Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 3. Как и почему возникла религия?

Итак, первые религиозные представления у людей появились около 50—100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся захоронения первобытных людей, но также и их рисунки на стенах пещер. По ним можно судить, что наши далекие предки приписывали сверхъестественную силу явлениям природы, растениям и животным. Они поклонялись солнцу, земле, луне, ветру, дождю, огню, грому, молнии, морям, рекам и озерам. Чтили медведя, волка и других животных, считая их своими предками, родоначальниками человеческих родов — тотемами. Верили, что тотемы покровительствуют роду, если род их чтит и обращается к ним за помощью. Позднее возникли представления о душе, добрых и злых духах, о богах.

Жизнь древних людей была очень тяжелой, полной опасностей и лишений. Борясь за существование, человек осваивал природу, приручал животных, учился земледелию, искусству охоты. Но путь этот был трудным и мучительным. Человеку нередко угрожала смерть от голода и ран, полученных на охоте, от многочисленных болезней.

Река, служившая средством передвижения, источником питания (рыболовство), вдруг выходила из берегов, затопляла его жилище, посевы. Небо, дававшее человеку свет и тепло, обрушивалось на него ливнем и градом. Лес, служивший кровом, загорался и уничтожал все вокруг. Почему это происходит, какие силы действуют? На эти вопросы древний человек ответить не мог. Эта беспомощность человека перед природой и порождала веру в сверхъестественные силы, которые якобы могут делать добро и зло. От них человек ждал помощи. На них пытался воздействовать усиленными просьбами, колдовством, жертвоприношениями.

Бессилие человека перед природой и было основной причиной возникновения первых религиозных представлений, первобытной религии, которая существовала в форме фетишизма, тотемизма, магии, колдовства, веры в существование души отдельно от человека. Основной причиной, но не единственной. Ведь и до этого человек был бессилен перед природой еще. в большей степени, но религия не возникала. Дело, очевидно, в свойствах человеческого мышления, в степени его развития. Пока человек не осознал своего бессилия перед природой, она не пугала его, не порождала в его мозгу фантастических представлений.

Осознавать свое бессилие перед природой человек стал лишь тогда, когда его мозг приобрел способность к отвлеченному мышлению, мышлению понятиями, которые в процессе рассуждений могут быть оторваны от реальных вещей и явлений и ошибочно представлены как реально существующие. Так человек домышлял мир сверхъестественный, мир духов, богов, которые якобы реально существуют. Причиной возникновения у человека ложных понятий явилось чувство слепого страха перед силами природы. До сих пор существует поговорка: «У страха глаза велики».

Народ правильно подметил, страх уродует сознание человека, затрудняет познание мира. Страх мешает верующему человеку проверять свои понятия, сообразуя их с действительностью.

Свои собственные свойства человек переносил на природу, а затем обособлял их в образах духов, ботов, которые жили в его сознании подобно людям. Так, например, когда при первобытно-общинном строе на определенном этапе его развития появляются бедные и богатые и исчезает равенство, духи тоже начинают делиться на более сильных и более слабых.

Таким образом, отвлеченное мышление таит в себе и возможность возникновения ошибочных религиозных представлений, появляющихся от страха и бессилия перед природой. Эти причины возникновения религиозной веры В. И. Ленин назвал «гносеологическими корнями религии». (Гносеология — теория познания).

Однако раскрытие гносеологических корней религии еще не дает в полной мере ответа на вопрос: почему человеческие заблуждения принимают религиозную форму? Ведь не всякая ошибка познания приобретает характер религиозной иллюзии. Многие ложные представления древности были успешно преодолены человечеством по мере развития науки и практики.

Значит, религиозная вера питается не только ошибками и трудностями познания. Она превращается в религиозное верование лишь при условии, если люди нуждаются в подобных верованиях.

Выше уже говорилось о зависимости человека от природы. Но только ли перед природой был бессилен человек? С изобретением металлических орудий труда он уже стал меньше ее бояться, и можно было бы предположить, что религия, порожденная бессилием человека перед природой, должна была бы исчезнуть.

Так оно, возможно, и произошло бы, если бы на определенном этапе развития не возникла частная собственность, а затем и классы. С появлением классов — рабов и рабовладельцев, а затем — крепостных крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов — беспомощность человека перед природой сменялась бессилием трудящихся перед классом эксплуататоров. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,— говорил В. И. Ленин,— так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду»3. Социальные условия, которые порождают и воспроизводят извращенные, религиозные верования, шин называет социальными корнями религии. «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии»4,- писал В. И. Ленин.

В социалистическом обществе, где ликвидированы частная собственность, эксплуатация человека человеком, подорваны глубокие социальные корни религии.



3Ленин В. И. Полн. соб. соч., т. 12, с. 142.
4Ленин В. И. Полн. соб. соч., т. 17, с. 419.

Литература:
Бутинова М. Как возникла религия. М., Советская Россия, 1977.
Научный атеизм. М., Политиздат, 1975.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Джон Аллен.
Opus Dei

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация
e-mail: historylib@yandex.ru