Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о правилах убоя животных, об охоте и рыболовстве

Пищевые запреты и связанные с ними законы являются одним из главных вопросов в деле изучения специфики Ислама и бытовой жизни мусульман.

В нашей исламоведческой литературе отсутствует всестороннее исследование вопросов питания мусульман и связанных с ними пищевых запретов. Между тем анализ этих проблем, касающихся способов добывания пищи, способов охоты и рыболовства, правил убоя мясных животных, этики принятия пищи, пищевых запретов, имеет очень важное значение.

О правилах убоя животных. Шариат требует, чтобы диких и домашних животных и птиц, считающихся съедобными, принимали в пищу лишь после убоя их по специальным правилам. Джейран, куропатка, дикая коза, одичавшие домашние животные считаются съедобными только после убоя их по правилам Шариата.

По Шариату, нельзя охотиться (и мясо их считается запретным) на детенышей диких животных и птиц, которые еще не могут бегать или летать. Не считаются чистыми и не могут употребляться в пищу ползающие животные (например, змеи), у которых кровь не бьет ключом при отрезании головы, но, по утверждению Шариата, мертвая змея считается чистой*. Дикие животные, питающиеся мясом (волк, тигр), пойманные по правилам Шариата, считаются чистыми, но употреблять в пищу их мясо запрещено. Медведь, обезьяна, мышь, крыса, змея, ящерица и ряд других пресмыкающихся и теплокровных животных относятся Шариатом к числу нечистых.

Требуется, чтобы при забое животного полностью разрезались как минимум три из четырех «больших жил» (трахея, пищевод, сонная артерия и яремная вена) на его шее. Если надрезать только две из них, это будет считаться нарушением правил забоя.

При забое, например, по джа'фаритскому мазхабу, требуется соблюдение шести условий:

1. Убивающий животное мужчина, женщина или подросток должны быть мусульманами, не умалишенными.

2. Резать животное разрешается металлическими инструментами (ножом, топором, пилой) или, если нет металлических, чем-либо острым: стеклом, острым камнем.

3. Морда и передние ноги животного перед убоем должны быть повернуты в сторону Мекки. Человек, который режет животное, также должен стоять лицом к Мекке. Если этот пункт не соблюден по забывчивости или непреднамеренно, нельзя повернуть животное в сторону Мекки или человек не может определить, в какой стороне находится Мекка, то мясо животного будет халал.

4. Приближая нож к горлу животного, необходимо произнести: «Бисмиллах» — «Во имя Аллаха». Если мусульманин забудет это сказать, то мясо животного будет халал.

5. Должна вытечь вся кровь.

6. После убоя животного, пока еще двигаются его конечности и шевелятся глаза, необходимо держать животное на весу, чтобы стекла кровь. Лишь после прекращения конвульсий можно приступать к снятию с него кожи.

Шариат устанавливает особые правила убоя верблюда. Кроме шести указанных условий здесь есть еще и дополнительные. Верблюд должен стоять или опуститься на колени — мордой в сторону Мекки. У верблюда недостаточно надрезать только четыре «большие жилы», необходимо пронзить ножом его горло, ближе к груди. В этом главное отличие убоя верблюда от убоя крупного и мелкого рогатого скота.

Во время убоя мелкого рогатого скота (овец, коз) требуется связать две передние и одну заднюю ногу животного, одну ногу оставив свободной. Практикой установлено, что это способствует быстрому оттоку крови после перерезания жил на шее животного.

При убое коровы, быка связываются все четыре ноги животного. У верблюда связывают только две передние ноги (снизу до колен и до подмышек). Домашних и диких птиц после отрезания у них головы отпускают, чтобы они били крыльями до полного истечения крови и прекращения дыхания. Лишь после этого приступают к ощипыванию.

Прежде чем резать животное, перед ним ставят воду. Есть поверье, что во время питья воды животное успокаивается, а после убоя кровь его вытекает быстрее. Для убоя необходимо использовать как можно более острый предмет и не медлить, дабы не мучить животное или птицу.

Порицается убийство животных, при котором нож проходит через затылок в шею животного. При убое не сразу отделяют голову животного от туловища. Перерезав жилы, ждут, пока прекратится дыхание, и лишь после этого полностью отделяют голову от тела, но если из-за очень острого ножа голова была отделена сразу, правила убоя не считаются нарушенными. Пока не прекратилось дыхание животного, не дозволяется снимать с него шкуру и вынимать спинной мозг. Убой животных на глазах других животных порицается. Шариат требует по возможности воздерживаться от убоя животных до полудня и вечером в пятницу.

Человеку, вырастившему и кормившему животное, Шариат советует воздержаться от забоя этого животного. Правила Шариата о забое животных, с одной стороны, соотносятся с практикой и вековой традицией арабских и других народов Ближнего и Среднего Востока, с другой, как стало известно в настоящее время, обеспечивают животному наиболее быструю и безболезненную смерть.

Шариат об охоте и рыболовстве. Шариат устанавливает пять условий охоты на диких животных:

1. Оружие и режущие предметы, используемые для охоты (нож, кинжал, сабля, копье, стрела), должны быть острыми. Охота сетью, с помощью палки, камня (т. е. без кровотечения) еще не делает животное чистым, и есть мясо пораженного таким образом животного дозволяется лишь после убоя его по правилам Шариата. При использовании же современных орудий охоты требуется, чтобы пуля разрывала тело животного. Если животное сдохнет от высокого давления или высокой температуры, необходимо воздержаться от употребления в пищу его мяса.

2. Человек, который охотится за животным, должен быть мусульманином. Если охотится неверный (кяфир), добытые животные — не для мусульманина.

3. Убивать во время охоты можно лишь с предварительными намерениями. Если охотник случайно попадает в животное и убивает его, мясо такого животного не может быть съедено мусульманином. Правда, на практике это правило Шариата редко соблюдается. Животное, ставшее жертвой случайного выстрела, до его смерти быстро режут по правилам Шариата.

4. Целясь в животное или птицу, необходимо произносить имя Бога («Бисмиллах»), но если охотник случайно забывает это сделать, охота не считается неправильной.

5. Может случиться так, что животное умрет от укуса охотничьей собаки, от пули или копья, прежде чем охотник дойдет до него. Если животное будет еще живо, охотник должен зарезать его по Шариату, в противном случае мусульманам запрещено употреблять его мясо в пищу.

Если пуля поразила животное и оно упало в воду и там умерло, то употреблять его мясо в пищу запрещается. Если за одним животным охотились двое и при этом один произнес имя Бога, а другой нет (сознательно), охота считается недействительной. Если человек охотится с оружием и собакой, взятыми насильственно у другого, необходимо заплатить за оружие и использование собаки, иначе охота считается недействительной. Если во время охоты животное разрублено саблей или шашкой на две части так, что в одной части оказались голова и шея, а в другой — тело, мясо животного считается чистым и дозволенным для употребления, но если ударом разрублена и отделена часть тела животного, а оно не умерло, то необходимо отрезать этому животному голову, и только тогда его мясо будет считаться дозволенным для еды. Если животное во время охоты разорвано на две части камнем или палкой, то часть тела без головы и шеи считается несъедобной. Другая же часть (с головой и шеей), если в животном еще теплится жизнь, будет считаться дозволенной для еды после отделения головы по правилам Шариата. Если из живота убитого животного вытащили детеныша и он жив, он считается чистым, но его не употребляют в пищу.

Шариат уделяет особое внимание использованию во время охоты охотничьей собаки. Поскольку собака наряду со свиньей считается по Шариату нечистым животным, ее присутствие на охоте создает немало проблем. Шариат не запрещает использовать это животное, хотя мусульманская традиция воспитывает брезгливое отношение к собаке. Так, традиционно в мусульманских семьях не принято содержать собаку внутри квартиры, какой бы породы она ни была. В основном в мусульманском мире собак используют чабаны для защиты овец от хищников и охотники. Малейшее соприкосновение с собакой требует специального омовения: если собака прикоснулась к одежде мусульманина, то в этой одежде запрещается совершать молитву.

При использовании собаки на охоте Шариат требует соблюдать шесть условий:

1. Собака должна быть выучена только по приказу охотника приносить добычу. Она не должна иметь привычки съедать добычу или отрывать от нее куски, но если она случайно съела кусок, это допустимо.

2. Охотничья собака не должна самовольно преследовать животное или птицу, а если это произойдет, охота считается запретной. Это правило фактически не соблюдается: охотник скорее всего будет РАД, если собака обнаружит и поймает дичь.

3. Если охотничью собаку использует кяфир, принесенная собакой добыча для мусульманина неприемлема и употреблять ее в пищу запрещено.

4. При посылке собаки на охоту необходимо произнести «Бисмиллах».

5. Если охотник обнаружил, что дичь умерла от удушения или страха, запрещено есть ее мясо.

6. Если охотник настиг добычу, пойманную охотничьей собакой, но не зарезал ее по правилам Шариата, мясо непригодно для пищи85.

Посылать на дичь нескольких собак допустимо, но если среди этих собак окажется хотя бы одна недрессированная, добыча считается запретной. Если охотничью собаку послали за одним животным, но она поймала другое или обоих, обе добычи считаются чистыми и дозволенными, пригодными в пищу.

Если несколько охотников вместе послали нескольких собак для преследования животного и среди охотников один оказался неверным, а среди собак одна — недрессированной, по правилам Шариата охота считается запретной. Но в Шариате мы находим следующую оговорку: если охота велась с помощью сокола или недрессированной собаки, но охотник успел зарезать добычу по правилам Шариата, мясо считается дозволенным86. Это исключение Шариата фактически сводит на нет многие запреты во время охоты, ибо главное всегда — зарезать еще живое животное по правилам Шариата, а каким образом оно было поймано, фактически не имеет значения.

В Шариате мы находим некоторые сведения и об охоте на саранчу. Использование саранчи в пищу — обычай доисламских арабов, нашедший свое отражение в законах Ислама: большинство мусульман-неарабов не употребляет саранчу в пищу. Нехватка и скудость пищи древних арабов вынудили их, особенно кочевников-бедуинов, употреблять в пищу саранчу и ящериц. Древняя арабская пословица гласит: «Можно есть все, что ползает по земле, все, что плавает в воде, все, что летает по воздуху».



История помнит немало случаев, когда стаи саранчи опустошали поля, уничтожая все посевы и пастбища на огромных территориях, а тысячи людей погибали от голода, но еще в древности, чтобы не умереть от голода, люди научились есть этих жирных насекомых. Арабы кормили жареной саранчой своих коней и верблюдов, да и сами не брезговали ею. Тысячу лет назад Фирдоуси, проклиная в «Шахнаме» арабов, уничтоживших иранское государство Сасанидов, называл их «едящими ящериц» и «пьющими верблюжье молоко».

На Востоке знают два вида саранчи — «водяную» (креветку) и собственно саранчу — «воздушную». Саранча как пищевой продукт не котируется на мусульманском Востоке: если ее и употребляют в пищу, то крайне редко. Европейский исследователь Ульрих Гаспар Зеетцен, в 1810 г. проникший в Мекку под видом мусульманского паломника, нашел, что саранча вкусна, если зажарена в сливочном масле87. Следует упомянуть поверье о пустынной ящерице «саканкур». Если эту ящерицу убить, высушить, а затем растолочь в ступке и принимать в виде порошка, она будто бы дарит старикам вторую молодость.

По мере распространения Ислама среди различных народов Шариат отразил обычаи и традиции народов, принимавших Ислам. Это относится и к традициям, связанным с пищевыми продуктами. Употребление в пищу саранчи, ящериц было распространено среди арабов-кочевников, но оно так и не закрепилось в меню тюркских, иранских и других неарабских народов. И, наоборот, конина и конское молоко (кумыс), популярные среди тюркских и монгольских народов, не стали достоянием арабов. Те тюркские народы, которые приняли Ислам еще в VIII—IX вв., давно забыли этот обычай и в настоящее время не принимают в пищу конину.

Так, тюрки-сельджуки, от которых происходят османские турки современной Турции, азербайджанцы, частично туркмены и кавказские народности, традиционно исповедующие Ислам, не принимают в пищу конину и кумыс, тогда как среди татар, казахов, узбеков, киргизов и других народов Средней Азии конина и кумыс имеют широкое распространение.

Вследствие недостатка воды бедуины нередко вынуждены были поить своих лошадей верблюжьим молоком, часто в ущерб питанию своей семьи. Арабские лошади отличаются выносливостью, резвостью и быстротой езды, но выращивание и содержание их в пустыне было для араба-бедуина очень тяжело, особенно если он был беден. Недаром у арабов сложилась поговорка: «Кто имеет жену и лошадь, тот никогда не знает покоя».

В истории арабы предстают как жители пустыни — кочевники и меньше всего как земледельцы. Естественно, у кочевников питание было простым: верблюжье молоко, мясо, лепешка, а в период нехватки пищи — ящерица и саранча. Очень скудны данные о рыболовстве у арабов, хотя известно, что еще в древности арабы славились как смелые и ловкие ловцы жемчуга. Аравийский полуостров — родина арабов — окружен морями. Жители побережья, хотя и малочисленны, однако еще до Ислама среди них распространилось рыболовство. Арабы по-настоящему стали морской нацией лишь после арабских завоеваний. Они внесли большой вклад в развитие судоходства по Средиземному морю и Индийскому океану. Немало международных морских терминов и географических названий имеют арабское происхождение: адмирал (амир алъ-бахр — король морей), азимут — [ас-самт— сторона), Гибралтар (Джабал Тарик — гора Тарика — имя арабского полководца) и т. д. Но мы ограничимся здесь лишь изложением правил рыболовства, согласно джа'фаритскому мазхабу.

При рыбной ловле требуется учитывать следующие положения: рыба с чешуей, пойманная живой, считается чистой и ее разрешается употреблять в пищу. Сдохшая в воде рыба тоже считается чистой, но есть ее, согласно джа'фаритскому мазхабу, запрещается (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Что касается рыбы без чешуи, то, даже пойманная живой, она непригодна для еды (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды). Если рыбу выбросило на сушу и ее подобрали живой, то дозволено употреблять ее в пищу. По законам Шариата рыболовством могут заниматься и немусульмане, и они не обязаны во время рыбной ловли произносить имя Бога («Бисмиллах»). Но мусульманин имеет право брать рыбу из рук немусульманина лишь при условии, что сам видел, как немусульманин ловил эту рыбу (в других мазхабах такая рыба может считаться дозволенной для еды).

Это правило делает невозможным для последователей джа'фаритского мазхаба получать или покупать рыбу у немусульман на рынке. Рыба (живая или мертвая), взятая из рук мусульманина, считается чистой и пригодной для еды. Взятая же из рук кяфира рыба, даже если тот утверждает, что поймал ее живой, для последователей джа'фаритского мазхаба запретна. Следует воздерживаться есть рыбу в сыром виде; если живая рыба разрублена на две части и одна часть шевелится, а другая нет, необходимо отказаться употреблять в пищу ту часть, которая не шевелится; если рыбу поджарили, не дождавшись ее смерти, разрезав на куски на суше, надо отказаться есть такую рыбу.

Как мы видим, Шариат требует соблюдения определенных правил для тех, кто занимается охотой и рыболовством; он также ставит конкретные требования при совместной охоте мусульман с немусульманами.



85Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2618.
86Там же, вопр. 2623.
87Ралли А. Мекка в описаниях европейцев. Ташкент, 1913, 79.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Леонард Вулли.
Ур халдеев

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности
e-mail: historylib@yandex.ru