Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 44. Каковы задачи советских атеистов?

Религия в советском обществе находится в кризисном состоянии. Налицо массовый атеизм советских людей, господство материалистического мировоззрения. Налицо кризис религиозной идеологии, религиозного сознания, который носит объективный характер.

Антикоммунисты не брезгают никакими средствами в попытках «доказать», что массовый атеизм в стране вызван будто бы гонениями на церковь, верующих. Но у лжи, как известно, короткие ноги. Известно, что Конституция СССР гарантирует гражданам Советского Союза право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (см. вопрос 87).

Главной причиной падения религиозности в нашей стране являются успехи коммунистического строительства, в котором активно участвуют широкие массы трудящихся. Решающим фактором переубеждения верующих является социалистический образ жизни, приобщивший миллионы людей к богатствам науки и культуры.

Наряду с этим, одним из важнейших факторов преодоления религиозности населения является атеистическое воспитание, которое является составной частью коммунистического воспитания.

В стране успешно осуществляется продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая предусматривает: комплексное использование всех средств и каналов идейного воздействия на людей; применение в процессе воспитания самых различных форм и методов идеологического воздействия; привлечение для этой цели всех без исключения организаций и учреждений, занимающихся коммунистическим воспитанием трудящихся. Важным принципом системы является дифференцированный подход к различным группам населения и отдельным лицам.

XXV съезд КПСС четко определил задачи идеологической работы, которые в полной мере касаются и научно-атеистического воспитания. «Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому мы можем добиться повышения ее эффективности. Это — комплексный подход к постановке. всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся»29. Отсюда важность взаимосвязи атеистического воспитания с политическим, трудовым, нравственным и интернациональным воспитанием.

Современный этап атеистического воспитания трудящихся требует прежде всего глубокого научного подхода к преодолению религии. Сейчас особенно актуально ленинское требование: «Борьбу с религией поставить научнее»30.

В свете этого большое значение имеет научный анализ причин сохранения религиозных пережитков в нашем обществе, выявление всех каналов воспроизводства религиозных представлений, выяснение, как и почему у отдельных лиц и групп населения возникает потребность в религии. Большую роль в этом играют конкретные социологические исследования, помогающие выяснить степень и причины религиозности отдельных групп населения в том или ином городе, районе, селе, коллективе и дающие обстоятельные данные о характере религиозного сознания.

Опыт многих коллективов Одесской области говорит о том, что вовлечение верующих в производство значительно облегчает их атеистическое воспитание, помогает им убедиться, что счастье на земле создается их руками, без «божьей» помощи.

В атеистическом воспитании неработающих большую роль играют расширение их социальных связей, чуткость и внимание к людям.

Как подчеркивалось выше, живучесть религиозных пережитков во многом объясняется привлекательностью эстетико-эмоционального фона, на котором проходит богослужение. Это важное обстоятельство нужно учитывать в практике атеистической работы. Речь идет о создании и широком внедрении в быт новых безрелигиозных праздников и обрядов.

Сейчас одна из основных задач атеистов — ликвидация воспроизводства религии в новых поколениях. Вопрос о религиозности детей, подростков, юношества— это вопрос о жизни и смерти церкви. Она умрет окончательно, если ей не удастся овладеть душами подрастающего поколения. Отсюда — особое значение атеистического воспитания молодежи в учебных заведениях и на производстве. Особое внимание необходимо уделять воспитанию детей из религиозных семей, созданию всех необходимых условий для формирования у подрастающего поколения стройного научного мировоззрения, устойчивых атеистических взглядов и убеждений.

Повседневной серьезной заботы требует и атеистическое воспитание женщин, ибо они составляют основную массу верующих — до 70—80 процентов.

Важнейшее требование к атеистической работе на современном этапе — воспитание непримиримости к проявлениям всех видов буржуазной идеологии. Религия занимает немалое место в планах антикоммунизма. Поэтому научный атеизм, его пропагандисты должны развенчивать фальсификаторов положения религии и церкви в СССР, разоблачать попытки под видом религиозной пропаганды распространять буржуазную идеологию (см. вопрос 73).

Особо следует обратить внимание на выбор средств, методов и приемов в борьбе с религиозной идеологией. «Бороться с религиозными предрассудками,— подчеркивал В. И. Ленин,— надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства»31. Уважение чувств верующих, их законных прав, недопустимость административного давления на них — залог успеха в атеистической деятельности. «Не могут быть терпимы и нарушения прав личности, ущемление достоинства граждан,— говорил товарищ Л. И. Брежнев. — Для нас, коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, это — дело принципа»32.

В обществе, где господствует научное материалистическое мировоззрение, на первый план должно выступать раскрытие конструктивной жизнеутверждающей роли атеистических взглядов, опирающихся на современную науку и культуру. Сегодня особенно важно, не ограничиваясь критикой религии и ее идеологии, со всей силой показывать все богатства научного мировоззрения, позитивную роль атеизма как глубоко оптимистического жизнеутверждающего учения, подчеркивать его гуманистическую природу.

Утверждать советский образ жизни, формировать марксистско-ленинскую убежденность, обогащать мировоззрение людей новейшими достижениями науки, вооружать их глубиной понимания проблем современности — вот главная задача атеистического воспитания как составной части идеологической работы партии в условиях сегодняшнего дня.



29Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 74.
30Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 440.
31Ленин В. И. Поли собр. соч., т 37, с 186
32Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1972, с. 81.

Литература:
Коновалов Б. К массовому атеизму. М., Наука, 1974.
Окулов И. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. М., Политиздат, 1976.
Павлюк В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов, Высшая школа, 1976.
Сапрыкин В. Рука доброго друга. М, Политиздат, 1976.
Формирование мировоззрения нового человека. Киев., Политиздат, 1977.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств
e-mail: historylib@yandex.ru