Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 58. Почему суеверные люди боятся черной кошки?

Черная кошка перебежала дорогу — быть неприятности, рассыпал соль — быть ссоре, левый глаз чешется — плакать, правый — радоваться. Есть еще много подобных нелепых предсказаний. Все это — суеверия. Они имеют прямое отношение к религии, так как, по существу, являются остатками первобытных религиозных верований. Ведь это та же вера в существование сверхъестественных сил, которая характерна для всякой религии.

В древние времена с черным цветом люди связывали многие неприятности. Черное, темное (ночь, лес, пещера, небо и т. д.) было символом зла и опасности. Отсюда и пошли представления о приносящих несчастье черном вороне, черной кошке.

В старину верили, что рассыпанная соль неминуемо ведет к ссоре. И это объяснимо. Соль в те времена была продуктом дорогим, и, естественно, рассыпанная соль могла быть причиной ссоры.

В древности считалось, что каждый человек имеет своего «ангела-хранителя», находящегося около человека справа, и «беса-искусителя» — слева. Вот поэтому суеверные люди считают, что все, исходящее справа, приносит радость: правый глаз чешется — радость, правая ладонь — деньги получать. И наоборот: если левый глаз чешется — плакать, левая ладонь чешется—деньги отдавать.

Причины возникновения суеверий различные: незнание, неумение объяснить явления природы, результат определенных экономических условий, страх и т. п. Причины эти давно забыты, а нелепые суеверия еще живут, передаваясь из поколения в поколение. К. Маркс в свое время подчеркивал, что традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

Одна из причин веры в приметы — избирательность памяти. У человека случилась неприятность без встречи с черной кошкой или была какая-то радость после встречи с черной кошкой — все это проходило без внимания, не фиксировалось памятью. А вот, когда кошка и неприятность совпадали,— это обязательно запоминалось.

Овладение научными знаниями, раскрытие законов, но которым развиваются природа и общество,— путь, который ведет к преодолению суеверий.



Литература:
Мезенцев В. Наука против суеверий. М., Знание, 1975. Парнюк М. Народні прикмети і передбачення К., Науко» ва думка, 1975.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

М. С. Беленький.
Что такое Талмуд

Джон Аллен.
Opus Dei

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru