Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат о правах поручительства, гарантии и хранения

Значительное место в Шариате отводится правилам поручительства, гарантий и хранения.

Если кто-то желает стать поручителем (дамин или зажин) и заявляет кредитору, что готов взять на себя ответственность по возвращению долга вместо должника, то при согласии кредитора согласия должника не требуется. Такого рода дела в мусульманской юридической практике не имеют прецедента в системе западной юриспруденции. Характерно, что человек, намеревающийся стать поручителем и избавить должника от его долга, в зависимости от ситуации может известить об этом должника, а может и не извещать. Должник, как правило, догадывается, а может до конца жизни и не узнать, кто спас его от долга. Практически это дело осуществляется таким образом: какой-то состоятельный человек узнает, что один из известных ему людей не может избавиться от своих долгов; чтобы должник не стеснялся, он входит в соглашение с кредитором и погашает долг. Это одна из форм благотворительности.

В случае, когда поручитель просто сообщает кредитору, что заплатит долг, если должник сам не вернет его, поручительство считается недействительным (батил). Человек может взять на себя поручительство (даманат) только лишь при условии, если точно, конкретно определены кредитор (или кредиторы), должник, род и сумма долга. Если кредитор дарит свой долг поручителю, он не имеет права требовать его с должника. Если человек заявляет, что он ручается вернуть долг такого-то должника, он не должен сам отказываться от своего поручительства, но он может условиться с кредитором об отказе от поручительства. Если человек без разрешения должника погашает его долги, он не имеет права требовать от должника что-либо. Если кто-либо с согласия должника берется погасить его долги, он может часть долга взять с самого должника, но если поручитель договаривается с кредитором погасить его долги другими товарами или вещами, он не имеет права требовать от должника именно такой товар. Например, если должник занял пшеницу, а поручитель погасил его долг рисом, то последний не имеет права требовать от должника рис, разве что тот сам согласится отдать рис10.

Термин Шариата кафалат означает гарантию со стороны поручителя вернуть кредитору долг в любое время по его требованию. Человек, который берет на себя обязательство по поручительству, именуется кафил. В пяти приведенных ниже случаях кафалат считается отмененным:

- когда поручитель возвращает поруку требователю;

- если долг кредитору-требователю погашен;

- если требователь отказывается от своего требования;

- в случае смерти должника;

- если требователь добровольно освобождает поручителя от поручительства.

Шариат запрещает укрывать должника от кредитора. Если же это случится, человек, который сделал это, обязан передать должника в руки кредитора.

Отдающий вещи на хранение, как и тот, кто берется хранить их, должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Если человек не уверен, что он сможет сохранить вещи, он не должен брать их. Человек, отдавший вещи на хранение, в любое время может взять их обратно. Если хранитель отказывается дольше хранить у себя отданные ему вещи, он должен вручить их владельцу или его доверенному лицу, или опекуну, или должен сообщить владельцу вещей, что не желает хранить их у себя. В случае, если хранитель не сообщит о своем решении не хранить вещи и далее и они пропадут, он обязан возместить пропажу, но если хранитель не виноват в их пропаже, он не несет ответственности. Если хранитель держит вещи в таком месте, откуда их легко украсть, то в случае пропажи он обязан возместить убыток. По договоренности сторон хранитель сам может выбрать место для хранения вещей. Если владелец умрет, хранитель обязан вернуть вещи наследникам. Если вещи пропадут, когда хранитель занят выяснением, кто является наследником, он не виновен. Если у умершего владельца окажется несколько наследников, хранитель должен поделить вещи или деньги между ними поровну или по решению наследников передать их одному из них. Если хранитель вещей без согласия наследников передаст их одному из них, он несет ответственность перед остальными наследниками. Если умрет человек, которому сданы вещи на хранение, вещи обязаны вернуть его наследники или опекуны. Если хранитель вещей почувствовал, что его смертный час близок, он должен по возможности вернуть вещи владельцу или передать их своим наследникам, чтобы они вручили их владельцу. Если и это невозможно, он должен пригласить свидетелей и сообщить им адреса и имена владельцев вещей, чтобы вещи были возвращены по назначению.

В шариатских правилах сдачи вещей на хранение есть особая форма использования вещи, именуемая арийа, что означает давать вещи для использования и взамен ничего не требовать. Так, можно дать одежду или что-то другое для «временного использования» и не брать платы. В случае смерти владельца вещи взявший ее во временное пользование возвращает ее наследникам владельца. Вещи несовершеннолетних и умалишенных передаются для временного пользования через опекунов и покровителей. Вещи, использование которых запрещено Шариатом, давать в арийа не разрешается (например, золотые и серебряные вещи). Человек, взявший вещи во временное пользование, не имеет права без согласия владельца отдавать их в аренду или для пользования другими. Если человек узнал, что ему переданы украденные вещи, он не может использовать их и должен вернуть их не тому, у кого взял, а настоящему владельцу.

Система положений Шариата о поручительстве приоткрывает завесу над сложностью экономических связей и отношений. В учении Шариата о поручительстве, гарантии и хранении прослеживается цель: сгладить противоречия и примирить имущих с бедными. Шариат советует богатым использовать юридическую форму поручительства в качестве подачи милостыни бедным. Состоятельный человек, входя в соглашение с кредитором, погашает долг какого-либо бедняка, который сам не в состоянии избавиться от него. Освобождая бедного от его долгов, состоятельный поручитель выполняет свой гуманный долг.



10Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2330.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 2

Владимир Миронов.
Древние цивилизации

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена
e-mail: historylib@yandex.ru
X