Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.   Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Курганы

Внешне курганы кочевников представляют собой полушаровидные уплощенные насыпи, в некоторых случаях с ровиком550. По конструкции насыпи различаются следующие типы курганов.
Тип I (435 курганов). Простая земляная насыпь — наиболее универсальный и широко распространенный тип насыпи.
Тип II (46 курганов). Насыпь, насыщенная камнями.
Тип III (28 курганов). Выкладка из камней на горизонте над ямой (рис. 19, 4).
Тип IV (16 курганов). Курганы с каменными выкладками в виде колец по поверхности насыпи и на периферии или сплошной «черепахой» по поверхности насыпи, а также курганы, насыпанные в два приема с выкладкой камнями по поверхности первой насыпи (рис. 19, 2).
Тип V (15 курганов). Насыпи, состоящие из камня. От них остаются каменные площадки.
Тип VI (8 курганов). Ограда из вертикальных плит, поставленных кольцом под курганом на горизонте вокруг могильной ямы.
Тип VII (20 курганов). С вымостками из сырцовых кирпичей в один или несколько рядов или с оградками вокруг могил из сырцовых кирпичей.

Насыпи по типам размещаются географически различно в разные периоды. Рассмотрим табл. 10, где показано количество тех или иных типов курганных насыпей в основных районах кочевой степи во всех четырех периодах.

Несмотря на малочисленность датированных курганов с четко определенным типом насыпи, табл. 10 позволяет наметить некоторые тенденции в распределении типов насыпей по времени.

Насыпи типа I встречаются во всех районах и во все периоды.

Рис. 19. Типы насыпей и погребений: 1 — Зеленка 305, № 722; 2 — Пески 17, № 464; 3 — Молчановка 111,1, № 221; 4 — Рассыпной Лес 8, № 476; 5 — Три Брата I, 11/6, № 332; 6 — Николаевка 4/3, № 459
Рис. 19. Типы насыпей и погребений: 1 — Зеленка 305, № 722; 2 — Пески 17, № 464; 3 — Молчановка 111,1, № 221; 4 — Рассыпной Лес 8, № 476; 5 — Три Брата I, 11/6, № 332; 6 — Николаевка 4/3, № 459

Насыпи типов II—IV (с камнями в насыпи) появляются в При-уралье и Поволжье в I период. Во II период они зафиксированы только в Молдавии и Приазовье. В IV период насыпи этих типов составляют существенную долю курганов в Поднестровье (28%), Приуралье (26%), на нижнем Дону (29%), в бассейне Северного Донца (40%).

Насыпи типа V встречаются в Худайбергенском могильнике (№ 34—45) в Приуралье и Недвиговском могильнике (№ 369—371) в Нижнем Подонье в IV период.

Насыпи типа VI известны в Крыму и на Северо-Западном Кавказе со II периода.

Таблица 10



Насыпи типа VII зафиксированы только в Поволжье в IV период.

Характерно, что в I период однообразие курганных насыпей I типа нарушается насыпями с камнями только в Приуралье. Затем, во II период, насыпи с камнями локализуются исключительно в Молдавии и Приазовье, а в III—IV периоды распространяются широко по степям Восточной Европы, главным образом в западной ее части, в малой (степени проникая в Поволжье, Заволжье, Предкавказье и Приуралье.

Камни в насыпи кургана появились в восточноевропейских степях только во II, половецкий, период. Известно, что половцы, жившие на востоке Казахстана, где был район их первоначального обитания, строили свои курганные насыпи из камня551. Очевидно, в курганных насыпях типов II—IV отразилась именно эта черта погребального обряда.

Внутри насыпей часто сохраняются остатки каких-то обрядовых действий и тризн. Остатки огненного ритуала представлены в виде прослоек золы, кострищ, иногда углей и золы в засыпке ямы (очевидно, остатки кострища, ссыпанного в могилу). В последнем случае огонь разводился у открытой могилы. Однако встречаются прослойки золы в насыпи, оставшиеся от огненного ритуала, совершённого у засыпанной и частично покрытой насыпью могилы552.

Локализуются остатки огненного ритуала главным образом в волжских степях. Известен он в погребениях II—IV периодов.

В нескольких случаях зафиксированы погребения какого-либо животного под насыпью на горизонте или во время сооружения кургана внутри насыпи; известны случаи захоронения головы быка (Бузовка, № 598), кабана, собаки (Суклея 314, № 914, Покровск 2 № 237). Иногда погребали внутри насыпи череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке (Кагарлык 238, № 749). Быть может, это повторение или замена обряда погребения тех же частей коня в могиле. Известны находки в насыпи таза коровы (Пески 17, № 464), черепа лошади (Царев, № 356).

В курганах у с. Чермалык (№ 585, 586) костяк коня был похоронен на кострище, оставшемся явно от тризны, в котором были обнаружены также кости овцы и птицы. Это погребение коня было совершено уже после захоронения покойника, когда часть кургана была насыпана553.

Обратимся к типам захоронения человека и коня (или костей коня). За основные классификационные, типологические, признаки мы берем такие детали сооружения могилы и захоронения человека и коня, которые не зависят от степени сохранности погребения и потому почти во всех случаях зафиксированы исследователями: ориентировка, земляные ступеньки, заплечники, подбои. Остатки деревянных конструкций и гроба, которые не всегда сохраняются или легко могут быть упущены исследователем, не являются такими типологическими признаками.

При классификации человеческих погребений мы не учитываем чаще всего случайные в нашем материале отклонения головы и сгибы рук и ног.

В основе определения отделов лежат: 1) ориентировка человека и 2) наличие или отсутствие костей коня. Типы мы выделяем по форме могильной ямы.

Отдел А


Костяк человека, обращенного головой на запад554, без костей коня.


Тип I (269 погр.). В простой яме. 20 могил этого типа перекрыто плахами поперек могилы.
Тип II (8 погр.). В яме с уступом вдоль северной стены. Четыре могилы перекрыты плахами, лежащими одним кондом на уступе, другим на краю могилы.
Тип III (2 погр.). В яме с уступом вдоль южной стены.
Тип IV (12 погр.). В яме с уступом вдоль северной и южной стен. Две могилы перекрыты плахами, лежащими на уступах.
Тип V (4 погр,.). В яме с подбоем в южной стеле. Дно подбоя ниже дна входной ямы. 8 могил имеют закрытый вертикальными плахами подбой.
Тип VI (6 погр.). В яме с подбоем в южной стене и уступом вдоль северной стены. В этрм типе соединены черты типов II и V. Одна могила имеет закрытый вертикальными плахами подбой.
Тип VII (2 погр.). В яме с подбоем в северной стене. Одна могила сохранила вертикально поставленные плашки, отделявшие подбой.
Тип VIII (12 погр.). В яме, в прямоугольном каменном ящике.
Тип IX (2 погр.). В яме, в прямоугольном кирпичном ящике.

Отдел Б


Костяк человека, обращенного головой на запад, с костями или остовом коня.


Тип I (32 погр.). В простой яме. Над костяком человека в яме — череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад. Четыре могилы перекрыты над костями коня плахами. Три могилы сохранили остатки перекрытия под конскими костями. В одной могиле сохранилась обкладка стенок ямы деревом.
Тип II (74 погр.). В широкой яме. К северу от человека разложены череп и четыре ноги коня в анатомическом порядке, черепом на запад.
Тип III (16 погр.). В широкой яме. К северу от человека разложены на ступеньке в анатомическом порядке череп и четыре ноги коня, черепом на запад. Две могилы перекрыты плахами |(рис. 19, 1).
Тип IV (2 погр.). В яме с уступами вдоль северной и южной стен. На северном, более широком, разложены в анатомическом порядке череп и четыре ноли коня, черепом на запад. Три могилы перекрыты плахами, лежащими концами на уступах. Кости коня лежали на перекрытии на северном уступе.
Тип V (1 погр.). В яме с уступами вдоль северной и южной стен. К северу от человека на дне могилы череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад. Одна могила перекрыта плахами, лежащими на уступах вдоль длинных сторон. Этот тип представляет собой соединение типов БII и AIV.
Тип VI (2 погр.). В яме с подбоем вдоль южной стены. Дно подбоя обычно ниже дна входной ямы. В подбое — костяк человека. К северу от человека на дне ямы череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад. В трех могилах косо поставленные плашки прикрывают вход в подбой.
Тип VII (1 погр.). В яме с подбоем вдоль южной стороны. В подбое костяк человека. Дно подбоя ниже дна входной ямы. Вдоль северной и южной стен сделаны уступы, причем северный уступ шире. На северном, более широком, уступе разложены череп и четыре ноги коня, чередом на запад. Одна могила перекрыта плахами, лежащими на уступах. На перекрытии на северном уступе разложены кости коня.
Тип VIII (3 погр.). В широкой яме. К северу череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на восток.
Тип IX (2 погр.). В яме с подбоем вдоль северной стены и уступом вдоль южной. В подбое череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на восток.
Тип X (6 погр.). В широкой яме. К югу от человека череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад.
Тип XI (1 погр.). В яме с уступами вдоль длинных стен. На более широком южном уступе разложены череп и четыре ноги лошади в анатомическом порядке, черепом на запад. Одна могила перекрыта поперечными плахами, лежащими на уступах. Кости коня лежали на южном уступе на перекрытии.
Тип XII (3 погр.). В простой яме. Над костяком человека — костяк коня, обращенного головой на запад. Одна могила перекрыта поперечными плахами.
Тип XIII (29 погр.). В широкой яме. К северу от человека костяк коня, обращенного головой на запад. Одна могила перекрыта поперечными плахами.
Тип XIV (8 погр.). В яме с уступом вдоль северной стены. На ступеньке костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип XV (1 погр.). В яме с уступом вдоль северной и южной стен. Вдоль северной стены подбой. На северном уступе на перекрытии костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип XVI (3 погр.). В яме с подбоем вдоль южной стены. Дно подбоя ниже дна ямы. К северу от человека костяк коня, обращенного головой на запад. В одной могиле сохранилось перекрытие. Одна могила имеет косопоставленные плашки, заслоняющие вход в подбой.
Тип XVII (2 погр.). В широкой яме к югу от человека костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип XVIII (2 погр.). В широкой яме. К югу от человека костяк коня, обращенного головой на восток.
Тип XIX (2 погр.). В яме с подбоем вдоль северной стенки. В подбое костяк человека. Дно ниже дна входной ямы. К югу костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип XX (2 погр.). Bf широкой яме. К северу от человека костяк коня, обращенного головой на восток (рис. 19, 6). Одна могила имеет перекрытие в виде двускатной кровли над костяком коня. В другой могиле прослежен вертикальный забор из плашек между костяками коня и человека.
Тип XXI (14 погр.). В простой яме. В отдельной яме к северу от человека костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип XXII (1 погр.). В яме с двумя уступами вдоль длинных стен. К северу от человека в особой яме костяк коня, обращенного головой на запад. Этот тип представляет собой соединение типов AIV и БХХI.
Тип XXIII (2 погр.). В простой яме. К северу от человека в ©собой яме костяк коня, обращенного головой на восток.
Тип XXIV (1 погр.). В яме с подбоем в южной стене. Дно подбоя ниже дна входной ямы. В подбое костяк человека. К югу от человека в особой яме костяк коня, обращенного головой на запад. Этот тип. представляет собой соединение типов BXVIII, AV и БХХ1.
Тип XXV (1 погр.). В простой яме. В ногах в куче череп и кости четырех ног коня.
Тип XXVI (1 погр.). В яме с уступами вдоль длинных стен. К востоку от человека на краю ямы — костяк коня, обращенного головой на запад.

Отдел В


Костяк человека, обращенного головой на восток, без костей коня.


Тип I (99 погр.). В простой яме. Одна могила перекрыта наклонно положенными плахами, три — поперечно положенными плахами (рис. 19, 4).
Тип II (2 погр.). В яме с уступом вдоль северной стены.
Тип III (1 погр.). В яме с уступом вдоль южной стены.
Тип IV (6 погр.). В яме с уступами вдоль северной и южной стен. Пять могил перекрыты поперечными плахами, лежавшими на уступах.
Тип V (2 погр.). В яме с подбоем в южной стене. Дно подбоя ниже дна ямы. В одной могиле косо поставленные плахи прикрывают вход в подбой.

Отдел Г


Костяк человека, обращенного головой на восток, с костями или остовом коня.


Тип I (4 погр.). В простой яме. Над костяком человека кости ног и череп коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад.
Тип II (9 погр.). В широкой яме. К северу от человека череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад.
Тип III (2 погр.). В яме уступом вдоль северной стены. На уступе разложены в анатомическом порядке череп и четыре ноги коня, черепом на запад (рис. 19, 5).
Тип IV (1 погр.). В яме с уступом вдоль длинных стен. На северном, более широком, уступе череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом примерно порядке, черепом на запад.
Тип V (2 погр.). В яме с подбоем в северной стене. Дно подбоя ниже, чем дно ямы. В подбое лежит костяк человека. К югу от человека череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад.
Тип VI (1 погр.). В широкой яме. К югу от человека череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на восток.
Тип VII (2 погр.). В яме. Над костяком человека костяк коня,, обращенного головой на запад.
Тип VIII (3 погр.). В широкой яме. К северу от человека костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип IX (1 погр.). В яме, на уступе вдоль северной стены костяк коня, обращенного головой на запад.
Тип X (1 погр.). В прямоугольной яме на дне костяк человека. Над ним костяк коня, обращенного головой на восток.

Отдел Д


Костяк человека, обращенного головой на север, без костей коня.


Тип I (32 погр.). В простой яме.
Тип II (1 погр.). В яме с подбоем в восточной стене. Дно подбоя ниже дна ямы. Костяк человека в подбое.
Тип III (4 погр.). В яме с подбоем вдоль западной стены. Дно подбоя ниже дна ямы. Костяк человека в подбое. В одной могиле перекрытие сохранилось в виде наклонных плашек перед подбоем, в другой были обнаружены поставленные на ребро плиты вдоль западной стены.
Тип IV (3 погр.). В прямоугольном каменном ящике.

Отдел Е


Костяк человека, обращенного головой на север, с костями или остовом коня.


Тип I (2 погр.). В широкой яме. К востоку от человека череп и кости ног коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на север.
Тип II (2 погр.). В яме с уступом вдоль восточной стены. Череп и четыре ноги коня на уступе, разложенные примерно в анатомическом порядке, черепом на север.
Тип III (1 погр.). В яме с подбоем вдоль восточной стены. Дно подбоя ниже дна входной ямы. В подбое костяк человека. К западу от человека костяк коня, обращенного головой на север.
Тип IV (1 погр.). В широкой яме. К востоку от человека костяк коня, обращенного головой на север.
Тип V (1 погр.). В яме. К югу от человека костяк коня.
Тип VI (1 погр.). В яме с уступом вдоль восточной стены. К востоку от человека на уступе череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на юг.
Тип VII (1 погр.). В яме. На западном краю ямы четыре ноги коня, на южном костяк коня, обращенного головой на юг.

Отдел Ж


Костяк человека, обращенного головой на юг, без костей коня.


Тип I. (8 погр.). В простой яме.
Тип II (2 погр.). В яме с подбоем вдоль западной стены. Костяк в подбое.
Тип III (1 погр.). В каменном прямоугольном ящике.

Отдел З


Костяк человека, обращенного головой на юг, с костями или остовом коня.


Тип I (1 погр.). В широкой, яме. Над человеком череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на юг.

Отдел И


Кенотафы без костяка человека, но с захоронением костей коня.


Тип I (7 погр.). В яме на дне череп и четыре ноги коня, разложенные в анатомическом порядке, черепом на запад.
Отметим индивидуальные могилы.
Марченко 27/1 (№ 453). На настиле в головах и ногах погребенного стоят деревянные статуэтки, к северу на настиле — череп и четыре ноги коня, черепом на запад. К северу и югу от могилы на настиле разложены шесть костяков овец и два костяка телят.

Молчановка, Ю-В группа, 1 (№ 221) и Верхне-Погромное к. 8 (№ 110). В подземной камере погребен костяк человека в меридиональном положении. Перпендикулярно оси камеры к ней подводит длинный подземный дромос, обрывающийся квадратной входной ямой (рис. 19, 3).

В большинстве погребений кости коня лежат слева от покойника. Быть может, это обстоятельство следует связать с отмеченным Н. Ф. Катановым обычаем у некоторых тюркских народов класть повод коня, предназначенного покойнику, именно в левую руку усопшего. Это, по мнению Н. Ф. Катанова, связано с представлением, что на том свете левая рука станет правой.

Погребения с конем являются наиболее характерными погребениями кочевников-тюрок Алтая, Хакассии, Монголии, Семиречья555. Но детального совпадения ориентировок и способа захоронения коня или его частей у сибирских средневековых тюрок и тюрок-кочевников Восточной Европы X—XIV вв. нет. Почти совсем нет в Сибири погребений с частями коня. Отдельные аналогии очень редки и незначительны556. Основные типы погребений тюрок Сибири и Алтая отличны от погребений поздних кочевников Восточной Европы.

Погребения с конем и погребения с частями конского скелета рассматривались как два этапа эволюции одного погребального ритуала. Такой точки зрения придерживался В. А. Городцов. Но это мнение не подтвердилось. Погребения с конем оказались моложе погребений с черепом и костями ног коня, поэтому последние никак не могли быть поздним вариантом обряда захоронения коня в могиле человека. Невозможно также представить себе обряд раскладывания частей коня в анатомическом порядке в могиле как вариант погребения остова коня, предназначенный для бедноты, при котором один убитый конь использовался дважды: мясо съедали во время тризны, а череп и кости ног клали в могилы, очевидно, вместе со шкурой в качестве замены целой туши. Погребения с частями конского скелета бывают и бедными, и очень богатыми.

Обычно принято рассматривать разложенные в анатомическом порядке череп и кости четырех ног коня как погребения чучела коня. Это подтверждается описанием ибн Фадлана погребения торка вместе с чучелом коня, от которого, естественно, должны были оставаться именно череп и кости ног557. Однако в группе погребений с костями ног и черепом коня встречаются могилы, в которых эти кости лежат в куче, или могилы с одним черепом, положенным на то место, где он должен бы лежать, если были бы захоронены обычные череп и четыре ноги коня. В погребении Саркел 43 (№414) удалось проследить остатки шкуры коня с черепом и четырьмя ногами.

Таким образом, в обряде погребения чучела коня встречаются отклонения, при которых довольствовались или просто сложением в кучу отрубленных конечностей и головы коня, или бросали в могилу шкуру. Есть случаи, когда только две-три кости, без черепа, разложенные по своим местам, свидетельствуют о соблюдении обряда погребения человека с частями конского скелета или с чучелом коня. В некоторых погребениях кости коня заменены разложенными в том же положении костями коровы (Пески 23/3, № 467; Аккермень I, 12, № 551).

Характерной деталью в погребениях с конем на Северном Кавказе был кол для коновязи, забитый близ черепа коня (погребения в Анапе, Раевской, № 491, 494, 496, 514).

Следует отметить, что в погребениях без костей или остова коня бывают одинаково часто и мужские и женские костяки, а в погребениях с, костями коня чаще похоронены мужчины. Женщин, очевидно, реже, чем мужчин, погребали с предметами сбруи или костями коня (см. табл. 11).

Гробы, в которых тюрки-кочевники X—XIV вв. в Восточной Европе хоронили своих покойников, встречаются следующих типов.

Таблица 11



Отдел А


Колоды


Тип I (30 экз.). С прямыми концами.
Тип II (3 экз.) «Ладьевидные». Острый конец чаще обращен в сторону ног.

Отдел Б


Дощатые гробы


Тип I (61 экз.) Сколоченные из досок, без зазоров.
Тип II (8 экз.). Решетчатый гроб. Представляет собой две прямоугольные рамы, между которыми вставлены в специальные пазы короткие вертикальные плашки; между ними широкие зазоры.
Гробы типа БІІ С. А. Плетнева считает половецкими. Но решетчатые гробы зафиксированы только в IV периоде, когда половцы уже давно господствовали в степях Восточной Европы. Гробы типов АI и БI встречаются во все периоды. Ладьевидные гробы типа AІІ встречаются сравнительно редко (см. табл. 12).

Таблица 12



Иногда гробы окрашивались в красный цвет. В некоторых случаях покойника обертывали берестой и лубом. В некоторых погребениях сохранились следы ткани от покрова или савана.

Важной деталью погребального обряда является жертвенная пища. Часто в могилу клали часть туши овцы. Более редко встречаются захоронения куска лошадиного мяса (ноги, ребра), очевидно, положенные также в качестве заупокойной пищи. Такие случаи отмечены главным образом в Поволжье в I и IV периодах. В некоторых погребениях находят части скелета собаки (например, Суклея 314, №914). В одном случае найден скелет положенной в качестве заупокойной пищи рыбы (Недвиговка 3, №371).

В ряде случаев дно могилы посыпано мелом или другим каким-то белым веществом. За небольшим исключением, могилы с подсыпкой относятся к Поволжью и датируются II—IV периодами. Встречаются погребения, где дно могил посыпано галькой или песком.

Интересной деталью кочевнического погребального обряда являются перекрытия могил частями повозки (дверь, дно повозки, колеса и т. п.) и захоронения повозки или ее деталей вместе с костяком коня558. Известно шесть таких погребений: Белая Гора 2 (№59): Три Брата 14 (№ 335), 12 (№ 333); Луганск 2 (№ 450), Пески 2 (№462), Афанасьевка 7 (№,594), из которых четыре относятся к IV периоду, а два — не датированы.

В кочевнических курганах встречаются захоронения нескольких костяков в одной могиле. В некоторых случаях это одновременно умершие люди или дети, умершие вместе с родителями: Суклея 337, (.№932); Шандра 409 (№ 813); Старица 30/4 (№ 318); Аткарск 29 (№ 57); Ено-таевка (№ 145); Заилавное 3/6 (№ 152); Нижняя Дуванка 4 (№ 455). Некоторые коллективные погребения на Северном Кавказе в каменных ящиках можно считать склепами с последовательным захоронением нескольких людей. Таковы погребения в каменных ящиках: Мысхако (№ 504); Мысхако 1 (№ 503); Раевская (№ 514), а также погребения без каменных ящиков: Анапа 1 (№ 490); Анапа 4 (№ 494); Анапа 5 (№ 496). Эти склепы, видимо, составляли характерную черту именно северокавказских половецких племен.

В других случаях под одной насыпью встречаются единовременно сооруженные рядом друг с другом могилы. Они также предназначались для одновременно умерших людей и представляют собой редкие исключения: Ленинск 18 (№ 194 г); Казицкое (№ 163); Плоское 213 (№893); Терновка 65 (№935); Забара 322 (№709); Лучки 3 (№781); Межеричка 5 (№854); Скатовка 14 (№297).

Выделяется еще одна группа коллективных захоронений или нескольких одновременных могил под одной насыпью. Она связана с обычаем сооружать над могилами настил или оградку из сырцовых кирпичей (насыпь типа VII). Под этими сырцовыми сооружениями обычно бывает несколько могил или несколько погребений в одной яме. Таковы погребения Скатовка 19 (№298); Подстепное 2 (№236); Кали-новка 2 (№165); Калиновка 30 (№175); Старица 1 (№304); Максю-тово 4 (№209). Эти погребения известны только в Поволжье.



550 В «Codex Cumanicus» имеется слово, обозначающее, судя по его переводу, могильный холм, на что обратил внимание еще В. В. Бартольд (см: В. В. Бартольд. К вопросу о погребальных обычаях турков и монголов. ЗВОРАО, 1918, т. XXV, стр. 58).
551 В очень слабо археологически изученных памятниках кыпчаков Казахстана и кимаков верховьев Иртыша значительный процент насыпей сплошь состоит из камней, имеет камни в насыпи или каменные обкладки. А. X. Маргулан отмечал культ камня у кыпчаков (см. А. X. Маргулан. Третий сезон археологических работ в Центральном Казахстане. Отчет экспедиции 1948 г. «Изв. АН КазССР», 1951, № 108, серия археологии, вып. 3; Л. Ф. Семенов. Материалы к характеристике памятников материальной культуры Акмолинского округа. «Вестник Центрального музея Казахстана», 1933, № 1, стр. 30; см. также описания культа камня у Рашид ад-Дина в «Сборнике летописей», т. I, ч. 2. М. — Л., Изд-во АН СССР, 1952, стр. 122). Каменные насыпи были характерны для тюрок Алтая VI—VIII и последующих веков (С. В. Киселев. Древняя история ЮжнойСибири. М., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 531).
552 В этнографии огненный ритуал при погребении известен у тюрок довольно широко. См., например, Гольбина. Погребение у желтых уйгур. «Сборник МАЭ», 1928, т. 7, стр. 205.
553 Рубрук сообщает, что при похоронах половца над его могилой были растянуты шкуры коней («Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука». М., Гео-графгиз, 1957, стр. 102).
554 Здесь и в дальнейшем допускаются отклонения на 30—40° в обе стороны. Следует отметить, что положенный нами в основу классификации погребений принцип — ориентировка покойника — в этнографии тюрок играл всегда существенную роль (см., например, Н. Ф. Катанов. О погребальных обрядах тюркских племен в древние времена до наших дней. ИОАИЭ, 1892, т. XII, вып. 2).
555 Это один из самых характерных для кочевников и тюрок вообще обычаев. У киргизов лошадь покрывали черной попоной, обрезали хвост и хоронили с покойником (А. А. Дива ев. Древнекиргизские похоронные обычаи. ИОАИЭ, 1898, вып. XIV, стр. 186). И. А. Кастанье пишет, что1 коня хоронили с покойником у казахов в XVIII—XIX вв. Казахи в недавнем прошлом ставили на могиле кол с черепом коня, которому придавалось священное значение (И. А. Кастанье. Надгробные сооружения киргизских степей. Оренбург, 1911, стр. 80, 81, 83). Погребения кочевников-тюрок в Сибири, Семиречье, Восточном Казахстане, обычно также содержат костяк или кости коня. Ср. погребение IV в. в Семиречье (А. Г. Максимова. Погребения поздних кочевников. «Тр. ИИАЭ КазССР», т. 8. Алма-Ата, 11960). А. Харузин пишет о погребении с конем и даже с двумя конями у киргизов (А. Харузин. Киргизы Бакеевской орды, М., 1889, стр. 104—105). Описывая похоронный обычай татаро-монголов, Плано Карпини сообщает о захоронении коней и чучел коней («Путешествия...», стр. 32).
556 В Сибири среди тюркских погребений с конем или костями коня имеются аналогии следующим типам погребений кочевников Восточной Европы: типу BII (Л. А. Евтюхова. О племенах Центральной Монголии в IX в. СА, 1957, № 2, стр. 217—218, рис. 11); типу БХШ (В. П. Левашева. Два могильника кыргыз-хакасов. МИА, 1952, № 24, приложение 3, курганы 2, 3); типу BXVIl (там же, приложение 3, курганы 11(9, 20, 22); типу ГVIII (там же, приложение 3, курган 8; Л. А. Евтюхова, С. В. Киселев. Отчет о работе Саяно-Алтайской экспедиции в 1935 г. «Тр. ГИМ», 1941, вып. XVI, стр. 109); типу EIV (там же, стр. 109).
557 А. П. Ковалевский. Книга Ахмеда иби-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1966, стр. 128.
558 У казахов в недавнем прошлом в женских могилах хоронили детали кибитки (И. А. Кастанье. Ук. соч., стр. 85). Н. Ф. Катанов писал, что хакасы после похорон бросали в степи сани или телегу, на которых везли умерших, повернув оглобли в противоположную от жилья сторону, боясь, видимо, возврата в поселок покойника (Н. Ф. Катанов. Ук. соч., стр. 116—140). Об этом же обычае у монголов писал Плано Карпини («Путешествия...», стр. 32). Известно, что Чингиз-хан был похоронен в повозке (В. В. Бартольд. К вопросустр. 71).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.
e-mail: historylib@yandex.ru