Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Мусульманский брак и его формы

Понятие «брак» (акд) Шариатом определяется следующим образом: брак — это заключение договора, по которому женщина перестает быть посторонней, «запретной» для мужчины, с которым она вступила в брачный союз. Одного желания мужчины или женщины недостаточно для бракосочетания. Как для постоянного, так и для временного (разрешенного, согласно джа'фаритскому мазхабу) брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор.

Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, которыми могут быть как мужчины, так и женщины. До заключения брачного договора жениху и невесте запрещается видеть друг друга, даже тайно. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сид-дак алъ-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру — приданому»), — говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту ат-тазвидж» («Принял бракосочетание»). Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме, первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха.

Для заключения брачного договора Шариат требует соблюдения следующих четырех условий:

1. Формула бракосочетания должна быть произнесена на правильном арабском языке. Лишь в виде исключения (если арабского языка не знают ни жених и невеста, ни их доверенные лица) допускается прочтение ее на другом языке.

2. Читающие формулу (жених, невеста или их доверенные лица) должны быть совершеннолетними и в здравом уме.

3. При произнесении формулы необходимо упомянуть имена невесты и жениха. Например, если отец невесты, читающий формулу бракосочетания за дочь, обращается к жениху со словами: «Я считаю одну из моих дочерей твоей женой», брачный договор считается неверным, ибо не ясно, какую дочь он выдает замуж (на мусульманском Востоке случается, что жениху преподносят совершенно неожиданную невесту).

4. Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему. Если невеста промолчит, брачный договор признается верным.

Следует отметить, однако, что последнее положение часто не соблюдается. Нередки случаи, когда родители выдают своих дочерей замуж, не спрашивая их мнения, и часто они не учитывают мнение жениха и невесты, особенно когда последние очень молоды, а, как известно, на мусульманском Востоке детей женят очень рано. В Шариате есть прямое указание на возможность заключения брачного договора без согласия жениха и невесты. Для этого нужно лишь, чтобы они согласились на брак после его заключения. И тогда брачный договор также считается действительным. Естественно, на основе этого правила, родители оформляют брачный союз, а затем уговорами, наставлениями заставляют детей на него согласиться. Для таких случаев Шариатом предусмотрено компромиссное правило: если одного из вступающих в брак (жениха или невесту) принудили к браку, то после получения согласия обоих необходимо вторично произнести формулу бракосочетания, что не составляет труда.

В Шариате есть особое правило, которое защищает молодую девушку от необдуманного поступка. Совершеннолетняя девственница должна получить разрешение на брак от отца или деда по отцу. Разрешение от матери и брата не требуется. Если же отец и дед отсутствуют и невеста не девственница, она может вступить в брачный союз без их согласия. Отцу и дедушке по отцу дается также право женить своих несовершеннолетних и умалишенных детей и внуков. Однако по достижении совершеннолетия или в случае излечения последние могут расторгнуть свой брак, если обнаружат связанные с этим злой умысел или махинацию. Все расходы, связанные с браком несовершеннолетних, обычно берут на себя отец или дед по отцу, а дети, когда станут совершеннолетними, должны возместить родителям эти расходы. Если же на счету несовершеннолетнего имеется определенное состояние, то часть его тратится на женитьбу и на уплату махра.

Согласно джа'фаритскому мазхабу, причиной для расторжения брачного договора могут служить семь видов пороков и недостатков (физических и умственных) у женщин. К ним относятся: сумасшествие, слепота, проказа, бессилие, расслабленность, афза (совмещение анального или мочевого каналов с менструальным) и такое устройство полового органа женщины, которое делает невозможным половое сношение.

Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после замужества она узнает, что муж ее сумасшедший или страдает мужским бессилием, или кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможной половую близость.

Муж или жена, имеющие перечисленные недостатки или пороки, расходятся без оформления развода талак. Учитывая этические нормы и психологические факторы, Шариат требует, чтобы причины развода в любом случае не афишировались. Если жена требует расторжения брака по причине мужского бессилия мужа, тот обязан отдать половину махра. Если же он не имел с ней половых сношений (не уединялся с ней на время, достаточное для совершения полового акта), при разводе жена не получает ничего. Разведенная получает весь махр, если муж имел с ней половое сношение (уединялся с ней на время, достаточное для совершения полового акта).

Шариат возлагает на замужних женщин важные обязанности. Они не имеют права без разрешения мужа выходить из дому, без особых причин не могут отказываться от половой близости с мужем. Женщинам вменяется в обязанность ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и одежды для мужа. Если замужняя женщина отказывается выполнять названные обязанности, муж имеет право отказать ей в обеспечении питанием, квартирой и постелью. Муж, по законам Шариата, имеет право наказывать жену за непокорность, но он не имеет права на ее махр, который является ее собственностью.

Если жена выполняет требования мужа, а он не дает ей денег на расходы, по возможности жена делает свои расходы без разрешения мужа из его имущества. Если это невозможно и она вынуждена сама добывать для себя средства существования, она может не повиноваться мужу.

Социально-экономические нужды занимают главное место в правовых нормах Шариата, касающихся семейно-брачных отношений. Муж обязан каждую четвертую ночь проводить у жены, с которой он состоит в постоянном законном браке (наложницы не являются законными женами, и их права и требования еще более ограничены). Он не имеет права не посещать законной жены в течение более чем четырех месяцев.

Если во время бракосочетания сумма махра не определена, брак не теряет юридической силы. Но в этом случае муж накануне сближения с женой обязан дать ей махр в общепринятом размере. Соответственно, если при оформлении брачного договора не определен срок, когда муж должен передать жене махр, она имеет право отказать ему в близости, пока не получит от него полагающийся махр. Если жена хотя бы один раз согласилась быть с мужем в близких отношениях, в дальнейшем она не имеет права отказать ему в этом.

Моральные и этические нормы Шариата запрещают посторонним мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещается смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице и руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно, полюбоваться, причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины Священного Писания» (христианки или иудейки), но, не нарушая законы Шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок Шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно даже и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого» (в Шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-либо знающие об интимных отношениях полов.).

Видеть срамные части тела посторонних запрещено (даже через стекло и их отражение в воде). Тело друг друга (все его части) могут видеть муж и жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами (мать и сын, дочь и отец), тесть и невестка могут смотреть только на дозволенные части тела.

Шариат запрещает мужчинам смотреть на тело посторонних мужчин и женщинам на тело посторонних женщин — с целью получения чувственного наслаждения. В наше время уже не запрещается рисовать и изображать живое существо, в том числе и человека, но Шариат запрещает мужчине смотреть на портрет знакомой женщины, а также смотреть пристально и с чувственным наслаждением на портрет незнакомой женщины. Шариат не запрещает эстетического наслаждения красотой человеческого тела, исходя из знаменитого хадиса «Аллах красив и любит красоту», однако смотреть на изображенные на фотографиях, портретах, в скульптуре тела посторонних мужчин или женщин с точки зрения Шариата считается аморальным. Более того, имам Газали рекомендовал жениться на красивой женщине, так как это служит защитой для мужчины от стремления к прелюбодеянию.

Если мужчина и женщина вынуждены, например, поставить клизму или вымыть определенные части тела постороннему мужчине или женщине, то они не должны прикасаться непосредственно к телу последних, а постараться укутать их чем-нибудь. Эти правила распространяются и на медицинских работников. Так, врач-мужчина, которому необходимо осмотреть больную женщину, может трогать руками ее тело, но, если можно обойтись лишь осмотром, он не должен касаться его. Если же необходимо ощупать руками ее тело, он не должен смотреть на него. То же и относительно срамных частей тела: врач может осмотреть их, но желательно все же (по Шариату) — через зеркало.

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится на девушке, а потом выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть брак. Если мужчина за неимением жены нарушил запрет Ислама, т. е. имел интимные отношения с женщиной, некоторые ученые рекомендуют, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование Шариата не создает никаких хлопот для мужчины, но с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним.

Находиться в безлюдном месте вдвоем посторонним мужчине и женщине запрещено, даже если они находятся там для молитвы. Если мусульманин или мусульманка сознательно отрицает Бога или посланничество Мухаммада и исламские обряды, Шариат считает такого человека муртадом — отступником. Вероотступничество мужа или жены является причиной прекращения брака. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак становится недействительным и она должна переждать период идда, прежде чем прежний брак снова может быть признан действительным, при условии, что жена вернулась в лоно исламской религии. Если же вероотступником станет мужчина, то его мусульманка-жена становится для него запретной, т. е. брак считается автоматически расторгнутым на том основании, что мусульманка не имеет права быть женой немусульманина.

Если во время бракосочетания женщина поставит условие, чтобы муж не увозил ее на другое место жительства и муж согласился с этим, он должен соблюдать условие жены.

Мужчина имеет право женить своего сына на дочери своей жены от первого брака, а отец и сын могут одновременно жениться на матери и дочери. Если женщина, совершив прелюбодеяние, стала беременной, Шариат не допускает аборт, если эта женщина мусульманка или же мусульманином является отец ребенка. Если мужчина совершил прелюбодеяние с незамужней женщиной, а затем женился на ней и родился ребенок, независимо от того, чей этот ребенок, он считается законнорожденным. И в любом случае до семилетнего возраста отец не имеет права отнимать ребенка у матери.

Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю девушку по возможности быстрее выдавали замуж. По этому поводу имеется хадис — изречение Мухаммада, где говорится: «Счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация».

Если женщина подарит мужу свой махр с условием, чтобы он не брал больше жен, и если муж с этим согласится, он должен держать свое слово. Это положение мусульманского права есть попытка ограничить многоженство путем подкупа мужа со стороны жены.

Законы Шариата направлены на то, чтобы предупредить внебрачные связи и рождение внебрачных детей. В Исламе незаконнорожденные дети не имеют никаких наследственных прав по отношению к отцу. Однако в остальном внебрачный ребенок ни в чем не ущемляется в правах, так как по Шариату никто не несет ответственности за поступки других людей, в том числе родителей или детей. Ребенок незаконнорожденного, если он рожден в законном браке, считается уже законнорожденным.

В случае когда женщина, будучи уверенной, что муж ее умер во время отлучки из дому, после истечения траурного срока выходит замуж за другого, а затем выясняется, что прежний муж жив, то по его возвращении она должна развестись со вторым мужем, и если последний имел с ней близкие отношения, он обязан дать ей махр на общих основаниях.

В канонах Шариата разработан ряд этических норм, связанных с кормлением грудного ребенка, которые доказывают, насколько глубоко проникает

Шариат во все сферы семейно-бытовых отношений. Так, в Шариате утверждается тот общеизвестный факт, что для грудного ребенка лучшим является молоко матери. Шариат считает неэтичным, хотя и не запрещает, требование матери от мужа-отца платы за кормление ребенка. Однако если она потребует от мужа сумму, превышающую плату няне, муж имеет право отнять у нее ребенка и отдать кормилице. Правда, указанное правило Шариата об оплате матери кормления ее же собственного ребенка редко встречается в практике и не применяется еще и потому, что при совместной жизни нет никакого смысла мужу оплачивать кормление их совместного ребенка. Да и со стороны матери требование платы за кормление грудного ребенка нехарактерно на мусульманском Востоке. О случайности такого положения говорит и тот факт, что вопрос этот подробно не разъясняется в правилах Шариата. Видимо, такой случай может иметь место, если муж развелся с женой или если ребенок родился от временного брака или вследствие прелюбодеяния.

Положение Шариата о няне исходит из общечеловеческих представлений. В частности, он советует нанимать няню с хорошим характером, с добрым и обаятельным лицом и трезвым умом. Но Шариат порицает наем в няни женщины незаконнорожденной или имеющей незаконнорожденного ребенка. Рождение же ребенка от неизвестного отца самым жестоким образом осуждается моральным кодексом Ислама, хотя мусульманское право и не требует наказания такой женщины. Однако морально-этические нормы Ислама создают вокруг семьи подобной женщины невыносимую, унизительную обстановку. Нередко, чтобы избавиться от позора, родители или родственники такой женщины прибегают к физическому уничтожению ее; если же им становится известен мужчина, который опозорил семью, преследуют и его. Часто такие случаи приводят к племенным и родовым кровопролитиям.

Шариат требует, чтобы по возможности новорожденного кормили грудным молоком в течение полных двух лет. В этом деле Шариат подтверждает древние поговорки арабов, тюркских, персидских и других народов о том, что «вкуснее молока матери для грудного ребенка ничего нет». Современная медицина полностью подтверждает это правило: самой здоровой и полезной пищей младенца является грудное молоко.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки
e-mail: historylib@yandex.ru