есть путь к коллективному духовному спасению мусульман.

Курбан-байрам связан с жизнью и семьей пророка Ибрахима (Авраама). Ибрахим (Авраам) в иудаизме и христианстве — библейский патриарх, считается родоначальником арабов (через сына Исмаила от жены Хаджар (в христианстве и иудаизме — Агарь) и евреев (через сына Исаака от жены — Сары). Религиозная история и традиция связывают с Ибрахи-мом (Авраамом) начало проповеди веры в единого Бога — Аллаха, в Коране Ибрахим назван ханиф (верующий в единого и единственного Бога). В религиозных традициях и преданиях об Ибрахиме есть следующие сведения: во имя Бога он намеревался принести в жертву своего сына. Жертва в иудейской и христианской версии — Исаак, сын Авраама, в мусульманстве — Исмаил, сын пророка Ибрахима. По библейской версии, с Авраамом связано начало веры в единого Бога, обряд ритуального обрезания, жертвоприношение сына; он — библейский патриарх. Поэтому три монотеистических религии (иудаизм, христианство, Ислам) именуются авраамическими.

Важная заслуга Ислама заключается в том, что в мусульманских источниках приводится не только перечисление вышеназванных заслуг пророка и патриарха Авраама (Ибрахима), указываются и другие великие заслуги пророка Ибрахима перед человечеством, которые имеются лишь в исламской версии. В Коране ему присвоен высокий титул — Ибрахим. Халил Аллах (Авраам друг Аллаха). Кроме того, в Коране говорится, что пророк Ибрахим не является ни иудеем, ни христианином, он — ханиф (признающий единство Бога); пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом построили Каабу. По библейской и коранической версии Шайтану (Сатане) удалось обмануть Адама и Еву (коранические — Адам и Хавва), и они были удалены из рая, но пророка Ибрахима Шайтану обмануть не удалось, и он был готов выполнить свое намерение — принести в жертву сына Исмаила. Аллах Всевышний, убедившись в искренности намерений Ибрахима и его готовности принести в жертву сына Исмаила, меняет свой замысел: жизнь Исмаила сохраняется, жертва — человек — заменяется животным. История пророка Ибрахима и его сына Исмаила — это великое испытание человека Богом. В лице пророка Ибрахима человек побеждает сатану. Окончательно отменяется древний обычай, в соответствии с которым, чтобы умилостивить богов, приносили в жертву человека, и человеческая жертва заменяется животным дозволенным (овцы, крупный рогатый скот, верблюды).

В мусульманском празднике — жертвоприношение — Курбан-байрам — есть важная социальная проблема. Если в древних традициях жертвоприношения, как правило, люди отказывались использовать мясо жертвенных животных для приготовления пищи, сжигая его целиком, то исламские законы обязательно требуют, чтобы мясо жертвенных животных раздавали бедным и нуждающимся, поэтому мясо жертвенного животного запрещено продавать, его раздают бедным.

И, наконец, заслуга пророка Ибрахима оценивается в исламской традиции очень высоко, его имя упоминается в мусульманских молитвах, каждый день как минимум пять раз: «О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, так же как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, так же как ниспослал на Ибрахима и на семью Ибрахима во всех мирах. Истинно, Ты достоин похвалы и славы».

Молитва путника



Шариат устанавливает особые правила для путешественников, дабы облегчить им выполнение обряда молитвы. Молитва путешественника, если его путь составляет восемь фарсахов (каждый фарсах равен 5, 5 км)24, отличается тем, что читается в сокращенном виде. Если жены совершают путешествие без разрешения мужей и дети — без разрешения родителей, они обязаны читать молитвы не в сокращенном виде; то же, если верующий совершает путешествие, чтобы избежать уплаты своих долгов. Ислам запрещает сокращать молитвы человеку, который во время путешествия намеревается совершить запрещаемый поступок.

В системе Шариата особое место занимает молитва кочевника. Кочевники часто нарушали обряды Ислама и недостаточно практиковали их. В Коране имеются особые напоминания о том, что арабов-кочевников, которые упорствуют в неверии, ждут адские мучения.

Кочевники-скотоводы, которые передвигаются с одного места на другое в поисках пастбищ и источников воды, не освобождаются от молитвы. Кочевой образ жизни по Шариату не считается путешествием и требует выполнения обрядов Ислама в полном объеме. Конечно, если кочевник совершает паломничество в Мекку, то по пути он совершает молитву в сокращенном виде. Но верующий, который имеет профессию погонщика верблюдов (а в настоящее время — водитель машины, капитан корабля и т. д.), по законам Шариата обязан выполнять обряд молитвы полностью. Если мусульманину по долгу службы приходится все время ездить, он не освобождается от соблюдения полного обряда молитвы.

Особые требования к совершению молитвы



В методе и форме определения времени намаза в основном сохраняется древний обычай. Подавляющее большинство верующих на мусульманском Востоке совершает молитву по призыву глашатая-муэдзина, который зовет верующих на молитву с минарета мечети. Шариат не допускает произносить призыв к молитве (азан) на ином языке, кроме арабского.

Арабские слова, произносимые с минарета ритмично, хорошим, приятным голосом, магически действуют на окружающих. И все-таки, что содержится в азане, каков его смысл? Азан состоит из семи предложений: «Аллах Велик. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению (которым является молитва). Спешите к доброму делу (которым является молитва)». Таково содержание азана. В джа'фаритских мечетях муэдзин после выражения «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» добавляет фразу: «Свидетельствую, что Али есть эмир правоверных и близкий друг Бога». Во многих джа'фаритских мечетях, стены которых украшены кораническими стихами, часто можно увидеть фразы типа «Мухаммад и Али — благо человечеству». Однако, по утверждению джа'фаритских ученых, фраза об Али в азане не является обязательной, и ее отсутствие не делает азан недействительным.

Во многих отдаленных местностях мусульманского мира до сих пор практикуется традиционный способ определения времени молитв, для чего наблюдаются небесные тела, движение солнца, тени деревьев, гор. домов и т.п. В больших же городах вроде Стамбула, Каира, Тегерана, Александрии и др. широко используют часы, телевизор, радио, современную технику, репродукторы, установленные во многих мечетях.

В системе мусульманской молитвы особое место занимает кибла — сторона, в которую обращаются мусульмане при молитве, — направление к Мекке. Кибла установлена в связи с нахождением в Мекке мусульманского храма Святой Каабы с «черным камнем» (Хаджар аль-асвад). Эпитетом Мекки в Шариате служит название «Бейт Иллах алъ-Харам» (Запретный дом Аллаха). Все молитвенные дома (мечети), надгробные памятники, могилы мусульман стоят фасадом в сторону Мекки.

Следует отметить, что на первоначальном этапе мусульмане молились, повернувшись в сторону Иерусалима. Затем были ниспосланы аяты о том, что молящимся следует обращать лицо в сторону храма Каабы в Мекке.

Шариат и мусульманское духовенство ревностно следят за тем, чтобы верующие не умалили значение Мекки с ее святыней — Каабой, прежде всего, — чтобы молились, повернувшись лицом именно в сторону Каабы. Не всегда мусульманам удается определить, где находится Кааба. Здесь им помогает ближайшая мечеть или мусульманская могила, ибо они всегда повернуты в сторону Мекки. Если же вблизи нет мечети или могилы, Шариат допускает, чтобы сторону определил даже кяфир с помощью научных приборов. Если в последнем случае двое правоверных мужчин удостоверят сторону кибла, верующие могут молиться в эту сторону. Если верующий находится в таком месте, где нет ни людей, ни мечетей, ни могилы, и нет возможности определить сторону Мекки, Шариат советует молиться на все четыре стороны света. Для обоснования этого Шариат ссылается на Коран, где говорится, что «Аллаху принадлежит и Восток, и Запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха». Если верующий твердо знает, что кибла — одна из двух сторон, он должен молиться на две эти стороны. Шариат не выпускает из вида и заключенных, которые находятся в тюрьмах и темницах, где совершенно невозможно определить стороны света. Шариат требует от них молиться лишь в одну сторону, внушая себе, что именно она и есть сторона Мекки. Шариат допускает совершать молитву также во время поездки в любом наземном транспорте, самолете, вертолете и т. д.

Мусульманское право, в отличие от христианства, не настаивает на совершении молитвы только в молитвенном доме. Основой для этого служит известный хадис о том, что «истинно Бог создал всю землю пригодной для молитвы». Мусульманство допускает совершение молитвы в мечети, дома, в учреждениях и учебных заведениях, в пустыне и т. д. Не следует совершать намаз перед могилой или между могилами, перед изображением живых существ, перед горящим огнем, лицом к солнцу или луне, в отхожем месте. Если человек совершает молитву там, где перед ним могут пройти люди, необходимо положить перед собой палку или протянуть по земле веревку.

В джа'фаритском мазхабе для выбора места молитвы установлены следующие десять условий. Прежде всего, место должно быть дозволенным. Молитва на узурпированном месте, ковре, тахте и т. д. недействительна. Если человек совершает молитву верхом на лошади и при этом седло и подковы лошади взяты взаймы, молитва также недействительна.

Если мусульмане, имеющие имущество, участок и т. п. совместно с другими пайщиками, совершают молитву без разрешения компаньонов, она недействительна. Если мусульманин купил дом на средства, из которых он не платил закят или хумс, молитва в этом доме не разрешается. Шариат не советует совершение молитвы на предметах, которые двигаются и трясутся. Как было сказано, Шариат допускает молитву на воздушном и наземном транспорте, но преимущественно молча, так как учитывает, что во время движения сильная тряска может помешать четкому произнесению молитвенных слов.

Шариат требует от мусульманина, чтобы заранее было определено место, где будет совершена молитва, и оно должно быть таким, чтобы молитву можно было довести до конца. Под навесом, который может обрушиться, молиться не разрешается. Не допускается молиться на ковре с надписью «Аллах» или напротив могил. В основу этого запрета легло изречение Пророка Мухаммада: «Проклинает Аллах христиан и иудеев, которые превратили могилы своих пророков в место молитвы». В помещении или месте, где делают музыкальные инструменты, молиться также не следует. Шариат строго требует, чтобы не допускалось идолопоклонство. В связи с этим нельзя молиться перед статуями или лицом в сторону живого существа. Если в помещении имеются рисунки живого существа или зеркало, Шариат требует перед молитвой закрывать их чем-либо. Молиться перед зеркалом, где отражается фигура самого молящегося, также считается идолопоклонством. Правда, в некоторых странах этот закон Шариата не всегда соблюдается. Например, в Египте можно увидеть открытки, продающиеся в качестве сувениров, с изображением молящихся напротив сфинкса и пирамид.

Шариат уделяет особое внимание мечети как месту молитвы. Из истории Ислама известно, что первоначально мусульмане не имели пышных, богатых молитвенных домов. Минареты мечетей также возникли некоторое время спустя для удобства призыва к молитве и для лучшего обозрения издалека глашатая-муэдзина верующими. Минареты стали отличительной чертой мусульманских молитвенных домов. Три мечети по Шариату считаются верховными: мечеть Аль-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Эти мечети считаются верховными в силу своей исторической связи с именем основателя Ислама Мухаммада и его сподвижников, а также вследствие упоминания этих мечетей в Коране. Так, в Коране упоминается мечети Аль-Харам (Запретная) в Мекке и иерусалимская Аль-Акса (Удаленная) в связи с преданием о вознесении Мухаммада на небо. После названных выше трех мечетей Шариат делит остальные молитвенные дома на две категории: соборные пятничные мечети (джума-мечеть) и квартальные (масджид махалли).

Шариат ревностно следит за тем, чтобы верующие посещали мечеть, особенно во время общественной молитвы по пятницам. В Шариате утверждается, что если человек считается мусульманином и не ходит в мечеть, то с ним не следует вместе есть, быть его соседом, советоваться с ним, брать жену через его посредство, отдавать в жены за него.

Шариат устанавливает ряд законов в отношении использования мечетей. Мечеть предназначена для молитвы. Однако на раннем этапе Ислама, а также в период Средневековья в мечети решались не только религиозные, но и светские и юридические проблемы, которые согласовывались с теми или иными религиозными установлениями и догмами. В некоторых мусульманских странах в соборных мечетях разбирались судебные дела, как это было, например, в Каире в известной мечети Аль-Азхар. При ней было построено одноименное медресе, позже превратившееся в высшее учебное мусульманское заведение. В настоящее время университет Аль-Азхар считается самым древним и крупным мусульманским университетом; не так давно в Каире отмечали тысячелетие его основания. Использование мечети в качестве жилья допускается Шариатом только в крайнем случае.

Шариат не одобряет проведение в мечети бесед о земных делах (торговле, семейно-бытовых), чтение стихов, повышение голоса (это разрешается только муэдзину). Не одобряется посещение мечети людьми, съевшими чеснок или лук и т. п. Верующий, идущий в мечеть, должен быть одет чисто и опрятно. В мечеть следует заходить с правой ноги, выходить же с левой ноги. Следует отметить, что эта маленькая деталь, на которую не всегда ранее обращали внимание, нередко служила поводом для опознания немусульман, пытавшихся проникнуть в Запретную мечеть Мекки, даже если они (немусульмане) прекрасно знали арабский язык, обычаи и правила молитвы. Шариат одобряет тех верующих, которые приходят в мечеть раньше и покидают ее позже других людей.

Шариат и Ислам ревностно защищают престиж мечети. Если даже мечеть стала старой и непригодной для молитвы, Шариат запрещает продавать ее или присоединять к личному участку. Продавать окна и двери мечети или использовать их в качестве материала при строительстве жилых домов или учреждений запрещается. Если мечеть рухнула, ее двери и окна разрешается использовать только для других мечетей или для строительства новой. Разрушать мечеть запрещается, и это может быть разрешено лишь в случае, если на ее месте будет построена другая мечеть, причем не меньшая, а большая.

Запрещается украшать мечети изображениями живых существ. Также порицается излишняя роскошь или расточительство в убранстве мечети, так как в ней ничего не должно отвлекать человека от мыслей о Боге.

В законах Шариата о молитве уделено внимание одежде, полагающейся при совершении молитвы.

Более тысячи лет одежда, в которую облачались мусульмане, выделяла людей мусульманского Востока из окружающих. Внешним признаком рядового мусульманина было ношение чалмы и особого халата (аба). Большое внимание Шариат уделяет тому, в каком виде и одежде мусульманин должен совершать молитву. Нарушение этого предписания Шариата делает молитву недействительной. К одежде молящегося мусульманина предъявляются следующие требования: она должна быть чистой и сшитой из дозволенного материала. Кожаная одежда допускается лишь в случае, если она сделана из шкур животного, мясо которого считается съедобным (молиться в одежде, сшитой из кожи свиньи, собаки и т. п., не разрешается). Одежда верующего мусульманина не должна быть сшита из чистого шелка, золототканой парчи (в обычное время женщинам-мусульманкам дозволено носить такую одежду). Если у молящегося мусульманина две одежды и он не знает, какая из них чистая, он обязан совершать молитву в обеих, т. е. два раза. Если слюна или кровь собаки, кошки или другого животного, а также кровь и слюна безбожника, считающегося с точки зрения Шариата нечистым, попала на одежду молящегося и не успела засохнуть, молитва считается недействительной. Если верующий не знает, из какой кожи сшита одежда, или если пуговица на его одежде изготовлена из кости запретного животного, Шариат рекомендует не молиться в такой одежде. Допускается молиться в меховой одежде. Запрещается носить мужчине-мусульманину золотую цепь на шее, золотой перстень, золотые часы, очки в золотой оправе. Носить золотые украшения женщинам не запрещено. Недопустимо мужчине носить одежду с подкладкой из натурального щелка, но можно иметь в кармане носовой платок. Шариат запрещает мужчине носить женскую одежду и женщине — мужскую. Совершать молитву в украденной или узурпированной одежде запрещено. Согласно джа'фаритскому мазхабу, если одежда куплена на деньги, из которых не заплачены закят или хумс, совершаемая в ней молитва считается недействительной.

Если по какой-либо причине верующий остался голым, Шариат советует закрыть срамные места травой, листьями или замазать грязью, глиной. Если нет ни травы, ни глины, он должен молиться сидя, так, чтобы срамные места были закрыты другой частью тела (коленями, рукой и т. д.). Шариат запрещает направлять в сторону Мекки срамные места тела. В связи с этим запрещается также мочеиспускание и т. д. лицом в сторону киблы.

От женщины во время молитвы Шариат требует закрывать все тело, даже голову, волосы и ступни ног, лишь чуточку открывая лицо. Шариат одобряет молитву в белом халате и чалме, порицает черную одежду. Запрещается совершать молитву в одежде, на которой имеются изображения живых существ, а также носить перстни с изображением животного или человека.

Шариатом допускается совершение молитвы на земле, на несъедобных растениях, листьях. Разрешается также молиться на растениях, используемых для кормления животных (сено, солома и т. д.). Молиться на чем-либо съедобном, на одежде, кроме верхней, на минералах и металлах Шариат не рекомендует, равно как на растениях, которые в одном регионе используют для пищи, а в другом нет. Разрешается молиться на известняке и алебастре, но не на прокаленных. Разрешается молиться на бумаге, изготовленной из соломы, а если она изготовлена из хлопка, молитва считается недействительной. Посещение мечети считается богоугодным делом. В случае если мусульманин заходит в мечеть, Шариат предписывает ему совершение двух рак'атов молитвы в знак уважения к мечети.

По учению Ислама, человек, который привлек кого-либо к подражанию мусульманской молитве, становится проповедником и борцом за веру. Шариат ревностно возвышает и защищает роль имама. Как руководитель, глава молитвенной церемонии, имеющий соответствующие знания, имам является самым уважаемым человеком в глазах прихожан, и это обязывает его быть внимательным к людям и своим обязанностям. Шариат требует, чтобы имам обладал следующими качествами: любой мусульманин в солидном возрасте может быть имамом, если он находится в здравом рассудке, справедлив с точки зрения Шариата, знает правила молитвы, обладает твердой верой; имамом должен быть мужчина (женщина не может быть имамом, если среди молящихся есть мужчины); последнее правило не соблюдается в отошедших от Ислама сектах бехаитов и бабидов. Шариатом допускается, чтобы имамом была даже женщина, но только для общества, состоящего из одних женщин. Как правило, между имамом и подражателями не должно быть никакой преграды. В противном случае считается, что толпа не примыкает к имаму, и молитва теряет свой общественный характер. Обычно в мечетях (особенно в джа'фаритских мечетях Ирана и Ирака) вешают занавеси из черного материала, за которыми собираются на молитву женщины. Этические и нравственные нормы Шариата требуют от женщины отстраняться и скрываться от посторонних мужчин. Шариат рекомендует женщинам совершать молитву у себя дома, не запрещая им ходить в мечеть.

В качестве имама женщины выступают обычно в отдельных домах, где в общественной молитве принимают участие только женщины и дети. В мечети имамами обычно служат мужчины.

Имам должен знать наизусть коранические суры, которые употребляются во время молитвы; он не должен иметь физических недостатков, мешающих выполнению различных телодвижений; он должен быть хорошим оратором. Конечно, не всегда можно найти имама со всеми необходимыми качествами. Но несомненно, что образованный, красивый имам, с хорошим характером, в чистой аккуратной одежде будет способствовать увеличению числа прихожан в мечети.

Шариат предписывает своим последователям различные дополнительные молитвы. В их число входит так называемая молитва када… Када — это обязательная молитва, которая по каким-либо причинам не была выполнена в свое время. Так, дети обязаны выполнить несовершенные молитвы своих умерших родителей. Согласно джа'фаритскому мазхабу, если у умерших нет детей, на оставшиеся от них средства нанимают платных исполнителей када. Наемные исполнители должны не уклоняться от выполнения порученных им дел. В случае, если умрет кто-либо из наемных исполнителей, шариатские судьи на средства умершего нанимают другого человека. Шариат наказывает тех, кто без причин уклоняется от исполнения молитвенных обязанностей. Если у умерших родителей остались старшие сыновья-близнецы, требуется, чтобы они равно поделили между собой обязанность выполнения молитвы када. Последние могут бросить жребий, и тогда ее выполняет один из них. Старшие сыновья освобождаются от выполнения этой молитвы в том случае, если родители оставили завещание, чтобы их када исполнил кто-то другой. Дети освобождаются от выполнения када, если они несовершеннолетние или умалишенные. Однако шариатские судьи следят за ними, пока они достигнут совершеннолетия, а умалишенные, как только излечиваются, также обязаны выполнить молитвы када.

По случаю мусульманских праздников Курбан-байрама (праздник жертвы) и Ид аль-фитра (разговенья после месячного поста) Шариат устанавливает особые молитвы. Отличительной чертой молитв, посвященных мусульманским праздникам, является то, что, как правило, они начинаются с восходом солнца и продолжаются до полудня. Во время выполнения обязательных повседневных молитв эта молитва прерывается. Праздничные молитвы сопровождаются подачей милостыни. Во время исполнения праздничных молитв Шариат советует читать коранические суры 87, 88 и 91. Характерной чертой праздничной молитвы является то, что Шариат советует читать их на полях и публично в Мекке, в мечети Аль-Харам.

Существуют специальные молитва, которые в джа'фаритском мазхабе именуются аят, которые совершаются при затмении Солнца, Луны, при землетрясении, грозе, сильном ветре, урагане, наводнении и т. д. В каждом таком случае Шариат требует от верующего совершить один намаз. Если одновременно наступит землетрясение и поднимется сильный ураган, нужно прочесть две молитвы. Молитва аят, посвященная стихиям природы, состоит из двух рак'атов. Эта молитва совершается как только начинается затмение Солнца или Луны или какое-либо стихийное бедствие.

Согласно джа'фаритскому мазхабу, мусульманин, заметивший стихийное бедствие, но немедленно не приступивший к молитве аят и не выполнивший ее, совершает тяжкий грех. До конца жизни на него возлагается обязанность совершать эту молитву.

Интересно отметить, что молитва, посвященная вызову дождя, часто выполняется на могилах исламских святых, даже на могиле Мухаммада в Медине. По поводу этой молитвы сохранились хадисы. Один из них такой: «Когда однажды мединцы из-за отсутствия дождя находились под угрозой голода, Айша (жена Пророка — Г. К.) посоветовала им проделать отверстие в крыше над погребением Пророка, открытое в сторону неба. Таким образом, святая могила оказалась в непосредственной связи с небом. Лишь только был выполнен этот совет, дождь начал лить ручьями, выросла свежая трава, и скот начал тучнеть»25.

Также рассказывают, что в V в. х., когда в Самарканде была жестокая засуха и молитва о ниспослании дождя оказалась бессильной, самаркандский кади во главе всей общины совершил паломничество в местность Хартанг к погребению имама аль-Бу-хари. Это паломничество имело такой успех, что люди должны были из-за начавшегося дождя оставаться в Хартанге в течение семи дней, прежде чем появилась возможность вернуться в Самарканд. (Имам аль-Бу-хари жил в X в., составленный им сборник хадисов «Ас-Сахих» («Правильный») считается самым достоверным источником по Исламу после Корана). От совершения молитвы аят освободились лишь женщины, у которых во время разгула стихии началась менструация.

В современных условиях для выполнения шариатских установлений используются данные астрономических и других наук. Утверждается, что если ученые, даже если они кяфиры, предсказывают дату затмения Солнца или Луны или землетрясение, верующие должны готовиться к молитве аят.

Коран советует людям изучать науки, и мусульмане ни в коем случае не должны в этом отставать от Запада.

Известный богослов Ирана шейх Бахауддин Нури привел 12-й стих 16-й суры Корана, где говорится: «И подчинил Он (Бог) вам ночь, день, Солнце и Луну...» Иранский богослов толкует, что Бог создал Солнце и Луну для человека и что люди должны освоить космос. Другой иранский богослов хаджи мирза Халил Камраи приводит стихи Корана «О сонм джиннов, людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдете», «Приблизился час, и раскололась Луна» (55:33). Иранский богослов стремится доказать, что Коран много веков назад показал, что на Луне происходят вулканические извержения. Далее иранский богослов утверждает, что Ми'радж (вознесение Мухаммада на небо) сам по себе является призывом освоить космос и проникнуть в космическое пространство и что врата небес открыты и проникнуть туда вполне возможно.



11Mahirlz. Din ve cemiet. Istanbul. 1982. S. 42.
12Коран / Пер. с араб, на перс, и комментарии мовлана шейха Хасана Дивбенди (Деобанди). 1345 г. х. Т. III. С. 188 (пер. с перс, на рус. автора).
13Mahirlz. Указ. соч. С. 46.
14Там же. С. 108.
15Буруджерди Хусейн Табатабаи. Рисала тавзих аль-Масаил. Тегеран, [б. г.]. 4-е изд. Вопрос № 951 (пер. с перс, автора).
16Ширвани М. М. Шариат китабы. Баку, 1992. С. 7 (пер. с азерб. автора).
17Akseki A. Hamdi. Islam dini-itikad, ibadet ve ahlak. Ankara, 1980.
18Буруджерди. Указ. соч., вопр. 270.
19Буруджерди. Указ. соч., вопр. 389.
20О запретах Шариата см.: Диспут. 1992. № 2. С. 204-212.
21Буруджерди. Указ. соч., вопр. 1409.
22Саади. Гулистан. М., 1959. С. 149.
23Автор был тому свидетелем в знаменитом мусульманском университете Аль-Азхар в Каире во время учебы в 1962-1963 гг.
24В различных мазхабах принято различное расстояние, при прохождении которого намазы следует читать в сокращенной форме.
25Цит. по Гольдциер И. Культ святых в Исламе. М., 1938, 50.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов
e-mail: historylib@yandex.ru
X