Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о гасбе и мерах наказания за воровство

Выступая в защиту частной собственности, юридические школы Шариата особое внимание уделяют пресечению воровства и строгому наказанию воров. Характерно, что в юридических школах Ислама меньше внимания уделяется выяснению причин, побудивших к воровству, и ценности украденной вещи. Судят за воровство «в принципе», а что украдено (спичка или ограблен банк), это неважно.

Например, согласно джа'фаритскому мазхабу, за воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца правой руки, оставляя ладонь и большой палец, за вторичное воровство Шариат требует отсечь левую ступню до половины, а в третий раз человека за воровство пожизненно заключают в тюрьму. При этом если у него нет средств на содержание в тюрьме, то расходы на это взимаются из тюремного имущества. Если же он в тюрьме будет воровать, Шариат требует казни для такого человека.

Чрезмерная жесткость мер наказания за воровство исходит из юридических и моральных принципом Ислама относительно священности и неприкосновенности частной собственности.

Защита Шариатом частной собственности проявляется и в отношении к гасбу. Гасб — лишение прав собственности другого лица — считается страшным Грехом, за который виновному полагаются адские мучения. По этому поводу мусульманские законоведы приводят следующее изречение Мухаммада: «Если насильно отнимает у другого пядь земли, в Судный день эта пядь земли превратится в семислойное кольцо и свалится на его плечи»59.

В джа'фаритском мазхабе детально определяется, что именно следует считать гасбом — узурпацией. .Гасбом, в частности, считается запрещение людям использовать мечеть, медресе, мосты, рынки и т. д. — т. е. общественные сооружения, предназначенные для всеобщего пользования. Если верующий займет в мечети место, куда не пускает других, или займет заранее место для другого, то это также гасб. Если кредитор оставил у себя что-либо, принадлежащее должнику, в качестве залога, а затем, возвращая залог, требует что-либо себе, то и это гасб. Если кто-либо забрал насильно вещь, а она затем куда-то пропала, то взявший эту вещь должен возместить стоимость потерянной вещи, иначе это будет рассматриваться как гасб (доходы от насильно отнятых вещей принадлежат их владельцам, а не тем, кто их присвоил). Если два человека вместе совершили гасб, то ответственность за это лежит на обоих. Если угнано домашнее животное, которое вскоре принесло детеныша, то угнавший его не имеет права взять себе этого детеныша: животное с детенышем принадлежит его действительному владельцу. Если насильственно отнятый дом пустует, узурпатор должен платить его владельцу плату за квартиру. Отнятое у несовершеннолетнего или сумасшедшего должно быть возвращено родителям или опекунам последнего.

Как уже говорилось, Шариат запрещает изготовление посуды из золота и серебра. Так, если кто-либо насильно отнял у другого такую посуду, а она потерялась или испортилась, узурпатор не обязан платить за труд, потраченный на это изделие, но возместить только стоимость золота или серебра, из которого изделие сделано, однако отнявший и испортивший золотые серьги или другие женские украшения обязан вернуть стоимость и золота, и работы.

Если кто-либо без разрешения землевладельца посадил что-либо на его участке и вырастил урожай, то и деревья, и урожай принадлежат тому, кто их посадил и обработал. Однако землевладелец имеет право заставить вырубить эти деревья, разровнять землю и потребовать плату за аренду земли. Захвативший же землю не может заставить землевладельца оформить разрешение на аренду земли, так же как и землевладелец не имеет права требовать, чтобы ему продали посаженные на его земле деревья или другие растения, но такие соглашения возможны по доброй воле сторон.

Учитываются даже, казалось бы, невероятные случаи гасба. Так, отнявший у кого-то живого барана при выплате владельцу стоимости животного обязан учесть, что за период, прошедший с момента гасба, баран вырос и стал жирнее. Если же человек взял какую-либо вещь без разрешения владельца, а другой человек отнял ее у него и в конечном итоге вещь потерялась, то владелец имеет право требовать эту вещь или ее стоимость с обоих незаконно захвативших собственность и последние могут вдвоем погасить стоимость данной вещи. Но если владелец получил стоимость своей вещи с первого из них, тот имеет право требовать эту сумму у второго, который отнял у него вещь, тогда как второй (узурпатор), заплатив владельцу стоимость вещи, не может потребовать ее от первого.

Важно отметить, что есть существенное различие между гасбом и воровством. Гасб — это насильственное открытое отбирание, захват чужого имущества, тогда как воровство — это скрытая, тайная акция.

В связи с характеристикой законов относительно гасба любопытно также узнать о том, как следует поступать с найденными вещами. Исламское законодательство рассматривает множество случаев находок вещей и ценностей и дает рекомендации, как поступить с найденным.

Шариат соотносится с древними обычаями и традициями народов Ближнего и Среднего Востока относительно использования найденных ценностей. Так, в нем говорится, что если человек нашел что-либо ценное, на чем нет никаких отметок, которые помогли бы разыскать владельца, находка становится собственностью этого человека, который, однако, обязан заплатить за это подачей милостыни (садака) за неизвестного владельца. Но Шариат не допускает, чтобы человек, нашедший вещь и не обнаруживший ее владельца, окончательно считал ее своею собственностью. Если настоящий владелец вещи объявится, нашедший ее обязан возместить ему ее стоимость, даже если к тому времени найденное уже полностью израсходовано или изношено.

Если найденная вещь не представляет особой ценности, ее, как правило, оставляют при мечети в надежде, что владелец ее там обнаружит. Если она имеет отметку, по которой можно найти владельца, то начиная с первого дня, когда она найдена, в течение недели возле мечети два раза в день делается объявление о находке. В течение года объявление это повторяется: в первый месяц раз в неделю, а затем по разу в месяц. Если по истечении года владелец вещи не находится, нашедший ее человек имеет право использовать ее, не забывая, конечно, что в случае объявления хозяина он обязан вернуть ему стоимость вещи.

Человек, нашедший вещь и не сделавший об этом объявления, по Шариату, совершил тем большой грех. Если нашедший ее — несовершеннолетний или умалишенный, объявление должны сделать за него родители или опекуны. Нашедший что-то, если он убедился, что владелец не найдется, может раздать найденное в качестве милостыни беднякам.

Шариат запрещает подробно описывать найденную вещь в объявлении о находке, так как в таком случае могут найтись ложные претенденты на нее. Человек, явившийся как владелец вещи, должен описать ее приметы или назвать сумму, если найдены деньги. Если найдено что-то скоропортящееся, то находку по решению шариатских судей пускают в продажу, а деньги хранят или раздают в качестве милостыни.

Перед входом в мечеть верующие снимают обувь, с которой затем часто происходит путаница. Взявший не свою обувь обязан отдать ее владельцу. Если же хозяина обуви найти не удается, то в случае если надетая обувь дороже той, которая была снята, надевший чужую обувь должен разницу в цене раздать беднякам. Милостыню не надо раздавать только с найденной вещи, которая не представляет никакой ценности или очень небольшую.



59Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2554.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1
e-mail: historylib@yandex.ru
X