Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 45. Какой представляют Вселенную религия и наука?

Религиозное представление о Вселенной очень примитивно: Вселенная — порождение бога. Это — «небесный верх» и «земной низ», отличающиеся друг от друга тем, что земля — греховна, а небо — праведно. На земле живут грешные люди, а на небе — души праведников, святые, ангелы, сам бог.

Библия рисует Вселенную как «твердь небесную», что висит над Землей. На ней укреплены звезды и месяц. Через дыры в этой тверди идет дождь. На ней же размещен весь «тот свет», где обитают небожители.

Приблизительно так изображают картину мира и «священные» книги других религий.

Со временем христианская религия приняла на свое вооружение так называемую геоцентрическую систему строения мира. В соответствии с ней центром мироздания является Земля. Она недвижима. А вокруг нее перемещаются небесные светила — Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. За ними размещаются недвижимые звезды, а потом уже — «Эмпирей», жилище блаженных.

Эта система, по мнению богословов, является веским аргументом в поддержку религии. Ведь, утверждают они, бог именно созданную им Землю сделал предметом своего исключительного внимания и поселил на ней человека, именно на нее он послал своего сына для искупления грехов, именно на Земле со временем будет тысячелетнее царство. За все это человек должен быть бесконечно благодарен богу.

Изучение природы свидетельствует, что не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, закономерно развивающегося во времени и пространстве. В мире нет никаких сверхъестественных, нематериальных сил, все, что в нем существует, порождено движущейся материей.

Дерзким вызовом богословию, положившим начало перевороту во взглядах на мироустроение, как известно, стало учение польского астронома Николая Коперника (см. вопрос 34), согласно которому центром для Земли и других небесных тел является Солнце, а вокруг него на огромном расстоянии вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, а также множество комет и метеоритов.

Само Солнце в 1 300 000 раз больше Земли, а расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров. Закон всемирного тяготения удерживает планеты на их околосолнечных орбитах.

Но и солнечная система не является центром Вселенной. Наука доказала, что многие звезды — такие же светила, как Солнце, и являются центрами других систем, совокупность которых составляет Галактику, объединяющую около 150 миллиардов звезд.

Но и сама Галактика — лишь составная часть грандиозной системы звездных систем, которая называется Метагалактикой и по своему объему бесконечна.

Таким образом, научная картина мира ничего общего не имеет с существующим религиозным представлением о Вселенной. Понимая это, богословы ищут новые возможности для поддержания своей несостоятельной, примитивной теории, пытаясь с помощью казуистических методов приспособить открытия науки для объяснения божественного начала мира.

Следует подчеркнуть, что картина нашей Вселенной далеко не окончательна. То что сегодня кажется нам всеобъемлющим знанием о каком-то явлении, завтра может стать частным случаем какой-то более общей теории. Это не значит, что наука не дает нам достоверных знаний. Но в то же время одна из принципиальных особенностей науки состоит в ее постоянном движении вперед по пути расширения имеющихся знаний. Поэтому в науке всегда есть и будут какие-то неясные проблемы, на которые она, естественно, в определенный период не может дать окончательного ответа. Так обстоит дело с объяснением Вселенной.

Богословы часто спекулируют на этом, утверждая, что-де в отличие от науки, которая не может дать завершенную картину мира, религиозное откровение всегда является истиной.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что «истина» религии обрекает тех, кто в нее верит, на слепое поклонение недоказуемым догмам, в то время как неполнота научных знаний является обязательным условием вечного движения от незнания к знанию.

Понимая, что открытой борьбой против науки в наш век можно лишь оттолкнуть людей от религии, богословы ищут ныне всякие обходные пути, так называемые наукообразные формы, чтобы спасти религию.



Литература:
Комаров В. Человек и тайны Вселенной. М., Мысль, 1966.
Урсул А., Школенко Ю. Обитаемая Вселенная. М., Знание, 1976.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Джон Аллен.
Opus Dei

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня
e-mail: historylib@yandex.ru