Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Мусульманский этикет принятия пищи

Шариат во многом воспринял этические нормы арабов и других народов Ближнего и Среднего остока в области соблюдения правил и ритуалов во время принятия пищи. Эти обычаи получили новую религиозную окраску. Многие этические нормы Шариата, относящиеся к принятию пищи, являются общечеловеческими.



Этические нормы принятия пищи по Шариату включают в себя ряд запретов (харам), одобрений (мустахаб), порицаний (макрух) и т. д. Назовем основные:

1. До и после еды полагается мыть руки и вытирать их полотенцем, причем, в отличие от Запада, на мусульманском Востоке гости не удаляются в специальное место или помещение для мытья рук, но сидящим гостям подают воду в специальном изящном сосуде и еще тазик. Гости моют руки, не вставая с места. Этикет мытья рук предполагает следующий порядок: после того, как помыл руки первый из гостей, вторым моет руки сидящий от него с правой стороны, — и так до последнего гостя. Воду подают и после еды. Тот, кто вымыл руки последним перед едой, после еды полощет руки первым. Как правило, воду поливают на руки гостям прислуга или дочери и сыновья хозяина дома, не достигшие совершеннолетия. Почетным гостям в знак особого уважения воду подносит сам хозяин. Если высокопоставленный вельможа окажется в гостях у человека ниже его по рангу, хозяин сам подносит ему воду для мытья рук. В наши дни этот обычай сохраняется в отдаленных провинциальных и сельских местностях мусульманского Востока.

2. Хозяин дома должен раньше всех начать и позже всех закончить еду.

3. Перед началом еды произносят имя Бога («Бисмиллах»). Если подают разные блюда, то при подаче каждого блюда произносится имя Бога.

4. Есть полагается правой рукой.

5. Брать пищу следует тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. (Как видим, канонический Шариат предлагает принимать пищу руками, но поскольку он не запрещает, а вернее, ничего не говорит о том, можно ли пользоваться ложками и вилками, то сегодня принято принимать пищу с их помощью). Употребление столовых приборов вошло в обычай мусульман под европейским влиянием.

6. Если несколько человек едят пищу из одной тарелки, каждый должен брать кусок, лежащий перед ним.

7. Брать пищу следует небольшими кусками.

8. Сидеть за столом (у скатерти) нужно долго и растягивать еду.

9. Пищу полагается прожевывать хорошо.

10. После еды произносятся слова: «Ал-хамду лиллах» («Слава Аллаху»).

11. Пальцы облизываются.

12. Можно пользоваться зубочисткой (мисвак, сивак), но нельзя ковырять зубы палочкой из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки.

13. Если пищу принимают дома, после еды желательно собрать рассыпанные остатки пищи со скатерти (каждый свои) и съесть. Если же принимают пищу в поле, остатки пищи оставляют птицам и животным.

14. Следует воздержаться от принятия пищи перед утром и вечером, в середине дня и середине ночи.

15. В начале и после еды следует принимать небольшое количество соли.

16. Прежде чем есть фрукты, их моют (в отличие от Запада, на Востоке фрукты и соки подают перед обедом).

Перечисленные этические нормы принятия пищи Шариат относит к числу одобряемых. Порицается во время еды следующее:

- есть, прогуливаясь;

- обжорство;

- смотреть в лицо человека, когда он принимает пищу;

- есть горячую пищу;

- дуть на еду во время еды и питья;

- ждать чего-либо после того, как подали хлеб. (В отличие от Запада, на мусульманском Востоке как только подадут хлеб, его начинают медленно есть, не дожидаясь подачи обеда. Хлеб на Востоке считается священным, и во время обеда его подают раньше всего);

- порицается резать хлеб ножом (на Востоке бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Кроме того, этот обычай связан с тем, что на Востоке не пекут толстый хлеб, но в основном — лепешки и лаваш, которые удобнее ломать руками);

- класть хлеб под тарелку. (Как уже говорилось, хлеб считается священным, на нем дают клятву. Если кусок хлеба упал на землю, топтать его запрещено. Необходимо поднять его и положить в такое место, где бы он стал пищей для птиц и животных);

- порицается тщательно очищать и облизывать кость;

- снимать кожуру с фруктов (это относится к яблокам, грушам, сливам, но не к таким фруктам, как гранат, апельсин, банан и др., кожуру которых не едят);

- пить много воды; пить воду после жирной пищи; также порицается пить воду, держа сосуд левой рукой.

В отношении питья воды установлены особые правила. Одобряется пить воду, аккуратно всасывая ее, а не шумными большими глотками. Днем желательно пить воду стоя, а ночью сидя. Пить воду желательно тремя глотками и с охотой. Перед началом питья следует сказать: «Бисмиллах» («Во имя Аллаха»), а по окончании — «Ал-хамду лиллах» («Слава Аллаху»).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ш. Султанов, Л. Султанов.
Омар Хайям

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта
e-mail: historylib@yandex.ru