Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 37. Кто были выдающиеся атеисты России?

Уже в эпоху феодализма, когда в обществе господствовала религиозная идеология, в народных массах возникают атеистические взгляды. Свое выражение на первых порах они находят в еретических движениях. Наиболее известной была Новгородская ересь (конец XV века). В XVI веке монах Феодосий Косой публично отрекся от монашества и пытался доказать невозможность потусторонней жизни и бессмертия души. Другой вольнодумец, Матвей Башкин, отрицал главные христианские догматы о первородном грехе и искуплении, критиковал связь церкви с крепостничеством.

Украинский вольнодумец Стефан Лован пропагандировал неверие в святую троицу, не признавал Христа сыном божьим, утверждал, что в мире все не от бога, а само по себе.

В разной форме атеистическая мысль постоянно проявлялась в России в различные периоды ее истории. Большой вклад в развитие атеизма в XVIII веке внесли А. Н. Аничков (1733—1788), Н. И. Новиков (1744—1818). К концу XVIII века относится деятельность Д. Е. Тверитинова, разоблачавшего христианские догматы.

Зачинателями научного атеизма в России были Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Николаевич Радищев. Осуждение религии у М. В. Ломоносова особенно ярко проявилось в его материалистических взглядах на природу. Он неоднократно подчеркивал несостоятельность религиозного объяснения явлений природы. Открытый же им закон сохранения материи нанес уничтожающий удар по религиозному мировоззрению. В сатирическом стихотворении «Гимн бороде» М. В. Ломоносов подверг критике мракобесие и тупость духовенства. Это выступление было настолько дерзким, что священный синод потребовал публичного уничтожения стихотворения.

Непримиримость к религии А. Н. Радищева хорошо выражена в его оде «Вольность», первом произведении русской революционной поэзии:

Власть царска веру охраняет,

Власть царска веру утверждает,

Союзно общество гнетут.

Одно сковать рассудок тщится,

Другое волю стерть стремится,

«На пользу общую», — рекут.


На Украине в это время значительную роль в развитии атеистических взглядов сыграл известный украинский философ Г. С. Сковорода (см. вопрос № 38). Материалистическую линию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева продолжали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, которые во многих вопросах пошли дальше буржуазных атеистов Запада.

В условиях царизма, жестокого преследования прогрессивной мысли и строжайшей цензуры открыто критиковать религию и церковь было почти невозможно. Тем не менее русские мыслители-атеисты в своих трудах смело критиковали религиозное мировоззрение, доказывали его несовместимость с наукой.

В отличие от французских буржуазных материалистов, адресовавших атеизм узкому кругу людей, характерной чертой их атеизма было обращение к широким массам.

В то же время русские мыслители-атеисты не смогли преодолеть ограниченность старого домарксового атеизма.

Под влиянием великих русских мыслителей И революционных демократов развивалась атеистическая мысль у других народов России. Т. Г. Шевченко и И. Франко на Украине, философ М. Л. Налбандян в Армении, философ-поэт Мирза Фатали Ахундов в Азербайджане, ученый-просветитель Ч. Ч. Валиханов в Казахстане, писатель И. Г. Чавчавадзе в Грузии и многие другие внесли большой вклад в развитие передовой атеистической мысли.

Самодержавие и церковь преследовали атеистов. Атеистические высказывания именовались в царских законах богохульством и сурово карались.

По царскому указу 1684 года людей, не ходивших в церковь, не принимавших причастия и не пускавших в дом священника, подвергали пыткам, а не раскаявшихся сжигали на костре. Законы Петра I предусматривали за атеистические высказывания смертную казнь с предварительным прижиганием богохульнику языка раскаленным железом. Пытки, наказания кнутом, ссылки на каторжные работы за отрицание религии применялись почти до последних дней царской власти.



Литература:
Григорян И. Курс лекций по истории атеизма. М., Мысль, 1970.
Персиц М. Атеизм русского рабочего. М., Наука, 1965.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Аллен.
Opus Dei

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru