Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Запрет на использование в быту золотых изделий

Говоря о социально-бытовых запретах Шариата, нельзя не упомянуть о запретах на использование золотой и серебряной посуды, на некоторые виды золотых украшений, шелковые и золототканые одежды и т. д.

Принимать пишу из сосудов, изготовленных из костей собаки, свиньи или мертвечины, использовать эти предметы для ритуального омовения или чистки бытовых вещей запрещено, как пить и есть из золотой и серебряной посуды, использовать эту посуду для украшения жилища или даже просто держать в доме. Если кто-то имеет золотую и серебряную посуду, по Шариату он должен сломать и деформировать ее так, чтобы уж никак нельзя было больше считать эти предметы посудой. Изготавливать золотую и серебряную посуду, получая за это плату, запрещено, как запрещены и купля-продажа такой посуды и обмен ее на что-либо. Шариат не запрещает изготовления и использования золотых и серебряных подстаканников при условии, что они не будут использованы в качестве посуды (без стакана) и не будут называться посудой. Покрывать лицевую сторону посуды золотистой и серебряной краской дозволено. Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов — с золотом и серебром при условии, что недрагоценный металл составит большую часть и такие изделия нельзя будет назвать золотыми или серебряными.

Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и ее можно принимать, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.

Допустимо изготовление из золота колец для кальянов, ножен для сабель, кинжалов или ножей, футляров для Корана. Однако Шариат требует воздержаться от изготовления золотых и серебряных флакончиков и коробок для духов или сурьмы.

Шариат допускает использование драгоценной посуды, если не известно точно, из какого металла она изготовлена. Изготовление посуды из золота и серебра допустимо лишь в чрезвычайных обстоятельствах: по принуждению, под угрозой жизни и имуществу мусульманина и т. д., но категорически запрещается использовать эту посуду для ритуального омовения.

О запрете принимать пишу и пить из золотой и серебряной посуды существуют и хадисы. В одном из них говорится: «Кто выпил воду из золотой и серебряной посуды, тот наполнил свой желудок адским огнем»45.

Запреты Шариата распространяются и на многие другие стороны быта мусульман. Например, не рекомендуется сбривать бороду. В свое время мусульманские ученые запрещали также носить европейскую одежду. Сейчас эти предписания соблюдаются лишь в отдельных мусульманских странах, а также в сельской местности. Ношение бороды строго соблюдается лишь служителями мусульманского культа: имамами, хатибами, муллами и др. Что же касается запрета носить европейскую одежду, то он почти не соблюдается. Этому помогли также фетвы влиятельных мусульманских богословов. Еще в конце XIX в. египетский реформатор Ислама шейх Мухаммад Абдо дал фетву, в которой говорилось, что мусульманам не запрещается носить европейскую одежду. Он утверждал, что чалма и аба не являются символами веры.

Духовные отцы Шариата установили запреты и в деле присвоения имен новорожденным. Шариат категорически запрещает давать детям имена христианских апостолов Иоанна, Павла, Петра, Матфея. Исключением являются имена пророков из Ветхого Завета: Авраама, Моисея, Давида, Соломона и др., а из Нового Завета — Иисуса и Марии, причем указанные имена допустимы лишь в арабском — кораническом — произношении: Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), Марьям (Мария) и т. д.

Запреты Шариата на использование в быту золотых изделий вытекают из общих доктрин Ислама, порицающих чрезмерное увлечение земными благами и богатством. По мнению мусульманских богословов, земное богатство отвлекает и ослабляет стремление верующего к исполнению религиозных обязанностей и любовь к загробному миру. Золотые украшения, драгоценная золотая утварь всегда были доступны лишь имущим и состоятельным слоям мусульманского общества и, значит, вызывали зависть и раздражение среди масс неимущих. Пророк и его сподвижники считали, что такое положение может привести к разладу в мусульманском обществе. Обладать золотыми украшениями с древних времен было невыполнимой мечтой бедных. В арабском шедевре литературы «1001 ночь» немало сказок о нахождении и приобретении золотых украшений и других драгоценностей. Эта мечта народов Ближнего и Среднего Востока сбывалась не в реальной жизни, а в сказках, и запреты Шариата на использование в быту золотых изделий были направлены на смягчение отношений между имущими и неимущими слоями населения в мусульманском обществе.

Запреты Шариата во всех областях жизни мусульманина призваны ослабить привязанность верующего к земной жизни и ее удовольствиям, ибо любовь к земному таит в себе опасность пренебрежения религиозными обязанностями.

Судьба запретов Шариата в современных условиях определяется следующим образом: часть этих запретов снята мусульманскими богословами в связи с развитием науки и техники, изменением сознания и быта верующих. Запреты изображать живое существо, носить европейскую одежду, получать процентную надбавку на одолженный капитал, принимать мясо дозволенного животного, зарезанного немусульманами, и другие — официально сняты фетвами ведущих богословов в конце XIX — начале XX вв.



45Мин ахадис ан-наби салла-лахи алейхи ва саллам. — Араб¬ская хрестоматия. Составители В. Ф. Гиргас и барон Розен. СПб., 1912, 12.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Леонард Вулли.
Ур халдеев

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
e-mail: historylib@yandex.ru