Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Глава 12. Научно-технический прогресс и Шариат

Вопросы науки, развития техники, которые необходимы для любого общества и государства, в том числе и мусульманского, нашли свое отражение в доктринах Ислама и Шариата.

Достаточно отметить, что один из знаменитых мыслителей мусульманского Средневековья Абу Хамид аль-Газали (XI в.) считал, что государство и общество нуждаются в развитии науки и техники. Он высоко ценил значение математики, логики, физики и медицины, и утверждал, что человечество без этих наук не обойдется, однако аль-Газали считал, что мировоззренческие аспекты науки и научно-технического развития должны находиться под контролем религии.

Аль-Газали подверг резкой критике тех «невежественных друзей Ислама», которые решили, что «религии можно помочь путем отрицания всякой науки...». Он писал, что «настоящее счастье в этом мире и загробном — это наука».

Аль-Газали смотрит на науки с духовной и практической точек зрения, поэтому и вызывает большой интерес его концепция классификации науки. С этих же позиций науки делятся им главным образом на две группы:

1. Псевдонауки, которые человеку никакой пользы не приносят.

2. Науки, полезные человеку в этом мире и загробном.

К первой группе относятся: колдовство, талисманы, астрология и гадание по звездам.

Вторая группа наук систематизирована мыслителем следующим образом:

1. Коран и богословские науки, как мусульманское законоведение, традиции и комментарии.

2. Лингвистические науки, грамматика арабского языка и лексикология, причем эти науки служат богословию. (Арабский язык — язык Корана и Сунны (слова Пророка Мухаммада). В молитвенных обрядах и призыве к молитве (азан) также используется арабский язык.

3. Обязательные знания — это науки о медицине, арифметике, разных ремеслах и связанной с ними политике.

4. Науки о культуре: литература, история, некоторые области философии, как математика, логика, некоторые отрасли естествознания, исключая метафизику, политику и науку об обществе.

Из вышеизложенного ясно видно, что аль-Газали теологию отделяет от науки и считает, что мировоззренческие аспекты науки и научно-технического прогресса должны находиться под контролем религии.

Мусульманские богословы обращают большое внимание на то, что Ислам способен органично соединить исторические достижения человеческой культуры, науки и научно-технического прогресса с современной культурой и научными достижениями. Ярким тому примером являются успехи мусульманских стран раннего Средневековья во многих областях науки — математике, медицине, философии и др.

Немаловажной причиной такого успеха стало уважение к достижениям других народов и культур, проявленное мусульманским обществом.

В IX-XI вв. на арабский язык с греческого, персидского и индийского языков были переведены ценнейшие труды по математике, физике, астрономии, философии, географии, медицине.

В Багдаде — столице халифата — был создан научный центр «Даруль-хикма» (Дом мудрости). Вместе с мусульманами там трудились христиане, иудеи — персы, греки, сирийцы, евреи и представители других народов. Мусульмане оживили науку древнего мира, сделали ее достижением многих поколений и способствовали развитию научной мысли в Западной Европе.

Освоив достижения науки других народов, мусульманские ученые достигли небывалых успехов в развитии многих наук. Ими были построены самые совершенные для своей эпохи обсерватории в Самарканде, Багдаде, Дамаске, Каире и Кордове (Андалузия, Испания). В 770 г. мусульманский ученый Физарий воссоздал астролябию Птолемея. Немного времени спустя аль-Хорезми создал понятие о широте и долготе земного шара.

Мусульманские географы и астрономы, разъезжая по всему миру, открыли шарообразность строения Земли.

Мусульманские математики изобрели цифры и ноль, заложив основы десятичной системы, что по своему значению было величайшим открытием в этой области со времен древних финикийцев.

Омар Хайам — ученый и поэт, за 500 лет до Декарта решил уравнения с тремя неизвестными. Он создал основы аналитической геометрии. Евклидова геометрия была развита и обогащена усилиями мусульманского ученого Сабита ибн Курры.

Решение треугольников раньше Коперника открыл Абул Вафа, а логарифмы, изучая музыкальные ритмы, разработал аль-Фараби (X в.), которого считали на Востоке вторым учителем (т. е. вторым Аристотелем) .

Во многом мусульманам человечество обязано изобретением бумаги, без чего было бы немыслимо развитие науки и культуры вообще. Появление бумаги привело к полному вытеснению дорогостоящего папируса и пергамента. Первыми изобретателями бумаги были китайцы, но мусульмане Самарканда, позаимствовав ее технологию, внесли в нее основательные изменения, имевшие всемирно-историческое значение. Их открытия уничтожили зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, позволили производить ее из тряпья. Самарканд на долгие годы превратился в центр производства бумаги.

О высоком уровне развития науки среди последователей Ислама свидетельствует и то, что именно мусульманским ученым принадлежит приоритет в создании науковедения, разработки теоретических основ отношения религии к науке.

В ноябре 1969 г. редакция прогрессивного журнала Египта «Ат-Талия» (издается в Каире) пригласила бывшего члена Политбюро французской компартии Роже Гароди (в 1982 г. он принял Ислам, получил мусульманское имя Реджа Джаруди; подверг резкой критике компартию и сталинизм в Советском Союзе) и профессора Сорбоннского университета в Париже, известного исламоведа Максима Роденсона для участия в дискуссии «Влияние арабо-мусульманской культуры на мировую цивилизацию».

Р. Гароди и М. Роденсон в Каире прочитали ряд лекций, в том числе на следующие темы:

Р. Гароди:

1. Влияние арабской культуры на мировую цивилизацию.

2. Ислам и социализм.

3. Относительно многообразия форм социализма.

В своих лекциях Р. Гароди затронул следующие вопросы:

- арабская цивилизация и возрождение культуры;

- вклад арабов и мусульман в естественные науки;

- мусульманская культура и искусство;

- мусульманская культура и источники современного гуманизма;

- мусульманские корни социализма.

М. Роденсон прочитал лекции на тему:

1. Представление в Европе о мусульманском мире со времен Средневековья до наших дней.

2. Марксистская социология и изучение мира Ислама.

3. Еврейский вопрос в историческом аспекте.

В дискуссии, проходившей в конференц-зале газеты «Аль-Ахрам» в Каире, приняли участие: редактор журнала «Ат-Талия», член высшего исполкома Арабского социалистического союза и председатель национального собрания Египта д-р Лябиб Шукейр; профессор мусульманского университета «Аль-Азхар» в Каире д-р Бадави Абдул-Лятиф; министр труда Египта Камал Рифат; министр по делам религии Египта д-р Абдул-Азиз Камал; известная египетская писательница (друг Советского Союза и России) Бинт Шати-Аиша Абдуррахман, а также философы, богословы некоторых арабских стран, представители самых различных политических направлений — социалисты, марксисты, мусульманские богословы, националисты, сторонники панарабизма, панисламизма.

Дискуссия в Каире о влиянии Ислама на мировую цивилизацию была в центре внимания печати Египта и других арабских стран, мусульманских стран, востоковедческих центров Европы и США.

Материалы Каирской дискуссии нашли свое отражение на страницах египетских газет и журналов — «Ат-Талия», «Аль-Ахрам», «Аль-Гумхирия», «Аль-Катиб», «Роз аль-Юсиф» и др.

В данной главе нами использованы некоторые материалы Каирской дискуссии и научные труды арабских стран, Ирака и Турции. Следует отметить, что Роже Гароди и Максим Роденсон, которые выступали в Каире со своими лекциями об Исламе и об арабо-мусульманской культуре и ее влиянии на европейскую цивилизацию, защищали свои позиции и на международной конференции в Париже, проводившейся ЮНЕСКО — ООН в 1982 г. М. Роденсон и Р. Гароди принадлежат к числу тех самых интеллигентов во Франции, которые поддерживают арабов в их борьбе против экспансии Запада и международного сионизма. М. Роденсон является известным специалистом-востоковедом по истории арабов и евреев.

Одно из самых удивительных исторических событий о взаимосвязи религии и науки связано с историей освоения космоса и полетом человека на Луну.

Как известно, 12 апреля 1961 г. советский космонавт Юрий Гагарин первый в истории человечества совершил полет на космическом корабле «Восток».

Как отреагировали и оценили это событие мусульманские богословы? Как Ислам и мусульмане на современном этапе относятся к тому, что человек «посягает на тайны промысла Божьего»?

После полета Юрия Гагарина и американских космонавтов на Луну мусульмане из многих стран обращались к своим духовным лидерам, в том числе и к известному в мире мусульманскому богослову, ректору знаменитого мусульманского университета «Аль-Азхар» в Каире, шейху Махмуду Шалтуту (ныне покойному) с вопросами: «Не нарушаются ли тайны Всевышнего Аллаха в связи с освоением человеком космоса, полетом человека на Луну? Не является ли это опасным посягательством на тайны промысла Божьего?» Шейх ответил однозначно: «Нет, не является, наоборот, это соответствует призыву Аллаха изучать тайны природы». На вопрос о том, не является ли попытка посетить Луну вероотступничеством, шейх Махмуд Шалтут ответил: «Наоборот, это укрепляет веру в Аллаха» и выразил готовность посетить Луну, «если его пригласят и если состояние здоровья ему позволит». «И буду счастлив, — отметил он, — если мне удастся увидеть планету, созданную Всевышним Аллахом».

Следует отметить, что когда аналогичный вопрос был задан Папе Римскому Иоанну Павлу VI в Ватикане, первый священник католической церкви Папа Павел VI ответил, что «он согласен посетить Луну с космонавтами, если даже его не смогут вернуть на Землю, он не будет жаловаться на свою судьбу, ибо будет ближе к Всевышнему и далеко от грешной земли».

Поддержали стремление человека познать тайны космоса и авторитетные иранские богословы — аятолла Мир Сайд Мухаммад Бахбахани, шейх Бахааддин Нури и Хаджи Мирза Камраи. Исходя из Корана, они подчеркивали, что Бог создал Солнце и Луну для человека, для того, чтобы их изучали. Основываясь на аяте из Корана: «Приблизился час, и раскололась Луна» (54:1), они писали, что Коран много веков тому назад предсказал, что на Луне происходят вулканические извержения. По Исламу, считают они, врата небес открыты, и человек может проникнуть в эти врата. В доказательство они напоминают, что исламский праздник Ми'радж, посвященный вознесению Пророка Мухаммада на небо, является призывом освоить космос. Для освоения космоса и полета человека на Луну необходимы знание и наука. По этому поводу в Коране говорится: «О сонм джиннов и людей! Если можете проникнуть за пределы небес и земли, то пройдите! Не пройдете вы, иначе как с властью» (55:33). Кораническое слово «султан» (власть) комментируется в значении «наука и знание».

В названиях сур Священного Корана встречается частое упоминание небесных тел («Луна» — сура 54; «Солнце» — сура 91; «Звезда» — сура 53; «Гром» — сура 13; «Свет» — сура 24; «Восхождение на небо» — сура 17). Это, указывают современные мусульманские богословы, говорит о том, что Аллах сотворил небо и землю для человека и мусульмане должны активно участвовать в освоении космоса. В то же время мусульманские богословы призывают не допускать милитаризации космоса и звездных войн.

Аятолла Хомейни резко критиковал военную политику США и Советского Союза, которые, по мнению имама Хомейни, стремятся создать военные базы на Луне.

Согласно исламской традиции, Пророк Мухаммад совершил ночной полет — Ми'радж — на фантастическом животном по имени Бурак. А арабское слово «бурак» происходит от корня «барк», что означает «молния», «телеграф» и «телеграмма».

Это дало основание мусульманским богословам сделать такой вывод: поскольку самой большой скоростью является скорость света, то и тело человека может превратиться в свет и удалиться в космос со скоростью света, ибо современная наука не отрицает превращения материи в свет и возвращения последней к первоначальной форме (наподобие телепередачи).

Нельзя допускать конфликта науки и религии, считают мусульманские богословы. В мусульманстве, утверждают они, наука и религия едины. Один их них писал, что в Древней Греции существовали враждебные отношения между богами и человечеством. Тайны познания, благо — все приходилось завоевывать у богов силой. Поэтому человечество каждое свое научное открытие считало победой над богами. Такого в Исламе не было и не может быть никогда.

Богословы при этом обращают внимание на то, что слово «илм» (наука, знание) является одним из ключевых в священном Коране. «Илм», важно подчеркнуть, в Коране не сводится только к познанию Аллаха и учения Ислама: подразумевается овладение знаниями, которые человеку нужны и в практической жизни. А стремление к знаниям, готовность во имя получения знаний претерпеть любые лишения, является одним из важных добродетелей мусульманина. Разум и религия породнились в Священном Коране — утверждают мусульманские богословы.

Богословы в странах Ислама не скрывают, что в современных условиях религия подвергается натиску со стороны некоторых ученых и представителей научно-технического прогресса. Для того чтобы защищать религию, утверждают они, одного богословского знания недостаточно.

В связи с этим в мусульманских странах наблюдается новая тенденция: использование людей с техническим образованием, ученых в области естественных наук, медицины, философии — для защиты Ислама, подобно тому, как это происходит в странах Запада и США.

Так, например, в высшем мусульманском университете Аль-Азхар в Каире несколько лет тому назад открылись инженерный, медицинский и сельскохозяйственный факультеты, где студенты получают одновременно богословское и техническое образование.

Этим защитники Ислама надеются, с одной стороны, частично удовлетворить спрос на кадры с медицинским, инженерным и сельскохозяйственным образованием, а с другой стороны — защитить догмы Ислама. Следует отметить, что на протяжении многих лет богословский университет Аль-Азхар в Каире имел всего три факультета — богословский (основы вероучения Ислама), шариатский и литературный. Подобные новые тенденции в области защиты исламских культурных ценностей наблюдаются во многих мусульманских странах.

Так, например, турецкий инженер Мехмет Шукри Сузер, который получил техническое образование в Германии, написал книгу «Изучение

Корана с позиции точных наук» в двух томах, которая переиздавалась в Турции более 20 раз и переведена на немецкий, английский и другие языки. Мехмет Шукри Сузер требует также привлечь к толкованию Корана людей с техническим и медицинским образованием.

Другой ученый — иранский врач, доктор Али Паривар, который получил медицинское образование в Англии, издал на персидском языке двухтомную книгу под названием «Изучение религии с позиции знания». Он уделяет особое внимание толкованию религиозных ритуалов и обрядов с медицинской и гигиенической точки зрения. Доктор Али Паривар утверждает, что мусульманский пост совершает чудеса и с помощью голодания можно избавиться больше, чем от 20 болезней, в том числе от инфаркта, ревматизма, гипертонии, водянки, язвенных кровотечений, уремии, диабета и др.

Современный научно-технический прогресс оказывает сильное воздействие на традиционные идеологические доктрины, в том числе и на Ислам.

По отношению к научно-техническому прогрессу в мусульманских странах, в основном, существуют две концепции:

1. Крайне пессимистическое отношение к развитию и последствиям НТР. Сторонники этой концепции из числа мусульманских идеологов считают научно-технический прогресс злом и провозвестником конца света. Загрязнение окружающей среды — воды, земли, воздуха, урбанизация и ускорение ритма жизни, возрастание нагрузок на нервную систему человека, миллионы безработных как следствие автоматизации промышленности — все эти явления определяют позицию технофобии, характерную для данной группы исламских идеологов. Они считают, что НТР привела человечество к угрозе ядерного уничтожения, обвиняют индустриальное общество в том, что оно служит источником всевозможных социальных пороков и аморальных поступков.

Иранский идеолог Хусейн Ансарян утверждает, что развитие науки облегчило многие материальные и производственные трудности человека, но, несмотря на все это, ни один научный центр не может гарантировать человеку счастье. В нынешнем цивилизованном мире наука нашла пути излечения одних болезней, но и вывела десятки других — моральных, психических, социальных, политических. Промышленная цивилизация парализовала нравственность. Поэтому мусульманские идеологи считают, что религия стоит выше науки и должна вести ее за руки.

Египетская газета «Аль-Ахрам» в одном из своих номеров писала, что «в руках тех, кто утратил веру, наука превратится в средство разрушения».

Мусульманские идеологи получают информацию из СМИ промышленно развитых стран — США, Японии и др. — о том, что миллионы людей в этих странах не могут уснуть, пока не примут снотворные таблетки — из-за расстройства нервов. На некоторых улицах больших промышленных городов полицейские и регулировщики движения держат при себе кислородные баллончики и время от времени пользуются ими, ибо при скоплении машин испускаемый автотранспортом газ настолько загрязняет воздух, что подвергает опасности жизнь.

Естественно, такие пессимистические и неуверенные прогнозы богословов на Востоке и в странах Запада в отношении перспектив научно-технического прогресса являются прямым следствием пороков социально-государственных систем, где достижения науки и научно-технического прогресса хищнически используются прежде всего для увеличения доходов власть имущих, а не благосостояния народа. Конечно, было бы большой ошибкой обвинять сам прогресс, машину, достижения науки и техники, а не социальный строй и силы, которые злоупотребляют достижениями технического прогресса.

2. В противоположность технофобам другая часть мусульманских богословов в известной мере признает достижения научно-технического прогресса, с рационалистических позиций они решают вопрос об отношении к научно-техническому прогрессу. Для них нет проблемы использования достижений промышленности, если ее создателями являются мусульмане: конечно же, эти достижения должны быть использованы и мусульманами. Но при этом богословы подчеркивают, что мировоззренческие аспекты научно-технического прогресса не должны противостоять исламским духовным ценностям.

Хотя и мусульманские страны, как и другие развивающиеся страны, находятся в основном в роли потребителей научно-технических достижений, все-таки НТР оказывает достаточно сильное влияние на общественное сознание, быт и технику верующих мусульман.

Достижения научно-технического прогресса предоставили возможность контактирования мусульманских стран с развитыми капиталистическими странами Запада и России, учитывая все положительные и отрицательные стороны современного промышленного общества.

Вследствие изложенного, многие последствия НТР находят свое отражение в идеологии Ислама и Шариата. Многие молодые люди из мусульманских стран для получения технического и медицинского образования едут в страны Западной Европы, США, Канады и России.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

Д. Ч. Садаев.
История древней Ассирии

Леонард Вулли.
Ур халдеев

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X