Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

К. М. Колобова.   Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.).

6. Родосские демы

Территория острова с очень давнего времени была разделена между Линдом, Камиром и Ялисом. Линд занимал наибольшую часть островной территории: к нему отходил основной юго-восточный массив острова; часть западной береговой полосы принадлежала Камиру; северная часть острова составила территорию Ялиса (рис. 24).181) В историческое время каждая из островных территорий выступала разделенным на демы территориальным районом, входившим в состав общеродосского государства.


Рис. 24. Остров Родос.

По-видимому, разделение на демы имело место до общеродосского синойкизма, причем уже и тогда эти демы имели территориальное значение. Яснее всего выступают перед нами довольно многочисленные демы Линда.

Местонахождение Линда и многих его демов определено совершенно бесспорно и подтверждается постоянно увеличивающимися [121] эпиграфическими находками, из которых особенный интерес представляют открытые датскими учеными хроника храма Афины Линдии и список линдийских жрецов.182)

Одним из крупнейших был дем Линдополиты, охватывающий самый город Линд и его окрестности. Можно предполагать с большой долей уверенности, что этот городской дем был одним из самых многочисленных и населенных, так как в надписях с демотическими именами число линдополитян всегда превышает число представителей других демов.183)

К югу от Линда, на западном побережье острова расположен современный поселок Каттавия, сохранивший название древнего линдийского дема Каттабии, определение которого стало возможным со времени раскопок Кинка.184) Он был, обитаем с древних, еще микенских времен, и имя его — догреческое,185) как, и некоторые другие имена линдийских демов.

К северу от Каттавии, на том же западном побережье, может быть, вблизи современного селения Аптолачьи расположена древняя Неттия (Неттиды),186) в области которой находились и Эи (ср. Οιϊαται Λινδίων).187)

К северу от Неттии, на границе с областью Камира был расположен дем Брасии, впервые сопоставленный С. Селивановым с Прасиями Страбона.188) Сундваль189) считал название «Брасии» карийско-ликийским, сопоставляя его с ликийским Брэсайс и карийским Брэсион. В 1892 г. Гиллер нашел к северу от Истрии надпись с демотическим именем «Брасиос»190) между Сианой и Керами. Широм была опубликована ваза из Сианы с надписью не позднее начала V в. до н. э.:

Брасия — прекраснейшая земля,
Как мне кажется.191)

Западное побережье вплоть до Акрамити было занято тремя демами: Ладармии, Пагии, Класии.

Название «Ладармии» сближается Сундвалем с ликийским *«лада» (= жена, женщина)—*ладат(е)рма — Ладарма (современная Алаерма).192) Это большой дем, население которого, живя в горных и лесистых районах, было не таким густым, как население побережья.

Из всех линдийских демотических имен «Пагиос» встречается реже всего; может быть, этот дем не был многолюдным. В его территорию входило и местечко Кекойя, со святилищем Артемиды Кекойе или «той, что в Кекойе».193) На расположение храма в Ладарме указывает отождествление Кекойи [122] с современным названием (на его территории) — «Эремокекойя».194)

Границы многолюдного линдийского дема Класии точно не определены. С. Селиванов сближал Класос с современным селением вблизи Линда — Калатос. Сундваль сравнивал это имя с ликийским малоазийским корнем *qla (qla, может быть, «фила»), указывая на параллель в названии бога реки КЛАСЕАС на эфесских монетах императорского времени от *kla(a)za.195)

Если принять сближение Селиванова, то этот дем непосредственно примыкал бы с запада к дему Линдополитян, включая в свои границы часть плодородной равнины Маллоны и Массари с гаванью Лорима.196)

Остальные известные нам линдийские демы — Каминдии, Дрииты, Аргеи и Булиды — топографически пока не поддаются определению.

Фукар, на основании имени «Дриитяне», сближал дем с какой-нибудь лесистой местностью, богатой дубами;197) нам известна и совпадающая с именем дема линдийская патра Дриитян.198)

Второе имя, «Аргеи», неоднократно возбуждало интерес ученых. В линдийских надписях встречается и имя филы Аргея, которое необходимо сблизить с названием дема.199)

Демотикон Каминдии, по-видимому, как предполагал еще С. Селиванов, образован от «Каминдос». Подтверждение мы находим в линдийской надписи, где упоминается «Аполлон в Каминде»; дем этот находился, вероятно, вблизи Вата.200)

Дем Булиды часто встречается в родосских надписях;201) ученые обращали внимание на то, что Булиды подобно Неттидам имеют родовое окончание. С. Селиванов сопоставлял это имя с названием одной из камирских патр — Агафобулиды: «Быть может, — писал он, — члены ее имели какое-либо отношение к дему Булиды».202)

Область Ялиса занимала весь северо-восточный район острова; именно здесь, недалеко от Ялиса, позже возник общеостровной родосский центр — город Родос. «Самая северная часть острова, — писал Росс, — к северу от высокого горного хребта св. Ильи, поднимающегося на 2000 футов, который, как стена, протянулся от западного к восточному побережью, находилась древняя Ялисия, в целом район очень плодородный, пересеченный лишь невысокими холмами...»203) Древние ялисцы поселились у подножья и на вершине Охиромы (современного Филерма), привлеченные и естественным укреплением Филерма и плодородием окружающей равнины. [123]

Маюри отмечает, что акрополь Филерма, выдающийся над группой окружающих его холмов, далеко виден с моря и достаточно хорошо защищен от бурных ветров заливом Трианды. На ранних этапах развития Ялис был центром родосской культуры; соревноваться с ним мог только Линд. Процветание Ялиса подготовило процветание Родоса; возникновение последнего во время общеродосского синойкизма было подсказано экономическим развитием Ялиса и благоприятными условиями транзитной торговли с центрами азиатского побережья и Египтом.204)

На территории Ялиса обнаружен интереснейший памятник — храм и театр Аполлона Эрефимия и большое количество надписей, относящихся к культу этого божества. Культ Аполлона Эрефимия, как предполагает Якопи, один из древнейших на Родосе, но архитектурные остатки храма, раскопанного итальянцами, не старше V в. до н. э.205) До нас дошел список жрецов этого храма, исполнявших обязанности от 63 до 36 г. до н. э.;206) на основании списка можно установить и названия ялисских демов: Бригиндарии, Гистании, Гиперенхеи, Неополиты, Астипалеи, Понтореи, Политы, Сибитаи. Однако не все демы Ялиса представлены в описке. По Гиллеру, к числу ялисских демов относятся и Палеополиты, Даматриеи и Фагаеи.

Три дема — Политы, Неополиты и Палеополиты — Гиллер связывает с районом Ялиса. Надпись Алектроны свидетельствует о разделении города на нижний и верхний; Гиллер склонен относить демотикон Политы к Ахее, т. е. городу на ялисском акрополе, а демотикон Неополиты — к нижнему, более позднему городу. Демотикон Палеополиты (в надписях нигде точно не приуроченный к Ялису) Гиллер склонен относить к мифической Кирбе или к некоему древнему, а затем покинутому городу.207) По-видимому, эти 3 дема действительно охватывали территорию самого города Ялиса и его ближайших окрестностей.

Значительность дема Гистании ясна уже из того, что из него происходят 13 жрецов (из 34 жрецов списка). По-видимому, на территории дема находилось и святилище Аполлона. В изданной Маюри надписи I в. до н. э. в честь Поликла последний чествуется коллегией гиерофитов, избранной для празднования Эрефимий,208) ибо выражение εν ‘Ερεθίμοις нужно понимать как обозначение места, где почитался Аполлон Эрефимий.209) Дем Гистании был расположен между северо-западным побережьем и областью Камира.

Понтореи — демотикон, встречающийся очень часто в родосских [124] надписях. В одной из них предположительно восстанавливается и имя местности — Понторея.210) Гиллер с уверенностью локализует Понторею — «морскую гору» — на северо-восточном побережье Ялисии у современного Архангела.

Бригиндарии (в аттическом податном описке — Брикиндарии211)) находились на восточном побережье, южнее деревни Афанту; на его территории было и святилище местной богини Бригинды. Это — плодородная область, славившаяся своими смоквами.212)

Сибитии и Гиперенхеи — демы, местоположение которых еще не определено.213)

Астипалеи — дем, тоже пока не определенный топографически. С. Селиванов предлагал искать его в районе современного Архиполи. По предположению Гиллера, может быть, расположение дема нужно искать в районе Эремокастра, северо-восточнее Бригинды, — скалы, круто поднимающейся между двумя рукавами реки, на вершине которой остатки киклопических или полигональных стен.214)

Эпиграфические находки последних 20-ти лет дают названия двух демов — Даматриеи и Фагаеи, — местоположение которых неясно.215)

О демах самого города Родоса мы также еще ничего не знаем.

Область Камира занимала сравнительно узкую полосу на северо-западном побережье острова. Самый город, расположенный на холме, недалеко от берега, был связан дорогой с небольшой и не очень удобной для стоянки кораблей гаванью. По-видимому, город не был укреплен стенами. Последние находки позволяют предположить, что городской дем Камира назывался «Локсиды».216)

Дем Лелии, хорошо известный по надписям, был расположен на границе с Линдом в районе современной Аполлоны, восточнее нее.217) Этот район, удаленный от моря и соединявшийся с побережьем дорогой, следы которой сохранились еще и теперь, был гористым, с хорошими пастбищами и лесами. В средние века он использовался для защиты береговой территории и для укрытия от врагов; можно предполагать, что и в античности он мог иметь также оборонительное значение и служить, в случае нападения, надежным убежищем для мирного населения и для стад. В древнем некрополе обнаружены погребения и позднемикенского периода. На холме Скарионес обнаружены остатки крепостной стены. В надписях мы встречаем упоминание об «общине Пиргалидов, тех, что в Леле».218) [125]

Южнее этого дема, вблизи Атабирия (на северном его склоне) у современной Эмбоны, по-видимому, находился дем Ронкиды или Ринхиды.219) Поселение Эмбона находится у подножья горы Атабирия, и сообщение ее с берегом затруднено. В окрестностях Эмбоны, по-видимому, нужно помещать Гиппотею, согласно надписи, в Ронкии, по дороге из Ангилеи в Гиппотею, с которой С. Селиванов сближает камирскую патру Гиппотадов.220)

Ангилею Селиванов предположительно помещает на территории современной Ланконии,221) живописной долины, окаймленной лесистыми холмами, подходящими вплотную к морю. Здесь находилась пристань, где и теперь пристают грузовые суда, большей частью с о. Халкеи. Если предположение Селиванова правильно, то, следовательно, гавань Ланкония соединялась дорогой с высотами Гиппотеи у отрогов Атабирия. Вершина Атабирия, высочайшая вершина на Родосе (1240 м над уровнем моря), вероятно, входила в территорию этого дема.222) На вершине Атабирия был воздвигнут храм в честь Зевса Атабирского; по преданию, основателем этого храма был Алфемен, ойкист критских колонистов на Родосе. Уже раньше здесь находили, кроме развалин храма, вставные бронзовые статуэтки быков и коров, о которых схолиаст к Пиндару сообщал, что они обладают магической силой предупреждать об опасности, угрожающей городу.223)

Раскопки 1927 г., производившиеся итальянцами на горе Атабирии, обогатили нас и эпиграфическими находками (74 надписи).224) Большая часть этих надписей — посвящения граждан Родоса и малоазийских городов (среди последних упоминаются Солы, Термесс, Неаполь, Милет и Эфес). Наличие надписи, датируемой VII в. до н. э., говорит о раннем существовании здесь культа Зевса Атабирского, восходящего, по преданию, к минойскому Криту. С вершины Атабирия в ясную погоду виден Крит; с него же открывается вид на весь Родос с окружающими его островами.

Южнее Ронкиды, в юго-западной части территории Камира, расположен дем Кимисалеи.225) Местонахождение дема давно уже было правильно определено С. Селивановым. «Этот дем, — писал он, — как я полагаю, лежал на западном склоне Акрамити, на одном из довольно многочисленных здесь террасообразных холмов, идущих от упомянутой возвышенности к морю. Этот холм и до сих пор хранит, очевидно, свое древнее название Чимисала (по родосскому произношению), т. е. Кимисала».226) Маюри, исследуя местность, установил следы античной дороги, идущей с юго-востока [126] к северо-западу от Сианы мимо холма Мармарулли и холма Кимисалы к акрополю горы св. Фоки. Дорога заботливо поддерживалась и оберегалась специальными сооружениями от завалов и размыва. Вполне вероятно, что эта дорога вела к району современного Вассилика и выходила к морю недалеко от залива Глифада.

На холме Мармарулли обнаружены следы небольшого святилища, окруженного полигональными стенами. Самый характер постройки свидетельствует о древности и длительности справлявшегося здесь культа.

Акрополь Фоки сохранил следы внешней оборонительной стены, которые, по мнению Порро, производят впечатление довольно мощных укреплений.227) Этот храм господствует над окружающей местностью; с него открывается вид на залив Глифада, древний порт Кимисалы и на дорогу к Акрамити. Кроме стен, город-крепость, по-видимому, имел для защиты и наблюдения сторожевой бастион или башню. Уже раньше Берг и Билиотти228) отмечали наличие на акрополе древнего святилища. Итальянские ученые детальнее обследовали руины, густо заросшие лесным кустарником. Храм, обращенный к морю, стоял на самом высоком месте холма; следы древнего храма утрачены; возможно, что он не раз перестраивался.229) Оставшиеся части храма принадлежат периоду эллинизма. Таким образом, акрополь Фоки и был древним акрополем Кимисалы, в то время как ее некрополь помещался на одном из противолежащих холмов».

Известны еще два камирских дема — Силирии и Эриеи, расположение которых пока не установлено.230)

Может быть к камирским демам можно причислить и дем Пларии.231) Особенно интересна надпись II—I вв. до н. э., найденная на камирском акрополе, где семья из дема Плария — отец и мать, три брата и два племянника — чествуют сына Теофана и Авксиды, увенчанного камирцами и двумя коллегиями.232) Стела, поставленная семьей на акрополе, указывает, по нашему мнению, на принадлежность Плария к демам Камира;233) возможно, что этот дем, подобно дему Локсиды, занимал часть городской территории Камира или, во всяком случае, был расположен по соседству с городом.

Мы также не знаем, в территорию какого дема входила камирская Кретиния с патрой Кретинады. Селиванов правильно намечал границы: «Местность, крайние пределы которой — Эмбона, Кастеллос и долина Ланкония, — как нельзя более соответствует древним определениям Критинии».234)

Родосская Перея. Еще до общеродосского синойкизма [127]


Рис. 25. Родосская Перея[128]

Линд, Камир и Ялис расширили свои владения за пределы острова (рис. 25 и 26) на лежащий по ту сторону пролива Херсонес Книдский. Этот полуостров, в свою очередь, состоит из двух полуостровов, отделенных друг от друга: собственно книдский Херсонес и Херсонес родосский. От города Фиска до каринских Дедал проходит узкая полоса родосской Переи. Иногда и древними и современными авторами родосской Переей называется и родосский Херсонес и прибрежная полоса до Дедал.235)


Рис. 26. Остров Симе и Родосская Перея

Вся эта территория была включена в гражданские общины родосских городов и имела свои демы, патры и ктены. Это несомненно свидетельствует о том, что присоединение Переи совершилось до общеродосского синойкизма; характерно, что территория Переи была точно распределена между тремя родосскими городами: Линдом, Камиром и Ялисом.236) Восточная часть Переи с городом Фиском входила в общину Линда; ее центральная часть принадлежала Камиру (с городом Феник), а о. Симе входил, по-видимому, в территорию Ялиса. Значительная часть книдского Херсонеса также принадлежала родосцам, но пока еще не удалось установить точно распределение этой территории между родосскими городами.

Город Фиск (демотикон — Фискии), современный Мармара237) являлся одним из демов Линда. До нас дошло постановление линдийского народного собрания, определявшее религиозные дела Линда и Фиска.238) В псевдоэсхиновских письмах говорится и о родосских владениях на материке239) и о покупке Эсхином поместья в Фиске.240) Нередки случаи упоминания родосских граждан с демотиконом Фискиец и [129] Фискиянка. В одной из надписей III в. до н. э. мы встречаем имя Скиллина, сына Эпикратея, Фискийца, бывшего синтагматархом над наемниками.241) Таким образом, ясно, что граждане Фиска и его района входили в гражданскую общину Линда как ее полноправные члены.

Демотикон Фискии встречается также в линдийском списке граждан, распределенных по домам,242) с указанием даров, сделанных ими, по-видимому, Афине Линдийской.

Самый город Фиск, расположенный на скалистых массивах Кале, занимал положение контрольного поста над входом и выходом из гавани.243) Поэтому дем был важен для Линда и в стратегическом отношении.

С Линдом был связан еще и другой, по-видимому, находившийся по соседству с Фиском, дем Гигассеи. Его следует помещать не в районе залива Лоста, как это предполагали Хула и Сцанто, но в районе Рены, рядом с древним демом Эринаеи, на берегу залива Рены. С этим согласуется и определение его территории у Стефана Византийского.244)

Дем Амии, имя которого очень часто встречается в родосских надписях, относится к Линду, главным образом, по топографическим соображениям, так как Фискии, Гигассеи и Амии занимали сплошную территорию в северной части родосского Херсонеса. Последние исследования этого района также свидетельствуют о вхождении дема Амиев в общину Линда. Амий представлял собой небольшой, но хорошо укрепленный пункт, расположенный у входа в гавань Фиска. Скалистая и суровая местность не предоставляла возможности для большого городского населения. Назначение Амия — контроль над входом в залив. Маюри обнаружил здесь мощные городские укрепления со сторожевыми башнями.

В одной из дошедших до нас надписей упоминается дем Амийцев,245) в другой, найденной на о. Мегисте, сохранилось имя амийца, бывшего эпистатом в Кастабе и в крепости на о. Мегисте.246) Амос упоминается в одном из псевдоэсхиновских писем247) и у Александра Полигистора.248) В письме город назван маленькой крепостцей,249) что вполне согласуется и с вышеприведенными наблюдениями Маюри.

Вероятнее всего, к родосской Перее нужно относить и дем Педиеи, упомянутый и в афинском податном списке Πεδυης εγ Λίνδου, который Гиллер помещает к юго- или северо-западу от Линда на территории острова.250)

Мнению Гиллера противоречит уже тот факт, что этот дем, по-видимому, малолюдный и небольшой, отделен от остальных линдийских демов для уплаты афинянам фороса. [130] Этому противоречит и свидетельство, сохраненное у Стефана Византийского: Педиеи, город Карии. Если дем Педиею относить к Карии, то становится совершенно понятным, что он мог уплачивать подать отдельно от Линда.

В пользу указанного предположения свидетельствуют и наблюдения Маюри, который склоняется к отождествлению Педиеи с Педалой — небольшой равниной, сжатой горами, и с хорошо укрепленным (еще в глубокой древности) акрополем на родосском Херсонесе на полуострове между заливами Кар-Вассили и Лостой, т. е. в непосредственном территориальном соседстве с другими демами Линда.251)

О камирских владениях в родосской Перее мы узнаем прежде всего из знаменитой надписи о ктенах Камира: «тех, что на острове и тех, что εν ται ’Απείρωι.252) ’Απείρωι, вероятно, как предполагает Эрнст Мейер, было собственным именем, обозначающим территорию Переи, входившую в состав камирской общины.253)

В камирскую ’Απειρως входил дем Тлои с городом Феник (современный Fenaké).254) Феник, по-видимому, один из наиболее крупных городов родосской Переи, был расположен на вершине скалы в южной части полуострова. Он был удален от моря, но зато находился в центре небольшой долины между двумя реками. Его некрополь находился в скалах, замыкающих долину с севера, и в скале самого акрополя города. Акрополь на вершине скалы был укреплен стенами киклопической кладки. С вершины акрополя открывался вид на острова Симе и Родос. Здесь обнаружены многочисленные фрагменты строительных черепиц и античных амфор. Были обнаружены и цистерны, по-видимому, для хранения воды.255) Страбон, описывая Перею, говорит о Фенике, как о высочайшей горе полуострова, а «на вершине — крепость, одноименная с горой Феником».256) Таким образом, Феник был не только городом (остатки которого обнаружены в долине, у подножия акрополя), но и как другие города родосской Переи, укрепленным сторожевым центром, городом-крепостью. Из Феника, расположенного на проливе между береговой линией и Родосом, можно было вести наблюдение и за всей поверхностью окружающего моря, и за береговой линией.257)

Несомненной является принадлежность к камирской Пере и дема Фиссанунтян.258) Этот дем был расположен на территории между заливами Лоста и Симе: последний врезался к Херсонес тремя бухтами; в районе средней из них, Ортаджи, и находился дем. Особенно интересные находки были [131] опубликованы М. и И. Хавиарас. В одной сильно поврежденной (нет начала) надписи I в. н. э. (между 81—96 гг. н. э.) мы встречаем упоминание «дема Фиссанунтян, проживающих в Фиссанунте, и ктены Страпиатов».259) Таким образом, гражданский коллектив этого полиса разделен, подобно Камиру и другим родосским городам, на ктены.

Кроме того, подобно тому, как мы отметили это для города Феника, в деме Тлоитян налицо и метеки, проживающие в Фиссанунте и не имеющие родосских гражданских прав. Уже самое наличие ктены говорит о том, что вхождение камирских владений Переи в состав камирского государства произошло в достаточно раннее время; в противном случае мы могли бы ожидать лишь наличие территориальных подразделений после общеродосского синойкизма. Принадлежность дема Фиссанунтян к Камиру засвидетельствована наличием в нем храма и культа Афины Камириды.260)

Кроме того, подобно Камиру, если правильно восстановление, в Фиссанунте мы встречаем и камирскую жреческую должность демиурга, сохранившуюся как пережиток былой самостоятельности Камира.261)

На большую заселенность дема метеками указывает и наличие союзов, встречающихся в большом количестве и в родосских городах, к ним относятся: Эранисты, Адониасты, Аполлониасты, Сотериасты и Асклепиасты Аристодамеи.262)

К северу от дема Фиссанунтян, на берегу залива, глубоко врезавшегося в сушу и изобилующего у берега мелкими островками, находился дем Боспоран с городом Боспорон или Боспора. Этот город стоял как крепость у воды; мелкие острова открывали возможность лишь узкого прохода для кораблей в месте расположения города.263) Возможно, что этот дем принадлежал Камиру; это, как будто, подтверждается и надписями: мы встречаемся здесь с чисто камирской жреческой должностью архераниста.264)

Может быть, к Камиру следует относить и дем Тимнии в районе современной Лосты, в глубине залива того же имени, к северу от дема Боспорана.265) Предположение основано лишь на топографических наблюдениях, ибо дем замыкает камирские владения в Перее, образуя естественную границу с владениями Линда.

Город Тимн и дем его имени занимали плодороднейшую местность, пересеченную долинами, ущельями и холмами со множеством источников прекрасной питьевой воды. Немногочисленные надписи указывают на имевшийся здесь культ Деметры и Коры, а также на культ Артемиды,266) весьма распространенный [132] на Родосе. В районе Тимна Маюри была обнаружена и древнейшая из имеющихся в Перее надпись конца V — начала IV в. до н. э. — сильно поврежденное постановление Совета и народа (по-видимому, Тимна) об оплате наемников и о внесении денег в казну жреца Арея Эниалея.267)

Город Касара и одноименный дем Касареи находился на юге родосского Херсонеса в районе современного поселения Като Сикеан.268) По-видимому, вся южная оконечность родосского Херсонеса с гаванью Лоримой принадлежала дему.269) Гиллер ошибочно относил его к Ялису; это мнение сейчас опровергнуто показаниями надписей.270)

Остается спорным вопрос — территорию какого дема образовывал о. Симе, отделенный от Переи лишь узким проливом. Вхождение Симе в число родосских владений Переи — несомненно.271) Однако, соображения Гиллера о принадлежности о. Симе к дему Касареев не кажутся убедительными. Наиболее веским аргументом Гиллера является указание на надпись II в. до н. э. из Симе, которая начинается так: «При жреце Эпихарме и демиурге Гиппократее, в 14-й день месяца Агриания Союз постановил. Ликомед, сын Ликиада, Касареец внес предложение...».272) И далее следует изложение предложения Ликомеда из дема Касары об увенчании Агафадора Агафонова Амийца за его заслуги перед союзом проживающих на Симе. Гиллер, указывая на то, что предложение об увенчании внесено Касарейцем, считает возможным на основании этого включить и о. Симе в дем Касареев. Несомненно, что Ликомед Касареец был членом или патроном союза проживающих на Симе и как гражданин Родоса имел право на внесение предложения. Однако, ввиду частного характера этого постановления, нельзя делать вывод: если Касареец вносит предложение на о. Симе, то о. Симе входит в дем Касареев. Против этого предположения Гиллера говорит как будто бы и факт существования дема Арии.273) Этот дем, точно не локализованный, предположительно сближают274) с островками, лежащими между о. Симе и гаванью Лоримой. Если это сближение верно, то дем Касареев оказался бы пересеченным демом Ариев, что вряд ли возможно, так как до сих пор все известные нам демы представляют единую территорию. В нашем распоряжении пока нет никаких данных, удостоверяющих принадлежность о. Симе к какому-либо определенному дему.

К внешним владениям Ялиса можно пока с уверенностью отнести лишь один дем Эринаеи,275) в котором [133] имел место и ялисский культ Аполлона Эрефимия.276) Дем находился несколько юго-западнее Фиска, вблизи одноименного залива. Маюри отмечает красоту и плодородие берегов Эрине, богатых источниками, пастбищами и пахотными землями.277) По-видимому, этот дем, отождествленный еще Кёлером с «Эринес» податного списка афинян,278) был связан и со святилищем Латоны.279)

Для родосской Переи удостоверены надписями еще следующие демы: Бибассии, Евфениты, Амнистии, Евриады, Криассеи.

Демы Бибассии и Евфениты были расположены в восточной части книдского Херсонеса, так как и этот полуостров, кроме Книда, входил в состав родосского государства.

Если раньше могло быть сомнение в том, что термин «Бибассий», встречавшийся только в надгробных надписях, обозначает демотикон, то теперь позднейшими по времени находками доказано, что Бибассии — родосский дем. Мы встречаемся в нем с культом Афины Полиады и Зевса Полиея — общеродосским (или в своем происхождении — линдийским?) культом.280) Однако нам неизвестно, когда эта территория вошла в состав Родоса и к какому из городов она была приписана. Город Бибасс должен был являться для родосцев одним из важнейших опорных пунктов в Перее.281) Самый город находился на берегу современного залива Емеджик к востоку от залива Даччиа.

Севернее дема Бибассиев находился дем Евфениты (город Евфены).282) К дему Евфениты примыкал на востоке тоже родосский дем Кедреаты, город которого был расположен на небольшом островке против берега в том месте Керамического залива, где последний, сужаясь, образует бухту Джова.283) На малоазийском берегу были расположены гавань и некрополь города. Ксенофонт характеризует население города словом «миксоварвары».284)

Из надписей, найденных в городе, очень интересна одна поздняя, II в. до н. э.,285) в которой семья чтит Тейсия, сына Феодама, постановкой ему бронзовой статуи. В числе заслуг этого деятеля отмечается, что он был агемоном Мегисте, стратегом в Персе и стратегом в А[пейре] (?); кроме того он был жрецом Аполлона Пифийского и Кедреатийского, увенчан золотым венком «филетами Ди[ман]ами и Па[...]нами из тех, что в Кедреях». Здесь впервые на родосской территории встречается упоминание филы Диманов; по-видимому, эта дорийская фила некогда существовала и на Родосе.

К северу, в глубине Керамического залива, находился город [134] Идима (или Идимэ), местоположение которого точно установлено находкой надписи времени Веспасиана с обозначением союза Идимеян.286) Позднее новые эпиграфические находки на территории Идимы подтвердили сделанное отождествление.287) От самого города, кроме некрополя с большим количеством карийских погребений, осталось мало следов; на месте древнего акрополя позднее была построена византийская крепость.

Город был небольшим, и родосцы владели лишь примыкающей к нему территорией. В надписи, датируемой приблизительно 197 г. до н. э.,288) Никагор, сын Памфила, а по усыновлению — Никагора, из дема Ладармы, бывший стратегом в Перее, говорит об отвоеванной им стране писиетов, идимейцев и килландийцев, и крепостей, там находящихся. Следовательно, до II в. до н. э. район Идимы являлся родосским, затем был потерян и вновь отвоеван Никагором. Одновременно и другие надписи из Идимы свидетельствуют о вхождении города в состав родосского государства;289) может быть, был и дем Идимы.290)

Лоссей — дем, вероятно, недалеко от Идимы; его имя встретилось пока всего лишь два раза и оба раза в надписях Идимы.

К северу от Идимы, уже в отдалении от моря, находился последний пограничный пункт родосской Переи — город Килланд, расположенный на большом торговом пути Карии: Алабанда — Лагина — Стратоникея — Писис — Идима (т. е. выход к морю).291) Килланд находился, по-видимому, в районе современной Эркасеи, где Патон и Майрс нашли надпись очень плохой сохранности.292) Чтимый в этой надписи стратег Переи обозначается по имени без добавления определения «Родосец»; это свидетельствует о вхождении Килланда в состав старой родосской Переи.

Таким образом, полоса Карийского побережья от города Фиска на востоке до Идимы и Килланда на севере с раннего времени находилась в руках родосцев. Эти плодородные и богатые территории предоставляли родосцам широкие возможности не только для развития своего хозяйства, не только снабжали их людскими резервами, не только способствовали развитию торговых сношений в Малой Азии, но и обеспечивали безопасность развития собственно родосской морской торговли и надежные гавани родосскому военному флоту.

Южной границей материковых владений родосской Переи Страбон называет Дедалу,293) которую отождествляют с возвышенностью на северном берегу речки Инлидже к западу от [135] реки Главка (современный Карги-Чаи) и к северо-западу от Тельмесса.294) Как устанавливает Калинка, в IV в до н. э. и позже западной границей Ликии был Тельмесс, а Дедала отошла к Карии; но затем, около 100 г., в связи с перемещением границ, пограничным пунктом, разделяющим Ликию и Карию, снова оказалась Дедала.295)

Дедала была небольшим укрепленным поселением. Тит Ливии называет ее небольшой крепостью.296) Последнее обследование Маюри подтвердило маленькие размеры этой крепостцы: акрополь Дедалы (а может быть все население ее ограничивалось лишь акрополем) находился на крутой скале, искусственно выровненной и образовавшей площадку небольших размеров. На склоне скалы Маюри заметил две крепостных поперечных кладки позднего времени. Вершина акрополя поросла густым кустарником, и следов античных построек ни на акрополе, ни у его подножья не удалось обнаружить. С вершины акрополя открывается вид на весь залив Макри с его многочисленными островками и береговыми изгибами. Таким образом, крепость представляла собой прекрасный наблюдательный и сторожевой пост. Вдоль тропинки, ведущей к акрополю, в скалах обнаружено много разграбленных погребений, среди которых встречаются и погребения ликийского типа.297)

По-видимому, Дедала также входила в состав родосского государства, как об этом свидетельствует единственная посвятительная надпись, найденная пока на ее территории.298) Поскольку посвятитель, родосский эпистат, находится на родосской земле, он не употребляет обозначения «Родосец». Поэтому с некоторой долей уверенности можно считать Дедалу входившей в состав родосских демов. Эти соображения подкрепляются и находками посвятительных надписей родосских эпистатов на о. Мегисте.299) Может быть, Эрнст Мейер и прав, отождествляя родосский дем Криассеи с этим районом южнокарийских владений Родоса.300) Аркрайт отождествлял город Крию с Харопией — юго-западнее Дедалы на западном побережье залива Макри к северу от Лиссы.301) Хебердей принял это отождествление в карте Ликии, приложенной к первому тому ликийских надписей.302) Упоминание граждан этого дема в родосских надписях довольно часто.303)

Таким образом, весьма вероятно было бы считать и Дедалу и Крию с прилегающими к ней островками Терсана и Иерониси304) входящими в состав дема Криассеи, хотя это до новых находок не может считаться установленным.

В родосские, владения в IV в. до н. э. входил и о. Мегисте, как об этом свидетельствует описание псевдо-Скилака.305) Из [136] пяти найденных там надписей три связаны с именами родосских эпистатов. Самые имена эпистатов (одно из них с демотическим обозначением: Амиец) указывают на вхождение о. Мегисте в родосское государство. В надписях содержатся указания на наличие на острове культов Аполлона Мегистея, Диоскуров, Гермеса и Зевса.306)

Остров Мегисте был границей родосских владений на юго-востоке.

Остается ряд демов, местоположение которых пока нельзя указать даже предположительно; таковы Амнистии, Евриады и Нассии, относящиеся все, может быть, к родосской Перее.307)

Существовал и еще один дем, имя которого пока не установлено; он упомянут в списке пожертвователей на восстановление стен к цистернам Камира... ειδαν ο δαμος.308) По-видимому, это один из камирских демов.

Родосские материковые владения территориально превосходили размеры самого острова. Ван-Гельдер в свое время предполагал, что только после общеродосского синойкизма Перея была поделена на демы и получила, таким образом, гражданские права.309) Однако против этого мнения свидетельствует существование ктен в родосской Перее, которые, несомненно, древнее общеродосского синойкизма. Против этого свидетельствует и наличие в Перее родосской филы Диманов, исчезнувшей на Родосе ко времени синойкизма. Против этого свидетельствует и обнаруженный в деме Фиссанунтян культ Афины Камириды, так как после родосского синойкизма здесь мог скорее возникнуть культ Афины Полиады, справлявшийся в городе Родосе.

Все эти данные говорят, по нашему мнению, о большой древности родосских владений в Перее.

С другой стороны, когда родосцы прокладывали себе путь к Фаселиде, т. е. в начале VII в. до н. э., о. Мегисте, по-видимому, еще не был родосским, во всяком случае, ликийская часть Переи еще не принадлежала Родосу.

Так мы получаем две крайние даты: начало VII в. до н. э. и конец V в. до н. э. (дата основания города Родоса). Последняя дата точно удостоверена находкой постановления общеродосского совета и народа в Тимне.310) Это — самая ранняя дорийская надпись не только в Перее, но и на всех Спорадах, включая сюда и Родос. Она датируется Маюри самым концом V или самым началом IV в. до н. э., т. е. временем, непосредственно близким к общеродосскому синойкизму. Судя по ее содержанию, образование единого родосского государства сопровождалось какой-то реорганизацией военных сил. Однако [137] здесь нам важно пока лишь одно: к моменту общеродосского синойкизма Тимн входил в состав родосского государства.

Когда же все-таки произошло внедрение родосцев на побережье Карии? По-видимому, до времени похода Дария, так как во время похода этого персидского царя родосцы признали над собой власть персов и тем самым уже не могли проявлять самостоятельной экспансии в Малой Азии. Если последнее предположение убедительно, то остается лишь одна возможность: заселение Переи могло происходить в период наибольшей торговой и колонизационной активности родосских городов, т. е. во второй половине VII в. и в VI в. до н. э.

Вряд ли возможно считать, что заселение карийского побережья происходило одновременно и параллельно с заселением Родоса дорийцами, ибо карийские земли распределены по отдельным областям Родоса, а это указывает на колонизационную активность автономных родосских городов. По-видимому, заселение Карии шло путем колонизации, но поскольку эта колонизация происходила по соседству с родосской территорией, то возникавшие на полуострове Херсонесе апойкии не отрывались от метрополии, но включались в метрополию, как ее составные части.

В сохранении гражданских прав Линда, Ялиса, Камира, в распространении этих прав на колонистов Переи был кровно заинтересован каждый из родосских городов, ибо одним из основных назначений новых колоний в Карии являлась охрана торговых путей в районе Родоса и подступов к острову; поэтому-то каждый из городов Переи представлял из себя крепость, расположенную на высотах у проливов и заливов, ближайших к Родосу. Характерен и документ из Тимна, который дает представление о военных силах, сосредоточенных в городах Переи и организованных еще частично по родовому образцу: главы родов — частные люди со своими дружинами, и наряду с этим какое-то войско, оплачиваемое городом.

Мы ничего не можем сказать об отношении греческого родосского населения этих городов к карийскому населению, кроме того, что наемниками были, по-видимому, карийцы, издавна славившиеся этим ремеслом. Часть завоеванных карийцев, вероятно, была превращена в рабов. Но в ряде городов, как свидетельствует наличие погребений карийского типа, население было смешанным. В некоторых случаях кладкам античных городов предшествуют туземные кладки; следовательно, родосцы приходили не на пустые места.

Наиболее древним было заселение лежащего против Родоса Херсонеса; распространение родосцев вглубь Керамического [138] залива до Идимы и далее до Килланда произошло, вероятно, позже.

Позже Переи, вероятно, был, заселен и район Дедалы и Крии, сообщающийся с Переей лишь морем. Об этом свидетельствует и то, что полуостров Макри был завоеван лишь частично, и город Лисса, не отличавшийся большой военной мощью, расположенный по соседству с Крией, не потерял своей политической независимости.

Телос, Халкея, Карпаф. Соседние с Родосом острова также постепенно были включены в состав родосского государства. Очень рано, по-видимому, в состав Камира вошли острова Телос и Халкея и в состав Линда — Карпаф и Сарос.311)

Остров Телос,312) входивший в северо-восточную группу Спорад, по-видимому, был заселен в древнее время; об этом свидетельствуют античные строительные остатки в районе современного залива Пладжо и на востоке острова — в районе долины Ливадии. Обе плодородные долины, скрытые береговыми холмами, не видны с моря, что в древнее время, ввиду развития пиратства, представляло важное преимущество для населения острова. На высоком холме, подымающемся на юго-восточном берегу залива Пладжо, в древности был расположен акрополь города, одноименного с островом. Остатки ранней полигональной кладки и античная керамика были обнаружены здесь Бентом; эту кладку перекрывали средневековые строительные остатки; на акрополе в средние века была построена сторожевая башня и часовня, поэтому античные остатки здесь очень скудны.

Граждане Телоса, согласно Геродоту, участвовали вместе с Линдом и Камиром в основании Гелы. Эпонимный жрец Телоса — дамиург, по-видимому, был и политическим и религиозным главой общины. Телиос — родосский демотикон; вероятно, весь остров представлял один дем. Позднее во главе Телоса стоял родосский эпистат.

Остров Халкея расположен вблизи Родоса против Камира. Он — горист, но, согласно Феофрасту,313) на северном его побережье была полоса очень плодородной земли.

Гавань находилась на южном побережье, и вход в нее при зимних ветрах был труден (эта гавань и сейчас носит название, унаследованное от древности, — Эмпорий). Недалеко от гавани был расположен и город, одноименный с островом.314) По-видимому, Халкея представляла также один дем.

О древней принадлежности острова к Камиру свидетельствует уже много раз цитированная надпись о камирских [139] ктенах, где острову предоставлена возможность либо включить свои ктены в список ктен Камира, либо записать их отдельно (может быть, в связи с более поздним переходом острова к Линду).

Остров Карпаф по своему расположению (с примыкающим к нему о. Саросом) являлся мостом в сношениях Родоса с Критом. Страбон в своем описании острова отмечает наличие на нем четырех городов, один из которых также назывался Карпафом, другой — Нисиром.315) По сообщению Диодора, Карпаф первоначально был заселен критянами во времена морского могущества Миноса, а уже затем Иоклом, сыном Демолеонта, аргосцем.316)

Эти сообщения, по существу, исчерпывают наши сведения по литературным источникам о древнем периоде истории острова.

Ранние связи Карпафа с Критом подтверждаются и археологическими находками на острове, а также и его географическим положением. От Карпафа до Касоса 3 часа плаванья (на лодках), а Касос с Критом также связан лодочным сообщением.317)

Карпаф представляет длинный, узкий, чрезвычайно гористый остров с горными хребтами, круто обрывающимися в море. Его центральную площадь образует возвышенность, перерезанная холмами, то переходящими в горные вершины, то постепенно снижающимися до равнины. Единственная широкая долина — долина Пигадии на юго-восточном побережье острова.

На северо-восточном побережье острова (в районе Гиофами) были обнаружены микенская посуда и бронзовый меч, сходные по типу с ялисскими.

На о. Саросе местными жителями были найдены небольшие черные каменные топоры, аналогичные находкам в районе восточного Крита.318) Одно погребение микенского периода было открыто и в юго-западном районе, вблизи древнего города Брикунта.319) Таким образом, на острове имеются явные следы его древнего заселения.

Величайшая вершина острова — Калолимнон (1200 м над уровнем моря) уже и в древние времена, по-видимому, делила Карпаф на две половины — южную и северную. Отсюда район непосредственного деления и до сих пор называется Месохорией. Южная часть острова разделялась на два дема — Карпафиополиты и Аркасеи, на территории которых расположены одноименные города.

Местоположение города Карпафа с точностью не установлено, [140] но, по всей вероятности, он находился в районе залива Пигадии, на юго-восточном побережье. Древняя Аркасея находилась на юго-западном побережье, на вершине скалы. Здесь еще до последнего времени были видны остатки древнейших киклопических стен и античные кладки.320)

В южной же части острова, в районе Пигадии был расположен и Посидион (древнее — Потидеон), известный нам по надписям Карпафа. Ктена Потидейцев входила в дем Карпафиополитян, и возможно, что город Потидеон был гаванью Карпафа.321) На тесную связь этой ктены с жизнью дема Карпафиополитян указывает встречающаяся в надписях формула: «дем Карпафиополитян и ктена Потидейцев».322)

Другая надпись дема323) сообщает о даре кипарисового дерева Афине; эта надпись была найдена в Пини, вблизи Валады, к северо-западу от Пигадии. Возможно, что здесь и был расположен город Карпаф, у входа в плодородную долину. Современное поселение, расположенное здесь, известно до сих пор под именем Скарпенто.

Город Брикунт, по имени которого назван третий дем острова — Брикунтии,324) был расположен на северо-западном побережье острова, на современном полуострове Бургунда. На территории этого дема находилось известное нам по надписям святилище Посейдона Порфмия, которое, судя по месту эпиграфических находок, стояло на берегу современной гавани Тристомо.325) По-видимому, «перевоз» был проливом между Карпафом и Саросом (современная Сария).

Местоположение упомянутого Страбоном города Нисира с точностью не установлено. Житель острова Манолакакис, написавший его историю, первый отождествил Нисир с местечком Палатии на о. Саросе. Здесь были найдены две надгробные надписи, указывающие на то, что остров был обитаем.326)

В святилище Посейдона Порфмия найдена посвятительная надпись от имени лиц, избранных гиерагогами:

«Мелантий, сын Менекратея, Брикунтиец, Эпенет, сын Радия, Нисириец, Сосипол, сын Архикратея, Брикунтиец».327)

Наличие в надписи двух граждан из Брикунта и одного из Нисира, может быть, указывает на территориальную близость этих городов. Кроме того, при отождествлении Палатии с Нисиром разъяснилось бы и противоречие в показаниях Перипла (псевдо-Скилака) и Страбона (трехградие-четырехградие), поскольку четвертый город о. Карпафа Нисир помещался бы на о. Саросе, который можно, при желании, считать Карпафом.328)

В родосских надписях часто встречается демотикон Нисириец, [141] хотя возможно, что он относится не к карпафскому Нисиру, а к городу Нисиру, расположенному на острове того же имени. Демотикона «Сариос» мы нигде не встречаем.329) Если отождествление Палатий с Нисиром все же правильно, то Сарос и представлял бы собой дем Нисирии.

Колонизация острова шла в основном из Линда, как на это указывает культ Афины Линдии, существовавший в Брикунте.330) На раннее вхождение Карпафа в линдийское государство указывает и наличие ктены Потидейцев на южной оконечности острова, главным святилищам которой было также святилище Афины Линдии.331)

Интересно отметить на острове наличие союза Этеокарпафян.332) В афинских податных списках Этеокарпафии названы наряду с Карпафиями, Брикунтиями и Аркасиеями.333) По аналогии с Этеокритянами, встречающимися у Гомера,334) можно предполагать, что эти «подлинные карпафяне» представляли древнейший слой населения острова и занимали особую определенную территорию. На это указывает их наличие, как особой податной единицы, в афинских податных списках. Поскольку юго-восток острова был занят Карпафиополитянами, юго-запад — Аркасейцами, а север — Брикинтиями, остается предположить, что они занимали центральную часть острова — Месохорию. Однако в родосском государстве они не представляли собой отдельного дема, но обозначались как союз. Территориально, вероятно, они входили в дем Карпафиополитян.

Остров Карпаф был важен родосцам не только тем, что через него лежал путь к Криту, но и тем, что вся группа островов, постепенно осваиваемых родосцами, образовывала защитный барьер на подступах к самому о. Родосу.

Позже, во второй половине VI или в первой половине V в. до н. э. к островным владениям родосцев присоединились еще острова Нисир, Астипалея и Касос (в VII в. до н. э. Нисир и Касос принадлежали еще Косу; Астипалея была колонией Эпидавра). На этих островах, включенных в родосское государство, возвышались укрепления и, как показывают дальнейшие события родосской истории, во время осады Родоса Димитрием Полиоркетом и во время войны с Критом в III в. до н. э. этот островной барьер вокруг Родоса был искусно использован родосцами для военных целей. В борьбе с Критом, например, весь удар приняли на себя жители Карпафа, и критский десант удалось отразить на Карпафе, даже не допустив его до Родоса.


181) Селиванов, стр. 28.

182) Ср: Lind., II, 1 и 2.

183) Ср.: IG, XII, 1,764, — SGDI, 4156. — IG, XII, 1,761. — SGDI, 4154.

184) Kinch, Vroulia, стр. 1. — RE, Supplb. IV, s. v. Kattabier, стр. 881. — Hiller. Die Demend. rhodische Städte. AM, XVII, 1917, стр. 173. — Lind, II, 1, стр. 20-21.

185) Kinch, то же. — Hiller, то же. — Fiсk, Vorgriech. Ortsn., стр. 47. Фик связывает его с топонимическими названиями в родосской Перее у Диодора (Dtod., V, 62) — Kastabos и с названием — Kastabala; Сундваль (Sundwаll, Einheim. Namen d. Lykier) считает это имя ликийским, возводя его не к *Kasste, но к Kata.

186) Ср.: Newton. Brit. Mus., II, 357. — Он же. Travels and discoveries in the Levant, I, стр. 198. — Тоrr, Rhodes in anc. times, стр. 4. — Hiller, AM, XLVII, стр. 173-174. Он же. RE, Supplb. V, стр. 746-747. — Lind., II, 652.

187) Ср.: IG, I, 191, 28 (афинский податной список) и NS, 18, 22; постановление Евфалидов: IG, XII, 1, 890.

188) Strab., X.19.20. Страбон рассказывает о родосских тельхинах и критских корибантах; ср.: St. Byz., s. v. Brasiai и Prasiai. Ср. также: Selivanov. Ad inscript. Rhodias ineditas Supplementum. AM, XVI, 1891, стр. 241-242. — Он же. К статье «Несколько неизданных родосских надписей», ЖМНП, август, 1891, стр. 55-56.

189) Sundwall, Einheim. Namen d. Lykier, стр. 184.

190) AM, XLVII, стр. 174.

191) Т. L. Sheer, Amer. Journ. Phil., XXIX, 1908, стр. 461.

192) Sundwаll, Einheim. Namen d. Lykier, стр. 131.

193) Селиванов, стр. 39. — Hiller, АМ, XLVII, стр. 175. — Он же, RE, Supplb. V, стр. 747. Название Kekoia Сундваль производит от ликийского корня *кака → *какu-w(a)-ija. О локализации дема ср.: Lind., II, 1, стр. 21.

194) Ср.: RE, Supplb. V, стр. 747; впервые на это обратил внимание Селиванов (АМ, XII, 1891, стр. 124-125). Один из восточных склонов Атабирия называется Артамити; ср.: Селиванов, стр. 32-33 и 63.

195) Ср: Селиванов, стр. 40; ср.: АМ, XLVII, стр. 175. — RE. Supplb. V, стр. 747. — Sundwall, Einheim. Namen d. Lykier, стр. 108. — Неаd, стр. 577.

196) Может быть и с гаванью Thermydrai, если последняя не входила в городской дем (ср.: АМ, XLVII, стр. 175). [291]

197) Ср.: RA, 1866, стр. 154. — АМ, XLVII, стр. 175. — RE, Supplb. V, стр. 747.

198) IG, XII, 1, 88. — SGDI, 3828. Совпадение названий патр с именами демов явление довольно обычное.

199) Ср.: Lind., II, 199, 471 и 1012 сл. В аргосской надписи III в. до н. 9.: Rhodioi syngenees eontes tōn Argeiōn; (см.: Mnemosyne, XLIV, 1916, 221, строка 5); на Родосе Селивановым была обнаружена надпись IV в. до н. э.: Nikasikrafēs Mnasidōri Asklēpiōi tōi en Kenchreais tais en Argei kai Hygieiai (Селиванов, стр. 129-130. — IG. XII, 1, 26. — SGDI, 3768. Cp.: VG, прим. к стр. 2. — An., II, 1916, стр. 137, № 5). Существует предположение о связи Argeioi с культом Асклепия en Kenchreais tais erv Argei (ср. современное поселение „Склепейо": RE, Supplb. V, стр. 747). Элий Аристид называл Асклепиадов царями и архагетами родосцев, считая, что сами родосцы избрали их преемниками Гераклидов (Селиванов, стр. 129-130. — Ael. Arist, I.75 и 839). Самое название Kenchreai — аргосское (Slrab., VIII.376. — Paus., II.24.7. — RE, XI, стр. 165-167, №№ 1 и 4. — IG, XII, 1, 26, стр. 170); наличие одноименного поселения на Родосе, связанного с культом Асклепиадов-Гераклидов, явно указывает на аргосские связи Родоса. Сундваль (Sundwаll, Einheinu Namen d. Lykier, стр. 72) сближает линдийских Argeioi с малоазийским *Verge (ср.: *urqua). Почему в данном случае он совершенно игнорирует греческие параллели — неизвестно.

На основании вышеприведенных данных мы считаем возможным допустить наличие рода Аргеев, возводившего себя к Гераклу через Асклепия и сохранявшего предание о своем аргосском происхождении. Родовое имя Аргеи могло лежать и в наименовании линдийской филы Argeia. Позже культ Асклепия был перенесен в город Родос (ср. вторую найденную на Родосе, посвятительную надпись).

200) Ср.: Lind., II, 648 — SIG, 765, 23; ср.: Селиванов, стр. 33. — АМ, XLV1I, стр. 175. — RE, Supplb. V, стр. 747.

201) АМ, XLVII, стр. 175. — RE Supplb. V, стр. 747. Гиллер сравнивает с фокидским городом Bulis; Сундваль (Sundwall, Einheim. Namen d. Lykier, стр. 61) возводит к корню bula — Bulus (местечко на Астипалее: IG, XII, 3, Index), карийское Bolli(i)eus (BCH, XII, 27 сл.); мужское фригийское имя — Bolanos и родовое — Bulidas.

202) Селиванов, стр. 38. — IG, XII, 1,695. — SGDI, 4120.

203) L. Rоss, Reisen auf d. griech. Inseln, III, стр. 98.

204) Ср.: An., III, стр. 252 сл. — CR, III, стр. 7.

205) Ср.: CR, II, стр. 82.

206) IG, XII, 1, 730. — SGDI, 4135. — Ch. Michel. Recueil d'inscnptions-grecques. Paris, 1900, № 875. — SIG, 724. Новая датировка надписи у Блинкенберга: Blinkenberg. Lindiaka, VIII, стр. 6 сл., 9 сл. Ov., 11, 4, 1938.

207) Ср.: RE, Supplb. V, стр. 748. Поскольку списком жрецов Аполлона засвидетельствована принадлежность демов Политы и Неополиты к Ялису, постольку, по-видимому, следует считать ялисским и дем Палеополитов. Однако не исключена возможность и другого толкования термина Палеополиты, которое в свое время и предлагал Ван-Гельдер (VG, стр. 188): Палеополиты и Неополиты, по мнению Ван-Гельдера, не жители двух городов, а более древнее и менее древнее гражданское население одного города Ялиса. Во всяком случае, вопрос о толковании этих трех демов еще далек от разрешения.

208) NS, 18, строка 25.

209) Маюри склонен считать это названием праздника. Гиллер справедливо возражает: Hiller, Gnomon, 1926, в. 4, стр. 196. Ср.: Hesych. s. v. Eredimios: Zeus en Rhodōi. [292]

210) IG, XII, 1,786, 9-11.

211) CIA, I, 262 сл., 263. — Herond. II.57; Brikindēra. Ср.: Hiller, LXV. Berl. Winckelmannsprogr. 1905, 19: Hagēsistratos Milōnos hierateusas Brvgindios tris kai damiurgēsas Brygindei. — Ср.: АМ, XLVII, стр. 180.

212) Ср.; Athen. XIV.652c-d. Здесь подчеркнуто, что имя Бригиндара — варварское. Ср.: Sundwаll, Einheim. Namen d. Lykier, стр. 112 „Бригиндара" возведено к корню *pru + kñta - ra).

213) Селиванов, стр. 78.

214) В свое время Фукар (Fоuсаrt, RA, XIII, 1868, стр. 361) пытался противопоставить Астипалеев Палеополитам, как древних обитателей Камира более поздним его обитателям (в то время эти демы считались камирскими). Ван-Гельдер (VG, стр. 187 сл.), ошибочно считая остров Астипалею территорией Родоса, производил название дема от астипалейцев — жителей острова. Теперь считается бесспорной полная независимость о. Астипалеи от Родоса. Ср.: Селиванов, стр. 78. — Hiller, RE, Supplb. V, стр. 749.

215) В надписи, изданной Маюри (An., II, № 1: списки вносящих пожертвования или уплачивающих сбор), читаем: [ho deina DJrakontos Damatri (?). Издатель надписи отмечает трудность понимания данного места: «Можно было бы думать о Damatri (eus), но это единственный демотнкон во всем списке». Гиллер, в связи с этой надписью, пересматривает изданную ранее надпись (IG, XII, 1, 616, 3), где вместо Daraatria S Гиллер теперь читает Damatrias; в другой надписи (An., II, 1) Гиллер читает: [К deina D]rakontos Damatrias (не Damatrieus). Гиллер хочет локализовать этот дем между Гистаниями и городом Родосом в районе современной деревни Даматрии. Интересно отметить, что среди большого количества все время повторяющихся демотических имен имя Даматриады мы можем (и то не с абсолютной уверенностью) констатировать лишь два раза. Надпись, изданная Маюри, датируется I в. до н. э., вторая надпись — императорского времени. Предположение Гиллера правдоподобно (ибо метеки обычно называются личным именем и именем города, без указания имени отца) и, может быть, следующие находки прольют больше света на этот вопрос. Ссылаясь на ту же посвятительную надпись, сообщенную Кинком, Гиллер указывает на место в Понторее — Phagai; демотикон — Phagaieis (RE, Supplb. V, стр. 749). Упоминание Phagaieus и Phagaia в надписях не очень редко, но нужно ли помещать этот дем на границе с демом Понтореи или вне острова — пока неясно.

216) Ср.: CR, VI/VII, 47; также 55а и стр. 429.

217) Гиллер и Ван-Гельдер (ср.: Vаn-Gеldеr, Mnemosyne, XXIV, 1896, стр. 294) локализуют Lelos в районе Кастелло, вблизи современного Leros; но, как показывают топографические изыскания Маюри (An., II, стр. 298 сл.), это сближение неверно. Современное Leros звучит в произношении Liro и не соответствует древнему Lelioi. Маюри считает, что некрополь был расположен на холме, еще и доныне называющемся Lelos; акрополь этого городка находился на холме Scariones, недалеко от иекрополя.

218) Ср.; IG, XII, 1,701. — SGDI, 4123, 11-12. — NS, 19, 18: Евфалиды.

219) Ср.: Hesych., s. v. ambōnes. Наиболее важная надпись найдена да поселении Эмбона, повидимому, вблизи ее первоначального места. (IG, XII, 1, 736. — SGDI, 4139).

220) IG, XII, 1,736. — SGDI, 4139.

221) Ср.: Селиванов, стр. 71: „Ученые со времен Росса обыкновенно полагают, что здесь скрывается древнее Ankōh, откуда Ankōn, Lankōni, Lankonia. Должен заметить, что это название родственно [293] новогреческому Lankada = долина, последнее же развилось из древнего Ankas (ankos — долина). Не есть ли Lankōnia реминисцения древнего названия местности Angyleia, лежавшей где-либо в этой области?".

222) Ср.: Hiller, RE, Supplb. V, 50. — Оbеrhummеr. Atabyrion. RE, Halbb. IV, стр. 1887. У Гиллера гора — 1215 м высоты над ур. м., но и Оберхуммер и Селиванов (Селиванов, стр. 10-11) исчисляют высоту горы в 1240 м.

223) Ср.: Schol. Pind. Ol, VII, 159с-160а.

224) Ср.: Jacopich, CR, I. стр. 88. Надписи опубликованы: An., II, №№ 144-217, стр. 236 сл.

225) Ср.: An., II, стр. 285 сл.

226) Селиванов, стр. 74-75.

227) Ср.: An., II, стр. 286, прим. 4; стр. 257 сл. (Porro) и 289 (Maiuri).

228) А. Berg, Die Inset Rhodus, стр. 151. — E. Biliotti et Соttret. L'île de Rhodes, стр. 439.

229) Кроме эллинистической керамики и статуэток, в районе храма найдены фрагменты рельефных геометрических пифосов, столь характерных для родосской архаики. Ср: An., II, стр. 293.

230) Ср.: SGDI, 4123. — IG, XII, 1,701. — An., II, 93 и 96, — NS, 26. — CR, II, 39. Erieis: Suid., s. v. —VG, стр. 219.

231) NS, №№ 64, 374, 378, 380-381.

232) CR, VI/VII, 50.

233) Имя этого дема должно восстановить и в другой надписи: IG, XII, 1,697. Ср.: NS, стр. 127. Культ Аполлона Пифийского, Карнейского, Милантийского и Дигенета засвидетельствован для Камира. Ср.: CR, VI/VII, 43, где жрецом этого культа назван „Пед[апа]тр, сын Филократея, по усыновлению же Дорофея". Это лицо встречается в должности демиурга Камира в списке камирских эпонимных демиургов: CR, VI/VII, 2в, 43; надпись научно обработана и переиздана Бенедиктсоном (J. Веnediktssohn. Chronologie de deux listes de prêtres Kamiréens. Kobenhavn, 1940, Kgl. Danske Videns-kabernes Selskab. Arch. Kunsihist. Meddeielser, II, 6, стр. 2; столб. А, II, 125 — надпись 155 г. до н. э.). Имя Педапатра должно восстановить в IG, XII, 1, 697. В связи с этим восстанавливаются и первые строки надписи, изданной Гиллером: вместо [ho deina Me]nētos следует читать — Digenētos; ср.: CR, VI/VII, 2в, 43.

234) Ср.: Селиванов, стр. 68.

235) Ср: IG, стр. 191. — F. Dürrbach et С. Radet. Inscriptions de la Pérée Rhodienne. BCH, X, 1906, стр. 245-246. Эрнст Мейер (Ernst Меуеr. Die Grenzen der hellenistischen Staaten in Kleinasien. Zürich-Leipzig, 1925, стр. 49) отмечает, что отсутствие свидетельств о ранней принадлежности этих районов Родосу является простой случайностью и что по аналогии с другими большими островами — Самосом, Хиосом, Лесбосом, Тенедесом — можно заключить о древности этих родосских владений.

236) Ср.: Dürrbach et Radet, BCH, X, 1886, стр. 245.

237) Ср.: L. Duchesne et M. Collignon. Voyage archéologique en Asie Mineure. BCH, I, 1877, стр. 362.

238) Ср.: SGDI, 4156.

239) Ps.-Aesch. 1.4.

240) Там же, IX.

241) CR, II, 1, 5-6. Ср.: SGDI, 4267. — BCH, XVIII, стр. 31, № 11 и стр. 395 сл. — VG, стр. 192.

242) Lind., II.

243) Ср.: ВСН, I, 1877, стр. 362. [294]

244) Установлено М. et N. Сhаviаrаs; см: Εφ. 1911, стр. 67 сл. Ср.: Е. Hula — Е. Szаntо. Bericht über eine Reise in Karien. SB Wiener Ak., 1895, CXXXII, стр. 33. — St. Bvz., s. v. Hygassos.

245) SGDI, 3785.

246) SGDI, 4332. — Hоlleaux, BCH, XVIII, стр. 390 сл.

247) Ps.-Aesch., Epist. IX; XII, 11.

248) St. Byz., s. v. Amos.

249) Ps.-Aesch., Epist. IX, II; ср.: IG, XII, 1, 56.

250) Ср.: Hiller, RE, Supplb. V, стр. 747.

251) Ср.: Maiuri, An.. IV/V, стр. 408 сл.

252) IG, XII, 1, 694. — SGDI, 4120.

253) Ernst Меуеr, Grenzen d. hellenist. Staaten, стр. 51. Это подтверждается уже цитированной нами надписью: SGDI, 4267.

254) Ср.: Hiller, Anhang über Tloer. Hermes, XXXVII, 1902, стр. 145. В Ликии Tlōcus или Tlōitai; ср.: Hiller, там же, стр. 146, прим. 2.

255) Dürrbach et Radet, BCH, X, стр. 246 сл.

256) Strab., XII.2.4.

257) Ср.: Maiuri, An., IV/V, стр. 414-415.

258) Ср.: М. et N. Chaviaras, ‘Εφ. 1507, стр. 212 сл.

259) ‘Εφ. 1911, № 52В, стр. 61: hoi katoikeimtes en Thyssanunti; встречается также: ho damos ho Thyssanuntiōn (там же, № 53, стр. 63; cp: ‘Εφ. 1907, № 6, стр. 212).

260) Cp: ‘Εφ. 1911, № 56, стр. 63. Чтение удостоверяется наличием культа Афины Камириды: IG, XII, 1, 786, строки 6-7.

261) Ср.: ‘Εφ. 1907, № 9. стр. 214.

262) Там же (SGDI, 4139); ‘Εφ. 1907, № 13, стр. 216,1 (SGDI, 4288); № 13, 3 (NS, 491); №13, 9 (SGDI, 3773, 3843. — IG, XII, 1, 938. — NS, 44); 13, 9 (SGDI, 4123, 9-10; NS, 461. — CR, VI/VII, 50, 8).

263) Ср.: ‘Εφ. 1907, стр. 217.

264) Ср.: ‘Εφ. 1911, № 59, стр. 65.

265) ‘Εφ. там же, стр. 66-68. — An., IV/V, стр. 410-412.

266) ‘Εφ. 1911, № 70, стр. 68; ср.: SGDI, 3771, строка 4 и ‘Εφ. № 69.

267) An., IV/V, № 37, стр. 482 сл.

268) Ср. ‘Εφ. 1911, стр. 58. Отождествление впервые было сделано Бентом: J. Т. Веnt. Discoveries in Asia Minor. JHS, IX, IStS, стр. 83.

269) Ср.: Hiller, RE, Supplb. V, стр. 753-754.

270) Ср. ‘Εφ. 1911, № 17, стр. 52 сл. и № 18, — CR, VI,VII, 49, стр. 429-430; II, 1, стр. 169.

271) Ср.: Chaviaras u. F. Hiller. Inschriften von Syme, Teutlussa o. Rhodos. ÖI, VII, Wien, 1904, стр. 84 сл.

272) IG, XII, 3, Suppl., № 1269. — D. Chaviaras — E. Hula. Inschriften aus Syme. ÖI, V, 1902, стр. 17 сл.

273) IG, XII, 1, 259-60. — SGDI, 3918-3919. — NS, 418-420.

274) IG, XII, 1,259. —VG, стр. 221. — NS, 418-420.

275) Ср.: Lind., II, 2, стр. 848-849.

276) IG, XII, 1, 732. — SGDI, 4137.

277) An., IV/V, стр. 405.

278) U. Коеhlеr. Urkunden u. Untcrsuchungen — Geschictite d. Delischattischen Bundes. Abh. Berl. Akad., 1869, стр. 185.

279) Т. А. В. Spratt. Rernarks on the Dorian Peninsula and Gulf with Notes on a Temple of Latona there. Archaeologia, XLIX, 1886, стр. 351 сл.

280) Cp: CR, II, 10, 1-4.

281) An., IV/V, стр. 403 сл.

282) St. Byz., s. v.; Euthenae: Pomp. Mel., I.84. Eutane Plin., NH, V.107; ср.: Bürchner, RE, VI, стр. 1497-1498. [295]

283) Ср.: Ch. Diehl — G. Соusin, BCH. X, 1886, стр 423 сл. — An. IV/V, стр. 378 сл., 478 сл. — St. Byz., s. v. — CIA, I, 256 (афинский податной список).

284) Xen., Hell., II.1.15.

285) An., IV/V, стр. 479 сл., № 33.

286) St. Byz., s. v. — Diehl — Cousin, BCH, X стр. 428 сл.

287) An., IV/V, стр. 369 сл. и 477.

288) IG, XII, 1, 1036. — SGDI, 4324; ср.: SGDI, 3879 и 4269. — Hiller, ÖI, XVI, 1893, стр. 102 сл., 247 сл.

289) Diehl-Cousin, BCH, X, стр. 430, №№ 6 и 7. — An., IV/V, № 30, стр. 477.

290) Ср.: An., II, 107. Однако в I в. до н. э. Идима, кажется, вновь стала независимой, хотя попрежнему оставалась в сфере родосского влияния; ср. надпись (An., IV/V, № 29, стр. 477), где Афанагор обозначен, как «родосец».

291) Ср.: Bürchner, RE, XI, 1922, Kyllandia и Kyllandos, стр. 2453.

292) W. R. Paton and J. L. Myres, Karian Sites and Inscriptions, I, № 15. — JHS, XVI, 1896, стр 221. Ср.: Ernst Meуеr, Grenzen d. hellenist. Staaten..., стр. 52.

293) Strab., XIV.2.2 и 3.2.

294) Ср.: W. Arkwright. The Frontier of Lycia and Caria. JHS, XV, 1895, стр. 94-95. — Е. Кalinka. Zur historischen Topographie Lykiens, ÖI, III, 1900, Beibl., стр. 43-44. — An., IV/V, стр. 422.

295) Отсюда в древних источниках и разногласия между отнесением ее то к Карии, то к Ликии; иногда даже создают две Дедалы — ликийские и карийские. Ср.: St. Byz., s. v. — Kalinka, ÖI, 1900, стр. 49-50.

296) Liv., XXXVII.22: parva castella. — Plin., NH, V.27, 103: oppidium. — Ptolem., V.5: Daidala topos.

297) An., IV/V, стр. 422.

298) Впервые издана Девисом: G. Dаviеs. Greek Inscriptions from Lycia, JHS, XV, 1895, № 3, стр. 101; ср.: ТАМ, II, 1, стр. 53, № 163. — Ernst Meуеr, Grenzen d. hellenist. Staaten, стр. 53.

299) Ср.: М. Holleaux. Notes sur l'épigraphie et l'histoire de Rhodes. BCH, XVII, 1893. стр. 52 сл.

300) Ernst Meуеr, Grenzen d. hellenist. Staaten, стр. 53.

301) Arkwright, JHS, XV, стр. 96.

302) ТАМ, I (в конце издания). У Стефана Византийского дано со ссылкой на Артемидора: Krya, polis Lykias (St Byz., s. v.) и, по-видимому, как предполагает с большой долей вероятности Эрнст Мейер (Ernst Meyer. Grenzen d. hellenist. Staaten, стр. 53) на основании анекдота, сообщенного Плутархом (Plut., Moralia, p. 246 D) и свидетельства Полиена (Polyaen, VIII.64) — Kryassos, polis Karias. Ср. и Arkwrighi, JHS, XV, стр. 96). Однако с полной достоверностью город Kryassos не засвидетельствован. Пс.-Скилак (GGM, I, 99) помещает в Карий предгорье Kryassos (Krasos). Кёлер (Коhler, Abh. Berl, Ak., 1869, стр. 188) ошибочно отождествляет Krya афинского податного списка с Kryassos. Ср.: Bürchner, RE, XI, 1922, стр. 20-30. — VG, стр. 220.

303) Ср., например, SGDI, 3890: муж — Халкет, жена — Kryassis; 3932: муж — Кедреат; в надписи с о. Симе (ÖI, VII, № 11, стр. 89) — Kryasseus; кроме того, представители этого дема часто встречаются в надписях о. Родоса. В одной из родосских надписей I в. до н. э. (CR, II, 6, строка 23, стр. 178) некий Эпикратид, сын Евхаона Криассеец является поручителем за метека.

304) Ср.: Arkwright, JHS, XV, стр. 95. — An., IV/V, стр. 422-424. Остатков города в предполагаемой Krya не обнаружено; налицо [296] лишь значительная группа погребений, одно из которых с карийской надписью.

На о. Терсане обнаружены остатки незначительиой античной крепости и эллинистической гробницы. На о. Иерониси — остатки бани императорского периода и византийской сторожевой крепости.

305) GGM, I, 99. Подробнее о самом острове см. в главе этой книги, посвященной Ликии.

306) Самостоятельный чекан монеты на Мегисте Хэд (Неаd, стр. 634-635) допускает лишь под вопросом. Следуя Имхуфу, он считает возможным, что монеты с надписями „МЕ", „NI" и „ЕГ" чеканились на Родосе, и эти начальные слоги обозначали бы в таком случае имена магистратов Родоса. Ср.: Ноlleaux, ВСН, XVII, стр. 52 сл. — SQDI, 4330-4334.

307) Амнистии — Hiller, IG, XII, 1, стр. 10. — VG, стр. 221. Евриады — Гиллер без колебаний считал это имя именем дема еще в ранней статье, ср.: Bulidai, RE, Hlbb. V, 1897, стр. 1045 — VG, стр. 222; Якопи (Jасорi, CR, II, 7, строка 3, стр. 180-182) все же колебался — не считать ли „Евриады" названием патры, несмотря на NS, 59. В надписи, изданной Маюри (А. Mauri. Nuovi supplementi al „Corpus" delle Iscrizioni di Rodi, An., VIΙΙ/IX, 1929, 2, строки 20-21, стр. 317) среди имен, сопровождаемых демотическими определениями, встречается и Eu[riada]s. Но эта надпись, повидимому, ускользнула от внимания Якопи. Нассии — имеется лишь одна надпись: SGDI, 3941. — IG, XII, 1, 290. Селиванов (Селиванов, стр. 104-106) робко сближал Nassios (от Nassos — Nasos) с камирской надписью: [eptās] chōrās tās en TANASSŌI [en tāi Nassōi?].

308) CR, II, 8, стр. 183-184.

309) VG, стр. 194.

310) An., IV/V, стр. 482 сл.

311) Остров Халкея позже вошел в состав общин Линда; ср. камирское постановление о ктенах. Острова Нисир и Касос в гомеровском каталоге кораблей рассматриваются как косские (Il., II.676). В период после родосского синойкизма оба эти острова входили в состав Родоса; поскольку Касос входил в область Линда, а Нисир в область Камира, можно думать, что их включение в состав родосских общин произошло до синойкизма (может быть в течение V в. до н. э.).

312) Описание современного Телоса и сохранившихся античных остатков см.: J. Т. Веnt. The Islands of Telos and Karpathos. JHS, VI, 1885, стр. 233. L. Ross, Reisen auf griech. Inseln, IV, стр. 42. — R. M. Dawkins and F. W. Hasluсk. Notes from the Sporades: Astypalea, Telos, Nisyros, Leros. BSA, XII, 1905—1906, стр. 159 сл.

313) Theophr., Hist. plant., VIII.2.9 (оттуда — Plin., NH, XVII.31).

314) Strab., X.5.15. — GGM, I, 99, где псевдо-Скилак называет родосскими Халкею, Телос, Касос и Карпаф.

315) Strab., X.5.17. — GGM, 1, 99, где псевдо-Скилак называет Карпаф „трехградным островом".

316) Diod., V.54.4.

317) R. M. Dawkins. Notes from Karpathos. BSA, IX, 1902—1903, стр. 181. — Ср.: Е. Manоlakakis. Karpathiaka. Athens, 1890, стр. 7 сл.

318) Ср.: Dawkins, BSA, IX, стр. 201.

319) Ср.: Bent, JHS, VI, стр. 235 сл.

320) Ср: Dawkins, BSA, IX, стр. 202. — Manolakakis, Karpathiaka, стр. 64.

321) На это указывает и местонахождение надписей с упоминанием ктены и дема в районе залива Пигадии. [297]

322) Ср.: IG, XII, 1, 978. — SGDI, 4292.

323) IG, XII, 1, 977.

324) Ср.: там же 994-995, 1029, 1032 и др.

325) Там же, 1031-1033, 1035-1036.

326) Там же, 1039-1040.

327) Там же, 1035.

328) Затруднение, однако, остается. В районе Палатии до сих пор были найдены только остатки построек феодального периода.

329) Ср. две надписи императорского времени (IG, XII, 1, 1010 и 1011). Однако в обоих случаях речь идет о представителях низшего сословия (о рабах), и имя острова здесь обозначает лишь место их рождения.

330) Ср.: IG, XII, 1, 997-998.

331) Ср.: там же, 1033.

332) Ср.: там же, 997.

333) Ср.: IG, XII, 1, Suppl., 243-244.

334) Od., XIX.176.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. С. Шофман.
История античной Македонии

С.Ю. Сапрыкин.
Религия и культы Понта эллинистического и римского времени

Татьяна Блаватская.
Ахейская Греция во II тысячелетии до н.э.

Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл.
Гомеровская Греция. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru