Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат и обряд обрезания

Об обряде обрезания ничего не говорится в Коране. Тем не менее распространилось мнение, что обряд этот связан с канонами Ислама, и в настоящее время без всякого основания введение обряда обрезания приписывается Корану. Это заметили многие известные исламоведы Запада. Французский востоковед А. Массэ, ссылаясь на голландского ученого С. Хюргронье, писал, что «для некультурной массы мусульман, так же как и для большого числа немусульман... воздержание от употребления в пишу свиного мяса и обрезание стали в известной мере критерием Ислама»36.

Обряд обрезания нельзя считать исключительно исламским прежде всего потому, что он был известен за многие столетия до возникновения Ислама. Этот обряд соблюдался еще в Древнем Египте и до сих пор продолжает быть распространенным не только среди мусульман, но и среди евреев. Иудеи и арабы не являются первыми среди народов Востока, которые соблюдали обряд обрезания. По словам древнегреческого историка Геродота, обряд этот соблюдали «с незапамятных времен египтяне, колхи и эфиопы».

Существование обряда обрезания у арабов за много веков до возникновения Ислама подтверждают многие ученые-востоковеды. Известный русский исследователь А. Мюллер пишет: «Обрезание бытовало у арабов задолго до Мухаммада. Ислам его только удержал»37. Г. И. Снесарев, изучая «народный Ислам» в Узбекистане, пришел к выводу, что обряд обрезания в Средней Азии «стали рассматривать как символ введения нового лица в религиозную общину, подобно христианскому обряду крещения»38.

Известные средневековые историки ат-Табари, аль-Балазури, аль-Макризи, подробно описавшие распространение Ислама в период арабского завоевания Египта, Сирии, Месопотамии и других районов, а также массовый переход язычников и христиан в мусульманство, ни одним словом не упоминают о требовании соблюдать обряд обрезания. Причину распространения этого обряда среди народов, покоренных арабами, а позже тюркскими племенами, следует искать в подражании неписаным обычаям и традициям арабов покоренными ими народами. Известно, что арабское и тюркское завоевание сопровождалось переселением арабских и тюркских племен в завоеванные страны, где они становились оседлыми. Непосредственное сношение арабов и других мусульман с покоренными ими народами способствовало распространению не только традиций Ислама, но и других обычаев арабов.

Считается, что на родителях, родственниках, близких и опекунах лежит ответственность за совершение обряда обрезания у мальчиков, до того как они станут совершеннолетними. Если же мальчик не обрезан вплоть до совершеннолетия, обязанность совершения этой процедуры лежит на нем самом.

Интересен и тот факт, что церемония обряда происходит по-разному. Не определен также точный возраст мальчиков для привлечения к этому обряду: обрезание производится в возрасте от 7 дней до 15 лет. Как известно, после падения арабского господства над мусульманским миром влияние господства тюркских племен усилилось. Выступая ярыми защитниками Ислама, многие турецкие султаны и эмиры обращали внимание на строгое выполнение обрядов Ислама. Обряд обрезания тесно связывается с юриспруденцией Ислама, и он совершается в официальной и пышной обстановке. Известный арабский историк Таки ад-дин Ахмад аль-Макризи (1364-1442) в своей «Книге поучения и назидания относительно кварталов и памятников Каира» пишет о египетском халифе Султане Бейбарсе, который в июле 1264 г. устроил в Каире пышную церемонию по случаю обрезания своего сына. Вместе с сыном Султана подверглись обряду обрезания 1645 юношей, не считая всех детей эмиров и воинов39.

Ввиду того, что обряд обрезания в Исламе и иудаизме тесно связан с внешним признаком принадлежности к мусульманству и иудаизму, он, естественно, прививает его последователям сознание исключительности их религии и способствует обособлению последователей Ислама и иудаизма. О возникновении обряда обрезания существуют различные мнения. Одни связывают его с пережитком традиции приносить часть тела в качестве жертвы богам, другие считают его способом испытания мужества, наподобие тому, как другие выбивают себе зубы, наносят раны и т. д. Есть версия, связывающая этот обряд с климатическими условиями и личной гигиеной. У многих мужчин этого региона мира был фимоз, т. е. воспаление слизистой оболочки крайней плоти полового органа. Древний человек нашел в обрезании выход в борьбе с фимозом. В дальнейшем служители культа превратили этот прием личной гигиены в религиозный обряд.

Нам представляется, что каждая из приведенных версий имеет определенную историческую основу, и было бы правильным соотнести причины происхождения обряда обрезания с действием других факторов, ибо лишь совокупность различных причин может достоверно отразить историческую картину возникновения этого обряда. Возникновение обряда обрезания современные идеологи Ислама, а также иудаизма все более связывают с личной гигиеной и пытаются объяснить на основе достижений современной медицины. Это делается как в мусульманских, так и в некоторых западных странах. Несколько лет тому назад Ассоциация американских врачей провела специальное исследование в Индонезии. Оказалось, что (при довольно низком уровне медицинского обслуживания в стране) здесь почти отсутствуют венерические заболевания. Конечно, это утверждение не лишено преувеличения, однако нельзя отрицать тот факт, что свою положительную роль сыграл в этом обряд обрезания. В настоящее время в США обрезанию подвергаются и христианские дети.

Даже верховные имамы — халифы не скрывали, что обряд обрезания может оттолкнуть людей от мусульманства и затруднит его принятие. Достаточно вспомнить слова омейядского халифа VIII в. Умара ибн Абдулазиза, которые приводит известный историк Ибн Сад: «Умар ибн Абдулазиз, будучи халифом, написал своему наместнику в Хорасане аль-Джарра-ху ибн Абдаллаху аль-Хаками, приказывая ему призвать к Исламу плательщиков джизъи (налог для немусульман. — Г.К.). Если они перейдут в Ислам, то в Ислам их принять, а джизъю с них снимать, у них (после этого) будут одинаковые с мусульманами права и одинаковые с ними обязанности. Один из знати Хорасана сказал Умару: «Клянусь Аллахом, он призывает их к Исламу только при условии снятия с них джизъи, а ты проверь их, заставляя их совершить обряд обрезания». Умар ему ответил: «Тем самым я оттолкну их от Ислама. Если они уже приняли Ислам и он у них будет добродетельным, то они поспешат совершить обряд обрезания». Таким образом, при нем приняли Ислам около 4 тысяч человек (из населения Хорасана. — Г. К.)»40.

Хотя обряд обрезания и не является в Исламе символом веры, однако арабы-мусульмане в быту очень ревниво защищают его и считают неполноценными и неискренними мусульманами тех, кто не признает этого обряда. Например, один из известных полководцев арабо-мусульманской армии при халифе аль-Муттасиме (IX в.), Афшин Хейдар ибн Каус (в Северном Азербайджане), который десятки лет верно служил халифу и жестоко подавил антихалифское восстание хуррамитов, попал под подозрение халифа. При совершении суда над ним стало известно, что Афшин не был ранее подвергнут обряду обрезания. Когда судья Ибн Абу Дуад спросил Афшина, почему он не сделал себе обрезание, тот ответил, что «не видит в этом уклонения от норм Ислама, а не сделал обрезание он из-за боязни, что, если у него отрежут часть его тела, то он умрет»41. Этот пример говорит о том, что в раннем Средневековье переход в Ислам не сопровождался обязательным соблюдением обряда обрезания, однако в случае возникновения подозрения относительно того или иного новообращенного неараба по приказу мусульманского судьи данный человек подвергался осмотру для выяснения, обрезан ли он. В случае, если подозреваемый человек оказывался необрезанным, это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его отношения к исламской вере, хотя в законах Ислама отсутствует какое-либо право считать кого бы то ни было немусульманином из-за того, что он не подвергся обряду обрезания.

Мы изложили только общую тенденцию в отношении обряда обрезания. Уже само существование различных, порою противоположных на этот счет мнений говорит о том, что в нашей литературе отсутствует ясное представление о возникновении и распространении обряда обрезания.

В современных условиях обращается больше внимания на обряд обрезания с точки зрения медицины и личной гигиены человека. В этом отношении последователи Ислама и иудаизма сходятся.



36Массэ А. Указ соч., 130.
37Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895.
38Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971, 264.
39Семенова А. А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте. М., 1966, 181.
40Хрестоматия по истории халифата (составил и перевел Л. И. Нажирадзе). М., 1968, 168-169.
41Буниятов 3. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965, 281.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона

Игорь Тимофеев.
Бируни
e-mail: historylib@yandex.ru
X